КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности политической социализации в России
Особый интерес представляет процесс вхождения личности в политическую жизнь в переходных обществах (подобно России), которые характеризуются размытостью политических норм и ценностей, т.е. аномией. До 80-х годов XX века в советской России доминировал гегемонистский тип политической социализации, связанный с активным противопоставлением ценностей коммунизма и капитализма. Была создана система политической социализации, позволявшая контролировать процесс трансляции политических целей КПСС во внутреннюю структуру личности, начиная с семьи и кончая взрослой жизнью. Все институты социализации — семья, дошкольные учреждения, школы, вузы, детские и молодежные организации, КПСС — представляли собой механизмы единой системы политического воспитания. Однако, несмотря на возможности тотального контроля за процессом социализации, приобретение черт политической субъективности определенными социальными группами осуществлялось на отличных от коммунизма либеральных ценностях. К таким группам можно отнести творческую интеллигенцию, работников торговли, внешторговцев, дипломатов и т.д. Крушение монополии КПСС на власть и коммунистический идеологии как государственной, официальной в начале 90-х годов привело к ликвидации прежней системы политической социализации. Российское общество находится в состоянии аномии (безнормости), когда старая система ценностей дискредитирована (хотя на нее ориентируются значительные группы населения), а новые демократические политические ценности пока не вошли в массовое сознание и поведение. Прежние агенты политической социализации теперь исповедуют различные политические предпочтения, причем часто конъюнктурные и эгоистичные. К примеру, институт семьи является сегодня слишком неустойчивым образованием, а его члены — политически наивными, чтобы оказывать существенное влияние на формирование, политических предпочтений ребенка. Детские, юношеские и молодежные организации сами переживают экономический и идеологический кризис и не имеют возможности серьезно заниматься политическим воспитанием. Да и проблема «Что составляет цель воспитания?» пока остается нерешенной. Отсутствие гражданского общества в России делает пока малоэффективной в качестве института социализации зарождающуюся партийную систему. Партии больше заняты обслуживанием групповых интересов руководства, нежели серьезной политико-воспитательной работой среди масс. Наибольшие возможности формирования политических предпочтений индивидов концентрируются в руках средств массовой информации (СМИ). Однако в условиях рынка, когда существование печатных негосударственных СМИ зависит от тиража, а сами газеты и журналы являются собственностью трудовых коллективов, их прямое назначение видоизменяется. Чтобы выжить, СМИ больше заинтересованы не в предоставлении объективной и беспристрастной информации, а в погоне за сенсациями, скандалами, способными привлечь новых читателей. Государственные средства массовой информации — как печатные, так и электронные — довольно односторонне освещают события в стране, завышая результаты реформ. Они отрабатывают социальный заказ правящей элиты. Отсутствие целостной системы политической социализации личности приводит к тому, что политические позиции индивидов обусловливаются не влиянием лидеров, газет, журналов, радио, телевидения, партий, а их экономическим положением. В этих условиях наиболее мощным фактором политической социализации оказываются конкретные экономические (например, курс доллара) и политические события, которые изменяют положение индивида.
(?)1. Каковы, на ваш взгляд, факторы политической социализации учащейся молодежи? 2. В чем особенность процесса политической социализации в России? 3. Сравните, чем различаются процессы политической социализации школьников и пенсионеров. 4. Свидетельствуют ли политическая нестабильность, нарастание политических конфликтов о нарушении процесса политической социализации? 5. Процесс вхождения личности в политику в современных условиях в России часто осуществляется на основе русской идеи. Однако Россия — многонациональная страна. Означает ли это, что политическая социализация будет иметь конфликтный характер? 6. Должна ли власть навязывать «свои» ценности через систему дошкольного, школьного и вузовского воспитания, или выбор ценностей и идеалов должен быть свободным от какого-либо влияния? 7. Попробуйте методом опроса учащихся класса выявить, на какие ценности они ориентируюся и почему, под чьим влиянием.
Глава XIV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА С момента своего возникновения политика как одна из главных публичных сфер жизни имела ценностно-нормативное измерение, в котором выражались представления людей об общественном благе, о наиболее справедливом устройстве общества. Все формировавшиеся политические институты, их социальное предназначение, формы взаимодействия власти и личности определялись существующей политической культурой общества.
33. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: СОДЕРЖАНИЕ И ТИПОЛОГИЯ Понятие «политическая культура» и его содержание Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространенных и общепринятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов. Впервые термин «политическая культура» использовал в XVII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744—1803). Естественно, он не предполагал тогда, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью ее измерений. Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти — индивида — общества. Заслуга в разработке концепции политической культуры принадлежит американскому политологу Г. Алмонду (род. 1911), написавшему в 50-х годах в соавторстве с другим американским исследователем С. Вербой (род. 1917) книгу «Культура гражданина». Г. Алмонд рассматривал политическую культуру как психологический феномен. «Каждая политическая система, — отмечал он, — включена в особый образец ориентации на политические действия. Я счел полезным назвать это "политической культурой"». По содержанию политические ориентации включают, как полагал Г. Алмонд, три вида компонентов: 1)знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; 2) чувства, обусловливающие реакцию индивида, — чувства симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения; 3) ценности, верования, идеалы, идеологию. В зависимости от преобладания в конкретном обществе того или иного вида ориентации (например, ориентации на верования или на знания), Г. Алмонд и С. Верба типологизировали культуру.
(?)1. От каких факторов зависит уровень политической культуры общества? 2. Каковы критерии зрелости политической культуры личности, общества, класса?
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 4238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |