Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV.1. Античная риторика




Становление риторики как науки произошло в Древней Греции и было связано с потребностями демократического общества. Другая причина возникновения риторики – не политического, а философского толка. Школа элеатов разорвала казавшуюся до тех пор естественной связь слова и вещи и сделала слово лишь условным обозначением вещи. Таким образом, слово было отделено, явилось особым предметом исследования. При этом слово стало делом. Так постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приёмов обучения.

В V в. до н.э. в Древней Греции появляется первый учебник по риторике – науке о законах красноречия и их практическом применении. По силе воздействия на чувства и умы людей, влияния на государственные дела ей не было равных среди искусств.

К концу V в. до н.э. сформировались культура монологической публичной речи, ее виды, традиции.

Свою задачу риторы (ораторы) понимали трояко:

1. разъяснять (что-то);

2. побуждать к определенному мышлению, решению, действию;

3. доставлять людям удовольствие (услаждение слушателей) оригинальной, смелой мыслью, благородными чувствами (главная задача) добра, справедливости, правды, гражданского долга, патриотизма.

Высшие достижения античного красноречия связывают с творчеством Демосфена, Динарха, Эсхиноса, Филократа, Гиперида, Горгия, Исократа, Исайи. Они мастерски владели правилами, формами устной речи, законами логики, языком, как орудием идейной и политической борьбы.

Признанными риторами были софисты, которые стремились научить мыслить, говорить, действовать. Они много сделали для развития риторики – искусства красноречия; эристики – искусства спора; диалектики – искусства доказательства.

Со второй половины V в. до н.э. риторика рассматривается как «царица всех искусств», так как «слово является вождем всех дел и всех замыслов» (Исократ).

Сократ и Платон усилили логику речи, его смысловую емкость, обогатили публичную речь приемами и формами полемики. Но звездой первой величины был Демосфен, мастер публичного спора. На его речах учились ораторы разных поколений. Он был не только общественным судьёй, политическим лидером, но и находчивым полемистом, глубоким психологом. Его речи были аргументированы, ясны по изложению, фразы – краткие, темп – то ровный и плавный, то скачкообразный и ускоренный, исполненный патетики и страсти, мысль – злободневна, наполнена общественно важным смыслом. Успех речи определялся также страстной уверенностью в своей правоте, гражданской смелостью, ясной целеустремленностью, отработанной жестикуляцией, интонационной гибкостью голоса, ораторским взором, устремленным как бы в души людей, знанием и использованием таких факторов познания действительности, как слух, запах, вкус, осязание, зрение.

Если речи Демосфена дают представление об ораторском искусстве, то работы Аристотеля относят риторику к специальной науке. Его «Риторика» – единственное хорошо сохранившееся древнегреческое сочинение по красноречию, дошедшее до наших дней. В ней, а также в «Поэтике», он рассматривает вопросы, связанные с языком, стилем, структурой речи. Все возможности живого слова и соответствующего стиля он подчинял главной задаче – достижению знания, возбуждению общественного мнения.

В Древней Греции считалось, что мудрость – первейшее человеческое благо. Соперничество (агоно) в мудрости относили к искусству. Победитель пользовался различными почестями, его общественный авторитет был очень высок.

Основы и принципы ораторского искусства, заложенные и выработанные в древнегреческих городах, получили дальнейшее развитие в других странах с учетом новых условий и национальных особенностей. Так, в Древнем Риме ораторское искусство получило широкое распространение. Среди римских ораторов более других известен Марк Туллий Цицерон. Его речи (их сохранилось около 50) считались настолько совершенными, что в Эпоху Возрождения стали эталонами ораторского искусства. Квинтилиан и Тацит в своих трудах обобщили опыт античной риторики.

Итак, античная риторика включала в себя:

1. подбор и систематизацию материала;

2. расположение материала и его изложение (вступление, изложение сути дела, доказательство, заключение);

3. словесное выражение, сочетание слов и стиль речи (простой, средний, высокий);

4. технику произношения;

Схема работы над речью (Античный риторический канон), включала в себя следующие компоненты:

1. Изобретение (инвенция): работа над мыслью речи; отбор содержания будущего выступления (что сказать?)

2. Расположение (диспозиция): работа над композицией речи, уточнение соположения частей (где сказать?)

3. Выражение (локация): редактирование речи, то есть удаление неудачных выражений и добавление тех, которые были бы более уместны (как сказать?)

4. Запоминание (мемория): технический этап подготовки, когда оратор, размышляя над тем, как донести созданный текст до слушателя, выучивал наизусть, составляя заметки и т.д.

5. Произнесение (акция): общение оратора с аудиторией – кульминация всей ораторской деятельности.

Современная риторика добавляет:

6. Рефлексия: оратор размышляет над произнесённой речью, анализирует удачи и просчёты, делает выводы на будущее о том, как в следующий раз улучшить свою речь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.