Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III.1.6. Невербальные средства общения




Приемы эффективного слушания

· не принимайте молчание за внимание;

· будьте физически внимательными (например, повернитесь лицом к собеседнику);

· дайте собеседнику время высказаться;

· не перебивайте без надобности;

· если перебили, помогите восстановить прерванный Вами ход мыслей собеседника;

· не делайте поспешных выводов;

· не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам, так как можно пропустить смысл сообщения;

· если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду;

· не заостряйте внимания на разговорных особенностях собеседника;

· постарайтесь выработать у себя готовность выслушать мнение оппонента, умение учитывать его во время обсуждения.

Освоение этих приемов поможет вам наладить контакт с оппонентом, понять его точку зрения, вникнуть в суть разногласий между вами, сделать ваш диалог более плодотворным глубже понять поступающую информацию, извлечь из нее необходимые данные, принять правильное решение.

К невербальным средствам общения относится воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т.д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. Сюда же можно отнести такую специфическую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз. Роль всех этих невербальных знаков в общении чрезвычайно велика. Можно сказать, что значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части «коммуникативного айсберга» – в области невербального общения. В частности, именно к этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнеру по общению. Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения. К анализу «невербалики» мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Также жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого.

Знание языка жестов нередко позволяет получать скрытую информацию. Мимика нам позволяет лучше понять собеседника, разобраться, какие чувства он испытывает. Люди обладают богатейшей мимикой. Подсчитано, что можно различить несколько тысяч (!) выражений лица, передающих нюансы настроения. Мимические сигналы почти универсальны, они в меньшей степени зависят от культурных традиций, являясь почти всеобщим коммуникационным социальным языком. Чтобы понять какие эмоции чувствует ваш собеседник, смотрите на левую часть его лица, так советуют психологи. Связано это с тем, что левая часть человека контролируется правым (неаналитическим) полушарием мозга, именно она несет больше информации об эмоциональном состоянии человека. Исследователи выделяют 6 основных мимических масок, которые легко прочитываются людьми:

· удивление (глаза широко раскрыты, брови дугой, челюсть опущена, рот открыт);

· горе (уголки губ опущены вниз, внутренние края бровей подняты);

· страх (брови подняты и сходятся на переносице, верхние веки подняты, губы напряженно оттянуты назад, рот чуть приоткрыт);

· гнев (брови опущены, на переносице вертикальные морщины, глаза сужены, губы плотно сжаты);

· отвращение (нижние веки поднимаются, нос наморщен, приподнимаются обе губы или верхняя);

· счастье (нижние веки слегка приподняты, уголки губ поднимаются кверху, улыбка).

Взгляд – это одно из сильнейших «оружий». Взгляд может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным… Обычно при встрече люди короткое мгновение смотрят прямо в глаза друг другу. Контакт глаз означает доверие собеседников друг к другу, их открытость, однако задержка взгляда на глазах партнера свидетельствует о стремление к доминированию. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на своего партнера, чем когда его слушает. Во время собственной речи говорящий довольно часто отводит глаза для того, чтобы собраться с мыслями. Прерванный взгляд при паузе обычно обозначает: «Я еще не все сказал, пожалуйста, не прибивайте». Совсем иные значения приобретает взгляд в сторону, если партнер слушает собеседника, например, такие как «я не совсем согласен; я имею возражения» и пр. Слишком частый отвод взгляда в сторону при беседе может свидетельствовать о том, что человек нервничает, или разговор его мало интересует, и он стремиться его скорее закончить. В зависимости от того, куда конкретно смотрят люди, разговаривая друг с другом, можно догадаться о характер их взаимоотношений:

– во время дружеского разговора глаза, как правило, сфокусированы на той части лиц друг друга, которая находится между ртом и глазами;

– деловые партнеры во время разговора выбирают точку на лице своего собеседника в треугольнике «лоб – глаза»;

– при интимном разговоре взгляды общающихся могут быть обращены на любую точку лица и тела собеседника – от глаз до груди.

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда и уточняет его.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих то или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и др. чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. И нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от значения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой. Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Эмоциональные жесты. Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство – все это проявляется в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Указательные жесты. Ими говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место – рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования – по очереди, через одного. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела. Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на который можно указать.

Изобразительные жесты появляются в случаях: если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; если одних слов не достаточно по каким либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат вес понимает); если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

Символические жесты – жесты, которые символизируют что-то. Например: поклоны на публике – символ благодарности за теплый прием.

Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. Жест предельности (категоричности) – сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождается выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знал.

Жест интенсивности – рука сжимается в кулак. Он используется, когда говорят: он очень упорный; какая она упрямая; в нем чувствуется такая собранность, активность; честолюбив он страшно.

Жест отказа, отрицания – отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу Вас! Никогда, никогда туда не поеду.

Жест противопоставления – кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: пришли и молодые и старые; нечего туда – сюда ходить; одно окно на север, другое на юг.

Жест разъединения – ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: это совершенно разные приемы; это надо различать; мы это разъединили.

Жест объединения – пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: они хорошо сработались; очень они подходят друг другу.

Подражательные жесты. Это жесты, которые оживляют описание. Например, лектор говорит о выступлении какого-то политического деятеля, известного ученого, художника старается изобразить его.

Национальные жесты. В зависимости от культурных и национальных традиций существуют различия в невербальном поведении. Например, болгары и русские прямо противоположным образом кивают головой, когда хотят сказать «да» или «нет»; есть множество других менее известных различий в реакциях. Вообще принято различать культуры, в которых произнесенные слова воспринимаются почти буквально, в них практически не содержится скрытого смысла. Это так называемые культуры с низким уровнем контекста. К таким культурам относятся, например, американская и немецкая. В других культурах, в частности в русской, французской, японской, значение контекста очень велико, вплоть до того, что смысл сказанного может меняться на противоположный. Во втором типе культур особое значение приобретают невербальные факторы общения. В любом случае, даже в культурах с так называемым низким уровнем контекста, невербальным аспектам общения уделяется много внимания.

Для различных народов значение жестикуляции отнюдь неодинаково. Общаясь, итальянцы в течении часа прибегают к ней в среднем около 80 раз, французы 20, а финны – только 1-2. Более частую жестикуляцию жители Финляндии склонны считать признаком несдержанности.

В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разведенных пальца (указательный и средний) с ладонью, повернутой от себя, служат знаком победы. Но если ладонь повернуть к себе, то жест равнозначен выражению «А иди ты подальше!». Жители Европы воспринимают этот жест, не зависимо от того, куда обращена ладонь, как знак победы. Поэтому, если англичанин сделает оскорбительный жест, то европеец может только удивиться, не понимая, на какую победу намекают.

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: щелканье пальцем по шее с правой стороны – «выпить бы»; кручение пальцем около виска – «из ума выжил».

Жест должен свидетельствовать в речи о движении мыслей и чувств говорящего, являясь физическим выражением его творческих усилий. Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, лектор с таким характером не может обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному в проявлении своих чувств, жесты не свойственны.

Лучший жест – тот, которого не замечают, который, сливаясь со словами усиливает его воздействие на слушателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.