КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности развития политической мысли в России
Политическая мысль России имела отличную от Запада логику развития и опиралась на иную культурную традицию. Конкретные внутри- и внешнеполитические условия определили особенности тех проблем и способы их решения, которые обосновывались политической мыслью. Первая особенность состояла в том, что политические идеи вплоть до конца XIX века были составной частью религиозной, этической и философской мысли и не обладали самостоятельным статусом. Отчасти в этом обнаруживается сходство с развитием западной политической мысли, с той лишь разницей, что уже в XVI веке в Европе зародилась политическая наука, представлявшая собой самостоятельную отрасль знания. Формирование политических идей в течение длительного времени внутри православия наложило отпечаток на ее содержание. Вторая особенность была связана с тем, что политическая мысль России опиралась на культурную традицию соборности, отрицавшую ценность индивидуальной свободы и самодостаточность человеческого «Я». Традиция соборности, общинности предполагала иные, чем на Западе, средства организации жизни общества с акцентом на авторитарные начала власти, культивировала ценности равенства, согласия, зависимости индивида от государства. Третья особенность в развитии политической мысли нашла отражение в апологетически-охранительном характере политических теорий вплоть до появления революционно-демократических идей середины XIX века В.Г.Белинского (1811—1848), Н.Г.Чернышевского (1828—1889), А.И.Герцена (1812—1870), Д.И.Писарева (1840—1868), призывавших к насильственному свержению самодержавия через восстание народа. Четвертая особенность состояла в том, что важнейшей составляющей политических теорий в России была русская идея, с помощью которой обосновывался ее особый исторический путь, богоизбранность ее народа. Этот путь не похож на развитие западных стран, идущих ложной дорогой. Самобытность России объяснялась развитой способностью ее народа примирять личную свободу и общее благо. Пятая особенность проявлялась в востребованности политических идей практикой, в развитой практической функции политических теорий. Политические идеи выступали важным средством решения политических проблем: объединения земель, укрепления политического могущества князей, абсолютно власти монарха и т.д. Поэтому власть в России во все времена активно использовала политические идеи. Концентрация политического могущества князей, царей, рост абсолютизма их власти опирались, во-первых, на тезис о божественном характере власти князя на Руси и, во-вторых, на идею согласия управляющих и управляемых, которая являлась основой российской государственности. Идея согласия правителей (князей) и подданных была связана со стремлением Киевской Руси к независимости от Византии. Это стремление выразилось в идее приглашения варяжских князей на правление, что и служило воплощением принципа согласия правящих и подданных относительно правил организации жизни, их взаимных обязательств. Тем самым власть одновременно опиралась на два начала: религиозное и мирское. Во втором случае рост авторитарной власти князей учитывал традицию соборности, общинности, при которой несогласие кого-либо с мнением большинства, коллектива исключалось. Кроме того, усиление авторитарности обусловливалось широкими просторами страны, освоение и защита которых были возможны лишь при сильной власти. Именно этими обстоятельствами проще всего объясняется основное направление развития политической мысли в России, суть которого состояла в обосновании притязаний власти на абсолютное господство. Непререкаемый характер власти князя, царя не терпел 0ппозиции или несогласия, которые отождествлялись с силами тьмы, зла, воплощением антихриста, в то время как власти приписывались лишь добродетели. Такое деление общества на «своих» и «чужих» проходит через всю политическую историю России, обнаруживая себя в бунтах, революциях, гражданских войнах. Изначальная непримиримость добра и зла, света и тьмы прослеживается и в развитии политической мысли — в противостоянии консерватизма и либерализма, славянофильства и западничества.
(?) Чем обусловлены существенные различия в развитии политических идей в России и на Западе? Как эти различия отразились на выборе форм государства, конкретных институтов там и здесь?
В XIX веке развитие политической мысли в России испытывало заметное влияние либеральных идей европейского Просвещения. Анализ политических институтов в контексте ценностей индивидуальной свободы, принятых в либерализме, был непривычным для России. Особая заслуга в распространении идей гражданской свободы и социальной справедливости принадлежала профессору права юридического факультета Московского университета Б.Н.Чичерину (1828—1904), создавшему целое направление в юриспруденции, которое вошло в историю как «государственная школа». Либерализм Б.Н.Чичерина имел охранительный характер, что выразилось в обосновании введения в России конституционной монархии. Несколько дальше шли представители другого течения русской либеральной мысли — российские конституционалисты. Они ратовали за гарантии прав граждан со стороны государства, за ограничение самодержавия рамками закона и связывали будущее страны с формированием правового государства. Наиболее значительными фигурами среди них были профессора Московского университета П.И.Новгородцев (1866—1924) и Б.А.Кистяковский (1868—1920). Российские либеральные мыслители пытались соединить идею индивидуальной свободы с интегративными и регулятивными возможностями государства. Однако либерализм не получил широкого распространения в России в силу отсутствия многочисленного слоя частных собственников. Более того, перенесение западных либеральных идей на российскую почву порождало усиление консерватизма, принявшего форму славянофильства, и радикализма, представленного анархизмом и большевизмом. Консерватизм не был однородным течением политической мысли, хотя его сторонники использовали общий тезис — русскую идею. Одна часть славянофилов, например философ, поэт А.С.Хомяков (1804—1860), писатель К.Н.Леонтьев (1831—1891), обосновывала самобытность России и при этом критически относилась к правящему режиму, предполагала отмену крепостного права, предоставление некоторых прав и свобод гражданам. Другое направление в славянофильстве представляли реакционные консерваторы: историк Н.М.Карамзин (1766—1826), министр народного просвещения граф С.С.Уваров (1786—1855), обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев (1827—1907). Они активно боролись против проникновения западных либеральных идей, идеализировали прошлое, преувеличивали роль традиций, обосновывали особый путь развития России, выразив его формулой: православие самодержавие, народность. Их политическим идеалом была абсолютная монархия. Правомерность ее существования они выводили из национального характера русского народа: его глубокой религиозности и веры в царя. Другая крайность в развитии политической мысли России была представлена радикализмом, выступавшим за коренные изменения в обществе. Анархисты, например М.А.Бакунин (1814—1876), граф П.А.Кропоткин (1842—1921), и большевики во главе с В.И.Лениным исходили из общего тезиса: государство — это зло, и его необходимо разрушить. Единственное, в чем они расходились, — это в методах и сроках. Если анархисты предполагали «отменить», «уничтожить» государство немедленно, то, с точки зрения большевиков, на смену буржуазному государству должно прийти государство трудящихся (диктатура пролетариата), задачей которого и является создание условий для отмирания государства как института чьего бы то ни было господства. Сам процесс отмирания государства, по мнению теоретиков большевизма, — это «целая историческая эпоха». Однако, несмотря на различия, обнаруживается еще одно совпадение позиций большевизма и анархизма: их политические идеи представляют собой утопии, которые невозможно было осуществить на практике. Правда, следует отметить, что тот же анархизм в России долгое время трактовался односторонне, вульгарно. В его политической доктрине есть и рациональные зерна. Например, тезис П.А.Кропоткина о важности учета в политических взаимодействиях психологических качеств, установок представителей различных социальных групп чрезвычайно важен для объяснения политического поведения субъектов. Таким образом, в конце XIX века в России происходил процесс кристаллизации политической науки как самостоятельного научного направления. Он не был завершен вычленением политологических идей из юриспруденции, истории, философии, но в рамках названных дисциплин многие проблемы уже были поставлены и анализировались. Тенденция к систематическому научному анализу политики была оборвана Октябрьской революцией 1917 г.
(?) Чем можно объяснить невосприимчивость большинством российских мыслителей многих идей, на которых формировались современные либеральные демократии: идея народного суверенитета, идея конституционализма, идея политического представительства (представительство интересов граждан через партии, движения)?
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 6337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |