Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раннее детство. История болезни может показаться парадоксальным, что цель индивидуальной психологии --социальная адаптация




ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

Может показаться парадоксальным, что цель индивидуальной психологии --социальная адаптация. Однако парадокс здесь присутствует только в сочетаниислов. Становясь все более внимательными к психологической жизни конкретногоиндивида, мы пришли к пониманию того, насколько важен в ней социальныйэлемент. Индивидуальное становится индивидуальным только в социальномконтексте. В отличии от других школ психологии, мы не делаем различия междутак называемой "индивидуальной" и "социальной" психологией. На предыдущихстраницах мы пытались анализировать индивидуальный стиль жизни, но анализбыл всегда с социальной точки зрения и его конечная цель также быласоциальна. Сейчас мы продолжим наш анализ, еще больше сместив акцент на проблемусоциальной адаптации. Мы будем обсуждать те же факты, что и в предыдущихглавах, но вместо детального исследования диагностики стиля жизни, мырассмотрим стиль жизни в действии, а также методы, способные влиять напроявления стиля жизни. Анализ социальных проблем вытекает из анализа проблем воспитания,которые были темой предшествующей главы. Школа и детский сад -- миниатюрныесоциальные организации, на примере которых в упрощенной форме возможноизучать проблемы плохой социальной приспособленности.В качестве иллюстрации нашей проблемы рассмотрим поведение одногопятилетнего мальчика. Его мать пришла к терапевту с жалобой на то, что сынбеспокоен, гиперактивен и приносит столько хлопот, что весь ее день былзанят только им, а под вечер у нее наступало настоящее истощение. Онасказала также, что не в силах более этого выносить, и. если это будетцелесообразно, хотела бы отправить его из дому. Зная все эти детали поведения мальчика, можно без труда"идентифицироваться" с ним и поставить себя на его место. Что делает любойгиперактивный ребенок пятилетнего возраста? Он залезает на стол в уличнойобуви, любит разгуливать грязным; если его мать захочет почитать, он начнетбаловаться со светом. А когда родители захотят поиграть на фортепиано илиспеть дуэтом -- что сделает такой мальчик? Он будет вопить или же заткнетуши, настаивая на том, что ему не нравиться весь этот шум! Каждый раз, недобиваясь того, что хочет, он будет приходить в ярость, -- но он всегдабудет чего-то хотеть! Если мы наблюдаем подобное поведение в детском саду. можно суверенностью сказать, что ребенок стремится затеять драку и все его действиянаправлены на это. И днем и ночью он неугомонен, в то время как его родителипребывают в состоянии хронической усталости. Сам же он не устает никогда,потому что в отличие от своих родителей не должен делать того, чего нехочет. Он просто хочет быть активным, а еще он хочет, чтобы другие имзанимались. Конкретный случай может хорошо проиллюстрировать, как этот мальчикборется за то, чтобы быть в центре внимания. Однажды родители взяли его наконцерт, в котором они принимали участие. В момент их выступления мальчикгромко сказал: "Привет, папа!" - и побежал по проходу. Такое поведениевполне можно было бы предугадать, однако мать и отец не понимали егопричины. Они считали своего сына нормальным ребенком, несмотря на то, чтовел он себя явно ненормально. Однако в некотором смысле он все-таки был нормален: у него был разумныйплан жизни. В этом отношении его поступки были абсолютно верными и полностьюсогласовывались с его планом. Видя план, можно догадаться о поступках,которые из него вытекают. Можно также сделать вывод, что мальчик, о котороммы говорим, не является умственно отсталым, так как умственно отсталым людямне по силам разумный жизненный план. Когда у его матери были гости и она хотела насладиться вечеринкой,мальчик сталкивал гостей со стульев, всегда требуя именно тот стул, накоторый кто-то намеревался сесть. Совершенно очевидно, что это поведениетакже проистекает из его прототипа и соответствует цели его жизни А оназаключается в том. чтобы выказывать свое превосходство, управлять другими ибезраздельно владеть вниманием своих отца и матери. Можно заключить, что этот пятилетний мальчик привык к баловству и чтоесли бы ему продолжали потакать, поведение его не было бы стольвоинственным. Другими словами, похоже, что этот ребенок утратил положение,бывшее ранее для него более благоприятным. Как это могло произойти? Возможно, у него появился младший брат илисестра. И тогда в свои пять лет он оказался в новой ситуации, чувствуя себясвергнутым и желая защитить свое положение любимца семьи, которое, как ондумал, он потерял. По этой причине он боролся за внимание родителей,заставая их постоянно собой заниматься. Есть еще одна причина его поведения.Нетрудно заметить, что первые годы жизни не подготовили этого ребенка кновым жизненным ситуациям, а безотказность родителей никак не способствоваларазвитию его чувства общности. Поэтому он был совершенно не адаптировансоциально, интересовался только собой и собственным благополучием. Когда мать спросили, как мальчик относится к младшему брату, онанастойчиво утверждала, что тот ему нравится. Их отношения омрачалоединственное недоразумение, заключающееся в том, что, играя с малышом, онпостоянно его ронял. С позволения читателей, осмелимся допустить, чтоподобные действия не свидетельствуют о ярко выраженной привязанности. Чтобы окончательно понять значение поведения этого мальчика, стоитсравнить его с довольно распространенным поведением воинственных детей,которые не часто вступают в драки. Дети слишком умны. чтобы дратьсяпостоянно, так как знают, что кто-то из родителей положит-таки конец ихбитвам. Время от времени они прекращают свои сражения и ведут себя хорошо.Но старые механизмы проявляются вновь и вновь, как это происходило умальчика в играх с его братом, когда он постоянно ронял его. Фактически, вданном случае целью его игр было уронить брата. Обратимся к поведению мальчика в отношениях со своей матерью. Когда онапыталась отшлепать его, он либо смеялся и старался увернуться от шлепков,либо, когда ему доставалось сильнее, на время стихал, но только лишь длятого, чтобы переждать бурю и вновь начать свое сражение. Все поведениемальчика настолько явно обусловлено его целью, что без труда можнопредсказать его дальнейшие действия. Это не было бы возможным, если быпрототип не представлял из себя некоего единства, а также если бы мы незнали цели, которую преследуют все стремления и поступки данного человека.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.