Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение взаимоотношений между парламентом и правительством




Взаимосвязь избирательной и партийной систем

Различия между пропорциональной и мажоритарной системами М.Дюверже усматривал в том, что они форми­руют различные партийные системы. Взаимосвязь между электоральной (избирательной) системой и партийной структурой он выразил в трех социологических законах:

1) мажоритарная система в один тур способствует установлению двухпартийности с чередованием независи­мых партий;

2) мажоритарные выборы в два тура ведут к объедине­нию многочисленных, относительно стабильных партий в две коалиции;

3) пропорциональное представительство способствует процветанию многопартийности, т.е. становлению систе­мы многочисленных и независимых партий.

М. Дюверже отмечал и обратное влияние партийной системы на установление избирательного режима. Естест­венно, двухпартийная система способствует установлению мажоритарных выборов в один тур. Сам М. Дюверже не настаивал на том, что данные законы выявляют все взаимосвязи между избирательной и партийной системами. Скорее, речь идет о тех вероятностях, которые вытекают из этой взаимосвязи. Например, принцип пропорционального представительства никак не влияет на количество партий, в то время как принцип относитель­ного большинства вытесняет из парламентской борьбы мелкие партии и обрекает их на смерть. Однако замечено, что количество партий при системах пропорционального представительства выше, чем при мажоритарных систе­мах в один тур.

 

(?) Определите, каким образом избирательная система влияет на партийную систему.

Мажоритарная и пропорциональная системы голосова­ния во многом определяет эффективность исполни­тельной власти. Сильное правительство характерно для мажоритарной системы, где однопартийное правительство формируется победившей на выборах партией. Пропорци­ональная же система порождает раздробленность полити­ческих сил и, как следствие, создание коалиционных кабинетов. Эффективность исполнительной власти зави­сит от того, каким способом формируется парламентское большинство.

В парламентских режимах правительство может быть сильным, если опирается на парламентское большинство, которое формируется или коалицией малых партий, или мажоритарной партией, контролирующей парламент. Од­нопартийное правительство характерно для мажоритар­ных систем, поскольку оно опирается на однопартийное большинство в парламенте. При пропорциональном пред­ставительстве правительство обычно формируется на основе коалиции партий, совместно представляющих основную массу избирателей.

В президентской системе парламентское большинство может придерживаться иных взглядов, чем партия прези­дента. Однако это не мешает политической системе быть устойчивой, что подтверждает опыт США.

Следовательно, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы устанавливают определенные взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом. Для тех стран, которые только выбирают избирательную модель, важно представлять эффективные и неэффективные сочетания электоральных систем с формами правления.

 

(?)Как обеспечивается эффективность исполнительной влас­ти в мажоритарной и пропорциональной системах голосова­ния?

 

6. Избирательная система и форма правления: поиск эффективных сочетаний

Сильные и эффективные правительства обеспечивают следующие два сочетания избирательной системы и формы правления. Первый вариант, когда соединяются парламентская форма правления и мажоритарная система представительства. Это — британский вариант. В избира­тельной борьбе участвуют две партии, одна из которых оказывается победительницей. Победившая партия кон­тролирует парламент и правительство. Однопартийное правительство опирается на парламентское большинство, что позволяет ему проводить самостоятельный политичес­кий курс. Правда, мажоритарная система в условиях двухпартийности имеет существенный недостаток: колеба­ния в электоральных предпочтениях могут привести к власти оппозиционную партию. Принцип чередования партий у власти порождает смену политического курса, слабую преемственность в развитии общества.

Второй вариант — сочетание мажоритарной системы с президентской формой правления. Здесь возможности исполнительной власти определяются ее прямым фор­мированием на общенациональных выборах. Примером такой практики являются США. При слабости политичес­ких партий избирательная борьба становится состязанием сильных лидеров, которые получают мандат на правление не от парламента, а от народа.

Существует и третий вариант, когда парламентская модель с системой пропорционального представительства не формирует эффективного правительства, однако при определенных условиях позволяет ему быть достаточно дееспособным. Эта модель распространена во всех запад­ноевропейских странах, за исключением Франции и Великобритании. В них правительства формируются на основе коалиции партий, и, пока сохраняется коалиция партий, правительство способно опираться на нее и проводить свой курс.

Наиболее неустойчивым является сочетание президент­ской системы с пропорциональным представительством. Поскольку голосование происходит по партийным спис­кам, будущий парламент политически неоднороден и раздроблен. Партия президента в этих условиях не является доминирующей в парламенте. Президент форми­рует правительство без участия парламента, поэтому у последнего нет стремления к его поддержке. В подобной системе изначально заложен конфликт исполнительной и законодательной власти. Однако коль скоро президент не может управлять без поддержки парламента, то он должен либо договариваться с ним, либо править без него. В последнем случае опасность состоит в том, что не развиваются представительные институты демократии.

(?)1. Как достигаются политическая стабильность и эффективность режима с помощью избирательной системы?

2. Какая избирательная система в Казахстане?

3. Каково влияние избирательной системы в Казахстане на эффективность властных структур?

4. С чем связано нежелание доминирующих политичес­ких сил пересматривать сложившуюся в Казахстане избиратель­ную систему?

 

 

Вопросы и задания

 

1. Каковы назначение и признаки политического института?

2. В чем особенности государства как политического института?

3. Раскройте содержание признаков государства.

4. Каковы причины возникновения государства?

5. В чем сущность государства и принципы его происхождения?

6. Каковы принципы функционирования современного государ­ства?

7. Какое государство называется социальным? Может ли оно быть не

правовым?

8. Что представляет собой форма государства?

9. Какие подходы к классификации форм государства сущест­вуют в политологии?

10. В чем отличия монархии от республики?

11. Какие принципы лежат в основе территориально-полити­ческой организации унитарного, федеративного и конфе­деративного государств?

12. Какова территориально-политическая организация россий­ского общества?

13. Какие функции выполняет государство? Раскройте содер­жание функций государства, используя Конституцию Республики Казахстан.

14. Почему партии зарождаются в недрах гражданского общества?

15. Чем отличается партия от других политических институтов?

16. Каковы причины возникновения партий?

17. Дайте определение партии.

18. Каково место политических партий в политической системе?

19. В чем различия кадровых и массовых партий?

20. Что такое партийная система?

21. Чем различаются партийные системы в Казахстана, США, Фран­ции, Китая?

22 Что такое «политический вес» партий?

23. Что представляет собой избирательная система как поли­тический институт? Какое значение она имеет в жизни обще­ства?

24.В чем различия пропорциональной и мажоритарной изби­рательных систем? Покажите их преимущества и недостатки.

25. С чем связан выбор той или иной избирательной системы? Как избирательная система влияет на партийную систему?

26 В чем выражается влияние избирательной системы на эффек­тивность исполнительной власти?

27. Как достигаются политическая стабильность и эффектив­ность режима с помощью избирательной системы?

28. Какова избирательная система в Казахстане?

29. Как влияет избирательная система в Казахстане на эффектив­ность властных структур?

Урок № 15. Тема: Субъекты политики.

1. Понятие «субъекты политики»

2. Происхождение политической элиты и её роль в обществе.

а) Природа политического неравенства: подходы и критерии

б) Содержание концепции элиты

3 Современная политическая элита и её роль в обществе.

а).Структура современной политической элиты

б).Системы отбора в элиту




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.