Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И поддерживать отношения? 2 страница




 

“Результаты подтверждают существующие предположения, что психотерапия приводит к двум различным, но связанным между собой типам воздействия — снятию бремени несчастья и улучшению функционирования личности. Симптоматическое облегчение происходит, в первую очередь, благодаря ожиданию пациентом помощи, поэтому возникает быстро, независимо от того, какой именно вид терапии применялся. В некоторых случаях воздействие укреплялось еще и раздачей плацебо. Улучшение функционирования личности проявляется более постепенно и связано с типом терапевтического воздействия” (Frank, 1961).

 

Естественно предположить, что психотерапия, приносящая положительные результаты, запускает процесс обучения, который затем продолжает развиваться самостоятельно. Он возникает в отношениях между пациентом и терапевтом – краеугольном камне всей динамической психотерапии – как на внешних уровнях поддержки и консультирования, так и на глубинных уровнях исследования и анализа.

На какие результаты может надеяться любой

пациент по окончании курса психотерапии?

Мы начали с примера миссис А., женщины, которой помогло первичное обращение к психотерапевту. На что же можно надеяться человеку, прошедшему более интенсивный курс психотерапии? Фрейд определял умственное здоровье как способность находить удовлетворение в труде и любви. Возможно, мы добавили бы сюда способность играть, другими словами, определили бы здоровье как способность находить удовлетворение в трудовых, игровых и любовных отношениях. Может быть, это звучит слишком идеально, но во всяком случае менее идеально, чем определение, принятое Хартией Всемирной организации здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия”. Такого магического решения всех проблем психотерапия обеспечить не может, но она изо всех сил стремится помочь людям обрести боґльшую свободу и рост личности. Мы предоставим право произнести заключительные слова другому пациенту.

 

Мисс Z. обратилась к своему семейному врачу за психотерапевтической помощью, находясь в состоянии депрессивного кризиса, возникшего после второго аборта. В прошлом у пациентки один за другим происходили кризисы во взаимоотношениях. Какая-то часть ее личности склонялась к тому, чтобы, наконец, взять себя в руки, как ей удавалось это в прошлом, и забыть о своих трудностях до возникновения следующего кризиса. Всю жизнь она старалась быть “приятной людям”, отвечать их ожиданиям. Другая часть ее существа осознала, что на этот раз она действительно нуждается в помощи, чтобы вырваться из порочного круга неудавшихся отношений.

Во время курса психотерапии стало ясно, что аборт, послуживший причиной депрессии, оживил ее ранние детские чувства потери, пережитые при разводе родителей, со времени которого она научилась прятать все свои чувства за хорошо управляемым и вежливым внешним поведением.

Постепенно пациентке удалось войти в соприкосновение с утерянной детской частью собственной личности, благодаря чему развились более подходящие и удовлетворяющие ее отношения с мужчиной, за которого она позднее вышла замуж. После сравнительно короткого курса психотерапии, продолжавшегося в течение 18 месяцев один—два раза в неделю, женщина почувствовала, по ее собственным словам, что “дверка чуть-чуть приоткрылась и запоры ослабли” и она ощутила себя способной открывать ее самостоятельно.

 

Через некоторое время после окончания курса мисс Z. написала: “Я хотела бы сообщить Вам, что по окончании курса не испытала той печали расставания, которой ожидала, а, к удивлению, как раз наоборот – огромное воодушевление от того, что обрела человека, с которым можно поговорить о прошлом, настоящем и будущем. Таким образом, у меня впервые появилось чувство твердой уверенности: я способна смотреть жизни в лицо, хоть это и приводит меня в замешательство, но больше я не боюсь. А главное — сохраняется ощущение того, что я способна быть и существовать, готова к самоотдаче, не боясь бесконечного одиночества и грозящих потерь. Я больше не чувствую себя падающей с высокой крыши, на смену этому кошмару пришло ощущение, что я владею собой и нахожусь в контакте со всем окружающим миром”.

