Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ветхий Завет. История библейского текста




История библейского текста. Его неповрежденностъ

Как они (книги) писались?

Писать евреи умели с глубокой древности (Исх. 5, 6157; 24, 4 и др.). Шрифт до вавилонского плена был у них схож с финикийским, а после него видоизменился постепенно в так называемый квадратный, то есть в тот, каким печатает­ся и нынешняя Библия158. Акты общественного характера сперва писали на камнях, металлических пластинках, пли­тах (Исх. 39,30; Втор. 27,2-3; Иов. 19,24) особым железным резцом с алмазным наконечником (Иер. 17, 1). В частном быту использовали особые дощечки (Авв. 2, 2), употребляв­шиеся еще во времена написания Нового Завета (Лк. 1, 63). Нет сомнения, что довольно рано евреи познакомились с па­пирусом, из которого египтяне приготовляли прекрасную бумагу (не в нашем, конечно, смысле)159. По крайней мере, из внешних источников мы знаем, что бумага из него на­столько усиленно вывозилась за границу, что, говорят, в Древней Греции из-за этого даже писателей прибавилось, а у наших ученых, конечно, соответствующих исследований (Egger. De ['influence du papyrus egyptien sur le developpement de la litterature grecque). Св. Иоанн Богослов, очевидно, го­ворит о папирусе же (2 Ин. 12).Что касается орудия письма, то оно было простое: кисточка или ручка из тростника (от­сюда ее название — «трость», 3 Ин. 13). Писали особыми чернилами черного (обычно), синего и красного цвета160. Для очинки ручки служил особый «перочинный ножичек» (Иер. 36, 33). Со временем с хрупким, легким папирусом стал конкурировать пергамент — особенным образом приго­товленная кожа (козья обычно). Отсюда выражение апостола Павла в письме (послании) к Тимофею: «Принеси книги, особенно кожаные» (2 Тим. 4, 13), то есть которые из пергамента, а не папирусные. Внешний вид их, как и папиру­сов, — это свиток, намотанный на палку (Иер. 36, 2; Иез. 2, 9). На каждом конусе палки устраивался шарик, называв­шийся «головой» (Пс. 39, 8)161. Выражение этого псалма «написано в голове (εν κεφαλιδι) книги» значит «во всей кни­ге» или, лучше сказать, книгах Писания (pars pro toto*)162.(часть вместо целого (лат.)

-142-

История священного текста началась переменой древ­него финикийского шрифта на квадратный, продолжением имела введение над- и подстрочных знаков взамен гласных букв, которых в еврейском языке нет, и словоразделение (начало чему было положено уже в глубокой древности) и завершилась окончательным разделением священных книг на самостоятельные отделы, главы и стихи.

Перемена шрифта нисколько не сказалась на неповреж­денности текста Свящ. Писания163. Во время Иисуса Хрис­та, очевидно, было уже в синагогах в употреблении квад­ратное письмо (ибо только в нем йота, י» — иод, есть са­мая маленькая буква алфавита — Мф. 5, 18), и слова Господа подтверждают это.

Дальнейшая история текста показывает удивительную вещь: как иудеи всеми силами и изумительными трудами стараются сохранить от всякой порчи текст книг, которые об­личают их в самом главном — отвержении Мессии, Христа Спасителя.

Филон говорит, что «из писаний Моисея, несмотря на их глубокую древность, никто не решился (и не решается) ни одного слова отнять, или изменить, или к ним прибавить»164.

Иосиф Флавий простирает эту строгость на все ветхоза­ветные книги и ссылается на точное исполнение ее после Артаксеркса Лонгимана165. Действительно, соферимы166 (действовавшие с V века до Р. X. по II век по Р. X.) сосчи­тали, например, число строк и даже слов и букв в некото­рых священных книгах; сосчитали, что в Книге Бытия на­ходится 20780 слов и 78100 букв, что средняя буква во всем Пятикнижии это вав (ו) в слове אחון (Лев. 11, 42), а в Псалтири буква айн (ע) в слове מיער (Пс. 79/80, 14) и т. д. Это вызвало иронию даже среди иудейских ученых (на­пример, Авен-Езра, один из самых знаменитых раввинов XII века, остроумно сравнивал этих исследователей текста с больным, который, желая узнать средство к исцелению себя, вместо того чтобы читать какую-нибудь медицин­скую книгу, стал бы считать строки и листы в ней167), но это же явилось и средством предохранения священных книг от случайных изменений и ошибок переписчиков.

О неповрежденности библейского текста в талмудичес­кий период (III-VI в.) говорят также правила талмудистов, как надо переписывать священные книги.

-143-

Например, каж­дое слово необходимо сначала прочитать, потом громко произнести и уже потом писать; сокращений в словах не допускать; буквы во всей рукописи должны быть одной ве­личины; писать священные свитки можно только природ­ному еврею; перед началом писания должно молиться Бо­гу, а когда приходится написать священное имя Божие, а тем более имя «Иегова», должно каждый раз произносить следующие слова: «Я желаю написать имя Божие, чтобы служило сие во славу Божию». Если эти слова хоть однаж­ды не были произнесены, весь свиток терял священный, особенно синагогальный, характер. Написанный свиток тщательно, в течение 30 дней, испытывали сведующие лю­ди, и если находили в нем хоть две или три ошибки, то не допускали к употреблению в синагоге.

Когда появились масореты (действовали с VII по XI в.), священный текст получил с их стороны особую защиту. В эпоху талмудистов Свящ. Писание читалось и объясня­лось согласно преданию, то есть еще не было тогда ни глас­ных, ни определенной развитой пунктуации, какие сущест­вуют теперь. Да и не нужно было. Священный язык был еще живым, и достаточно было для избежания двусмыс­ленности чтения взять только в подмогу несколько по­лугласных (ע, י, ה, ו, א;они назывались «матерями чте­ния»). Как мы разбираемся в сложных титлах славянского языка, например: стъ» (свят ), млрдiе ( милосердие), evлie (евангелие), првннк (праведник), и в пресловутых наших «Гамза», «ЕРП», «Прумп» и тому подобном, так и талмуди­сты разбирались в своих трехбуквенных корнях глаголов. Но с течением времени пришлось под весь библейский текст подвести вокализацию, далее поставить ударения, во­обще снабдить текст Библии разными примечаниями, на основе того же предания. Эту задачу и выполнили ма­сореты. (Отсюда же их наименование: от מסר,масар, -передавать, вручать, завещать. Масора — предание). Та­ким образом они пересмотрели Заново весь текст Библии и оградили его некими неподражаемыми для нынешних ученых изысканиями вплоть до подсчета букв во всей Библии, так что все ручаются за его (текста) полную чис­тоту и в эту эпоху168.

Если и остались какие-либо неправильности в нем, то это уже мелочи, о которых нет нужды и распространяться,

-144-

поскольку ошибки масоретов всегда могут быть исправ­лены посредством древнейших и авторитетнейших перево­дов, как, например, перевода LXX (Семидесяти)169.

Дальнейший и последний этап в истории священного текста — разделение его на главы и стихи — еще более за­крепил его неизменность и способствовал установлению понимания смысла Свящ. Писания, как хотели того его ав­торы170. А тексты, относящиеся ко времени с XI по XV век, то есть к периоду после составления масоры до изобрете­ния книгопечатания, могут быть проверены уже по под­линным рукописям. Они сохранились до настоящего вре­мени. Период же с изобретения книгопечатания до наших дней не требует для себя особых слов; всякому понятно, что теперь исказить текст невозможно, чтобы об этом сей­час же не закричали со всех сторон171.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.