Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ангелы. Создание ангелов. Природа добрых духов




Выводы (об ангелоявлениях).

Прежде всего сущего, то есть видимых неба и земли, прежде даже самого време­ни, — Бог творит ангельский мир.

«Еще ранее бытия мира, - говорит святой Василий Великий1, — было неко­торое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, приснопродолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания —...разумные2 и невидимые природы...»

Также утверждает и блаж. Августин3: «Мир духовный (ангелов) превыше вре­мени,

-178-

потому что, будучи сотворен прежде всего, предваряет и сотворение самого времени... Мы не усма­триваем никакого времени ни раньше их, ни в них самих, по­тому что они всегда наслаждаются лицезрением Бога».

Так думать заставляют: Быт. 1, 12; Иов. 38, 7 (перевод LXX: παντες αγγελοι του Θεου = Евр. 1,6; Быт. 32,1: οι αγγελοι του Θεου).

Святой Симеон Новый Богослов4 говорит, что ангелы «за­долго»5 до сотворения прочих тварей были произведены Богом.

* * *

Православно верующему христианину надлежит пом­нить следующие главные мысли о существе ангельском6.

• «Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движу­щаяся, обладающая свободною волею, бестелесная, служа­щая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один только Создатель».

- Ангел неспособен к раскаянию, потому что бестелесен. «Ибо человек получил раскаяние по причине немощи тела».

• Чем для людей служит смерть, тем для ангелов служит падение. «Ибо после падения для них невозможно покая­ние, подобно тому как и для людей оно невозможно после смерти».

• «Ангелы — вторые, постигаемые только умом, светлы, имеющие свет от первого и безначального Света; не имею­щие нужды в языке и слухе, но без произносимого слова со­общающие друг другу собственные мысли и решения».

• «Они описуемы, ибо когда они находятся на небе, их нет на земле и, посылаемые Богом на землю, они не остают­ся на небе. Но они не ограничиваются стенами и дверями, и дверными запорами, и печатями, ибо они — неограниченны.

Неограниченными же называю потому, что они являют­ся людям достойным — которым Бог пожелает, чтоб они являлись, — не таковыми, каковы они суть, но в изменен­ном виде, смотря по тому как могут видеть смотрящие. Ибо по природе и в собственном смысле неограниченно только то, что несозданно. Ибо всякое создание ограничивается создавшим его Богом».

• Что касается их природы, то ангелы не принимают ви­да так, как тела, и не имеют троякого измерения.

• «Они трудно склоняемы ко злу, хотя не непоколеби­мы; но теперь даже и непоколебимы не по природе, а по благодати и привязанности к одному только благу».

-179-

• Ангелы будущего не знают, но если пророчествуют, то при содействии благодати Божией, «когда Бог открывает им и повелевает предсказывать». Поэтому то, что они гово­рят, сбывается.

• В браке они не имеют нужды, так как не подвержены смерти.

• Ангелы обладают великой силой (ср.: 4 Цар. 19,35; Мк. 16, 3-5) — но, конечно, относительной (Пс. 71,18) — и име­ют одно занятие: воспевать хвалу Богу и служить божест­венной Его воле.

Когда ангелы являются по повелению Божьему людям, то они принимают самый разнообразный вид7, смотря по надобности (Быт. 3, 24; 18, 2 след.; Нав. 5, 13; Тов. 5, 5-6; Дан. 10, 5-6; Мф. 28, 3; Откр. 4, 6-8, и др.). В это время они принимают на себя образ и все свойства изображаемых ими сущностей: ходят, летают, сидят, говорят, слышат, ося­зают, обоняют и проч. Но православно мыслящему нужно твердо и постоянно помнить — на основании вышеуказан­ных догматических положений, — что все это ими делаемое есть приспособление к нашей дебелой природе и немощно­му уму, не могущему мыслить иначе, как в трех измерени­ях, тогда как ангелы не подлежат ограничению последни­ми8. Не принимая почему-либо в соображения это обстоя­тельство, человек может впасть в большие ошибки, запу­таться в противоречиях и навлечь на себя тысячу зол9.

Когда являются ангелы людям, то те видят не существо ангельское, ибо естество их, как бестелесное10, видеть нель­зя, а только образ, принятый ими на время и взятый в очер­таниях, доступных нашему пониманию11. А когда, по осо­бому Промыслу Божию, люди удостаиваются освободить­ся от тяготы наших земных понятий и измерений и видеть в раю вещи и лица так, как они есть, то тогда, возвратив­шись духом на землю, святые ничего не могут рассказать о том, что они видели, и ясно почему — потому что на чело­веческом языке пет понятий, соответствующих небесным, и самый рассудок наш (с духом не смешивать) неприспо­соблен к тамошним созерцаниям (2 Кор. 12, 4). Потому-то еще ученик самого апостола Павла, святой Дионисий Ареопагит, настоятельно убеждал верных не принимать слов Писания о небесных вещах в буквальном смысле.

«Нужно, — говорит божественный муж, — чтобы мы не представляли грубо небесных и богоподобных сил имеющими много ног и лиц,

-180-

носящими скотский образ волов и звериный вид львов, с изогнутым клювом орлов или с птичьими крыльями; равно не воображали и того, будто на небе находятся огневидные колесницы, вещественные троны, нужные для восседания на них Божества, много­цветные кони, военачальники, вооруженные копьями, и многое тому подобное, показанное нам Свящ. Писанием под многоразличными таинственными символами (Иез. 1, 7; Дан. 7, 9; Зах. 1, 8; 2 Макк. 3, 25; Нав. 5, 13). Богосло­вие употребило священные поэтические изображения для описания умных сил, не имеющих образа». И в другом ме­сте говорит подобное: «Быть может, иной в самом деле по­думает, что небо наполнено множеством львов и коней, что там славословия состоят в мычании, что там стада птиц и других животных, что там находятся низкие вещи, что ведет к неверному, неприличному и страстному»12.

Итак, неужели человеку нельзя видеть потусторонние вещи, как они есть, без приспособлений? Можно. Но для этого надо очиститься от страстей. Залоги, седалища их на­ходятся в нашей плоти; уничтожь их, сделай при помощи Божией так, чтобы тело ни в чем, ни в малейшей части, и ни на одну минуту 13не влияло на дух, и тогда узришь поту­сторонний мир, будешь читать чужие мысли (то есть ви­деть души окружающих), узришь бесов и ангелов. В этом заключается свойство прозорливости. О таком уме гово­рится в святоотеческих книгах, что он прозорлив. Но, ко­нечно, как теперь не самую сущность материальных вещей мы видим, а их свойства лишь воспринимаем (так называемая «вещь в себе», кантовская Ding an Sich, для нас неизвестна), так и тогда не самое естество душ мы будем постигать — это доступно только Божественному Духу, од­ному Богу, — а их свойства, настроения, чувствования.

«Совершенно очистившийся от страстей видит даже душу ближнего, — говорит св. Иоанн Лествичник14, — хо­тя не самое существо ее, но в каком она находится устрое­нии и каковы ее расположения и чувствования». Также св. Исаак Сирин: «Души же, пока осквернены и омрачены, не могут видеть ни друг друга, ни себя самих, а если очис­тятся (от страстей) и возвратятся в древнее состояние, в каком созданы, то ясно видят сии три чина, то есть чин низший их (бесовский), чин высший (ангелов) и друг друга»15.

-181-

Но так как вообще человеческое «душевное око прони­цательно и прекрасно (в переводе Афанасия Критского, λαμπρα, "светло"), так что после бесплотных существ (анге­лов) оно проницательностью превосходит всякий вид тва­рей», то «посему часто и те, которые побеждаются страсть-ми, могут познавать мысли в душах других от великой люб­ви к ним, особенно же когда они не погрязают в плотских сквернах»16 (ибо простой помысл и воспоминание о мире помрачают ум — разумеется духовный).

Хотя это прозрение не то, что бесовское «ясновидение» медиумов, но, конечно, оно и не то, что духовное зрение святых, которые видят души людей на громадное расстоя­ние (на несколько дней пути). Так, Афанасий Великий, стоя однажды на молитве, видел душу преп. Аммуна, воз­носимую ангелами после смерти на небо17.

Служение горних чинов складывается из двух сторон: из послушания их Богу на небе и на земле.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.