Так как работа с психологическими проблемами детей в первую очередьзависит от диагноза стиля жизни, стоит рассмотреть методы диагностирования,разработанные индивидуальной психологией. Несомненно, диагностирование стиляжизни может иметь применение во многих областях психологической практики, ввоспитании же мы считаем его совершенно необходимым. Помимо непосредственного изучения ребенка в годы его взросления истановления, индивидуальная психология считает важным расспросить о раннихвоспоминаниях ребенка и о фантазиях относительно его будущих занятий. Крометого, необходимо наблюдать за осанкой и телодвижениями ребенка и сделатьопределенные выводы из факта его положения в семейной иерархии, связанного спорядком рождения и наличия других братьев и сестер. Ранее мы уже обсуждаликаждый их этих методов, возможно, сейчас необходимо вновь остановиться наположении ребенка в семье, так как эта составляющая имеет наибольшеезначение для воспитания и развития. Как мы видели, в этой связи важно то, что первый ребенок, будучивначале единственным в семье, затем теряет все преимущества этого положенияи ту большую власть, которой он наслаждался со времени своего рождения. Сдругой стороны, психология младших детей детерминирована фактом присутствияв их жизни первенца. У старших детей мы часто подмечаем преобладаниеконсервативной установки. Они полагают, что у власти должен оставаться тот,кто ею обладает. Ведь потеряли они свою власти лишь в силу случайности, нопри этом отнюдь не потеряли вкус к ней. Жизненная ситуация второго ребенка в корне отличается. Изначально унего есть лидер, с которым он стремится сравняться. Он не признает власть илюбит ее перемену Ему присуще чувство динамики и желание рваться вперед какна гонках, что также можно заметить в его движениях. Он старается изменитьзаконы науки и природы, и по сути своей является революционером, причем нестолько в политике, сколько в социальной жизни и в своем отношении кокружающим. Прекрасный пример этого мы находим в библейской истории обИакове и Исаве. Если перед нами случай, когда несколько детей растут вместе, анекоторое время спустя рождается еще один, последний ребенок будет вситуации, схожей с ситуацией первенца. Особенно интересно с психологической точки зрения положение в семьесамого младшего. Под этим мы, конечно, подразумеваем ребенка, которыймладший всегда и у которого никогда не бывает последователя. Преимуществаего положения заключаются в том, что он никогда не будет свергнут. Второйребенок может потерять свою власть и иногда он переживает трагедию, но этоневозможно в жизни самого младшего. Следовательно, его положение наиболееблагоприятно, и если остальные обстоятельства жизни одинаковы, можно видеть,что самый младший ребенок развивается наилучшим образом. Он походит навторого ребенка тем, что очень энергичен и старается превзойти других. Наего жизненной дистанции также есть лидеры Но в остальном путь его полностьюотличается от развития других членов семьи. Например, если мы говорим осемье ученых, самый младший из детей возможно станет музыкантом илипромышленником: если речь идет о семье людей практических -- младший можетбыть поэтом. Он всегда должен быть другим, отличаться во всем. Ему нравитсяследовать отличным от остальных путем по причине того, что ему легчезаниматься чем-то другим, нежели соревноваться в том же роде деятельности,что можно расценить, как очевидный недостаток смелости. Стоит заметить, что наши предсказания, основанные на знании положенияребенка в семье -- это описание определенных тенденций, а незакономерностей, непременно исполняющихся в каждом конкретном случае.Действительно, если первый ребенок в семье выдающийся, он может вообще небыть оттесненным вторым, и таким образом совсем не будет страдать. Такойребенок может быть хорошо социально адаптирован, и, возможно, его матьсумеет привить ему интерес к другим, включая новорожденного. С другойстороны, тот факт, что первенца невозможно затмить, создает большиетрудности в жизни второго ребенка, и серьезные психологические проблемымогут возникнуть у последнего. Часто опыт таких детей очень болезненный, таккак уже в начале жизни они теряют смелость и надежду. Соревнующиеся детивсегда должны иметь надежду победить, а когда надежда уходит -- все теряетсмысл. Единственный ребенок в семье переживает свои трудности. Его трагедиязаключается в том, что все детские годы он был центром внимания семьи, итеперь быть в центре -- стало целью его жизни. В своем стремлении к цели онне следует логике, а следует своему стилю жизни. Положение единственного мальчика в семье, где все остальные -- девочки,также довольно сложное и может вызвать определенные проблемы. Считается, чтоу такого мальчика девичья манера поведения и вкусы, но это мнение не совсемверно (здесь стоит заметить, что все мы воспитаны женщинами). Однако, таккак весь уклад жизни семьи устроен для девочек, определенные проблемы у неговозникают. Войдя в дом, можно сразу сказать, кого больше в семье: мальчиковили девочек. Порядок, звуки, аксессуары -- все различно. В семьях, гдебольше мальчиков -- больше поломанных вещей, и намного чище в тех домах, гдебольше девочек. В женском окружении мальчик может еще больше стремиться выглядетьмужчиной и преувеличивать свои мужские качества, либо он может растиженоподобным, как все остальные в его домашнем окружении. В своихнаблюдениях мы обнаружили, что мальчики, выросшие в таких условиях, либонежные и мягкие, либо совершенно необузданные. В дальнейшей жизни они всегдапользуются случаем доказать или подчеркнуть факт своей принадлежности кмужскому полу. Единственная девочка, растущая в окружении братьев, оказывается в такойже сложной ситуации. Либо она тиха и женственна, либо хочет делать все, чтоделают ее братья, и развиваться подобно им. Существует также риск, что у неепоявится чувство неполноценности, причина которого -- привилегированноеположение мальчиков в общественной иерархии. Комплекс неполноценности можетразвиться из-за чувства, что она "единственная" девочка, а его компенсация ввиде комплекса превосходства, как правило, проявляется в том, что онастарается подражать мальчикам во внешних проявлениях и одежде, а вдальнейшей жизни вступать в сексуальные отношения, которые по еепредставлениям имеют мужчины. Наш обзор проблемы положение ребенка в семье можно заключитьрассмотрением частного случая, когда первенец -- мальчик, а второй ребенок-- девочка. В подобной ситуации между ними двумя всегда присутствуетяростное соревнование. Девочку подхлестывает не только тот факт, что онавторой ребенок, но также и то, что она -- девочка. Поэтому она усердноучится, и вообще проявляет все качества, свойственные типу второго ребенка:энергичность, напористость, независимость, -- и в какой-то момент мальчикможет заметить, что в их негласной гонке она приближается к нему все ближе.Как известно, физически и умственно девочки развиваются быстрее мальчиков:например, девочка двенадцати лет намного более развита, чем мальчик того жевозраста. Мальчик, видя это и не в состоянии объяснить, может почувствоватьсвою неполноценность и даже склонен уступить. В растерянности оностанавливается и вместо движения вперед начинает искать пути к отступлению.Иногда он находит выход в художественном творчестве, в других случаяхстановится невротиком, преступником, либо заболевает. Описанная ситуация представляет сложность для психолога, даже если егоустановка: "Любой человек может всего достичь". В данном случае лучше всегопоказать мальчику, что лидерство девочки связано с ее большим усердием,упорством и поиском. Можно также найти область, где брат и сестра будутсоревноваться минимально, чтобы снизить напряжение атмосферы конкуренции,царящей в их отношениях.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление