Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повседневная жизнь




Летом многие покидали квартиры, чтобы отправиться на дачу. В 70-е гг. массовая раздача садово-огородных участков стала рассматриваться как доступный и быстрый способ повы­сить благосостояние людей. На бесплатно полученных 6 сотках «садовод» должен был выращивать овощи и фрукты для лично­го потребления. Раздавая участки, власти надеялись не только обеспечить «весомую добавку к столу трудящихся», но и орга­низовать досуг в доступных для всех формах. Дачник-садовод стал знаковой фигурой времени, оттеснив туриста-походника.

Для все большего числа семей доступным средством транс­порта становится личный автомобиль. Вплоть до второй половины 60-х гг. личный автотранспорт был большой редкостью (к 1967 г. на тысячу семей приходилось всего 12 личных автома­шин). С начала 70-х гг. происходит нас­тоящий скачок в автомобилестроении, к 1971 г. общее число ежегодно выпуска­емых в СССР машин впервые в отечест­венной истории перевалило за миллион­ную отметку. Настоящим прорывом стало выведение на полную мощность в начале 70-х гг. автогиганта в Тольятти. Здесь трудились над созданием «народного» автомобиля. В короткие сроки Волжский автозавод (ВАЗ) освоил производство модели ВАЗ-2101 — знаменитой «копейки», советского аналога модели итальянского ФИАТ- 124. Эта машина стала самой попу­лярной в стране. В последующее де­сятилетие выпуск легковых автомо­билей вырос в 4 раза.

Инженерные специальности по­лучали миллионы людей, и конструк­торская мысль активно искала новые возможности развития. Правда, далеко не всегда новинки внедрялись в производство. Путь бюрократических согласований был долгим, и разрыв между разработкой и внедрением опытных образцов в произ­водство не только не сокращался, но и продолжал расти. Огром­ные средства вкладывались в подготовку кадров для промыш­ленности, по ряду популярных специальностей, в первую очередь инженерных, наметилось перепроизводство кадров. 4,5 млн. человек работали в сфере науки и научного обслужива­ния, в том числе более 1,5 млн. занимались непосредственно на­учной деятельностью. Это свидетельствовало о превращении научной работы в массовую профессию. Доля затрат на научные исследования достигла 3,74% ВВП (1985).

Постепенно поднимался уровень заработной платы: в 1970 г. средняя зарплата составляла 122 рубля, к концу десяти­летия — 169 рублей. Особенно заметно выросли доходы заня­тых менее квалифицированным трудом, это было связано с ка­тастрофической нехваткой рабочих рук на производстве. В результате зарплата дипломированных специалистов, возрас­тавшая гораздо медленнее, стала стремительно приближаться к уровню оплаты неквалифицированных работников. Возникшая в результате уравниловка снижала мотивацию труда представи­телей таких массовых профессий, как инженер, учитель или врач. При этом престиж неквалифицированного труда оставался низким. Предприятия получили право набирать «по лимиту» рабочих из сельской местности и прописывать их в заводских общежитиях. Работа была в основном тяжелой, а уровень авто­матизации заметно отставал от потребностей современного про­изводства, особенно в сельском хозяйстве.

Низкая эффективность труда в этой отрасли, постоянный отток кад­ров в город и огромные потери во время транспортировки и хранения уро­жая (до 40% от объема собранного) не позволяли наладить бесперебойное снабжение качественными продуктами питания. Чтобы как-то справиться с трудностями, широко использовалась «шефская помощь»: работавшие в городах (на заводах, в научных институтах) и особенно студенты вузов регу­лярно и в обязательном порядке привлекались к уборке урожая и работе в овощехранилищах. Такой неэффективный труд был близкой и понятной всем темой многочисленных анекдотов и сатирических произведений.

Обычные продукты — мясо, молоко, масло — в конце 1970-х гг. стали исчезать с прилавков, особенно в небольших городах и в сельской местности. Цены на них с 1961 г. остава­лись стабильными: белый хлеб стоил от 13 до 25 копеек за батон (в зависимости от качества муки), буханка черного обхо­дилась в 18—22 копейки, литр молока стоил 32 копейки, 1 кг мяса — 2 рубля. Люди вынуждены были часами стоять в очере­дях, чтобы «достать» необходимые продукты, одежду, обувь. Автомобили и импортные товары длительного пользования (ме­бель, холодильники, ковры) можно было приобрести после мно­голетних очередей, в них записывали работников крупных предприятий и госучреждений.

Рост денежной массы к началу 80-х гг. оказался непропор­циональным росту ее товарного покрытия. В результате стали быстро пополняться и денежные сбережения на счетах в сберкас­сах, люди откладывали деньги, чтобы потратить их в случае, ес­ли представится возможность. Неотъ­емлемой чертой повседневной жизни 70—80-х гг. стала острая нехватка ус­луг. Это привело к бурному росту не учтенной государством и не облагае­мой налогом сферы «теневой экономи­ки». В городах на долю «теневой эко­номики» приходилось до 40% ремонта автомобилей и 30% ремонта бытовой техники, значительная доля услуг по ремонту квартир, пошиву одежды.

Повседневная жизнь заметно расходилась с идеологическими уста­новками, представлявшими советский народ как единую социально-политическую общность, а политику государства как последовательное воплощение марксистских идей о социальной справедливости. Заметной становилась разница в качестве жизни разных групп населения, она определялась различиями не только в уровне до­ходов, но и в возможностях доступа к социальным благам. «Развитой социализм», особенно на позднем его этапе (конец 70-х — начало 80-х гг.), оказался мало похож на переходную фазу к коммунизму. Уровень жизни заметно вырос, но распрост­ранявшиеся в советском обществе ценности и стандарты потреб­ления не соответствовали задаче «воспитания нового человека». Установки официальной идеологии присутствовали на поверхнос­ти повседневной жизни, но они уже не могли диктовать образ мысли и поведения людей..,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.