Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа с семьями жертв жестокого обращения




Особое место в общей системе работы по психосоциальной реабилитации жертв пыток и нечеловеческого обращения занимает работа с семьями. Обстановка в семье и семейные отношения оказывают важнейшее влияние на психологическое состояние пациента.

Работу с семьями следует организовать практически во всех случаях. В таких беседах, членам семьей необходимо рекомендовать:

• внимательно и заинтересованно слушать рассказы своего близкого родственника – сына, брата или партнера (в случае образования новой семьи) о том, что ему пришлось пережить. Очень важно дать ему выговориться и поделиться своими переживаниями, связанные с пережитыми пытками и травмами, особенно при моральной поддержке близкого и любимого человека;

• постараться содействовать в оказании психологической помощи, чтобы близкий человек вернулся в нормальную, привычную жизнь;

• проявить внимание и терпение к проблемам пациента, которые неизбежно возникают в результате травмы и стресса, к его психологическому дискомфорту, к повышенной раздражительности, к возможному длительному депрессивному состоянию и т. п. Нужно понять и настаивать на то, что это временные явления, и надо помочь с ними справиться;

• необходимо учитывать, что за время разлуки, связанной с пребыванием в плену, все члены семьи несколько изменились. Нужно какое-то время, чтобы вновь привыкнуть друг к другу. Возвращение к привычной совместной жизни может протекать не без осложнений, и необходимо проявить понимание и терпение;

• не поощрять употребление алкоголя, постараться тактично дать понять пациенту, что это пагубно для него, для его семейных отношений и в целом для семьи.

Также, необходимо объяснять и временами напоминать родственникам и о том, что чрезмерная опека пациента, может привести к противоположным проявлениям. Это может быть: развитие дезадаптации, проявление инфантильности, развитие «комплекса жертвы», желание манипулировать другими, и т. д.

Полезно провести тематические встречи с родственниками, чтобы ввести их в разные понятия и разъяснить самые основные характеристики и детали, необходимые в процессе реабилитации. Можно, например, организовать небольшую лекцию на тему «Психологический портрет жертвы» и объяснить, что существуют 2 типа жертв, для которых характерно:

• эксплозивность (взрывной характер), разного проявления социопатии, немотивированная агрессия, «удовлетворение» от негативного внимания или другие подобные реакции;

• внушаемость, мнительность, тревожность, фатализм, робость, скромность, пониженная самооценка и другие проявления, направленные в основном на свою личность и ведущие к тяжелым формам депрессии.

Исходя из выше изложенного, можно объяснить родственникам и говорить о том, что иногда человеку выгодно быть жертвой. Он может множество раз жаловаться на свою судьбу, на то, что он пережил, на то, что ему так не везет и прочее, но на бессознательном уровне, он именно этого и хочет. У такого пациента можно просто спросить, «для чего ему нужна виктимность?» Это и будет главным запросом в общей задаче терапии и реабилитации. Не будет лишним анализировать и прийти к выводу, что виктимность является серьезным препятствием в процессе реабилитации и социальной реадаптации, а также и в развитии личности.

Однако не следует взваливать весь комплекс проблем на плечи членов семьи жертвы. Исходя из практики, более эффективными являются мероприятия общей психосоциальной реабилитации, которые проводятся в специализированные центры по работе с жертвами пыток и нечеловеческого обращения. В таких центрах должны использоваться комплексы специальных методов психологической, медицинской и социальной помощи и реабилитации, которым будут обучены и подготовлены врачи, психологи, социальные работники и другие специалисты.

Рекомендованная литература

• Aglietta M, Reberioux A, Babiak P. Psychopathic manipulation in organizations: pawns, patrons and patsies / Cooke A, Forth A, Newman J, Hare R (Eds) International Perspectives and Psychopathy // British Psychological Society, Leicester, 1996. pp. 12–17.

• Aglietta, M.; Reberioux, A.; Babiak, P. Psychopathic manipulation at work / Gacono, C.B. (Ed) The Clinical and Forensic Assessment of Psychopathy: A Practitioner\'s Guide. – Erlbaum, Mahwah, NJ, 2000. pp. 287–311.

• Alessandra T. Non-Manipulative Selling, 1992.

• Barber B. K. Intrusive Parenting: How Psychological Control Affects Children and Adolescents, 2001.

• Bowman R. P., Cooper K., Miles R., Carr T. Innovative Strategies for Unlocking Difficult Children: Attention Seekers, Manipulative Students, Apathetic Students, Hostile Students, 1998.

• Braiker H. B. Whos Pulling Your Strings? How to Break The Cycle of Manipulation. – McGraw-Hill Prof Med/Tech, 2004. – 256 с. – ISBN 9780071446723

• Bursten B. Manipulator: A Psychoanalytic View, 1973.

• Bursten B. The Manipulative Personality // Archives of General Psychiatry, 1972. Vol 26 № 4, pp. 318–321.

• Buss D. M., Gomes M., Higgins D. S., Lauterback K. Tactics of Manipulation // Journal of Personality and Social Psychology, 1987. Vol 52, № 6, pp. 1219–1279.

• Crawford C. The Politics of Life: 25 Rules for Survival in a Brutal and Manipulative World, 2007.

• Foa, E.B., & Riggs, D.S. (1995). Posttraumatic Stress Disorder following assault: Theoretical considerations and empirical findings. Current Directions in Psychological Science.

• Forward S. Emotional Blackmail, 1997.

• Help for Victims of Torture at the centre for Victims of Political Persecution, edited by Krzystof Rutkowski, Krakow, 2002, pag 11–37.

• Hofer P. The Role of Manipulation in the Antisocial Personality // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 1989. ol. 33 № 2, pp. 91-101.

• Klatte B., Thompson K. It\'s So Hard to Love You: Staying Sane When Your Loved One Is Manipulative, Needy, Dishonest, or Addicted, 2007.

• Manual “MEASURING TRAUMA, MEASURING TORTURE”, 2004, Authors: Richard F. Mollica, Laura S. McDonald, MALD, Michael P. Massagli, Ph.D., Derrick M. Silove, MD, Harvard Program in Refugee Trauma

• McCoy D. The Manipulative Man: Identify His Behavior, Counter the Abuse, Regain Control, 2006.

• McMillan D. L. But He Says He Loves Me: How to Avoid Being Trapped in a Manipulative Relationship, 2008.

• McNab Ch. Endurance Techniques. Brown Books (перевод с англ. Макнаб К. Психологическая подготовка подразделений специального назначения. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 384 с.).

• PSYCHOSOCIAL HEALING. A Guide for Practitioners, edited by Paula Gutlove and Gordon Thompso. Institute for Resource and Security Studies. 2003

• Psychotherapy with torture survivors, by Peter Vesti, MD, Finn Somnier, MD, Marianne Kastrup, MD PhD, IRCT 1992.

• RCT Field Manual on Rehabilitation, Version 1:1, edited by B. Sjolund, 2007.

• Sasson J. E. Stop Negotiating With Your Teen: Strategies for Parenting Your Angry, Manipulative, Moody, or Depressed Adolescent, 2002.

• Stern R. The Gaslight Effect: How to Spot and Survive the Hidden Manipulation Others Use to Control Your Life, 2008.

• Swihart E. W. Jr., Cotter P. The Manipulative Child: How to Regain Control and Raise Resilient, Resourceful, and Independent Kids, 1998.

• Torture and its consequences. Current treatment approaches, Metin Basoglu, 1992

• Torture, Journal on Rehabilitation of Torture Victims and Prevention of Torture. Volume 17, № 2, 2007; Volume 18, № 2, 2008, ISSN 1018–8185.

• Treating torture victims: a guide for practitioners, Manual, AVRE, www.avre.org.

• Академические журналы

• Бенджамин Колодзин. Как жить после психической травмы.

• Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. – М.: «ИМЕДИС», 1998.

• Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. М.: Эксмо, 2003.

• Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

• Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – 3-е изд. – М.: Речь, 2003. – 304 с. – ISBN 5-09-002630-0

• Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997.

• Еникеев М.И. Юридическая психология: Учеб. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010.

• И. Малкина-Пых. Психологическая помощь в кризисных ситуациях

• Кабаченко Т.С. Нарушение психологической безопасности в контексте активности профессионала: Автореф. дис… д-ра психол. наук: 19.00.03. М., 2000.

• Как избежать пытки: психология допроса и защиты граждан / Авт. – сост. П. Баренбойм. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2004.

• Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. М.: Норма, 2007 // СПС "КонсультантПлюс".

• Коновалов В.В. Совсем другая медицина. – К.: JANYS BOOKS, 2002.

• Кроз М.В., Ратинова Н.А., Онищенко О.Р. Криминальное психологическое воздействие. М., 2008. С. 36.

• Крысько В.Г. Секреты психологической войны // http:// www.gumer.info/ bibliotek_Buks/ Psihol/ krusk/ index.php.

• Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 378.

• Проект Федерального закона "Об информационно-психологической безопасности" // http:// www.medialaw.ru/ publications/ zip/ 68/ lopatin.htm.

• Психотерапия, Б.Д. Карвасарский, Москва, «Медицина», 1985.

• Рапохин Н.П. Прикладная психология: Учеб. пособие. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2007. С. 192.

• Серебровская О.В. Психологическая работа с лицами, вовлеченными в деструктивные культы / Опыт работы по организации информационно-психологической защиты личного состава органов внутренних дел при проведении контртеррористических и специальных операций (по материалам науч. – практ. конференции ВИПК МВД России. 25 декабря 2008 г.). М., 2009. С. 8 – 18.

• Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии: Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. М.: Культура, 1995.

• Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ // Малое собр. соч. М.: ИНКОМ НВ, 1991. Т. 5. С. 81.

• Стамбульский Протокол, Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

• Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2001.

• Попович Л. Жестокое обращение и пытки, последствия и помощь. Руководство по реабилитации жертв пыток, нечеловеческого обращения и различных форм насилия, а также их близких и родственников. Центр реабилитации жертв пыток «Мемория» (RCTV Memoria). – Кишинев, Молдова. – 93 с.

Приложения

Приложение № 1: Гарвардская анкета оценки травмы (HTQ-R) Камбоджийская версия, пересмотренная

[Источник: Моллика и др., 1992 (Mollica et al, 1992)

Руководство: "Измеряем травмы, измеряем пытки", 2004 г

(„MEASURING TRAUMA, MEASURING TORTURE”, 2004)

Перевод и адаптация: Людмила Попович, 2011, RCTV Memoria, Кишинев] [1]

Инструкция: Мы хотели бы спросить вас о вашем прошлом и настоящих (сегодняшних) симптомов. Эта информация будет использоваться, чтобы помочь нам предоставить Вам более качественную медицинскую помощь. Однако, вы можете найти некоторые вопросы расстраивающие Вас. Если да, то, пожалуйста, не отвечайте. Это, безусловно, не влияет на ваше лечение. Ответы на вопросы конфиденциальны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.