КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Л. Особенности дидактических процессов 2 страница
Именно поэтому особую значимость приобретает конкретно сформулированная и общепризнанная цель преподавания физической культуры. Цель учебного предмета определяет параметры ожидаемого результата; обусловливает формирование соответствующего содержания образования и совместно с последним порождает такие дидактические процессы, которые своим функционированием гарантируют перевод содержания образования в элементы структуры личности и достижение результатов преподавания физической культуры. Цель предмета объединяет в целое ранее разрозненные и недостаточно взаимосвязанные составляющие научно-методических основ школьной физической культуры. Цель предмета «Физическая культура» — выполнение функции системообразования, диагностирования конечных, этапных, промежуточных и текущих результатов учебно-воспитательного процесса, управления образованием, воспитанием и развитием учащихся, мотивации деятельности преподавания и учения, их взаимодействие с тенденцией на взаимосодействие учителя и учащихся. Учителя физической культуры испытывают затруднения в вопросах анализа целевого компонента педагогической системы преподаваемой дисциплины. Во-первых, они не могут конкретно сформулировать цель предмета. В качестве таковой считают «укрепление здоровья учащихся», «повышение уровня физической подготовленности», «воспитание всесторонне развитых людей», «гармоническое развитие школьников», «развитие двигательных качеств», «развитие двигательных способностей», «физическое совершенствование учащихся» и т. п. Разноаспектность в толковании цели предмета «Физическая культура» свидетельствует, с одной стороны, о широте возможностей данной учебной дисциплины воздействовать на развитие личности учащейся молодежи, что в принципе общепризнано, с другой — о значительных пробелах в формировании целеполагающего компонента педагогической деятельности учителя. Обоснованность этой позиции подтверждается такими затруднениями учителей физической культуры, как формулирование цели школьного звена национальной (общероссийской) системы физического воспитания и неумение дифференцировать ее по формам организации физического воспитания учащихся образовательных школ. Есть основание полагать, что последнее и есть один из основных субъективных факторов, обусловливающих недостаточную эффективность учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе. Данное предположение подтверждают исследования сформированное™ и характера проявления на практике частнодидакти-ческих умений учителей физической культуры. Во-первых, документы перспективного (годового) и оперативного (на семестр, триместр, четверть) планирования не содержат конкретно сформулированных целей учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Во-вторых, установлена преемственность учебного материала, содержащегося в документах перспективного, оперативного и текущего планирования. Вместе с тем обнаружены значительные, в большинстве случаев не совпадающие с плановыми расхождения между мнимой целью учебной деятельности педагога, на которую он якобы ориентировался в учебном году или его периодах и реальными результатами, достигнутыми в конце соответствующих циклов педагогической деятельности. В-третьих, содержание, средства, методы обучения, формы его организации слабо взаимосвязаны с теми целями предмета, на которые указывали учителя в ходе анкетного опроса и бесед. Причины, обусловившие эти дидактические затруднения, связаны со скудностью конкретной информации в учебниках и учебных пособиях по обсуждаемой проблеме. Информация представлена с акцентом на формирование и закрепление знаний о значимости физической культуры для реализации идеологических установок государства в подготовке подрастающего поколения к трудовой и оборонной деятельности. Действительно, важно актуализировать социальный заказ государства в области образования и физического воспитания для будущих специалистов физической культуры. Вместе с тем у будущих педагогов физической культуры необходимо формировать умение описывать общественные цели обучения и воспитания в терминах педагогики. Здесь нужны умения перевода социального заказа общества в педагогическую цель по конкретному учебному предмету. До настоящего времени все еще нет единых общепринятых подходов к описанию и конкретизации обсуждаемых целей. Конечной целью физического воспитания населения страны в большинстве формулировок целей национальных систем физического воспитания называются формирование гармонически развитых людей, развитие отдельных сторон личности, формирование вида воспитанности или культуры подготовки к трудовой и оборонной я деятельности, развитие комплекса показателей психофизического состояния, подготовка к реализации политических притязаний правящих партий, оздоровление населения, физическое совершенство, удовлетворение потребности общества в развитии физических способностей, профилактика негативного воздействия внешней среды на организм человека и социальная адаптация личности, подготовка к службе Родине и семье, содействие индивиду в развитии его личностных качеств и т.д. Большинство формулировок целей национальных систем физического воспитания, содержащиеся в публикациях, учебниках и учебных пособиях, отличаются многоцелием и многозвенностью выражения конечных результатов. Все это существенно затрудняет осознание конечного результата функционирования национальной системы физического воспитания теми конкретными субъектами, усилиями которых эти цели должны быть достигнуты. У субъектов управления данным аспектом деятельности государства формируется представление о формальности целевой установки, ее нереальности, убеждение в необязательности ее достижения. Это порождает формализм в работе руководителей в области физической культуры и спорта. Абстрактность цели национальной системы физического воспитания на высшем уровне управления этим процессом обусловливает серьезные затруднения в определении целей ее звеньев, в частности школьного звена. 4.2. Цели предмета «Физическая культура» в национальных системах образования Российской Федерации Цель национальной системы, будучи выразителем социального заказа государства и общества в данной области и одним из основных источников целеполагания физического воспитания учащихся сферы общего образования, не может быть трансформирована в формы, допускающие их отождествление. Поэтому необходимо описание образовательных и воспитательных целей терминами педагогики. Уже упоминалось, что в разных концептуальных подходах к модернизации физического воспитания школьников предпринимаются попытки переосмыслить целевую ориентацию данного звена в плане перевода данной проблемы в русло разумного плюрализма, конкретности и реальности. Цель предмета «Физическая культура» была четко обозначена еще во временном государственном образовательном стандарте. Несмотря на это, цель учебного предмета продолжают отождествлять с целью школьного звена национальной системы физического воспитания. Обе цели взаимосвязанные, производные от целей более высокого уровня организации и функционирования национальных систем образования и физического воспитания. Первая, будучи производной от цели педагогического явления более широкого масштаба, не может быть описана в выражениях, допускающих ее идентификацию со второй. Требуется более углубленное исследование цели как категории дидактики школьной физической культуры. Цель изучается с разных позиций: как категория философии, как элемент системного познания явлений и предметов реальной действительности. Общепедагогическая интерпретация цели встречается в трудах отечественных ученых-педагогов. В теории и методике физического воспитания цель и целеполагание все еще не привлекли соответствующего их роли внимания ученых. Могут быть рассмотрено определение исходных понятий: цель национальной системы физического воспитания, цель звена национальной системы физического воспитания, цель формы организации физического воспитания (предмета «Физическая культура» и внепредметных форм), цель конкретного цикла учебно-воспитательного процесса (11 — 12-летнего), ступени школы, учебного года, его периодов, системы уроков, посвященных теме, урока физической культуры, т.е. научное обоснование понятийно-терминологического аппарата проблемы. Необходимо решить и такие вопросы, как роль, значение, место и функции цели в циклах технологии учебного процесса по данной дисциплине; обоснование требований к формулированию и конкретизации педагогической цели, разработка процедуры собственно целеполагания с определением его источников, взаимосвязей педагогических целей и задач по вертикали и горизонтали управления учебным процессом по физической культуре. Научно-теоретическая разработка обозначенных и других вопросов цели и целеполагания затруднена еще и тем, что цель школьного звена национальной системы физического воспитания не единственный детерминант цели предмета «Физическая культура» и других форм организации занятий по физической культуре в школе. Значимым источником целеполагания на этом уровне выступает цель общего среднего образования, ставшая предметом разногласий и дискуссий, поиска и обоснования новых ориентиров. Формирование всесторонне развитой личности с гармоническим сочетанием духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства традиционно рассматривались как цель общеобразовательной школы. Реформы социально-экономических и политических устоев государства и демократизация общественной жизни расширили диапазон суждений по проблеме. В этих условиях крайне важно разобраться в исходных понятиях и терминах, определить их сущность. Они настолько взаимосвязаны, что нельзя определить одно без выяснения сущности другого. Первое понятие — «цель национальной системы физического воспитания». Родовое понятие по отношению к предыдущему — понятие «цель воспитания». Попытки определить цель воспитания были предприняты еще А. С. Макаренко. Он писал: «Я под целью воспитания понимаю,. программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, т.е. характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания — решительно всю картину человеческой личности». Однако все еще не сформулировано общепринятое понимание признаков, отражающих сущность целей воспитания. Одни видят сущность цели воспитания в диагностично описанных параметрах личности. Другие — в идеализированных представлениях, отражающих целевую установку, предпочитают конкретизированные и персонифицированные описания педагогических целей. Третьи считают, что одним из инвариантных признаков цели служит образ будущего результата с описанием перечня знаний, умений, навыков и качеств личности, которые должны быть сформированы у воспитуемых в учебных заведениях конкретного типа. Очевидно, что в данном случае речь идет о целях воспитания, реализуемых на различных уровнях национальной системы образования. Цель такого уровня, как национальная система физического воспитания, не может быть чрезмерно конкретизирована, равно как и лишена информации об идеале личности. Полагаем, что под целью национальной системы физического воспитания следует понимать идеализированное представление об императивных1 парамет- 1 Императив (от лат. imperativus — повелительный) — требование, приказ, закон. pax социального заказа государства (общества) в сфере физического воспитания населения страны. Формулировка цели — носитель конкретной информации об обобщенных признаках структуры личности, которые должны быть сформированы в процессе функционирования системы физического воспитания во всех звеньях. Параметры личности указаны соответствующими этапу общественного развития, связанными с социальным заказом в сфере образования. Такая цель выражает идейную направленность национальной системы физического воспитания. Попытки полностью лишить цели таких сфер общественной жизни, как образование, физическая культура, спорт, их идеологической ориентации, предпринимаемые в настоящее время, могут быть впоследствии переосмыслены. Государство и общество не могут не использовать образование и физическую культуру для защиты своих национальных интересов. Отсюда формулировки цели отечественной системы физического воспитания, когда конечный ее результат связывают с достижением физического совершенства человека как одной из сторон гармонии его личности, корректны. По мере перемещения вниз по вертикали иерархии целей данная цель конкретизируется в соответствии с особенностями звеньев национальной системы и становится для них основным источником целеобразования. Информация для целеобразования на уровне национальной системы исходит из общественной системы государства, из социального заказа. Цель школьного звена национальной системы физического воспитания определяется как педагогически детерминированное (определяемое) представление о социально обусловленных инвариантных признаках результатов, на достижение которых ориентирован процесс физического воспитания учащихся общеобразовательных школ (учреждений общего образования). Формулировка собственно цели данного уровня организации физического воспитания населения страны требует: - ее связи с целевыми установками национальных систем образования и физического воспитания; - диагностичности; - деятельностного подхода; - возможности дифференцирования на цели форм организации физического воспитания школьников; - конкретности, обусловливающей однозначность восприятия и осознания субъектами ее реализации (учителями, руководителями органов образования и физической культуры). Возможной формулировкой цели школьного звена могло быть обеспечение должного уровня физического совершенства учащихся общеобразовательных школ. При этом важно знать параметры «должного уровня», на достижение которого ориентирован про- цесс, для диагностики и управления им. Другой реальной для достижения и корректной целью может быть формирование физической культуры личности учащегося. Обе цели, на наш взгляд, реальны для достижения в результате взаимосвязанной работы на уроках физической культуры и во внеурочных формах организации физического воспитания школьников. Целевая ориентация форм организации физического воспитания в школе призвана отразить педагогически адаптированное представление об ожидаемых результатах реализации данного процесса с учетом специфики форм его организации в учреждениях общего образования: на уроках (предмет «Физическая культура»), физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня, внеклассных формах организации занятий физической культурой и спортом и т.д. (рис. 2). Из множества возможных целевых установок основополагающей выступает цель предмета «Физическая культура». Эта цель выполняет функцию интеграции целей других форм организации физической культуры в школе. Варианты формулировок были рассмотрены ранее в современных концепциях модернизации теории и методики обучения предмету «Физическая культура». Касаясь формулировок целей форм организации, наиболее приемлемыми могут быть: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (содействовать рекреации и профилактике гипокинезии учащихся в режиме их учебы и отдыха); внеклассные формы организации занятий физической культурой и спортом (содействовать достижению оптимального уровня двигательной подготовленности учащихся); общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (содействовать организации здорового досуга школьников, пропаганде физической культуры и спорта среди детей, подростков, юношей). Подробное описание целевой ориентации позволяет разработать систему целей каждой формы по ступеням общеобразовательной школы (начальная, основная, полная средняя школа с последующей дифференцировкой на цели года обучения (класса), периода учебного года (семестр, триместр, четверть), разделов учебных программ, тем конкретных уроков. Общая цель физического воспитания школьников, будучи дифференцированной по циклам технологии учебно-воспитательного процесса, формирует системность педагогических процессов на всех уровнях их функционирования; объединяет адекватные целям средства, формы, методы реализации целей от микроцикла—урока до большого макроцикла (11 — 12 лет). Учебно-воспитательный процесс по предмету «Физическая культура» во взаимосвязи с другими формами физического воспитания, разработанный и реализуемый с учетом реальных условий, способствует достижению его целей и выполнению социального заказа общества в этой области. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое цель? Какое отношение цель имеет к деятельности человека? 2. Дайте определение понятия «цель учебного предмета "Физическая культура"». 3. Какие функции выполняет цель преподавания дисциплины в педагогической системе учебного предмета? 4. Назовите источники, из которых выводится цель учебного предмета «Физическая культура». 5. Каковы действующие в настоящее время формулировки педагогической цели предмета «Физическая культура»? 6. Перечислите основные требования к формулировке цели предмета «Физическая культура». ГЛАВА 5 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 5Л. Роль содержания предмета «Физическая культура» в педагогической системе Содержание образования в плане научно-теоретического его освещения и реализации в учреждениях общего образования привлекает внимание отечественных ученых-педагогов уже более ста лет. Эта проблема отражена в трудах теоретиков как революционного периода, так и советской педагогики. Служит она предметом поисков и современных ученых. Научно-теоретическое наследие отечественных ученых-педагогов по обсуждаемой проблеме составляет методологическую основу подхода к содержанию образования по предмету «Физическая культура». Содержание образования рассматривается как: - одна из категорий педагогики; - инвариантный элемент педагогической системы области образования, учебного предмета, раздела, темы; - фактор, отражающий потребности общества и запросы личности в сфере образования; - механизм (инструмент) реализации социального заказа государства в данной области. Частнодидактическое рассмотрение вопросов содержания образования применительно к предмету «Физическая культура» может основываться на переработке отмеченных общедидактических постулатов в соответствии со своеобразием данной дисциплины. Из множества подобных вопросов, подлежащих первоочередной научно-теоретической разработке, выделим такие, как место в структуре педагогической системы школьной физической культуры, функции, детерминанты, принципы, взаимосвязи с другими элементами системы, внутренний состав и субструктура, причастность содержания образования к государственному образовательному стандарту (базовому, федеральному, и вариативному, региональному, компонентам). Обозначим отдельные исходные позиции, отсутствие или абстрактное освещение которых существенно затрудняет последующее обсуждение. Во-первых, дадим определение понятию «содержание образования» по предмету «Физическая культура» — это часть общего среднего образования, отражающая совокупность знаний: двигательных и инструктивных умений, качеств личности; норм, требований физической подготовленности и видов деятельности, системное усвоение которой обусловливает достижение цели данной дисциплины. Во-вторых, содержание образования — это инвариантный и системообразующий элемент педагогической системы предмета «Физическая культура», который при первоначальном возникновении питается информационной энергией, исходящей от главного элемента педагогической системы учебного предмета, ее цели. В-третьих, во взаимосвязи с ней он принимает участие в формировании третьего системообразующего элемента педагогической системы школьной физической культуры — дидактических процессов. Будучи своеобразной структурной единицей состава содержания общего образования, содержание образования по физической культуре реализует здесь двухаспектную функцию: конкретизации состава и структуры социального опыта, подлежащего системной передаче учащимся общеобразовательных школ. Такой опыт составляет основу для использования физической культуры и спорта в жизни. Элемент «дидактические процессы» призван обеспечить перевод содержания образования в элементы опыта личности школьников в форме знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, двигательных и морально-волевых качеств, видов физкультурной деятельности. Восприятие и осознание феномена содержания образования — проблема сложная. Эти процессы развертываются на разных уровнях его представления. На первом уровне возникает общетеоретическое понимание, где содержание образования фиксируется в виде обобщенного системного представления о составе (элементах), структуре (связях между элементами) и общественных функциях передаваемого подрастающим поколениям социального опыта в его педагогической интерпретации. Лишь на втором уровне возникает информация (сведения) об определенных частях содержания, которые выполняют специфические функции в общем образовании. Здесь «проявляется» образ области образования «Физическая культура» и учебных предметов, через которые реализуется ее содержание. Третий уровень — учебный материал, представляющий конкретные элементы состава содержания образования (знания, умения, навыки и т.д.), которые бывают включены в курсы обучения по определенным учебным предметам. Эти уровни в совокупности составляют содержание образования (педагогическую модель социального заказа), которое пока лишь проектируется, но еще не реализовано. Здесь содержание образования задано как норма, которая будет материализована в дидактических процессах на последующих уровнях и функционировании. Основные факторы, определяющие содержание образования предмета «Физическая культура»: - социальный заказ государства национальным системам образования и физического воспитания; - состояние физического развития, здоровья и двигательной подготовленности населения; - потребности личности в физическом самосовершенствовании, саморазвитии; - идеал формируемой личности; - потребности экономики и обороны страны; - возможности государства для реализации формируемого содержания образования и др. 5.2. Государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура»1 Государственный образовательный стандарт (ГОС) — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражает идеал в этой сфере, учитывает, возможности реальной личности и системы образования по его достижению. Образовательные стандарты закреплены ст. 47 Конституции РФ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ГОС дифференцирован на федеральные и национально-региональные его составляющие, которые именуются базовым и вариативным его компонентами (ст. 7). В ГОСе физическая культура переведена из статуса учебного предмета в статус области образования с закреплением за ней позиции инвариантной составляющей федерального компонента (базовой части) образовательного стандарта. Область образования в свою очередь регламентируется своим ГОСом, который также предусматривает два компонента: 1) федеральный (базовый) и 2) региональный (вариативный). Первый отражает ту часть области образования «Физическая культура», которая ориентирована на удовлетворение конкретно-исторических потребностей общества (государства) в сфере физического совершенствования учащихся учреждений общего образования в целом. Федеральный компонент ГОСа по физической культуре составляет основу для достижения исторически обусловленного уровня двигательной подготовленности подрастающего поколения, адекватного потребностям социального заказа государства, нацио- 1 В 1998 г. вышел Временный Государственный образовательный стандарт. В 2002 г. вышел Проект Государственный стандарт образовательной области «Физическая культура». нальным системам образования и физического воспитания, который в совокупности с духовно-нравственными качествами представляет идеал, формируемый в процессе образования личности. В социальном плане базовая часть ГОСа по физической культуре позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности общества в достижении оптимального уровня общего образования в сфере физической культуры, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья учащихся. Эта часть служит основой для формирования физического и морально-нравственного потенциала общества, предпосылкой непрерывности образования в данной области, обеспечения здорового образа жизни детей, подростков, юношей, их личной физической культуры. В педагогическом плане базовая часть составляет основу для организации развивающего обучения по физической культуре. Базовая и вариативные части ГОСа по физической культуре соотносятся друг с другом: 70 —80 и 20 —30 % (начальная школа), 60 —70 и 30 —40 % (основная школа), 50 —60 и 40 —50 % (полная средняя школа). При необходимости учитель физической культуры имеет право использовать объем учебного времени, который предусмотрен для изучения вариативной части ГОСа, на освоение базового компонента. Федеральный компонент ГОСа по физической культуре дифференцируется на такие разделы, как основы знаний о физкультурной деятельности, способы физкультурной деятельности различной направленности, требования к уровню подготовки обучающихся, минимальные требования к оснащенности учебного процесса. Основы знаний делятся на разделы: физическая культура человека и общества; социально-психологические основы физического развития и воспитания личности; основы развития психофизических способностей человека и формирования здорового образа жизни. Способы физкультурной деятельности подразделяются на обще-развивающие (начальная школа), общеприкладные, спортивно-рекреационные (основная школа) и спортивно-прикладные (полная средняя школа). Здесь выделены подразделы: практические умения, двигательные действия и навыки (по видам физкультурно-спортивной деятельности — гимнастике, акробатике, легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию, спортивным играм, единоборствам); физические упражнения (общеразвивающие, специально-развивающие по видам спорта) и двигательные качества. Требования к уровню подготовки обучающихся предусматривают то, что надо знать, уметь и демонстрировать. Вариативный компонент ГОСа в данной области образования представляет собой другую часть. Он направлен на удовлетворение индивидуально-дифференцированных потребностей субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей учащихся, общественности). Вариативная часть выражает особенности культурно-исторического развития, климато-географического и социально-экономического своеобразия мест функционирования учреждений общего образования. Вариативная часть ГОСа содержит в себе элемент этнического наследия субъектов Федерации в сфере физической культуры и спорта, может соответствовать направленности физкультурных и спортивных интересов школьников, этническим традициям конкретных населенных пунктов, способностям и уровню профессионально-педагогической подготовленности учителя, сезонным колебаниям осадков, температуры, особенностям рельефа местности и другим факторам. Введение временного ГОСа повлекло за собой коррекцию содержания образования по физической культуре в общеобразовательных учреждениях субъектов РФ, активизировало творческую разработку и обоснование содержания регионального компонента и их внедрение в практику преподавания данной дисциплины. Однако реализация данного замысла сконцентрирована в основном вокруг этнического наследия народов и народностей республик в составе России по физической культуре и спорту. В этих целях описываются народные средства физического воспитания, виды спорта, спортивные забавы с последующей их переработкой и включением в региональный компонент образовательных стандартов и учебные программы.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |