Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10 формирование и оценка эффективности деятельности предприятия




План

 

 


1. Сущность конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия. Понятие «прибыль» и ее формирование. Виды прибыли. Факторы, влияющие на прибыль.

2. Анализ взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли. Графический и аналитический методы определения точки безубыточности.

3. Методы ценообразования. Формирование исходной цены товара.

4. Рентабельность как экономическая категория. Виды рентабельности и ее значение. Анализ рентабельности.

5. Комплексная оценка экономической эффективности деятельности предприятия. Система сбалансированных показателей деятельности предприятия.

 

Основные термины

 


Выручка (доход от реализации продукции, работ, услуг, имущества, прав) - количество денежных средств или иных благ, получаемое компанией за определённый период её деятельности в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договорами.

Налоги – обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие государственный и местный бюджеты.

Прибыль бухгалтерская (Пр) – сумма доходов, уменьшенная на величину произведенных расходов. Доходы и расходы могут быть: от реализации и внереализационные.

Прибыль от реализации – разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Маржинальный доход – это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат. Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Порог рентабельности (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.(см. рис.).

 

Тб = Зпост / (Ц – Зед перем)

Точка целевой прибыли объем производства (реализации), обеспечивающий целевую (плановую) прибыль:

Qпл = (Зпост + Прпл ) / (Ц – Зед перем)

Рентабельность – эффективность, прибыльность, доходность предприятия. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, расход ресурсов, обеспечивающих получение прибыли.

Центр получения прибыли – подразделение компании, обладающее выраженной товарной ориентацией деятельности, информационно тесно связанное с руководством предприятия, которое в состоянии самостоятельности получать прибыль, независимо от успешности работы других звеньев предприятия; гибкая организационная структура, способная отреагировать на изменение рыночной ситуации.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ТБ
Объем продаж, %
Постоянные затраты
Затраты на материалы
Затраты на оплату труда
Накладные расходы
Прибыль
Линия полной себестоимости
Линия выручки от продаж
ТБ – точка критического объема продаж
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAT5elC8YA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWvCQBSE7wX/w/KEXqRu4iG0qatIIDbH1Cp4fGRf k9Ts25DdmtRf7xYKPQ4z8w2z3k6mE1caXGtZQbyMQBBXVrdcKzh+5E/PIJxH1thZJgU/5GC7mT2s MdV25He6HnwtAoRdigoa7/tUSlc1ZNAtbU8cvE87GPRBDrXUA44Bbjq5iqJEGmw5LDTYU9ZQdTl8 GwVvx8XC3kraJV/7OD8VWXmWeanU43zavYLwNPn/8F+70ApWLwn8nglHQG7uAAAA//8DAFBLAQIt ABQABgAIAAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10u eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5y ZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFw ZXhtbC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAT5elC8YAAADcAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJz L2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIsDAAAAAA== " strokeweight="2.25pt"/>


 

 

Рисунок – График безубыточности

Экономический эффект – абсолютные результаты от деятельности предприятия (выручка, прибыль, экономия от снижения себестоимости и т.д.).

Экономическая эффективность деятельности – относительные показатели, характеризующие величину экономического эффекта на 1 руб. затрат ресурсов, вызвавших этот эффект.

Производственный леверидж (leverage в дословном переводе - рычаг) – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а так же определить точку безубыточной деятельности.

Сбалансированная система показателей (ССП) (англ. - Balanced Scorecard (BSC)) — концепция переноса и декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроля их достижения. По сути ССП - это механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компании (или группы) на их достижение.

 

Таблица – Система сбалансированных показателей

Блок ССП Показатели
1. Аспект финансов 1.1. Общая стоимость активов 1.2. Стоимость активов на одного работающего 1.3. Рыночная стоимость акций 1.4. Рентабельность продукции 1.5. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов……..
2. Аспект отношений с потребителями 2.1. Количество потребителей 2.2. Доля рынка 2.3. Годовой объем продаж на одного потребителя 2.4. Лояльность потребителей (доля постоянных клиентов в общей численности клиентов) 2.5. Среднее время приемки заказа ……
3. Аспект внутренних бизнес-процессов 3.1. Продолжительность операционного цикла в днях 3.2. Удельный вес брака 3.3. Трудоемкость изготовления единицы продукции 3.4. Средний период времени от момента оформления заказа до его выполнения 3.5. Удельный вес административных (постоянных) расходов в общем объеме выручки, %....
3. Аспект обучения и развития 4.1. Удельный вес новой продукции в общем ее объеме 4.2. Доля прибыли от реализации инновационной продукции в общем объеме прибыли от продаж 4.3. Удельный вес расходов на исследования и разработки в общей сумме расходов 4.4. Продолжительность проектов по исследованиям 4.5. Коэффициент обновления производственного оборудования …

 

Формулы

 

 


Виды рентабельности

1. Общая рентабельность (Ro):

 

где ПБ – балансовая прибыль;

А – активы предприятия.

2. Чистая рентабельность (Rч):

 

где ЧП – чистая прибыль;

А – активы предприятия.

3. Рентабельность чистых активов (Rча):

 

 

где ПБ – балансовая прибыль;

ВОА – внеоборотные активы;

ОА – оборотные активы;

КЗ – краткосрочная задолженность.

 

Эти три показателя показывают, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы (имущество).

4. Рентабельность производства (Rпр) - показывает, какую величину прибыли получает предприятие с 1 рубля, вложенных в материальные активы:

 

 

где ПБ – балансовая прибыль;

ОС – основные средства;

ОбС – оборотные средства.

 

5. Рентабельность продукции (Rпрод) - показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля затрат:

 

 

где ПБ – балансовая прибыль;

С/С – себестоимость продукции.

 

6. Рентабельность продаж (Rпродаж) - показывает, какая доля прибыли содержится в каждой единице продукции и в общей выручке (то есть характеризует величину прибыли, полученную от реализации продукции):

 

 

где ПР – прибыль от реализации;

РП – реализованная продукция;

 

7. Рентабельность собственного капитала (Rск) – характеризует, насколько эффективно используются собственные средства предприятия:

 

 

 

где ЧП – чистая прибыль;

СК – собственный капитал предприятия.

 

8. Рентабельность инвестиций (Rинв) – характеризует, какую величину прибыли получит предприятие с каждой единицы дополнительных вложений:

 

 

где ДВ – дополнительные вложения;

Пин – сумма инвестиций.

 

 

Семинарские и практические задания


Тематика докладов

1. Дивидендная политика акционерного общества: сущность и формирование.

2. Налоги, уплачиваемые предприятием (фирмой) в бюджеты.

3. Определение прибыли, её состава, методов планирования, распределения и налогообложения.

4. Планирование рентабельности деятельности предприятия: значение и методы.

5. Методика комплексной экономической оценки деятельности предприятия.

6. Сущность системы сбалансированных показателей Нортона и Каплана.

7. Стратегии ценообразования. Стратегии адаптации цены к различным рыночным условиям.

Задание 1

Распределите доходы предприятия на группы: учитываемые и неучитываемые при определении налогооблагаемой прибыли; доходы от реализации и внереализационные доходы:

1) выручка от реализации основной продукции;

2) выручка от перепродажи тканей, закупленных в прошлом году;

3) выручка от реализации излишнего оборудования;

4) выручка от реализации патента на пошив спортивной одежды;

5) выручка от продажи ценных бумаг;

6) доход от сдачи помещений склада и гаражей в аренду;

7) доход от продажи материалов и запчастей, полученных при разборке ликвидированного цеха товаров народного потребления;

8) запасы материалов, выявленные дополнительно при инвентаризации;

9) проценты, полученные по договору займа;

10) проценты, полученные по кредитному договору и банковским вкладам;

11) безвозмездно полученные лекала от исследовательского института;

12) бюджетные ассигнования на улучшение охраны труда работающих женщин;

13) доходы прошлых лет, выявленные в текущем году;

14) полученные штрафы за нарушение договоров поставки и оплаты продукции;

15) продовольственные товары, полученные в обмен на поставленную продукцию;

16) доходы от долевого участия в строительстве жилого дома;

17) оплата за предоставленные предприятием разработанные модели и лекала во временное пользование ЗАО «Восход»;

18) оплата лоскута (отходов производства) фабрикой детских игрушек;

19) возмещение ущерба, причиненного помещению и оборудованию, сдаваемого в аренду.

Перед выполнением задания предварительно внимательно изучите гл. 25 второй части Налогового кодекса РФ.

Задание 2

Проведение запланированных мероприятий приведет к изменению ряда показателей деятельности предприятия.

Таблица - Плановые показатели выпуска продукции.

  Показатель Значения показателя по изделиям
Изделие «А» Изделие «Б» Изделие «В»
1. Объем выпуска (шт. в год): базовый год плановый год      
2. Цена (в руб.) базовый год плановый год      
3. Себестоимость единицы продукции (в руб.) базовый год плановый год            

В базовом году среднегодовая стоимость основных производственных фондов составила 3500 тыс. руб., оборотных средств – 1500 тыс. руб. На начало планового года стоимость основных средств составила 3580 тыс. руб., предполагается в мае ввод объектов на 520 тыс. руб. и выбытие на 240 тыс. руб. Оборачиваемость оборотных средств предполагается увеличить на 12%.

Определите уровень общей рентабельности предприятия в базовом году. Рассчитайте изменение рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции, стоимости основных средств, структуры продукции.

Задание 3

Основные показатели производственно–хозяйственной деятельности машиностроительного предприятия за базовый и отчётный периоды приведены в таблице. необходимо оценить изменение показателей эффективности и сделать выводы о факторах влияющих на результаты производственно – хозяйственной деятельности предприятия.

Таблица - Показатели производственно – хозяйственной деятельности предприятия

Показатель Значение показателя
базовый отчётный
1. Основные средства, тыс.р.    
2. Оборотные средства, тыс.р.    
3. Численность персонала, чел.    
4. Фонд оплаты труда, тыс.р.    
5. Инвестиции в производство, тыс.р.    
6. Объём товарной продукции, тыс.р.    
7. Себестоимость товарной продукции, тыс.р.    
8. Валовая прибыль, тыс.р.    
9. Чистая прибыль, тыс.р.    

1. Рассчитать индексы изменения валовой и чистой прибыли, рентабельности производства и продукции, производительности труда, фондоотдачи основных средств, оборачиваемости оборотных средств, затрат на рубль товарной продукции.

2. Определить интегральный индекс повышения эффективности производства (как среднеарифметическую величину частых индексов).

Задание 4

Предприятие предполагает производить новое изделие «А» и продавать его по цене 870 руб. Годовые постоянные затраты составят 19860 тыс. руб. Уровень переменных затрат в выручке – 53%.

Определить: 1) точку безубыточности и критическую выручку; 2) каким должен быть объем продаж, чтобы обеспечить рентабельность продукции на уровне 25%.

Задание 5

Фирма реализовала за квартал 2 тыс. штук изделия «А» по цене 400 руб.; 2,5 тыс. штук изделия «Б» по цене 500 руб.; 3 тыс. штук изделия «В» по цене 320 руб. Переменные затраты на 1 изделие составили: «А» – 320 руб.; «Б» – 270 руб.; «В» – 200 руб. Постоянные затраты составили 50% маржинального дохода от реализации.

Определить: 1) размер полученной прибыли; 2) изменение прибыли при увеличении реализации каждого товара на 20%.

Задание 6

Фирма выпускает товар «М» в объеме 5 тыс. штук в год. Производственная себестоимость одного изделия 750 руб. Переменные издержки на сбыт – 80 руб. на изделие Постоянные сбытовые издержки – 250 тыс. руб. на весь объем выпуска. Цена реализации изделия 1100 руб.

От оптового потребителя поступило предложение о закупке еще 1500 дополнительных изделий по цене 900 руб.

Возможно ли принять это предложение? (подтвердить расчетами).

Задание 7

Фирма производит 10 тысяч изделий А в квартал. Цена изделия – 2570 руб.; средние переменные издержки – 1800 руб./шт.; постоянные издержки 3,85 млн. руб.

Определить: как изменится прибыль, если:

- цена изменится на 10%;

- переменные издержки изменятся на 10%;

Задание 8

Фирма производит товар «В». В отчетном месяце удельные переменные затраты составили 30 руб. Затраты постоянные – 13600 тыс. руб. за месяц. Цена товара 70 руб. Полученная прибыль 12000 тыс. руб.

