КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новая конституционная реформа
Национальные движения в республиках за выход из СССР Первые межнациональные конфликты Перестройка, ослабление центральной власти обнажили долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит в союзных и автономных республиках СССР. По мере ослабления центрального руководства начались конфликты на национальной почве. Первый из них произошел совершенно неожиданно в результате драки на катке между якутской и русской молодежью в Якутске в феврале 1986 г. 16—18 декабря 1986 г. в Алма-Ате студенты протестовали против назначения первым секретарем ЦК компартии Казахстана вместо казаха Д.А. Кунаева русского Г.В. Колбина. С лета 1987 г. национальные движения стали принимать массовый и организованный характер. Первым серьезным вызовом власти стало движение крымских татар за восстановление их автономии в Крыму. С конца февраля 1988 г. началось движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией. Армения настаивала на включении Карабаха в свой состав. За это выступали армяне Нагорно-Карабахской АО, составлявшие 80% ее населения. Азербайджан выступал против этого. Азербайджанцы стали спешно покидать Армению, армяне — Азербайджан. Уже в 1989 г. количество беженцев в Закавказье превысило 300 тыс. человек. Многие из них стали жертвами террористических актов и вооруженных стычек. Союзное руководство оказалось беспомощным в конфликте, который стал зародышем будущего пожара. Конфликт вскоре принял формы кровавой и затяжной войны. В январе 1990 г. начались погромы армян в Баку. ЦК компартии Азербайджана фактически утратил власть. В бунтующий город были введены войска. По официальным советским данным, при этом погибло 83 человека, по азербайджанским — более 300. В марте 1989 г. в Фергане (Узбекистан) произошел межнациональный конфликт среди узбеков и турок-месхетинцев с многочисленными жертвами. По настоянию турок-месхетинцев было организовано временное переселение из Ферганской области 16 282 человек в Смоленскую, Орловскую, Курскую, Белгородскую и Воронежскую области РСФСР. Весной — осенью 1988 г. оформились «Народные фронты в поддержку перестройки» Эстонии, Латвии и Литвы (в последней республике для обозначения движения использовалось литовское слово «Саюдис»). События лета 1940 г. сторонники народных фронтов стали называть «советской оккупацией» и требовали от республиканских властей принять решение о выходе из СССР. В ноябре 1988 г. сессия Верховного Совета Эстонской ССР приняла Декларацию о суверенитете и дополнения к республиканской конституции, позволявшие приостанавливать действие союзных законов. В мае и июле 1989 г. Декларацию и Закон о государственном суверенитете приняли соответственно Литва и Латвия. На первый взгляд в этих решениях ничего необычного не было. Согласно Конституции СССР 1977 г., каждая союзная республика считалась суверенным советским социалистическим государством, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз ССР. Прибалтийские республики в лице своих высших государственных органов установили приоритет республиканских законов над союзными, что противоречило Конституции СССР. С 1989 г. нарастало движение за выход из СССР Грузии. Лидеры движения заявляли, что установление советской власти в феврале 1921 г. являлось «оккупацией страны». В апреле 1989г. в Тбилиси для разгона демонстрантов, занявших площадь перед правительственными зданиями, была применена военная сила. Итог — 19 погибших. В январе 1990 г. массовые демонстрации начались в Молдавии. 11 января Верховный Совет Армянской ССР принял закон, по которому нормативные акты СССР на территории республики действовали только после ратификации их Верховным Советом Армении. 9 марта Верховный Совет Грузии осудил «оккупацию» своей страны в 1921 г. и ее дальнейшее включение в Советский Союз. В ходе выборов в Литве в феврале 1990 г. 90 из 140 мест в парламенте получил «Саюдис». 11 марта 1990 г. Литва провозгласила независимость. Председателем Верховного Совета республики был избран В. Ландсбергис, заявивший: «То, что украдено, должно быть отдано назад». 17 марта 1990 г. народные фронты победили на выборах в Латвии и Эстонии. 3 апреля Верховный Совет СССР принял закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». В нем подробно регламентировалась процедура выхода, ключевыми пунктами которой были проведение референдумов и наличие переходного периода к независимости. 13 апреля М.С. Горбачев и Н.И. Рыжков направили литовскому руководству требование отмены ряда законов, принятых Верховным Советом Литвы. 18 апреля Москва резко сократила поставки угля, нефти и газа в республику. 30 апреля Верховный Совет Эстонской ССР провозгласил начало переходного периода к «восстановлению независимости Эстонского государства». 4 мая 1990 г. Декларацию о независимости и начале переходного периода принял Верховный Совет Латвийской ССР. 12 июня 1990 г. Горбачев и Рыжков встретились с Ландсбергисом. После начала диалога о моратории на реализацию актов о независимости Литвы поставки энергоносителей в республику были возобновлены. Руководство СССР оказалось не в силах преодолеть сепаратистское движение политическим путем, хотя предпринимало попытки спасти ситуацию. Ответом М.С. Горбачева на разворачивавшееся в России антикоммунистическое движение, на экономические трудности, межнациональные конфликты и сепаратистские движения стала реорганизация системы власти. Ее проект одобрил пленум ЦК КПСС, а III Съезд народных депутатов СССР (12—16 марта 1990 г.) сделал законом. 6-я статья Конституции СССР излагалась в новой редакции: «Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами». Таким образом, Конституция допускала возможность создания некоммунистических политических партий, но КПСС все же выделялась отдельно. Одновременно исчезали упоминания о «руководящей роли» КПСС и устанавливалось, что она действует через своих представителей, избранных в Советы. В итоге государство переставало быть однопартийным. Одновременно в Конституцию вводилась 127-я статья, учреждающая пост Президента СССР. Тем самым в Советском Союзе устанавливался один из основных принципов демократии — разделение властей. Согласно Конституции, Президент СССР избирался гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Однако сам Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» содержал пункт: «Установить, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов СССР сроком на пять лет». Этот пункт вызвал жаркую дискуссию. Радикальные депутаты обвинили М.С. Горбачева в узурпации власти. Тем не менее решение избрать первого Президента СССР на Съезде было принято квалифицированным большинством. Не менее горячо обсуждалась поправка, запрещающая Президенту СССР возглавлять политические партии. Она была отклонена. Выборы первого Президента СССР оказались безальтернативными — Н.И. Рыжков и В.В. Бакатин, чьи кандидатуры были выдвинуты, взяли самоотводы. За М.С. Горбачева проголосовали 1329 депутатов, против — 495. Остальные воздержались или отсутствовали. Таким образом, Горбачева поддержали лишь около 60% депутатов. Менее года назад, 25 мая 1989 г., за избрание М.С. Горбачева председателем Верховного Совета проголосовали 2123 депутата, более 94%. Результат голосования нанес болезненный удар по престижу Президента СССР. Конституционная реформа была задумана как средство укрепления государственной власти во время кризиса. Но факт принятия М.С. Горбачевым, ЦК КПСС и Съездом народных депутатов радикального требования конституционного отказа от «руководящей роли» КПСС, которое всего три месяца назад они отказались даже обсуждать, превратил ее в демонстрацию слабости власти.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |