КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторический очерк изучения темперамент
Различные подходы к определению темперамента Тема 10. Типы и особенности темперамента. Характер. Темперамент. История изучения темперамента: Гиппократ, Галлей, Э. Кречмер, Шелдон, Кант, И.П. Павлов. Характеристика процессов возбуждения и торможения: сила, уравновешенность, подвижность. Свойства темперамента. Типы темперамента. Психологическая характеристика темперамента. Характер. Классификация черт характера. Типы характера. Н.С.Лейтес – «Индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики» С.Л.Рубинштейн- «Это динамическая характеристика психической деятельности индивида». В.А.Крутецкий – «Закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности». Критерии темперамент: ü Не зависит от содержания деятельности и поведения. ü Характеризуе меру динамического напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности. ü Универсален и проявляется во всех видах деятельности и жизнедеятельности. ü Рано проявляется в детстве. ü Устойчив в течение длительного периода жизни человека. ü Является наследуемым. Представители школы Гиппократа и др. определяли принадлежность темперамента по наличию и соотношению жидкости в теле человека. Э.Кречмер, Э.Шелдон – сторонники конституциональных теорий за основу принимали производность свойств – параметров – психических механизмов от строения и функционирования организма. И.П.Павлов - рассматривал зависимость типа темперамента от типа нервной системы. Концепция Павлова заключается в том, что ключом к пониманию особенностей поведения человека и животного следует искать в свойствах нервной системы, которые характеризуются такими показателями, как: ü Уравновешенность ü Сила ü Подвижность. Сочетание основных свойств образуют четыре основные типа нервной системы (НС). Психологическая характеристика типов темперамента: ü Сензитивность ü Реактивность ü Активность ü Соотношение реактивности/активности ü Темп реакций ü Пластичность ü Ригидность ü Интровертность/экстравертность Различные подходы к определению темперамента: Л.С.Выготский – «Всякий отдельный человеческий организм имеет особый, ему одному присущий способ и характер поведения в целом, и эти особенности поведения, несмотря на индивидуальные различия, могут быть все же сведены к известным типам». С.Л.Рубинштейн- «Это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений». А.В.Петровский – «Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проя\вляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные индивидуальные способы поведения». Ю.Б.Гиппенрейтер – «Совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения эмоционального реагирования». Современные теории характеров: Адлер - подчеркивает важность раннего детства в формировании характера. Он подчеркивает универсальность чувства неполноценности. Юнг – характер определяется не в сексуальных понятиях. Он утверждает, что существует четыре основные психологические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуиция. Каждый человек обладает всеми 4 функциями в различной степени. Но на основе наследственной предрасположенности и окружающих факторов преобладающей у человека становится одна функция. Хорни – структура характера развивается на основе опыта детства. У одних процесс развития прекращается в 5 лет, у других – в юности или около 30 лет, а у отдельных людей продолжается до определенного возраста. Фромм – считает, что в детстве характер формируется в семье, которая служит «психологическим агентством» общества. Кардинер – характер представляет вариант усвоения каждым человеком культурных норм, содержащихся в «базисной(основной) личностной структуре» общества Базисная личностная структура разделяется большинством членов общества в результате сходного опыта в раннем детстве. Она служит матрицей, на основании которой развиваются черты характера. Александер – предлагает схему классификации эмоциональных реакций человека на окружение, аналогичную трем физиологическим процессам поддержания жизни (потребления, накопления и выделения)
Формирование характера начинается с раннего детства. Дошкольный возраст представляет собой сензетивный период в развитии личности на основе подражания, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде подражательных реакций, а затем в форме демонстрируемых качеств личности. Подражание детей дошкольного возраста представляет собой: - переход от отражения отношения взрослого к предметам – к отражению его взаимосвязей с другими людьми, и, наконец, к моделированию в действиях внутренних оснований поведения отображаемого взрослого; - подражание ребенка сверстнику; -подражательные действия используются как обобщенный символ; Кроме этого отдельно продолжают существовать такие проявления, как эмоциональное заражение, копирование. Свойства характера:
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |