Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы. Тема 5. Вопросно-ответная ситуация




Тема 5. Вопросно-ответная ситуация

1. Специфика и структура вопроса.

2. Условия правильности вопросов

3. Специфика и структура ответа.

4. Условия правильности ответов

 

1. Специфика и структура вопроса. Вопрос – это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний. Виды вопросов:явные и неявные (скрытые); простые и сложные; уточняющие и восполняющие; открытые и закрытые; корректные и некорректные; узловые и наводящие.

1. По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явные или неявные (скрытые):

– явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное. Например: «Сколько дорожных происшествий произошло по вине пешеходов?»;

– неявный (скрытый) вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование найти неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. Например: «Результаты судебной статистики показывают, что подавляющее большинство тяжких преступлений совершается лицами злоупотребляющими алкоголем». В приведенном тексте обнаруживаются несколько скрытых вопросов: «Что такое преступление?»; «Почему люди злоупотребляют алкоголем?»; «Какая мера наказания следует за совершением тяжкого преступления?». Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.

2. По своему составу вопросы могут быть простыми или сложными. Простым называют вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов. Например: «Кто стал первым космонавтом?». Сложным называют вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть: соединительными (конъюнктивными); разделительными (дизъюнктивными); смешанными (соединительными и разделительными).

Соединительный вопрос – это два и более простых вопроса, связанных союзом «и». Схема соединительного вопроса –?(р&q), т.е. «верно ли р и верно ли q». Пример такого вопроса: «Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть применены в качестве санкции ссылка и высылка?»

Разделительный вопрос – это два и более простых вопроса, связанных союзом «или». Схема разделительного вопроса имеет следующий вид:?(рvq), т.е. «верно р или верно q». Например: «Верно ли, что в данном случае имело место убийство или это было самоубийство?».

Смешанный вопрос – это объединение соединительных и разделительных вопросов:?((р&q) v (m&n)), т.е. «верно ли р и q или m и n». Это дизъюнктивный вопрос, включающий два конъюнктивных сочетания. Например: «Содержит ли это деяние состав преступления, и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?».

3. По познавательной функции вопросы подразделяются на уточняющие и восполняющие.

Уточняющим «ли-вопросом» называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Содержит ли данное деяние состав преступления, и каковы его мотивы?». Грамматический признак таких вопросов – наличие в предложении частицы «ли». «Верно ли, что…»; «Является ли...»; «Действительно ли, что...» и другие. В символической записи –?(р), где? – оператор вопроса, р – суждение, истинность которого выясняется.

Восполняющим «что-вопросом» называется вопрос, направленный на выяснение новых свойств у исследуемых явлений. Например: «Где состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны?»; «Каким законом предусмотрено данное преступление?». Грамматический признак восполняющих вопросов – наличие в предложении вопросительных слов «кто?», «что?», «когда?», «как?» и др». В символической записи?Q(p), где? – оператор вопроса, Q – переменная для вопросительного слова, р – исходное, нуждающееся в дополнении суждения.

4. По количеству возможных на них ответов вопросы бывают открытые и закрытые.

Открытый вопрос – вопрос, на который можно дать неопределенное количество ответов. Вопрос такого типа не содержит (явно) в своей предпосылке множества возможных ответов на него. Например, «Какой город является столицей Португалии?» Предпосылкой этого вопроса являются суждения: «Существует страна Португалия» и «Португалия имеет свою столицу». Как известно, в этой стране много городов, и ответ состоит в выборе одного из них в качестве столицы этой страны.

Закрытым называется вопрос, на который имеется конечное, ограниченное количество ответов. Эти вопросы широко используются в судебной и следственной практике. Например: «Где был подписан акт о капитуляции Германии в конце Второй мировой войны?»

5. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные.

Корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание.

Некорректным, считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Например, «Как пройти туда, не знаю куда?», «Как найти то, не знаю что?». Если неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, то такой вопрос квалифицируется как улавливающий, или «провокационный». Пример такой уловки – древнегреческий софистический вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?». Любой ответ на него – и «да», и «нет» – приводит к признанию, что ты бил своего отца.

6. По отношению к обсуждаемой теме вопросы могут быть по существу и не по существу.

Вопрос по существу темы – это запрос мысли, базис которого прямо или косвенно связан с обсуждаемой темой и ответ, на который уточняет либо дополняет исходящую информацию. Такие вопросы допустимы и правомерны в любом информационном общении.

Вопрос не по существу темы – это вопрос, базис которого не имеет ни прямого, ни косвенного отношения к обсуждаемой теме. Обычно такие вопросы лишь весьма отдаленно либо чисто внешне кажутся связанными с поставленной на обсуждение проблемой. Принятие и обсуждение таких вопросов часто уводит дискуссию в сторону от решения основной идеи.

 

2. Условия правильности вопросов. Правильно заданный вопрос – это вопрос, на который можно дать истинный, полный и информационно значимый ответ. Условия его правильности (корректности) таковы:

– вопрос необходимо ставить корректно. Предпосылки вопроса должны быть истинны. Вопрос: «Кто является автором романа «Война и мир»?» является обоснованным, потому что его предпосылки «Существует роман «Война и мир» и «У этого романа есть автор» являются истинными суждениями. Вопрос же «Кто придумал любовь?» имеет своей предпосылкой суждение «Любовь кто-то придумал», и это суждение является ложным. Поэтому этот вопрос поставлен некорректно.

Вопрос формулируется кратко и ясно. «Является ли кража мошенничеством?» – этот вопрос удовлетворяет данному требованию, поскольку и понятие «кража», и понятие «мошенничество» имеют в Уголовном кодексе РФ точно установленное содержание. А вопрос, «С какой скоростью движется Солнце?» не является правильным, потому что в нем не указано, относительно какого объекта рассматривать движение Солнца (не задана система отсчета). В этом смысле некорректным следует признать и вопрос «Смертна или бессмертна душа человека?» – этот вопрос некорректен, ибо никто не знает, что такое душа, чем она отличается от тела, где она пребывает и существует ли она

При постановке вопроса следует предусмотреть альтернативность ответа на уточняющие вопросы. Например, на вопрос: «Признает ли себя виновным в предъявленном ему обвинении?» можно дать два альтернативных ответа: «да» или «нет».

В сложных разделительных вопросах должны быть перечислены все альтернативы. Например, «К какому виду суда по стадии рассмотрения дел относится данный суд: первой, кассационной инстанции или надзорной инстанции?».

3. Специфика и структура ответа. Особая роль принадлежит вопросно-ответной форме в процессе судопроизводства. Поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и многих других следственных действий. В судопроизводстве вопросно-ответная форма служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам. Ответ – это информация вызванная вопросом. Среди ответов различают: истинные и ложные, прямые и косвенные: краткие и развернутые, полные и неполные, точные (определенные) и неточные (неопределенные).

1. По отношению действительности, ответы могут быть истинными либо ложными:

– ответ считается истинным, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно, отражает действительность;

– ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно, отражает положение дел в действительности.

2. По области поиска ответы могут быть прямыми и косвенными:

– прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, на вопрос «В каком году курсант Иванов закончил ВИПЭ?» будет прямой ответ «Курсант Иванов закончил ВИПЭ в 2009 году»;

– косвенным называется ответ, который получают из более широкой области, нежели область поиска ответа и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. Так, для вопроса «В каком году курсант Иванов закончил ВИПЭ?» косвенным будет следующий ответ: «Курсант Иванов закончил ВИПЭ за один год до поступления в данный институт своего брата Кирилла».

3. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми:

– краткие – это утвердительные или отрицательные ответы, на которые можно ответить либо «да» либо «нет»;

– развернутые – это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос «Может ли преступное деяние быть совершено в состоянии физиологического или патологического аффекта?» могут быть получены ответы: краткий «Да»; развернутый – «Да, преступное деяние может быть совершено в состоянии физиологического или патологического аффекта».

4. По объему представленной в ответе информации ответы могут быть полными или неполными:

– полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например, на вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» полным будет следующий ответ «Иванов и Сидоров есть соучастники преступления, а Петров – исполнитель»;

– неполный ответ включает информацию относительно отдельных элементов или составных частей вопроса. Так, на приведенный выше вопрос – «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» – неполным будет ответ: «Нет, неверно, Иванов является исполнителем».

5. Ответы могут быть точными (определенными) и неточными (неопределенными):

– под точностью и определенностью имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в разумном использовании сложных вопросов;

– неточность ответов выражается в двусмысленности понятий и вопросительных слов. Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих, или «провокационных», вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софисты. Один из них – софизм (логическая уловка) «рогатый», когда предлагают ответить на вопрос: «Продолжаешь ли ты носить рога?» Скрытое в этом вопросе утверждение приводит к тому, что независимо от характера ответа – «да» или «нет» отвечающий в обоих случаях неявно признает, что у него есть или были раньше рога. Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий.

4. Условия правильности ответов:

– ответ должен быть истинным суждением. Заведомо ложные ответы на корректный вопрос автоматически влекут нравственную или правовую ответственность;

– ответ должен устранять (частично или полностью) информационную неопределенность, обусловившую саму постановку вопроса. На вопрос «В совершении, какого преступления обвиняется задержанный?». Ответ в форме истинного суждения «Он обвиняется в хищении чужого имущества» устраняет неопределенность лишь частично и потому квалифицируется как слабый. Сильным был бы ответ: «Он обвиняется в краже», а еще более сильным – «Он обвиняется в краже с незаконным проникновением в жилище» (разумеется, также при условии истинности этих суждений).

Таким образом, правильным является ответ в форме истинного суждения, ответ полный, информативный и релевантный.

 

Практические задания

1. Проанализируйте структуру предлагаемых вопросов, сформулируйте их искомое значение и логические предпосылки: а) какой способ оплаты труда вы лично считаете самым справедливым? б) можно ли считать дезертирство преступлением? в) предусматривается ли законом обязательное проведение экспертизы по некоторым делам? г) где находится Международный суд по правам человека?

2. Исходя из предположения, что приведенные ниже вопросы являются провокационными, проанализируйте их предпосылки: а) кто из твоих друзей оскорбил этого человека? б) если Петров не похищал эту вещь, то зачем он ее спрятал? в) нашел ли ты то, что потерял? г) почему в настоящее время в мире полностью исчезла тяжелая промышленность?

3. Сформулируйте прямые, косвенные, полные и частичные ответы на предлагаемые вопросы: а) все ли металлы тонут в воде? б) каковы причины второй мировой войны? в) кто является изобретателем радио? г) существует ли простое число, делящееся на 2?

4. Дайте логическую характеристику следующих диалогов: а) вопрос: «Кто был зачинщиком драки и будет ли он наказан?». Ответ: «Не волнуйтесь, гражданин, от наказания он не уйдет»; б) вопрос: «Готово ли правительство взять власть в свои руки и осуществить экономическую реформу?». Ответ: «Правительство не сможет осуществить экономическую реформу, так как не разработало еще ее концепцию»; в) вопрос: «Признает ли Петров себя виновным в предъявленном ему обвинении?». Ответ: «Нет, не признает».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.