 

Приложение 1

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ И ФУНКЦИЙ

НЕКОТОРЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ

В ОБЛАСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Психиатры — это врачи, которые проходили на старших курсах специализацию и практику по лечению эмоциональных и умственных расстройств. Как терапевты общего профиля в отношении чисто физических недугов, так и психиатры в отношении указанных расстройств (неврозов, органических и функциональных психозов, личностных расстройств) берут на себя полную ответственность за постановку диагноза и проведение лечения — как стационарного, так и амбулаторного. Лечение может быть как медикаментозным, так и психотерапевтическим. Навыки психотерапии сейчас считаются обязательными для каждого психиатра, но это не исключает привлечения к процессу терапии и других специалистов из числа указанных далее.

Психологи, как правило, не получают медицинского образования. Они имеют ученую степень в области психологии, то есть являются специалистами по изучению процессов мышления и поведения — как нормального, так и с отклонениями. Психологи часто имеют конкретную специализацию в области психологии науки, образования, промышленности или клинической психологии. Раньше клиническая психология преимущественно занималась разработкой тестов интеллекта и личностных качеств, но в последнее время их исследования становятся все более автономными и приобретают большую роль в психотерапии. Психологи сыграли важную роль в развитии бихевиористской (поведенческой) психотерапии и когнитивной терапии, многие психологи активно занимаются психодинамической психотерапией, а некоторые ведут занятия по тренингу в специальных областях психоанализа, групп-анализа, семейной психотерапии и терапии супружеских пар.

Психоаналитики обычно имеют медицинское образование, причем, как правило, психиатрическое, а затем избирают какое-то дополнительное направление психоанализа, которое изучают в одном из признанных центров. Специалисты с базовым образованием психологов или социальных работников, решившие стать психоаналитиками, обычно получают дополнительно и медицинское образование, чтобы иметь возможность нести полную ответственность за своих пациентов. Психоанализ можно рассматривать как один из типов психотерапии, хотя он является самым радикальным и интенсивным направлением.

Психотерапевт в Великобритании — человек, обычно не прошедший специального обучения, что имеет свои недостатки и свои преимущества. Любой может назваться психотерапевтом. Это озна­чает, что необученные люди могут злоупотребить своим званием в состоянии эмоционального расстройства. Чтобы обеспечить профессиональный и этический уровень, теперь решено публиковать регистры специалистов-психотерапевтов, получивших подтверждение своей квалификации в признанных учреждениях.

С этой целью создана Объединенная партия практикующих профессионалов, состав которой публикуется в специализированных изданиях (Peddler, 1989b). Можно ожидать, что вскоре в рамках единой Европы возникнут единые и весьма жесткие профессиональные требования. Следует принять предварительные меры по международному признанию квалификации психотерапевтов. В некоторых странах уже сейчас существует соответствующее законодательство, а иногда производится покрытие медицинской страховкой услуг, признанных регистром психотерапевтов.

В самом общем смысле психотерапевтическая практика не должна просто сводиться к работе. Каждый, кто занимается оказанием помощи, должен владеть искусством психотерапевтического подхода, обязан быть знакомым с простейшими методами психотерапии и иметь хотя бы самое общее представление о возможностях психотерапии и существовании специализированных методик.

Приложение 2

КРИТЕРИЙ ВЫБОРА ТОГО ИЛИ ИНОГО

ВИДА ПСИХОТЕРАПИИ

1) Оценка семьи или супружеской пары (Clarkin et al., 1979) почти всегда необходима, если речь идет о лечении ребенка или подростка, о сексуальных затруднениях или неудовлетворенности, о типично семейной проблеме или ставится вопрос о госпитализации одного из членов семьи. Часто она необходима, когда несколько членов семьи проходят психиатрическое лечение одновременно или когда улучшение состояния одного ведет к ухудшению состояния другого.

 

2) Групповая психотерапия (Frances et al., 1980) подразделяется на гетерогенную и гомогенную. Первая занимается разнообразными проблемами, а последняя — только одной. Аналитические группы, как правило, гетерогенны и могут быть рекомендованы, когда: а) у пациентов возникают серьезные проблемы с межличностным общением; б) пациенты замкнуты в регрессивном переносе, чрезмерно интеллектуальны, для них невыносима интимность между двумя людьми или болезненным является ответ на контрперенос при индивидуальной терапии; в) пациенты открыты навстречу другим и готовы разделять общие проблемы. Гомогенные группы (как правило, группы самопомощи и консультационные группы) можно рекомендовать в случаях, когда: а) у пациентов общие проблемы; б) симптомы являются проблемами в представлении самих пациентов; в) пациенты испытывают стыд и изоляцию из-за своих проблем и г) у них отсутствует необходимая сеть общения. Эти критерии можно считать как показаниями к групповой терапии, так и противопоказаниями против применения индивидуальной терапии.

 

3) Краткосрочная психотерапия (Clarkin and Frances, 1982) рассматривается по трехшаговому “дереву решений” для определения выбора: а) кризисного вмешательства; б) предпочтения кратко­срочной терапии долгосрочной; в) конкретной формы терапии. Основным критерием а) для кризисного вмешательства является тяжелое тревожное состояние, стрессы, недавние переживания; б) для предпочтения краткосрочной терапии — четко определенные цели и те или иные препятствия, мешающие прохождению длительного курса; в) для выбора формы краткосрочной терапии — психодинамики, решения проблем, терапии супружеских пар, семейной терапии или бихевиористской терапии — критерии весьма сложны, поэтому опишем лишь те, которые пригодны для краткосрочной психодинамической терапии. Круг показаний довольно обширен, но факторы, сужающие круг возможных пациентов, также значительны.

Эти критерии более точны, чем приведенные в табл. 6 для динамической терапии в общем, и примерно совпадают с критериями, изложенными Мэлэном, Сифнеосом и Даванлу (Malan, 1963, 1979; Sifneos, 1972; Davanloo, 1978).

Показаниями для краткосрочной психодинамической терапии являются: а) проблемы, относимые к фокусным внутрипсихическим конфликтам для того, чтобы покончить с изоляцией (эдипов комплекс, нарциссический комплекс, посттравматический стресс); б) цель лечения предполагает по крайней мере частичное изменение характера. Точными показаниями являются: а) по крайней мере одно значимое раннее отношение; б) гибкость и способность свободно выражать чувства; в) наличие мотивации к пониманию и изменению, готовность идти на жертвы ради этого; г) способность испытывать, переносить и обсуждать болезненные чувства; д) наличие сравнительно сильной воли и сильного “Я”, а также владение речью.

 

4) Отказ от лечения (Francis and Clarkin, 1981) методами психотерапии следует признать оправданным в следующих случаях: а) когда в результате применения психотерапии состояние ухудшается (по разным источникам это бывает в 3—28%) — как правило, это происходит в пограничных состояниях, у личностей с мазохистическими наклонностями и низкой мотивацией; б) когда психотерапия не приносит никаких результатов (по разным источникам 30—35%) — часто это бывает у людей, страдающих хрониче­скими заболеваниями, зависимых от лекарств, с низкой мотивацией, иногда с антисоциальной направленностью, а иногда — с потребностью сохранить свои надуманные болезни; в) “внезапно поправляющиеся” (43% — медианное значение весьма надежных исследований) — речь идет о почти мгновенном исчезновении симптомов, когда проходит послестрессовое состояние.

Бессмысленность и даже иногда опасность применения психотерапии в определенных случаях часто недооценивается переполненными энтузиазмом новичками (почти все мы прошли через эту стадию), а также теми, кто хочет снять с себя ответственность. Часто самое лучшее, что может в определенной ситуации сделать консультант-психотерапевт, это отслеживание всех возможных негативных последствий применения психотерапии, чтобы пациент мог трезво оценить ограниченность предлагаемых ему методов.

ЛИТЕРАТУРА

Acharyya, S., Moorhouse, S., Kareem, J., and Littlwood R. (1989) “Nafsiyat: a psychotherapy centre for ethnic minorities”, Bulletin of Royal College of Psychiatrists 13: 358—60.

Ackerman, N.W. (1966) Treating the Troubled Family, New York: Basic Books.

Adler, M.H. (1970) “Panel on Psychoanalysis and Psychotherapy”, International Journal of Psychoanalysis 51: 219—31.

Alexander, F. (1957) Psychoanalysis and Psychotherapy, London: George Allen & Unwin.

Ansbacher, H.L. and Ansbacher, R.R. (eds) (1957) The Individual Psychology of Alfred Adler, New York: Harper Torchbooks.

Argyle, M. (1972) The Psychology of Interpersonal Behaviour, Harmondsworth: Penguin Books.

Ashurst, P. and Hall, Z. (1989) Understanding Women in Distress, London: Tavistock/Routledge.

Aveline, M. (1984) “What price psychiatry without psychotherapy?”, Lancet 2: 856—9.

Balint, M. (1957) The Doctor, His Patient and the Illness, London: Tavistock Publications.

— (1965) Primary Love and Psychoanalytic Technique, London: Tavistock Publications.

— (1968) The Basic Fault, London: Tavistock Publications.

Balint, M. and Balint, E. (1961) Psychotherapeutic Techniques in Medicine, London: Tavistock Publications.

Balint, M., Ornstein, P.H., and Balint, E. (1972) Focal Psychotherapy: An Example of Applied Psychoanalysis, London: Tavistock Publications.

Balint, M., Hunt, J., Joyce, D., Marinker, M., and Woodcock, J. (1970) Treatment of Diagnosis: A Study of Repeat Prescriptions in General Practice, London: Tavistock Publications.

Bandler, R., and Grinder, J. (1981) Neuro-Linguistic Programming and the Structure of Hypnosis, Moab, Utah: Real People Press.

Barton, R. (1959) Institutional Neurosis, Bristol: John Wright.

Barton, R. and Whitehead, J.A. (1969) “The gas-light phenomenon”, Lancet 1: 1258—60.

Bateson, G., Jackson, D.D., Haley, J., and Weakland, J.H. (1956) “Towards a theory of schizophrenia”, Behavioural Science 1: 251—64.

Beck, A.T. (1976) Cognitive Therapy and the Emotional Disorders, New York: International Universities Press.

Beels, C.C. and Ferber, A. (1969) “Family therapy: a view”, Family Process 9: 280—318.

Bentovim, A. and Kinston, W. (1978) “Brief focal family therapy when the child is the referred patient”, Journal of child psychology and Psychiatry 19: 1—12.

Bentovim, A., Gorell Barnes, G., and Cooklin, A. (1987) Family Therapy, London: Academic Press.

Bentovim, A., Elton, A., Hildebrand, J., Franter, M.C. and Vizard, E. (eds) (1988) Child Sexual Abuse within the Family, London: Wright.

Berger, R.J. (1969) “The sleep and dream cycle”, in A. Kales (ed.) Sleep Physiology and Pathology, Philadelphia: Lippincott. Reprinted as Ch.13 in S.G.M. Lee and A.R. Mayes (eds) (1973) Dreams and Dreaming, Harmondsworth: Penguin Books.

Bergin, A.E. (1967) “Some implications of psychotherapy research for therapeutic practice”, International Journal of Psychiatry 3: 136—50.

— (1971) “The evaluation of therapeutic outcomes”, in A.E. Bergin and S.L. Garfield (eds) Handbook of Psychotherapy and Behaviour Change, New York: John Wiley & Sons.

Berne, E. (1961) Transactional Analysis in Psychotherapy, New York: Evergreen.

— (1966) Games People Play, Lodon: Andr(Deutsch.

Bertalanffy, L. von (1968) General System Theory, New York: Brasiller.

Bettelheim, B. (1975) The Uses of Enchantment, Harmondsworth: Penguin (1978).

Bierer, J. and Evans, R.I. (1969) Innovations in Social Psychiatry, London: Avenue Publishing Co.

Bion, W.R. (1961) Experiences in Groups, London: Tavistock Publications.

Bloch, S. (1977) “Supportive psychotherapy”, British Journal of Hospital Medicine 16: 63—7.

— (ed.) (1979) An Introduction to the Psychotherapies, Oxford: Oxford University Press.

— (1982) What is Psychotherapy?, Oxford: Oxford University Press.

Bloch, S. and Lambert, M.J. (1985) “What price psychotherapy? A rejoinder”, British Journal of Psychiatry 146: 95—8.

Bowen, M. (1966) “The use of family therapy in clinical practice”, Comprehensive Psychiatry 7: 345—74.

Bowlby, J. (1952) Maternal Care and Mental Health, Geneva: World Health Organization.

— (1960) “Separation anxiety”, International Journal of Psychoanalysis 41: 89—113.

— (1969) Attachment and Loss. I. Attachment, London: Hogarth Press.

— (1973) Attachment and Loss. II. Separation: Anxiety and Anger, London: Hogarth Press.

— (1975) “Attachment theory, separation anxiety and mourning”, in D.A. Hambourg and H.K. Brodie (eds) The American Handbook of Psychiatry, Vol. VI, New York: Basic Books.

— (1977) “The making and breaking of affectional bonds. II. Some principles of psychotherapy”, British Journal of Psychiatry 130: 421—31.

— (1980) Attachment and Loss III. Loss: Sadness and Depression, London: Hogarth Press and Penguin.

Brandon, S. (1970) “Crisis theory and possibilities of therapeutic intervention”, British Journal of Psychiatry 117: 627—33.

Breuer, J. and Freud, S. (1895) Studies on Hysteria. The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, Vol. 2, London: Hogarth Press and the Institute of Psychoanalysis.

Brocher, T. (1988) “Psychoanalytic psychotherapy services in West Germany”, unpublished paper to conference of Association for Psychoanalytic Psychotherapy in the NHS, London, November.

Brook, A. (1967) “An experiment in general practitioner/psychiatrist co-operation”, Journal of College of General Practitioners 13: 172—31.

Brown, D.G. (1967) “Emotional disturbance in eczema: a study of symptom-reporting behaviour”, Journal of Psychosomatic Research 11: 27—40.

— (1977) “Drowsiness in the coutertransference”, International Review of Psycho-Analysis 4: 481—92.

— (1979) “Some reflections on Bion”s basic assumptions from a group-analytic viewpoint”, Group Analysis 12: 204—10.

— (1985) “Bion and Foulkes: basic assumptions and beyond”, in M. Pines (ed.) Bion and Group Psychotherapy, London: Routledge & Kegan Paul, Ch.10.

— (1987) “Change in the group-analytic setting”, Psychoanalytic Psychotherapy 3: 53—60.

— (1991) “Assessment and selection”, in J. Roberts and M. Pines (eds) The Practice of Group Analysis, London: Routledge.

Brown, D.G. and Bettley, F.R. (1971) “Psychiatric treatment in the management of eczema: a controlled trial”, British Medical Journal 272: 729—34.

Brown, G.W. and Harris, T. (1978) Social Origins of Depression, London: Tavistock Publications.

Brown, G.W., Birley, J.L.T., and Wing, J.K. (1972) “Influence of family life on the course of schizophrenic disorders: a replication”, British Journal of Psychiatry 121: 241—58.

Brown, J.A.C. (1961) Freud and the Post-Freudians, Harmondsworth: Penguin Books.

Bruch, H. (1974) Learning Psychotherapy, Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

Bruggen, P. and Davies, G. (1977) “Family therapy in adolescent psychiatry”, British Journal of Psychiatry 131: 433—47.

Buber, M. (1971) I and Thou ( trans. W. Kaufmann), Edinburgh: Clark.

Butler, S. (1872) Erewhon, Florin Books edn, London: Jonathan Cape.

Byng-Hall, J. (1973) “Family myths used as defence in conjoint family therapy”, British Journal of Medical Psychology 46: 239—49.

Candy, J., Balfour, F.H.G., Cawley, R.H., Hildebrand, H.P., Ma­lan, D.H., Marks, I.M., and Wilson, J. (1972) “A feasibility study for a controlled trial of formal psychotherapy”, Psychological Medicine 2: 345—62.

Casement, P. (1985) On Learning from the Patient, London: Tavistock Publications.

Cawley, R.H. (1977) “The teaching of psychotherapy”, Association of University Teachers of Psychiatry Newsletter January: 19—36.

Clark, D.H. (1964) Administrative Therapy, London: Tavistock Publications.

— (1977) “The therapeutic community”, British Journal of Psychiatry 131: 553—64.

Clarkin, J.F. and Frances, A. (1982) “Selection criteria for the brief psychotherapies”, American Journal of Psychotherapy 36: 166—80.

Clarkin, J.F., Frances, A.J., and Moodie, J.L. (1979) “Selection criteria for family therapy”, Family Process 18: 391—403.

Cooley, C.H. (1902) Human Nature and the Social Order, New York: Scribner.

Crisp, A.H. (1967) “The possible significanse of some behavioural correlates of weight and carbohydrate intake”, Journal of Psychosomatic Research 11: 117—31.

Crowe, M.J. (1973) “Conjoint marital therapy: advice or interpretation?”, Journal of Psychosomatic Research 17: 309—15.

Darwin, C. (1871) The Descent of Man.

Darwin, C. (1872) The Expression of the Emotions in Man and Animals. Chicago: University of Chicago Press (1965).

Davanloo, H. (ed.) (1978) Basic Principles and Techniques in Short-term Dynamic Psychotherapy, New York: SP Medical & Scientific Books.

Davies, M.H. (1976) “The origins and practice of psychodrama”, British Journal of Psychiatry 129: 201—6.

Daws, D. and Boston, M. (eds) (1981) The Child Psychotherapist: Problems of Young People, London: Karnac Books.

Denford,J., Schachter, J., Temple, N., Kind, P., and Rosser, R. (1983) “Selection and outcome in in-patient psychotherapy”, British Journal of Medical Psychology 56: 225—43.

Department of Health and Social Security (1975) Better Services for the Mentally Ill, London: HMSO.

Dick, B.M. (1975) “A ten year study of out-patient analytic group therapy”, British Journal of Psychiatry 127: 365—75.

Dicks, H.V. (1967) Marital Tensions: Clinical Studies Towards a Psychological Theory of Interaction, London: Routledge & Kegan Paul.

Dixon, N.F. (1971) Subliminal Perception: The Nature of a Controversy, London: McGraw-Hill.

Dryden, W. and Rowan, J. (eds) (1988) Innovative Therapy in Britain, Milton Keynes: Open University Press.

Durkheim, E. (1897) Suicide: A Study in Sociology ( trans. J.A. Spaulding and G. Simpson), London: Routledge & Kegan Paul (1952).

Edelson, M. (1970) Sociotherapy and Psychotherapy, Chicago: University of Chicago Press.

Ellenberger, H.F. (1970) The Discovery of the Unconscious, London: Allen Lane.

Engel, G.L. (1967) “A psychological setting of somatic disease: the giving up, given-up complex”, Proceedings of the Royal Society of Medicine 60: 553—5.

Epstein, L. and Feiner, A.H. (eds) (1979) Countertransference, New York: Jason Aronson.

Erickson, M.H. and Rossi, E.L. (1979) Hypnotherapy, New York: Irvington Publishes.

Erikson, E.H. (1965) Childhood and Society, Harmondsworth: Penguin Books.

Ernst, S. and Maguire, M. (eds) (1987) Living with the Sphynx: Papers from the Women”s Therapy Centre, London: The Women”s Press.

Ettin, M.F. (1988) “ “By the crowd they have been broken, by thecrowd they shall be healed”:the advent of group psychotherapy”, International Journal of Group Psychotherapy 38: 139—67.

Eysenck, H.J. (1952) “The effects of psychotherapy, an evaluation”, Journal of Consulting Psychology 16: 319—24.

— (1965) “The effects of psychotherapy”, International Journal of Psychiatry 1: 99—144.

Ezriel, H. (1950) “A psycho-analytic approach to group treatment”, British Journal of Medical Psychology 23: 59—74.

— (1952) “Notes on psycho-analytic group therapy: II. Interpretations and research”, Psychiatry 15: 119—26.

Fairbairn, W.R.D. (1952) Psychoanalytic Studies of the Personality, London: Tavistock Publications.

Feldman, M.M. (1975) “Body image and object relations: exploration of a method utilizing repertory grid techniques”, British Journal of Medical Psychology 48: 317—32.

Ferenczi, S. (1926) “The further development of an active therapy in psychoanalysis”, in Further Contributions to the Theory of Psychoanalysis, London: Hogarth Press.

Fereira, A. (1963) “Family myth and homeostasis”, Archives of General Psychiatry 9: 457—63.

Findlay, A. (1948) A Hundred Years of Chemistry (2nd edn), London: Duckworth.

Fonagy, P. and Higgitt, A. (1989) “Evaluating the performance of departments of psychotherapy”, Psychoanalytic Psychotherapy 4: 121—53.

Fordham, M. (1978) Jungian Psychotherapy, London: Wiley.

Foster, Sir John (1971) Practice and Effects of Scientology, London: HMSO.

Foudraine, J. (1974) Not Made of Wood, London: Quartet Books.

Foulkes, S.H. (1964) Therapeutic Group Analysis, London: Allen & Unwin. (Marlsfield Reprints 1984.)

— (1975) Group-Analytic Psychotherapy, London: Gordon & Breach. (Marlsfield Reprints 1986.)

Foulkes, S.H. and Anthony, E.J. (1957) Group Psychotherapy: The Psychoanalytic Approach, Harmondsworth: Penguin Books. (Marlsfield Reprints 1984.)

Frances, A. and Clarkin, J.F. (1981) “No treatment as the prescription of choice”, Archives of General Psychiatry 38: 542—5.

Frances, A., Clarkin, J.F., and Marachi, J. (1980) “Selection criteria for out-patient group psychotherapy”, Hospital and Community Psychiatry 31: 245—50.

Frank, J.D. (1961) Persuasion and Healing, Baltimore: Johns Hopkins University Press.

— (1964) “Training and therapy”, in L.P. Brandford, J.R. Gibb, and K.D. Benne (eds) T-Group Theory and Laboratory Method: Innovation in Education, New York: Wiley.

Fransella, F. and Thomas, L. (eds) (1988) Experimenting with Personal Construct Psychology, London: Routledge & Kegan Paul.

Fraser, C. (1976) “An analysis of face-to-face communication”, in A.E. Bennett (ed.) Communication between Doctors and Patients, London: Nuffield Provincial Hospitals Trust and Oxford University Press.

Freud, A. (1936) The Ego and the Mechanisms of Defence, London: Hogarth Press.

— (1958) “Adolescence”, Psychoanalytic Study of the Child 13: 255—78.

— (1966) Normality and Pathology in Childhood, London: Hogarth Press. Reissued by Karnac Books, 1989.

— (1976) “Psychopathology seen against the background of normal development”, (The forty-ninth Maudsley Lecture), British Journal of Psychiatry 129: 401—6.

Freud, S. (1894) The Neuro-Psychoses of Defence (I). Standard Edition of the Complete Psychiological Works of Sigmund Freud, Vol. 3, London: Hogarth Press and the Institute of Psychoanalysis.

— (1900) The Interpretation of Dreams, Standard Edition, Vols 4 and 5.

— (1901) Psychopathology of Everyday Life, Standard Edition, Vol. 6.

— (1905) Three Essays on the Theory if Sexuality, Standard Edition, Vol. 7.

— (1911—15) Papers on Technique, Standard Edition, Vol. 12.

— (1912) “Recommendations to physicians practising psychoanalysis”, in Standard Edition, Vol. 12.

— (1913) Totem and Taboo, Standard Eition, Vol. 13.

— (1914) “Remembering, repeating and working through”, in Standard Edition, Vol. 12.

— (1917) “Mourning and melancholia”, in Standard Edition, Vol. 14.

— (1919) “Lines of advance in psycho-analytic therapy”, in Standard Edition, Vol. 17.

— (1921) Group Psychology and the Analysis of the Ego, Standard Edition, Vol. 18.

— (1923) The Ego and the Id, Standard Edition, Vol. 19.

— (1925) An Autobiographical Sudy, Standard Edition, Vol, 20.

— (1926) Inhibitions, Symptoms and Anxiety, Standard Edition, Vol. 20.

— (1930) Civilization and its Discontents, Standard Edition, Vol. 21.

— (1933) New Introductory Lectures, Standard Edition, Vol. 22.

Fomm-Reichmann, F. (1948) “Notes on the development of treatment of schizophrenics by psychoanalytic psychotherapy”, Psychiatry 11: 263—73.

Frosh, P. (1987) The Politics of Psychoanalysis: An Introduction to Freudian and Post-Freudian Theory, London: Macmillan Educational.

Garland, C. (1982) “Group analysis: taking the non-problem seriously”, Group Analysis 15: 4—14.

Garland, C. (1991) “External disasters and the internal world: an approach to understanding surviviors”, in J. Holmes (ed.) Handbook of Psychotherapy for Psychiatrists, London: Churchill Livingstone.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.141 сек.