Определить: 1) объем реализации товара «В»; 2) выручку от реализации; 3) коэффициент выручки; 4) критический объем продаж и критическую выручку; 5) рентабельность продаж; 6) коэффициент финансовой устойчивости («кромку безопасности»); 7) критическую цену.

Задание 9

Компания производит блокноты и продает по цене 300 руб. за единицу. Постоянные издержки составляют 400 тыс. руб.; ежегодно выпускается и продается 10 тыс. изделий; общая прибыль равна 100 тыс. руб. Предприятие может изменить свой производственный процесс, увеличив на 500 тыс. руб. капвложения на основные средства и на 10 тыс. руб. – постоянные издержки. Эти изменения сократят переменные издержки на единицу продукции на 50 руб. и увеличат выпуск на 5 тыс. единиц, однако продажную цену на все изделия придется снизить до 250 руб., чтобы можно было продать дополнительно выпущенную продукцию. Норма амортизации на основные средства равна 15%.

1. Следует ли предприятию вносить изменения?

2. Как изменится точка безубыточности (проиллюстрируйте на графике)?

3. Как изменится операционный риск?

Примечание: для ответа на первый вопрос рассчитать дополнительную прибыль (убыток) от внесения изменений; для ответа на третий вопрос рассчитать эффект операционного рычага.

Тестовые задания для самоконтроля

 


Укажите правильный ответ (ы):

1. Маржинальный доход – это:

а) выручка минус затраты предприятия;

б) выручка минус постоянные затраты предприятия;

в) выручка минус переменные затраты предприятия;

г) выручка минус прибыль предприятия;

2. Какое утверждение верно:

а) прибыль больше выручки;

б) прибыль больше себестоимости;

в) выручка больше прибыли;

г) себестоимость больше выручки.

3. Рентабельность продаж рассчитывается как:

а) отношение валовой прибыли к выручке предприятия;

б) отношение валовой прибыли к себестоимости предприятия;

в) отношение валовой прибыли к сумме основного и оборотного капитала;

г) отношение чистой прибыли к себестоимости предприятия.

4. Точка безубыточности показывает:

а) объем продаж, который принесет прибыль предприятию;

б) срок окупаемости проекта;

в) объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка;

г) равенство доходов и расходов в балансе предприятия.

5. Порог рентабельности и точка безубыточности – это:

а) одно и то же;

б) разные термины.

6. Чистая прибыль предприятия:

а) больше балансовой прибыли и меньше выручки;

б) меньше выручки и балансовой прибыли;

в) равна балансовой прибыли и меньше выручки;

г) больше выручки и меньше балансовой прибыли.

7. Выручка предприятия состоит из:

а) себестоимости, прибыли и налогов;

б) чистой прибыли и валовой прибыли;

в) себестоимости и налогов;

г) себестоимости и прибыли.

8. Система сбалансированных показателей утверждает, что предприятие будет эффективным, если:

а) достигнут баланс расходов и доходов предприятия;

б) достигнута гармония между участниками бизнеса;

в) при увеличении одних показателей не ухудшаются другие;

г) оно получает прибыль.

9. Рентабельность капитала показывает:

а) какую величину прибыли получает предприятие с 1 рубля, вложенных в материальные активы;

б) какая доля прибыли содержится в каждой единице продукции и в общей выручке;

в) какую величину прибыли получит предприятие с каждой единицы дополнительных вложений;

г) какую прибыль получает предприятие с каждого рубля затрат.

10. Валовая прибыль отличается от чистой как минимум на:

а) налог на прибыль;

б) налог на имущество;

в) налог на добавленную стоимость;

г) акцизы.

Вопросы для проверки

 

 


1. Охарактеризуйте взаимосвязь между целями и результатами деятельности предприятия.

2. Объясните логику построения системы показателей оценки результативности деятельности предприятия.

3. Опишите модель формирования и распределения прибыли предприятия. Перечислите виды прибыли предприятия.

4. Опишите взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.

5. Дайте определение понятию «цена товара». Перечислите основные методы ценообразования.

6. Выделите и охарактеризуйте основные виды рентабельности предприятия.

7. Опишите сущность системы сбалансированных показателей оценки деятельности предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.