КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Воля
Из перечисленных ниже чувств выберите те, которые относятся к моральным, интеллектуальным, эстетическим. Дайте обоснование своего выбора. Справедливость, трагический юмор, честь, товарищество, комическое, догадки, удивление, красивое, долг, патриотизм, трудовой энтузиазм, художественная ценность, сомнение, коллективизм.
Задача 3. В настоящее время имеет место два подхода к управлению состоянием психического стресса, возникающего у человека в экстремальных условиях деятельности. Один из них может быть обозначен как симптоматический. Процесс управления стрессом в этом случае уподобляется симптоматическому лечению болезни, т.е. воздействию на отдельные симптомы: если у человека появляется робость, вселяют уверенность в его силах; нарушения сна - проводят сеансы гипнотического внушения сна. Другой подход - системный - предполагает осуществление управления стрессом не отдельными воздействиями, направленными на борьбу с отдельными симптомами, а системой воздействий, адресованных к различным уровням индивидуальных свойств человека (по Б.А. Вяткину). Какой из подходов будет более эффективным и почему?
´ Вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте эмоции и чувства как специфические формы отражения действительности. 2. Как соотносятся понятия «эмоции» и «чувства»? 3. Опишите эмоциональные состояния (чувственный тон ощущений, настроение, стресс, аффект, фундаментальные эмоции и др.). 4. Дайте характеристику высшим чувствам человека. 5. Расскажите об основных функциях эмоций и чувств. 6. Раскройте суть психоорганических теорий эмоций (Джеймс-Ланге, Кеннон-Бард). 7. В чем суть теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера? 8. Охарактеризуйте информационную теорию П.В. Симонова. 9. Расскажите о физиологических основах эмоций (концепция эмоциональных «центров» и концепция «эмоционального мозга»). 10. Охарактеризуйте системный подход в изучении мозговых механизмов эмоций. Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Цель: закрепить понятие о воле как высшем уровне регуляции, о структуре волевого акта, сформировать представление о взаимосвязи мотивационной сферы личности и волевой деятельности, о методах исследования и развития волевых качеств. Ключевые понятия: воля, произвольность, саморегуляция, волевой акт, волевые качества личности. План: 1. Понятие о воле. Общая характеристика волевых действий. 2. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. 3. Структура волевого акта. 4. Волевые качества человека и их развитие. 5. Патология воли. & Список литературы: Основной ‑ рекомендуемые учебники: 1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 373-392. 2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с. 3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 134-135. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 206-226. и другие учебники по общей психологии. Дополнительный: 1. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2011. – С. 86-91. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. – С. 182-204. Перечень контрольных вопросов для самооценки студента ´ Вопросы для самопроверки 1. Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования поведения. 2. Охарактеризуйте волевые действия. 3. Раскройте взаимосвязь воли и сознания. 4. Какие вы знаете теории воли? 5. Каковы взгляды античных и средневековых философов на проблему воли? 6. Что является физиологической основой воли? 7. Что вы знаете о нарушениях воли? 8. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий. 9. Что такое волевое усилие и решительность? 10. Что относится к волевым качествам человека? 11. Каково соотношение волевых усилий и волевых качеств? 12. Основные этапы развития воли у ребенка. 13. Какова роль сознательной дисциплины в формировании воли. 14. Назовите факторы, способствующие проявлению волевых усилий. 15. Количественная оценка уровня развития волевых качеств. ´ Задания для самостоятельной работы. Задача 1.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |