Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая наука в Казахстане




Политология как академическая дисциплина была признана в СССР лишь в 1989 г., а в Казахстане — в 1991 г. До того времени политическая теория не развивалась в качестве самостоятельной науки и была частью научного коммунизма. Развитие политической теории в рамках научного коммунизма было односторонним: она занима­лась теоретическим обоснованием идей руководителей КПСС. Обслуживая интересы и потребности правящей элиты, политическая теория была ограничена в выборе методов теоретического анализа. Господство догматизиро­ванного марксизма в обществознании сдерживало разви­тие методологической и эмпирической базы полити­ческой теории. Природа политических взаимодействий, сущность политической власти объяснялись характером экономических отношений в обществе, прежде всего отношений собственности. Зависимость политики от эко­номики существенно упрощала многообразие политичес­ких отношений, сводила их к взаимоотношениям боль­ших групп людей: классов, этносов, партий и т.д. При этом игнорировались «человеческое измерение» политики, ее обусловленность психологией, интуицией, побуж­дениями конкретной личности, преследующей свои эго­истические интересы. Если личность и рассматривалась, то только как часть класса, партии, но не в качестве самостоятельного субъекта политики. Естественно, что советский период в развитии политической теории отбро­сил ее далеко назад по сравнению с западной политичес­кой наукой, поэтому политология в Казахстане делает свои первые шаги.

 

Очевидно, что за столь короткий срок самостоятель­ного развития политическая наука в Казахстане не смогла выработать собственную политологическую традицию, которая имеется в США, Западной Европе. В развитии казахстанской политологии в силу значительных различий в уровне подготовки занятых в этой отрасли знания кадров проявляются две крайности. Первая состоит в некритическом заимствовании западных концепций и автоматическом переносе их в казахстанские условия. Од­нако отсутствие соответствующих условий часто порож­дает отрицательные практические результаты подобных заимствований. Вторая крайность состоит в стремлении отгородиться от мирового теоретического и практического опыта и создать «национальную политологию».

Более взвешенным представляется иной способ воспри­ятия западного опыта: корректное и внимательное изуче­ние его, соотнесение его с историческими, культурными и национальными традициями Казахстана.

 

(?) Какие достижения западной политической мысли и практики могли бы быть использованы в Казахстане для создания демократического правового государства?

Вопросы и задания



1. Что изучает политология?

2. В чем особенность предмета политологии?

3. Что определяет достоверность политологического знания?

4. Какие подходы в определении предмета политической науки существуют в литературе?

5. В чем особенность языка политологии?

6. В чем преимущества и недостатки бихевиористского метода познания политики по сравнению с другими методами?

7. Приведите конкретные примеры из истории различных стран, которые иллюстрировали бы политические закономерности.

8. Чем обусловлены место и роль политологии в жизни обще­ства?

9. Чем отличается политология от иных наук о политике?

10. Как вы думаете, какое значение политология имеет для отдельно взятой личности?

11. Как бы вы определили задачи и содержание политологии?

12. Какие идеи Платона и Аристотеля оказали наиболее заметное влияние на последующее развитие политической мысли?

13. Почему политика и государство описывались Аристотелем в терминах «прекрасное», «справедливое»,«разумное», «совер­шенное», «счастливое»?

14. Как вы считаете, чем обусловлен поиск идеального государ­ства?

15. Почему в античности демократия рассматривалась как «наи­худшая форма» государства?

16. Почему Платон считал идеальным государством форму совер­шенной аристократии?

17. Что такое «полития»?

18. Какие идеи античных мыслителей воплотились в политичес­ком устройстве современных западных стран?

19. Чем было обусловлено заметное влияние религии на полити­ку в средневековье?

20. Как вы понимаете выражение «божественный характер влас­ти»?

21. Фому Аквинского считают одним из первых теоретиков де­мократии, поскольку он выдвинул идею о народе как источнике светской власти. С какой целью Ф.Аквинский использовал идею народного суверенитета?

22. Богословы трактовали политику двояко: сущность — боже­ственная, а формы реализации — земные. Прокомментируйте данное положение.

4123. С чем связано противопоставление церковной и светской власти в средневековье?

24. Что принципиально отличает развитие политической мысли Нового времени от предшествующих этапов?

25. Почему Н.Макиавелли считается родоначальником полити­ческой науки?

26. Почему политическая наука стала зарождаться в Новое вре­мя, а не раньше или позже

Урок № 3. Тема: Современные социально-политические теории.

 

В ходе развития современного общества сформировались три основные социально-политические доктрины: либерализм, консерватизм и социализм. Все они представляют собой сложные мировоззренческие конструкции, выражающие интересы социальных слоёв и групп. Время подвергло испытанию эти доктрины, внесло в них существенные изменения.

В ряду основных современных идеологий прочные позиции занимает либерализм(от латинского либералис - свободный). Творцами классического либерализма, первого этапа его исторического развития, являются ЛОКК и ВОЛЬТЕР, ЮМ и КАНТ, МОНТЕСКЬЕ и ФРАНКЛИН, ДЖЕФЕРСОН и А.СМИТ, ГЁТЕ и ДИДРО.

В политической области либерализмосновывается на признании прав человека, разделение властей, свободе выбора занятий, ограничение прерогатив государства, неразрывности свободы и ответственности личности. В экономической сфере либерализмтребует отмены регламентаций и ограничений со стороны государственной власти, простора для частной инициативы, создания максимально благоприятных условий для разворачивания частного предпринимательства.

В числе приоритетов идеологии либерализма также назвать верховенство закона, правовое государство, защищённость - прежде всего от государственного вмешательства – частной позиции человека.

Во второй половине ХХ века развитие либерализма привело к возникновению шоинберализма – доктрины, сохраняющей верность принципам демократии, свободной конкуренции, частного предпринимательства, но полагающей, что они не смогут достичь успеха автоматически, а требует постоянного вмешательства государства, создающего благоприятные условия для их реализации.

Консерватизм. Консерватизм возник в Англии. Идейная основа консерватизма формировалась как антипод идеи просвещения и базировалась на идее Э.Берка(1729-1797 г.г.) О противоестественности сознательного переустройства общества. Такой подход отдавал предпочтение идеям преемственности, традиционности, аристократизма перед ценностями свободы, демократии и прогресса. Со второй половины XIX века, особенно в ХХ веке консерватизм изменил форму, приняв идеи свободно-рыночных отношений, принципы плюрализма и политической демократии.

В целом консерватизм имеет строго определённых идейно-политических очертаний и принимает различные формы в разные исторические периоды.

Но классический консерватизм имеет устойчивую часть. Ему свойственно, как правило, критически негативные отношение к общественным новациям, его сторонники одобряют лишь те нововведения, которые способны, по их мнению, содействовать сохранению существенного экономического и политического строя, развитию тех или иных его черт и особенностей, которые служат границей роста его стабильности. С 70-х годов нашего столетия ведущим направлением консервативной мысли служит неоконсерватизм. Основное из отличий состоит в том, что неоконсерватизм в значительной мере отошёл от элитарных классических воззрений на власть.

Социал-реформизм. Социал-реформизм зародился вместе с возникновением организованного рабочего движения в последней трети XIX века. В течение более, чем векового развития в разные годы он проявился в виде лассальянства, бренштейнианства, каутскианства. Официальная доктрина современного социал-реформизма, провозглашённая в декларации Франктфуртского(1961г.) Конгресса Социалистического интернационала - демократический социализм, основными ценностями которого провозглашаются свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность. Для социал – реформистов основу в политике и теории составляет реформа. Социал – реформисты считают, что социализм может возникнуть путём постепенной трансформации капитализма, демократически, в рамках сложившихся норм демократии и свободы, т.е в результате проведения политико – экономических и особенно культурно – воспитательных мероприятий, осуществляемых социал демократией и правительственными кругами.

Социал – реформисты рассматривают свободу и справедливость как единый процесс, но приоритет отдают свободе, т.е. всякому отсутствию политического принуждению. Для социал – реформистов характерно неприятие Ленинизма, признание Марксизма.

Во второй половине 80-х годов в социал-демократическом движении появилось два главных течения: традиционалисты и модернисты.

Традиционалисты, направление которых придерживается социал-демократическая партия, ориентируется на промышленный рабочий класс, профсоюзы, кооперативное движение. Поэтому традиционалисты связывают свою политику с социально-экономической борьбой рабочего класса, отстаивают его интересы.

Второе модернистское течение слабее, связано с рабочим классом. Его сторонники в основном делятся на группы трудящихся наемного умственного труда, занятых в новейших отраслях производства, на средние слои научно- технической и гуманитарной интелегенции, наиболее тесно связанных с технологической революцией. Практическая деятельность партий традиционалистического и модернистского направлений, большое внимание уделяет решению глобальных проблем обеспечению мира в международной безопасности, улучшению отношений между западом и востоком, ликвидации национализма и расизма, созданию нового международного экономического порядка, сохранению окружающей среды.

Одним из наиболее заметных течений во всей истории политической мысли является анархизм (от греческого анархия – безналичие, безвластие). Это учение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Анархизм в виде теоретически оформленной позиции возникает в конце XVIII века. Его основания связываются с именем английского писателя У. ГОДВИНА, который сформулировал в 1793 году понятие « Общество без государства» в своей книге « Исследование о политической справедливости».

Идеал для общества анархистов – это общество, в котором личная свобода максимальна, материальные ценности справедливо распределены, общие задачи решаются путём добровольного согласия. Однако, среди анархистов существуют разные мнения о том, как сложно достичь данных целей. В связи с этим в анархистском учении выделяются четыре основных течения: индивидуализм, мотюализм, коллективизм и коммунизм.

Основным пунктом теории индивидуалистов является идея абсолютной свободы человека, который в своих желаниях и поступках не должен быть связан ни существующими религиозными догмами, ни нормами права и морали. Родоначальником этой школы считают немецкого нигилиста М. ШТИРНЕРА.

Анархо – мотюализм (от франц. «мотюэль» - взаимный) основан на идеях П. и Ж. ПРУДОНА. Мотюализм – это нечто среднее между индивидуалистским и коллективистским вариантами анархизма. Согласно учению ПРУДОНА каждый должен обладать средствами производства единолично или коллективно, но при этом жить только своим трудом, не допуская паразитизма за счёт ренты или эксплуатации человека человеком.

Анархо – коллективизм, теоретиком которого стал М. БАКУНИН, считавший, что государство в любой его форме является орудием угнетения масс, и выступивший за немедленное его уничтожение революционным путём. Его социальным идеалом являлось общество, основанное на «свободной федерации» рабочих и крестьянских ассоциаций, в которых процесс производства и распределения продуктов носил бы коллективный характер, но с учётом вклада каждого члена его участников. Идейная традиция коллективистского направления анархизма была продолжена виднейшим теоретиком коммунистического анархизма П.А.КРОПОТКИНЫМ., положившим в основу своего учения сформулированный или « биосоциологический» закон взаимной помощи, определяющий якобы естественное стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. В этой федерации человек избавляется от насилия, исходящего от государства. Он станет свободным. Частная собственность, порождающая несправедливость будет заменена общественной. Осуществляются определение по принципу «От каждого по его силам, каждому по его способности». Произойдёт сближение между промышленным и сельскохозяйственным, умственным и физическим трудом.

Идеи анархизма составляют основу анархо-синдикализма. Теоретико-политические постулаты анархо-синдикалистов сводятся к тому, что в буржуазном обществе государство защищает интересы только привилегированных слоёв. Анархо-синдикалисты утверждали, что не политические партии, а профсоюзы являются ударной силой в борьбе против капитализма.

В социалистическом обществе профсоюзы заменяют государство, утверждается обмен свободных производителей, конфедерация профсоюз через сеть профсоюзных организаций будет направлять развитие общества.

Троцкизм – это идейно-политическое течение возникло в начале ХХ века. В наше время оно, как и другие потерпело большие изменения. Название этому течению дано по фамилии его идеолога – Л.Д.ТРОЦКОГО, который сыграл существенную роль, во многом не однозначную, как политический деятель и теоретик. Основы идеологии и практики Троцкизма составляла теория « Пермаментной революции», стиравшая возможность победы пермаментой революции и победы её в одной стране, необходимость создания пролетарской партии, отвергавшей способность рабочего класса сплотить вокруг себя непролетарские слои и укрепить союз с крестьянством.

В 30-х годах Троицкий создал IV Интернационал. Через 30 лет эта международная организация распалась на довольно многочисленные неотроцкистские группировки. Их главный тезис – возможность победы социализма лишь во всемирном масштабе. «Без мировой революции социализм не может быть построен ни в одной стране» -, говорится в Уставе IV Интернационала.

Идеи Троицкого были вложены в основу неотроцкистской концепции «самоуправляющего социализма», которую разработал IV Интернационал в конце 80-х годов. В наши дни неотроцкисты стали проявлять трезвый подход к вопросам войны и мира. Они отказались от своего антигуманного, экстремистского тезиса, что для уничтожения капитализма необходима «примитивная ядерная война» и встали на путь участия в массовом антивоенном движении, проявляет искреннее беспокойство за судьбы человечества. Такая позиция объясняется стремлением неотроцкистов расширить свою социалистическую базу.

Экологический социализм – это довольно влиятельное социально – политическое течение сформировалось на Западе в начале 80-х годов. Конкретно исторической основой его возникновения стали негативные последствия НТП, появление глобальных проблем современности. Угроза ядерной катастрофы, обострение экологической ситуации, голод миллионов людей в развивающихся странах, энергетический кризис.

Экологическое движение развивалось в тесной связи с другими демократическими движениями, особенно с активными. Социальную базу экологического движения составляет молодёжь, средние слои, интеллигенция, рабочие. Его массовость привела к созданию во многих странах партии «зелёных», которые развернули борьбу за обеспечение экологической безопасности.

«Зелёные» были первыми, кто соединил экологию с массовым сознанием. Зелёные подвергли критике прежнее понятие прогресса, которое сводилось к триумфальном, ничем не сдерживающему развитию науки и техники. Они подчёркивали, что на практике такое развитие ведёт к расточению невозобновлённых природных ресурсов, загрязнения окружающей среды массового уничтожения.

Марксистско-ленинская теория общественного развития и её стабильности.

Эта теория сложилась в период становления капитализма, формирования рабочего класса как самостоятельной рабочей силы. В результате творческого пересмотрения марксизма, новых подходов к его выходам и положениям стало очевидным: перспектива социалистического преобразования значительно более длительна и сложна, чем казалось ранее. Произошли серьезные изменения в составе общественных сил, борющихся за социальный прогресс, в способах осуществления социальных преобразований перестали быть актуальными идеи конфрантаций революции и вооружённой борьбы.

По новому оценивается и Ленинское теоретическое наследие. Ленинизм сформировался в условиях резкого обострения кризиса всей системы капитализма и вызванного им революционного подъёма массового движения. Эту обстановку его единомышленники восприняли как канун социалистической революции в успехе которой они не сомневались. Растущая конфронтация между классами, усиление вооруженной борьбы, жестокость породили в то время идею целесообразности использования диктатуры пролетариата и насилия для осуществления социалистических преобразований. А это в свою очередь, привело к насаждению классово-вартийного подхода ко всему, особенно к науке и культуре, нетерпимости к религии и инакомыслию. Произошла канонизация ленинского теоретического наследия и извращение его основных идей сталинизма.

Марксизм как теория может быть сохранён и обогащён только при условии укрепления его связи с современностью, освобождение от устаревших выводов и положений. Общественная практика показала, что исторически ограниченными, т.е. применяемых в определённых исторических рамках является положение Марксизма о насилии, как повивальной бабке истории, о диктатуре пролетариата, о недопустимости товарно-денежных отношений при социализме. К числу же идей, имеющих непреходящий характер, относится диалектический метод анализа общественных явлений, идей социальной справедливости и солидарности, положение о том, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Религиозно-клериканские концепции общественного развития (от лат. «клерикализм» - церковный). Клерикализм как политическое направление сложился в XIX веке. Его идеи распространялись во всём мире, оказав серьёзное воздействие на общественно-политическуюжизнь.

Религия в наше время охватывает большую часть человечества. Среди её вероисповеданий наиболее влиятельна католическая церковь, приверженцами которой являются почти шестьсот миллионов человек, проживающих на всех континентах.

Идейно-политическим центром католизма является Ватикан. Его социальная доктрина была разработана в энциклике папы Льва XIII «Реруш Новоруш»(« О новых вещах»), опубликованный в 1891 году. Согласно этой энциклике идеальная модель социального устройства общества должна создаваться на основе христианской демократии, предусматривающая сотрудничество между классами и народами, противоречий между трудом и капиталом. В 1991 году ровно через 100 лет после опубликования «Реруш новоруш» папа Иоанн Павел II выпустил новую, библейскую энциклику «Центезиушус их анус» («Сотый год»), в котором получила развитие социальная доктрина Ватикана. В ней, прежде всего, сформированы права и свободы человека, обоснована необходимость участия католической церкви в их защите. Укрепление солидарности между всеми народами во имя сохранения мира. В связи с этим осуждаются все войны: справедливые и несправедливые, всякое применение оружия массового поражения.

К мировым религиям, оказавшим серьёзное влияние на политически процесс и общественную жизнь относится Ислам. Его последователи более миллиарда мусульман, проживающих в 52 странах Азии и Африки, провозгласили ИСЛАМ основой своей государственности.

В 70-х годах особенно после победы национального освободительного движения – «исламской революции» в Иране, странах мусульманского Востока заметно возросло влияние ислама: массовыми стали религиозные праздники, усилилось паломничество к святым местам, активную деятельность развернули партии движения, выступающие за возвращение к исламским нормам в политике, экономике, культуре. При этом предусматривается возможность возложить на государство роль воздерживающей силы, мощного барьера на пути проникновения Западного и Восточного влияния идей и культур, с которыми мусульманские народы связывают свои беды, рост нищеты и бесправия.

 

НОВЫЕ СЛОВА:

1. Либерализм (лат) – свободный

2. Доктрина – положение, правило

3. Плюрализм – власть чиновников

4. Анархизм (греч.) – безвластие

5. Мотюэль (франц.) – взаимный

6. Клерикализм – церковный

 

ВОПРОСЫ:

1. Какое течение рассматривает свободу и справедливость как единый процесс, но приоритет отдают свободе, т.е. всякому отсутствию политического принуждения.

2. Теории «пермоментной революции» составляют основу этой теории?

3. Они отказались от своего антигуманного, экстремистского тезиса, что для уничтожения капитализма необходима «примитивная ядерная война».

4. Какое течение отдавало предпочтение идеям преемственности традиционности, аристократизма перед ценностями свободы демократии и прогресса.

5. Какое течение появилось в виде кассальянства, бренштейнианства, каутскианства.

6. Каких творцов классического либерализма вы знаете?

7. Почему в экологической сфере либерализм расширяет простор для частной инициативы, на что он направлен?

8. Каково основное отличие неоконсерватизма от консерватизма?

9. Что провозглашает своей целью анархизм?

10. К какой теории принадлежит идея абсолютной свободы человека?

Задача:

I. Консерватизм возник в Англии. Идейная основа консерватизма формировалась как антипод идеи просвещения и базировалась на идее Берка, о противоестественности сознательного переустройства общества. Вопрос: «Перед какими ценностями такой подход отдавал предпочтение идеям преемственности и традиционности»?

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

 





Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 120; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.10.211
Генерация страницы за: 0.013 сек.