КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественное движение в 30-е и 40-е гг. XIX в
– ослабление свободомыслия после разгрома выступления декабристов; – либеральные журналы "Московский телеграф" и "Телескоп" (закрыты в 1830-е гг.), "Современник" и "Отечественные записки"; – центрами развития либеральной общественной мысли становятся кружки и салоны; – кружок Д. Веневитинова (И.В. Киреевский и Кошелев); – студенческие кружки: Н.В. Станкевича, А.И. Герцена (в Московском университете); – формирование либеральной идеологии, противостоящей теории официальной народности. Либеральная идеология была представлена западниками и славянофилами Славянофильство – либерально-дворянское общественное течение. Славянофилы: – признавали пороки существующей общественной и государственной системы, но полагали допустимым только мирный путь их исправления; – идеализировали историческое прошлое России и отрицательно относились к преобразованиям Петра I; – утверждали, что у русского народа особый исторический путь и западный опыт для него неприменим, особый русский уклад они объясняли православной верой и крестьянской общиной; – выступали за отмену крепостного права и освобождение крестьян с землей, но с сохранением общинного землепользования; – идеальной политической системой они считали сословно-представительскую монархию, опирающуюся на возрожденные земские соборы; – полагали необходимыми для России свободы слова и печати, считали важной контролирующую роль общественного мнения. Представители движения славянофилов: братья И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Кошелев, братья И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Идейными противниками славянофилов были западники: – считали, что Россия и Европа развиваются по одному пути, по единым законам общественного развития, а утверждения о русской самобытности – миф, идеализировали Запад и его общественное устройство (там верховенство права, порядок, прогресс); – высоко оценивали деятельность Петра I; – выступали за превращение России в парламентское государство путем реформ сверху (идеал – английская монархия), расширение гражданских прав и свобод; – были противниками революционных потрясений; – были сторонниками отмены крепостного права и освобождения крестьян с небольшим земельным наделом за выкуп. Представители движения западников: В.Г. Белинский, А.И. Герцен (затем перешел к революционной, социалистической идеологии), Т.Н. Грановский, И.И. Панаев, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев. Западникам и славянофилам противостоял формирующийся лагерь революционной демократии. Революционно-демократическую идеологию в России развивали: А.И. Герцен и В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и Т.Г. Шевченко. В 1845 г. в Петербурге возник кружок Петрашевцев, изучавший и пропагандировавший идеи утопического социализма французских просветителей. Члены кружка: – М.В. Буташевич-Петрашевский; – Ф.М. Достоевский; – Н.А. Спешнев; – М.Е. Салтыков-Щедрин. В 1849 г. кружок был разгромлен полицией. В 1853 г. А.И. Герцен создал в Лондоне "Вольную русскую типографию" и начал издавать альманах "Полярная звезда" и газету "Колокол" (с 1857г.), в которых пропагандировал свою теорию "общинного социализма". Представители революционно-демократического течения полагали, что Россия может прийти к социализму, минуя капитализм, не предвидели классовой борьбы в деревне и не понимали революционного будущего пролетариата.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |