КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные вопросы. Тема 7. Формы развития знания
Тема 7. Формы развития знания Основные дидактические единицы темы Вопросы для повторения 1. Как соотносятся логическое доказательство и судебное доказательство? 2. Какие виды аргументов используются в доказательстве? 3. Что такое прямое подтверждение тезиса и каковы основные способы его осуществления? 4. Какими правилами, относящимися к аргументам, необходимо руководствоваться? 5. Как проявляется логическая сущность паралогизмов и софизмов? 6. Что такое логический парадокс и какова его роль в правовом механизме?
Аргументация, доказательство, опровержение, структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация, субъекты аргументации: пропонент, оппонент, аудитория, виды доказательства: прямой и косвенный, виды косвенного доказательства: от противного (апагогическое) и разделительное (метод исключения), структура опровержения: тезис, аргументы, демонстрация, способы опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное), критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации, правила и ошибки доказательства и опровержения, дискуссия как метод обсуждения и разрешения спорных вопросов, правила ведения дискуссии.
1. Гипотеза, судебно-следственная версия. 2. Этапы развития гипотез. 3. Проблема и ее роль в деятельности юриста. 4. Теория как система научных знаний
1. Гипотеза, судебно-следственная версия. Гипотеза– это форма развития знаний, представляющая собою обоснованноепредположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.Она выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логический переход от прежнего, неполного и неточного, знания к новому, более полному и более точному. Гипотеза включает в себя следующие элементы: 1) исходные данные, или основания; 2) предположение; 3) логическую обработку исходных данных и переход к предположению; 4) проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его. Гипотезы различаются по следующим основаниям: описательная и объяснительная; общая и частная; научная и рабочая. 1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы: описательные и объяснительные: – описательная гипотеза – это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос: «Что представляет собою данный предмет?». Такие гипотезы выдвигаются с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта. Например, гипотеза депутата Государственной Думы РФ, предсказывающая социальный эффект принятого нового пакета законоположений; – объяснительная гипотеза – это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выясняют, каковы причины появления данного предмета. Таким, например, являются гипотезы о взаимосвязи роста корыстной преступности с углублением имущественной дифференциации населения в регионе. 2. По объекту исследования различают гипотезы общие и частные: – общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и эмпирических регулярностях. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний. Например, в судебном исследовании предположение о преступности в целом является общей гипотезой; – частная гипотеза – это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Частными гипотезами являются и предположения, которые выдвигаются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках отдельных людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступным деянием. 3. По степени достоверности гипотеза может быть научной и рабочей: – научной называется гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества. Чтобы быть научной, гипотеза должна быть единственным аналогом данного процесса. Она должна быть способной предсказать новые явления, не входящее в число тех, на основе которых она строилась; – рабочая гипотеза – это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Специфика рабочей гипотезы – в условном и, тем самым, временном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Разновидностью судебно-следственной гипотезы является версия. Она применяется при расследовании уголовных преступлений и судебном разбирательстве. Строят различные по содержанию и охвату обстоятельств версии. Среди них различают: общие и частные; криминалистические и квалификационные. 1. Общая версия – это предположение, объясняющее все преступление в целом, как единую систему конкретных обстоятельств. Она отвечает не на один, а на множество взаимосвязанных вопросов, выясняя всю совокупность юридически значимых обстоятельств дела. Важнейшими среди этих вопросов будут следующие: какое преступление совершено? кто его совершил? где, когда, при каких обстоятельствах и каким способом оно совершено? каковы цели, мотивы преступления, вина преступника? Освещая все подлежащие выяснению в суде вопросы, такая версия носит черты общего суммирующего предположения, объясняющего все преступление в целом. Частная версия – это предположение, объясняющее отдельные обстоятельства рассматриваемого преступления. Будучи неизвестным или малоизвестным, каждое из обстоятельств может быть предметом самостоятельного исследования, по поводу каждого из них также создаются версии, объясняющие особенности и происхождение этих обстоятельств. Примерами частных версий могут быть следующие предположения: о местонахождении похищенных вещей или местонахождении преступника; соучастниках деяния; способе проникновения преступника к месту совершения деяния; мотивах совершения преступления и многие другие. Логическая структура версии такая же, как и логическая структура гипотезы. 2. Если для криминалистических версий имеют значение такие обстоятельства, как пол или место проживания преступника, то для квалификации преступления они безразличны. Такие признаки, как мотив преступления, объект посягательства и другие, имеют важное значение как для криминалистического аспекта расследования, так и для квалификации преступления. 2. Этапы развития гипотез. Гипотеза представляет собой процесс развития мысли. Основные этапы разработки гипотезы: выдвижение гипотезы; развитие гипотезы; проверка гипотезы. 1. Построение гипотезы связано с собиранием фактов, имеющих отношение к изучаемому явлению.
Принципы построения гипотезы
2. Развитие гипотезы. Оно связано с выведением из гипотезы логических следствий. Считая выдвинутое предположение истинным, из него дедуктивным путем выводят ряд следствий, которые должны существовать, если существует предполагаемая причина. Дедуктивное выведение следствий позволяет рационально, т.е. последовательно, планово, эффективно, строить весь процесс расследования. Второй этап проверки гипотезы состоит в сопоставлении логически выведенных следствий с фактами с целью ее опровержения или подтверждения. 3. Проверка гипотезы идет посредством практики. При проверке гипотезы используются различные формы и способы ее подтверждения или опровержения:
Непосредственное подтверждение (опровержение) гипотезы заключается в том, что предполагаемые отдельные факты или явления в ходе последующего познания подтверждаются или не подтверждаются практикой наблюдения за различными явлениями. Логическое доказательство (опровержение) в зависимости от способа обоснования может протекать в форме прямого или косвенного доказательства. Прямое подтверждение (опровержение) гипотезы протекает путем опровержения выведенных логических следствий вновь обнаруженными фактами. Другим видом логического доказательства (опровержения) гипотезы является косвенное доказательство (опровержение). Оно используется тогда, когда существуют несколько гипотез, объясняющих одно и то же явление. Косвенное доказательство протекает путем опровержения и исключения всех ложных предположений, на основании чего утверждается достоверность единственного оставшегося предположения. Вывод при этом протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения. Среди различных способов и приемов, к которым прибегает следователь для опровержения версий, особое значение имеет эмпирическая проверка интересующих суд и следствие обстоятельств в виде следственного или судебного эксперимента. 3. Проблема и ее роль в деятельности юриста. Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы двух видов: неразвитые и развитые.1. Неразвитая проблема – это задача, которая характеризуется нестандартностью, пути решения которой не видно. Такая задача возникает на базе определенного знания (теории, концепции и т.д.), решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании. 2. Если проблема содержит более или менее конкретные указания на пути решения, то ее называют развитой.Требования к постановке проблем:– наличие обоснованного вывода о том, что избранная проблема не решена в мировой науке и предлагаемые решения неудовлетворительны;– анализ предшествующего опыта исследования выявленной проблемы, чтобы избежать дублирования;– обоснование актуальности проблемы для общества дополнение к личной убежденности, что ее необходимо решать;– выявление основного противоречия проблемной ситуации;– формулирование целей и задач исследования.Проблемой называется не только знание указанных видов, но и процесс познания, который заключается в формировании неразвитой проблемы, превращения последней в развитую, а затем развитой проблемы первой степени в развитую проблему второй степени и т.д. вплоть до решения проблемы. Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней: 1) формирование неразвитой проблемы (предпроблемы); 2) развитие проблемы – формирование развитой проблемы первой степени, затем второй и т.д. путем постепенной конкретизации путей ее разрешения; 3) разрешение (или установление неразрешимости). Одной из самых актуальных проблем юриспруденции, является проблема справедливости суда. Для преодоления данной проблемы был введен состязательный суд, который на данный момент считается самой совершенной судебной системой. Данная система является наиболее справедливой на данном этапе развития юриспруденции, так как, помимо обвинения, предоставляет возможность обвиняемому защищаться как самостоятельно, так и с помощью адвоката. 4. Теория как система научных знаний. Теория – это достоверное знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области. Теория – это развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Например, строгое построение геометрии Евклида привело к системе высказываний (теорем), которые последовательно выведены из немногих определений основных понятий и истин, принятых без доказательств (аксиом). Особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.
Практические задания 1. Определите вид гипотезы: а) Р. Декарт в середине XVII в. выдвинул умозрительную гипотезу «вихрей». Вся вселенная, по Декарту, с момента «творения» состояла из разреженной материи, хаотически существовавшей в пространстве в едином круговращательном, вихреобразном движении. Совокупность этих движений постепенно привела к концентрации вещества и образованию Земли и неба со всеми видимыми на нем телами; б) результаты судебной статистики показывают, что подавляющее число тяжких преступлений совершается либо в состоянии опьянения, либо лицами, часто злоупотребляющими алкоголем. Обобщая эти статистические результаты, можно предположить, что алкоголизм является в некоторых случаях причиной или необходимым условием преступлений; в) И. Кант выдвинул гипотезу: Солнечная система, как и многие другие небесные сложные образования, возникла в результате закономерного сгущения и уплотнения материи до туманности рассеянных твердых частиц различной плотности и размера. 2. Проанализируйте отрывки из произведения О. Блика «Дневник Прокейна». Укажите, сколько версий сформулировано в отрывках. Какой способ подтверждения гипотезы (версии) использован автором: а) «…Или он выпрыгнул из окна, или упал, или его выкинули»; б) «Кроме нас четверых, Оллера и Дила, только вы знали о причастности к этому делу. Констебль покачал головой и сказал: “Этого не достаточно”. Почему же? Джанет была со мной. Уайдстейн был дома, с женой и детьми, детективы находились в Бруклине. Остаетесь вы и Прокейн. Прокейн сказал, что не убивал Франна. Значит, это вы». 3. Укажите, все ли возможные гипотезы (версии) учтены в следующих примерах: а) Новикова задержали в комиссионном магазине, когда он принес отрез на комиссию. Было точно установлено, что это сукно похищено из магазина, который был ограблен неделю назад. Н. утверждал, что купил сукно у мужчины по имени Виктор. Он носит очки. Выдвинули версию, что в краже магазина участвовал Виктор, и стали его разыскивать; б) хозяин дачи и его товарищ услышали крик из соседней комнаты. Гостившая в его доме К. звала на помощь. Они поспешили на помощь, чтобы задержать возможного преступника. Дверь в ее комнату была заперта. Они взломали ее и вошли. К. лежала на диване с перерезанным горлом. Окно в сад было распахнуто. Хозяин и его товарищ бросились в сад преследовать преступника, но никого не поймали, так как вокруг был лес и преступник мог в нем скрыться. В кармане убитой было обнаружено письмо, в котором ее просили прийти в определенное место. Под письмо была подпись жившего в двух километрах от места происшествия Б. Нож, оставшийся на месте преступления, по утверждению свидетелей, принадлежал Б. Отпечатки пальцев на ноже не сохранились. Преступник мог действовать в перчатках. Было выдвинуто предположение, что убийцей является Б. 4. Проанализируйте следующие тексты и выявите, ставятся ли в них проблемы: а)человек как проблема социальной философии; б) в настоящее время ведется активный поиск и внедрение различных форм и методов работы с руководящими кадрами, среди которых заслуженное место занимает аттестация. Цель аттестации – определить степень профессиональной подготовленности руководителей и других специалистов, их умения и навыков, опыт работы, личные качества. Кроме того, аттестация помогает установить, соответствует ли данный руководитель предъявляемым к нему требованиям, и способствует стремлению самих руководителей удовлетворять им. В отдельных случаях возникает необходимость определять соответствие руководителя выполняемой работе или занимаемой должности.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |