КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическая социализация и ее значение
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА Наряду с политическими элитами, партиями, социальными и профессиональными группами, организациями и движениями субъектом политики выступает личность. Она является исходным первичным политическим субъектом, поскольку из личностей состоят классы, нации, партии, политические элиты, профессиональные группы, движения. Наконец, личности — это граждане государства, и в таком качестве они активно взаимодействуют с властью. Расширение политического участия широких слоев населения, рост интереса к политике представляют сегодня глобальную тенденцию мирового развития. В сложный мир политики вступают новые поколения, что предполагает формирование у них отношения к политическим целям и ценностям, которые они застают в конкретном обществе. Для обеспечения преемственности политического развития и сохранения целостности социального организма в ходе смены поколений важно знать, как осуществляется передача политических убеждений и стандартов политической жизни от одного поколения другому и, следовательно, как происходит формирование самостоятельного и ответственного политического субъекта.
Глава XIII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Осмысленное и самостоятельное участие личности политике предполагает наличие у знаний, опыта, культуры. Они помогают политическому субъекту эффективно осуществлять его политические роли и функции, не становиться заложником политических игр различных сил. Индивиды не рождаются с заранее усвоенными политическими опытом и культурой, они приобретают их на протяжении всей своей жизни. Процесс усвоения индивидом, группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих им эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы, называется политической социализацией. Концепция политической социализации стала активно разрабатываться в США с конца 50-х годов. Ее появление было вызвано кризисом традиционных институтов политической системы западного общества, которые не могли обеспечивать добровольное принятие новыми поколениями декларируемых демократических ценностей. Кризис был реакцией индивидуального и массового сознания на растущую коррумпированность власти, ее неспособность удовлетворять интересы -новых групп, появившихся в постиндустриальном обществе. Следствием возраставшего политического отчуждения индивида от системы были усиливавшееся недоверие к институтам власти, политический абсентизм (от лат. absens, absentis — отсутствующий) и, наконец, массовые выступления против официальной власти. Проявлением кризиса системы политической социализации стал конфликт поколений, вылившийся в массовые молодежные выступления против политической системы западного общества в 60-х годах. В 70-х годах развитые страны потрясли негритянские и другие расовые волнения, а в 80-х — массовые антивоенные, экологические и феминистские движения. Нарушения в механизме трансляции политических идеалов и ценностей от поколения к поколению были связаны с появлением новых групп интересов, которые игнорировались политическими институтами. В 60-х годах западное общество вступило в постиндустриальную стадию, что повлекло за собой изменения в образовании, культуре, образе жизни, системе ценностей групп населения, связанных с высокими технологиями. Насыщение материальных потребностей большинства групп населения промышленно развитых стран выдвинуло на первый план постматериальные ценности: возможность свободной самореализации личности, благоприятную среду обитания, гармонию человека и природы, солидарность. Появились субкультуры, которые отвергали традиционные материальные ценности господствующей культуры: личный успех, благосостояние, стремление к богатству. На основе этих субкультур сформировались общественные движения, стремившиеся заявить о своих требованиях. Наиболее ярким примером может служить движение хиппи в 60-х годах в США. Оно представляло собой разновидность богемной контркультуры. Его участники (дети преуспевающих политиков, бизнесменов, адвокатов) жестко критиковали социальный порядок за его неспособность создать условия для свободной самореализации личности, за отсутствие равенства и наличие различных форм дискриминации человека. Движение хиппи характеризовало особое восприятие жизни, которое основано на полной свободе, отрицании ценностей благосостояния, самодисциплины, самоограничения, на пренебрежении к нормам господствовавшей морали и стандартам жизни. Свой протест против существующей системы они выражали в утверждении новых стандартов поведения: длинные волосы, экстравагантность в языке и одежде, употребление наркотиков и т.д. Правда, позже господствующая западная культура смогла ассимилировать (от лат. assimi-latio — уподобление, слияние) отдельные элементы богемной культуры и включить их носителей в активную экономическую, социальную и политическую жизнь общества. Так, многие современные политики, бизнесмены, банкиры США когда-то были активными участниками движения хиппи.
(?) Чем обусловлено важное значение политической социализации в жизни общества?
Содержание процесса политической социализации Наиболее распространенная в политологии версия процесса политической социализации изложена американскими политологами Д.Истоном и Дж.Деннисом в теории «политической поддержки». В их интерпретации политическая социализация рассматривается как процесс добровольного принятия индивидом ценностей и стандартов политического поведения, которые предлагает ему политическая система на различных этапах его жизни: в детстве, юношестве, зрелом возрасте. Политическая система воздействует на человека в целях создания у него положительной установки на нее. В работе «Дети и политическая система» Д.Истон и Дж.Деннис исходят из того, что первичная социализация (т.е. приобретенная в детстве) является определяющей в создании положительной установки. По аналогии с З.Фрейдом они настаивают на том, что «базовые детские чувства труднее вытесняются и изменяются, чем те, что были приобретены позже в жизни». Политическая социализация ребенка (уже с трех лет) рассматривается ими как последовательно сменяющиеся четыре стадии политического развития, в результате чего происходит формирование положительной установки на систему. В американской политической системе ведущая роль в создании и поддержании веры ребенка в справедливость власти принадлежит президенту и полицейскому, которые находятся на виду и легко узнаются. Д.Истон и Дж.Деннис опросили 12 тыс. американских детей с намерением определить их отношение к видимым атрибутам политической системы: президенту, полицейскому, государственным флагу и гимну. Характер реакций детей на эти символы власти позволил авторам теории «политической поддержки» выявить четыре фазы социализации, охватывающие период от 3 до 13 лет. Первый период — политизация. В его рамках у ребенка формируется осознание политической власти как более важной, чем власть родителей. Второй период — персонализация. В это время политическая власть в сознании ребенка приобретает конкретно осязаемые черты через фигуры, символизирующие ее, т.е. президента, полицейского. Третий период — идеализация. Теперь ключевым политическим фигурам приписываются исключительно положительные качества. Четвертый период — институционализация. На этом этапе ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, т.е. к восприятию власти через обезличенные институты (партии, суд, парламент, армию и т.д.). Авторы американской версии политической социализации полагали, что она может претендовать на универсальность, всеобщность, возможность использования во всех демократических обществах. Однако результаты эмпирических исследований, проводившихся в европейских странах по методике Д.Истона и Дж.Денниса, опровергали теоретические положения концепции. Они указывали на то, что процесс усвоения политических целей и стандартов политического поведения в каждом конкретном обществе специфичен, поскольку обусловлен особенностями культурной среды, опосредован множеством факторов, в том числе случайных.
(?) 1. Каков механизм политической социализации? 2. Каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки теории «политической поддержки»? Можно ли использовать ее в других странах? 3. Следует ли контролировать процесс усвоения личностью политических ценностей и опыта, или он должен быть стихийным? 4. Какое место в политической социализации занимают традиции? 5. Какое значение в политической социализации имеют средства массовой информации? 6. Проведите опрос среди учащихся класса с целью выявления факторов политической социализации, включив в список агентов социализации семью, школу, друзей, средства массовой информации, книги и т.д.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |