Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее состояние тела у падшего человека. Наше отношение к телу по учению Священного Писания, святых отцов и данным современной медицинской науки




Том.

Опыт изложения

Основы искусства святости.

православной аскетики)

 

Издание братства во имя

святого князя Александра Невского

Нижний Новгород

 

«Никто не может сказать, что указанный святыми отцами путь

недостижимо высок. Ибо каждый начинающий

шел по нему в молодости. Чтобы быть

святым, вовсе не нужно воскрешать мертвых,

быть пророком, нужно только сохранить

до последнего дня это настроение

горячности веры и любви к Спасителю».

(Епископ Варнава)

 

Содержание

Отдел ΙΙΙ. «Душевный» человек в борьбе со страстями (продолжение) 2

Глава 1. Душевный и телесный состав падшего человека в страстном устроении и деятельно-подвижническом (продолжение) 2

§ 5. Общее состояние тела у падшего человека. Наше отношение к телу по учению Священного Писания, святых отцов и данным современной медицинской науки. 2

Приложение. Служение (культ) плоти. 31

§ 6. Аскетическая физиология тела. (Телесные отделения. Пот. Слезы. Истечения. Пищевые отделения. Слюна. Так называемое (в медицине) пуэрперальное состояние: менструации, нормальные роды, послеродовой период, выкидыш, кормление грудью.) 43

Глава 2. Плотские страсти и их противоядия. 57

§ 1. Чревоугодие. 57

§ 2. Наркотики: духи, чай, кофе, какао, шоколад, табак, алкоголь, опиум, гашиш и прочее. 63

§ 3. Сквернословие: «площадная матерная брань», «словесный эксгибиционизм». 80

§ 4. Любовь «первая» и любовь «мистическая». 87

§ 5. Страстная (плотская) любовь. Блуд в собственном и широком смысле. 95

§ 6. Противоестественные пороки (рукоблудие, женолюбство, мужеложство, скотоложство). 104

§ 7. Сребролюбие. 111

Глава 3. Душевные страсти (с противоядиями). 119

§ 1. Гнев. 119

§ 2. Осуждение (злословие). Злорадство. Жестокость. 127

§ 3. Уныние и леность. 137

§ 4. Печаль. 145

§ 5. Тщеславие. 148

§ 6. Дерзость. 159

§ 7. Ложь. 168

§ 8. Гордость. 173

Глава 4. Крайняя степень падения духовной сущности человека. 176

§ 1. Прелесть у верующего христианина. 177

Прелестное подвижничество и молитва. 177

§ 2. Непосредственное общение с духами тьмы.. 186

и прямое служение сатане. 186

 

 

Отдел ΙΙΙ. «Душевный» человек в борьбе со страстями. (продолжение)

Глава 1. Душевный и телесный состав падшего человека в страстном устроении и деятельно-подвижническом.

Мы уже видели, что вместе с грехом пришла в душу и тело человека смерть. И тело из здорового и пре­красного, каким оно было в раю, стало безобразным и болезненным1. Так что и то юношеское, цветущее его состоя­ние, когда оно носит название «здоро­вого», в сущности — нездоровое. И у юноши тело устает, подвержено забо­леваниям, а про девушек я уже и не говорю. Если же человек начинает жить по своим страстям и похотям, то вконец измождает себя и заживо начи­нает гнить. Тело страстного человека, будучи сластолюбивым и изнеженным или болезненным и привередливым, конечно, в этом состоянии страшится подвига и неспособно к нему. Понят­ны и страхи нынешних людей, боя­щихся постов, длинных церковных служб, отсутствия удобств на бого­мольях и прочего. Поэтому всякий, призванный благодатью Божией ко спасению, вскоре чувствует нужду заняться своим телом, чтобы оно по­могало душе в борьбе со страстями, а не было бы для нее само наветчиком. Святые отцы давно уже выработа­ли известные правила в отношении к своему телу. Они отвешивали ему все «мерою и весом». В меру пили, в меру ели, в меру спали, в меру занимались физическим трудом. Все в меру, ниче­го лишнего. В общем, их жизнь, конеч­но, была подвижнической, но это пото­му, что они сами обостряли свой труд и утончали эту меру. Но если откинуть в их аскетическом делании все край­ности, на которые, к тому же, и среди них не все были спо­собны2, то мы ясно увидим, что общий строй их внешней жизни был очень ровен, нормален, вполне соответственен

-7-

законам, положенным Творцом для бытия тварей, в выс­шей степени способствовал сохранению здоровья — ду­шевного и телесного — и продлению самой жизни челове­ка до наибольших пределов. Строгое отношение к телу у святых отцов не к самоубийству вело, а к чистоте жизни и здоровью3.

К сожалению, в настоящее время в обществе принято думать совершенно наоборот. Чуть-чуть где-либо раздаст­ся голос пастыря или просто даже благоразумного члена семьи, что нужно-де жить более простой жизнью, сейчас за­кричат со всех сторон: «Вы в монахи хотите наших дочерей и сыновей записать», «Молоды они, им надо повеселиться, подкормиться», «Не всем быть подвижниками», подразу­мевая под этим, что все монахи наживают от постной пищи только малокровие и чахотку, а от недосыпания — мигрень. Я говорю, понятно, об истинных монахах. Не есть мяса, не пить вина, не курить и тому подобное для нынешних лю­дей есть уже не только подвиг, но, повторяю, и самоубий­ство. Аскетика, в задачу которой входит, между прочим, указание лучших способов обращения со своим телом, по­тому что оно есть друг души и без него последняя не может спасаться и приобретать добродетели, — аскетика, говорю, считается наукой (если только еще наукой!) необоснован­ной, странной, сумасбродной4. А лучше сказать — неизве­стной. Даже в духовных академиях соответствующие кафе­дры только перед войной 1914 года открыли, и замещавшие их, конечно, ничего не успели сделать для этой науки, а на­до бы выразиться — для спасения душ верующих.

Поэтому аскетический писатель, желая быть принятым и понятным в среде, если уж не неверующих, то интелли­гентов, воспитанных на доверии к так называемым науч­ным истинам, — я разумею ту часть из них, которая нелице­мерно хочет спасаться и идти ко Христу тесным Его путем, но не знает, где этот путь искать, — поневоле должен иметь опору для своих мнений во внешних источниках, в свет­ских эмпирических науках, столь любезных культурным людям. Чисто святоотеческие доводы были бы для послед­них неприемлемы, невероятны, непонятны, недостоверны. Известно, что коза приманивается сеном, свинья — грязной лужей и пчелка — душистыми цветами. Каждому свое. Снисходя к немощи таковых людей, что делали в свое вре­мя и святые Василий Великий, Григорий Богослов и другие,

-8-

и показывая, что лучшие, то есть наиболее беспристра­стные и неослепленные представители науки, не являются противниками основных точек зрения аскетики во взгля­дах на трактуемый предмет, аскетический писатель тем самым получает надежду заинтересовать и привлечь вни­мание и светских людей. Не погибать же им, и не из мона­хов только должно ведь состоять Царство Небесное. Когда они увидят, что наука, которой они так верят, одобряет все то, чему учит и аскетика, то сами уже возьмутся дальше за самостоятельную работу. По крайней мере, те из них, кто хочет искренне презреть мир и кто познал его суету. Вот почему я вообще часто привлекаю светские научные данные в качестве положительного или отрицательного доказатель­ства в своих «Основах», чего до сих пор богословы-аскеты не делали. А по какой причине, мне нет необходимости здесь говорить. У меня свой путь...

В дальнейшем изложении достаточно еще будут пока­заны и двойственность науки (то есть будет вскрыта обо­ротная ее сторона)5, и учение отцов-аскетов об отношении спасающихся к своему телу в целях его умерщвления. Здесь же я хочу обратить внимание читателя на то, что все излагаемое ниже не имеет отношения к подвижничеству. Ни о каком подвижничестве здесь речи нет, ибо, во-первых, о подвижнических правилах будет говорено после специ­ально, а во-вторых, врачи, чьи рецепты и методы лечения и охраны здоровья будут предложены читателю ниже, пре­подавали их не подвижникам, а всем людям, и не только здоровым, но и больным и маломощным. И последним ча­ще, чем первым.

Я нарочно здесь не приведу ни одной цитаты из писа­ний подвижников, но предоставлю слово одним врачам-ги­гиенистам и представителям школы так называемых «есте­ственных методов лечения» (Naturlichmethoden). И мы увидим любопытнейшую вещь — ученых, и притом докто­ров (ведь считается, что среди естественников наибольший процент принадлежит неверам и ненавистникам «постни­ческих» обетов), в роли апологетов прямо-таки святоотече­ского образа жизни! Это еще, конечно, не значит, что они и во имя тех же убеждений ратуют, но и то внушительно, для неверующих (или кричащих: «Мы — не монахи...») устыдительно, что их же вожаки и учителя с «научными» дипло­мами плетутся вслед за монахами...

-9-

Материал же, из которого я намерен почерпнуть крат­кие данные, относящиеся к поднятому мною вопросу, есть трехтомный труд М. Платена6, награжденный на различ­ных выставках четырнадцатью золотыми медалями, шес­тью почетными медалями, тремя почетными крестами, выдержавший 38 изданий и разошедшийся за границей в сотнях тысяч экземпляров! Успех, которым могут похва­литься сочинения немногих ученых и профессоров и кото­рый о чем-нибудь да говорит...

Платен начинает свою книгу с выяснения причин болез­ней, которыми страдает весь культурный мир, и находит, что «человечество потому хиреет и болеет, потому подпада­ет влиянию сотен болезней, что оно почти совершенно от­шатнулось от естественного образа жизни7 и живет жиз­нью, вполне противною законам природы». Среди этих причин: боязнь свежего воздуха (сравните наши спальни, которые на ночь плотно, со всех сторон, закрываются, что­бы в них не попала ни одна струя холодного воздуха, — многие из врачей это даже поощряют из боязни простудить своих пациентов), неправильное питание, непроницаемая и нерациональная одежда, укутыванье в постели, неправиль­ное распределение движения и покоя, бодрствования и сна, и еще многое другое. Все это требует подробного рассмот­рения, к которому Платен — и мы с ним — и переходит. Начинает он с выяснения вопроса о питании и о том, «каково оно должно быть и каким оно обыкновенно не бывает».

Что мы должны есть?* (Подзаголовок Платена. — Прим, составителя.)

«Дорогой читатель, — поучает симпатичный (сужу по портрету) доктор, — если ты принадлежишь к среднему классу, если ты ремесленник или рабочий или вообще вы­нужден, в силу обстоятельств, ограничивать свой выбор пищи и питья и соблюдать некоторую экономию, то в боль­шинстве случаев ты будешь утверждать, что ты мог бы быть сильнее и здоровее и работать энергичнее, если бы, подобно богатым людям, мог есть много хорошего мяса и пить много пива и вина. Это воззрение тем глубже укоре­нилось в тебе, что сам ты, что весьма возможно, не получа-

-10-

ешь ежедневно к обеду мяса или даже в состоянии его иметь к столу лишь по праздничным дням. Далее, ты, быть может, принужден совершенно обходиться без вина, пиво пьешь довольно редко и в большинстве случаев прибега­ешь к водке, чтобы, как ты думаешь, сохранить свои силы, а в зимнее время достаточно согреть свое тело.

В этом отношении ты ужасно заблуждаешься! Выдаю­щееся брюшко более состоятельных людей, их красные, одутловатые и разгоряченные лица, обнаруживающие в них тяжелое состояние прилива крови, все это служит хорошим показателем того, какого рода это кажущееся здоровье. По­истине наружность обманчива, и за этим здоровьем и силой, которым ты завидуешь, глядя на зажиточных людей, скры­ваются два зловещих призрака — "подагра" и "удар".

...Итак, роскошный образ жизни дает первый толчок к развитию вышеуказанных страданий. К сожалению, однако, многие продолжают пить и есть так, точно у них несокру­шимый желудок, а в запасе имеется второе здоровье... Не преувеличивая, можно утверждать, что добрая половина людей ведет борьбу со своим желудком. Появление боль­шей части болезней можно отнести на счет расстройства пи­щеварения. Подагра, ревматизм, болезни мочевого пузыря, печени и почек, ипохондрия, пресыщение жизнью и многие виды нервных страданий обязаны своим возникновением болезненному состоянию органов пищеварения. Худосочие, неправильности кровообращения и малокровие развивают­ся вследствие нашей неумеренности и страдания желудка8.

...Знаменитый банкир и миллионер Ротшильд приехал однажды в Вёрисгофен, в Баварии, к не менее знаменито­му пастору Кнейпу, лечившему согласно естественному методу, и просил его дать ему совет и помочь в его тяже­лом болезненном состоянии. Ротшильд подробнейше ознакомил пастора Кнейпа со своим образом жизни и со­общил, как часто и что именно он привык есть. Он по­дробно говорил о массе кушаний, которые он ежедневно поглощает во время четырех или пяти приемов пищи, и, наконец, изложив картину болезни, спросил, не может ли Кнейп ему теперь сказать, чем он, собственно, болен, так как врачи ставят то один, то другой диагноз. "Конечно, — сказал почтенный пастор, — я могу вам наверное ответить, чем вы больны: вы страдаете отсутствием второго желуд­ка"».

-11-

«...Кнейп — католический священник и в то же время врач — последователь естественного метода лечения. Он вылечил массу людей, и успехи его лечения были иногда прямо чудесны, так что он приобрел славу как среди вра­чей, так и среди публики...

Пастор Кнейп родился 17 мая 1821 года... Он был сын бедного ткача, и ему предстояло пойти по стопам отца. Не­преодолимое желание сделаться священником побудило молодого Кнейпа бежать на 21 году от ткацкого станка». После многих странствований и лишений он надорвал здо­ровье, но в конце концов добился своего: получил сан свя­щенника. Случай или Промысл, кому как угодно, натолк­нул его на водолечение. Он, прежде всего, сам себя избавил от смерти (физические силы его от переутомления были совершенно расшатаны, и он уже стал болеть грудью, так что и профессора медицины никак не могли ему помочь), а потом «основал и постепенно развил вполне своеобразную систему водолечения», посредством которой вылечил и бесчисленное множество других людей. Эту систему он изложил в быстро прославившемся сочинении «Мое водо­лечение; средства для излечения болезней и сохранения здоровья». Кнейп излечивал в короткое время тифозных и оспенных больных, потерявших голос и даже зрение и слух. Кратко сказать, он «излечивал все болезни, за исклю­чением органических страданий, унаследованных или в раннем детстве полученных болезней, например эпилеп­сии (падучей)9, и некоторых болезней, ведущих к полному истощению, например сухотки и тому подобных.

Насколько проста его теория, настолько же прост и его метод применения воды. Холодная вода применяется им очень осторожно и весьма разумно: в большинстве случаев процедура длится от полуминуты до минуты и очень редко дольше трех минут. Растирание полотенцами или щетками и обсушивание после применения воды не имели места. После всякой процедуры пациенты должны были согре­ваться прогулкой на открытом воздухе, а если они не были в состоянии гулять, то согревались лежа в постели. Невы­тирание имеет свои неоспоримые преимущества, так как развивается приятная влажная теплота, а затем получается равномерное распределение крови. Пастор Кнейп рекомен­дует также перед применением холодной воды делать дви­жение, чтобы при начале процедуры имелся запас нормаль-

-12-

ной собственной теплоты. "Кто приступает к водолечебному приему потным, поступает всего лучше", — говорил высоко­уважаемый пастор, делая из этого правила обязательное ис­ключение только при неспокойном сердце. В Вёрисгофене применялись всякие обливания, но самое обычное приме­нение воды состояло в так называемом верхнем обливании. Две или три полные большие лейки холодной воды выли­ваются пациенту на спину, причем струе дается каждый раз другое направление... После применения верхнего облива­ния пастор Кнейп заставлял иногда пациентов стоять в хо­лодной воде, доходящей до икр или колен. Эта процедура должна длиться 1-3 минуты. Подчас он заставлял ходить по воде 1-5 минут... Для всех процедур вода бралась прямо из источника, то есть совершенно холодная. Кнейп держал­ся того мнения, что чем вода холоднее, тем лучше, и пото­му в зимнее время прибавлял к воде снег.

Все перечисленные двойные применения холодной во­ды замечательно ускоряют и регулируют кровообращение. Многие пациенты Кнейпа должны были утром во время росы ходить босиком по мокрой траве, по мокрым камням или по свежевыпавшему снегу. Многих он заставлял даже целый день ходить босиком. В зимнее время всякому паци­енту рекомендовалось ходить несколько минут по свежевы­павшему снегу. Эти процедуры особенно хорошо укрепляют весь организм, оживляют нервную систему, регулируют кровообращение и благодетельно отвлекают кровь от голо­вы к конечностям»10.

Кнейп сам исполнял то, чему учил. «Ежедневно утром он на минуту садился в холодную полуванну и при этом об­мывал себе верхнюю часть тела. Как любитель свежего воз­духа, он спал ночью даже и в зимнее время при открытом окне11. Он был убежден, что легкое n равномерное покрытие тела наиболее полезно, и потому во всякое время года на­девал только самую необходимую одежду12. Он не терпел, чтобы его пациенты кутались и одевали лишнюю одежду. Кнейп почти не употреблял спиртных напитков и своим пациентам разрешал потребление таковых только в самом незначительном количестве». Но довольно и этих сведе­ний, чтобы получить понятие о методе Кнейпа и о нем са­мом. Ручательством за правильность его учения служила его европейская, если не всемирная, слава, наличие у него на приеме нескольких сот больных ежедневно и его собст-

-13-

венное отличное здоровье, которого он добился, будучи первоначально слабым и хилым.

Никак нельзя опустить здесь в заключение самого глав­ного кнейповского правила, с которым надо подходить к за­каливанию себя по его способу. Это — соблюдение во всем меры, постепенности, терпения. Чисто святоотеческое требо­вание13. Крайности и излишки ведут не к здоровью, а, наобо­рот, к расстройствам телесным и преждевременной смерти14.

Продолжаю прерванное изложение о том, что мы долж­ны есть. Собственно, пока шло только введение — о пользе воздержания.

«Старинная, но вечно справедливая поговорка гласит: когда пища кажется наиболее вкусною, тогда именно надо остановиться есть. Как мало, однако, людей следует этой поговорке, и именно в тот момент, когда входят во вкус, они только и принимаются основательно за еду.

Попробуй хотя один раз прервать еду, когда пища тебе будет казаться наиболее вкусною, когда у тебя, так сказать, только что разыграется аппетит к ней. За твое воздержание ты несомненно скоро получишь награду: после еды ты бу­дешь чувствовать себя совершенно иначе, чем прежде. Вме­сто полноты в желудке и тяжести во всех членах, вместо сонливости и лени ты будешь чувствовать особую легкость во всем теле, охоту к работе и приятное веселое настроение. Не бойся того, что ты можешь повредить себе тем, что съешь слишком мало. Так легко ты не умрешь от голода и упущенное всегда успеешь наверстать. Но чрезмерной едой ты наверно повредишь себе, так как она явится излишним отягощением для твоего тела, и если это бремя не будет во­время удалено при посредстве органов выделения (кишки, почки и кожа), то оно непременно вызовет дурной состав соков и отложится в каких-либо органах тела в виде посто­ронних веществ. Мы получаем силу, необходимую для под­держания жизни, не от того, что мы съедаем, а от того, что и как переваривает наш желудок. Если мы вводим в наш ор­ганизм более пищи, чем требуется для его поддержания, то мы требуем от него такого напряжения сил, которое содей­ствует лишь сокращению жизни... К сожалению, однако, есть немало людей, для которых желудок стал богом и кото­рые желают жить только для чревоугодия... Болезни, дрях­лость и преждевременная смерть — вот неизбежные послед­ствия их невоздержанности. Они не просто умирают, они

-14-

убивают себя, они своими зубами роют себе могилу.

До сих пор я говорил тебе, дорогой читатель, лишь вскользь о пользе воздержания, но тебе будет небезынте­ресно узнать, как я докажу, что многие пищевые и в особен­ности вкусовые и раздражающие средства, как, например, мясо и спиртные напитки, приносят телу более вреда, чем пользы...

Начнем с мяса... Я приложу все старания, чтобы доказать тебе, что в мясе отнюдь нельзя видеть того укрепляющего средства, каким ты его считаешь... "Оно содержит такие со­ставные части, как креатин, креатинин, мясомолочную кис­лоту и фосфорнокислые соли, которые несомненно вредны, действуют на организм возбуждающим образом и особенно неблагоприятно влияют на нервы" (Док). Лучше всего ты можешь заметить это на самом себе, если для пробы некото­рое время воздержишься от мясной пищи и потом вновь начнешь есть мясо. Ты наверное заметишь тогда общее воз­бужденное состояние организма, усиленное биение артерий и беспокойный сон... Один известный врач сказал: "Диспеп­сия (плохое переваривание) находится в зависимости от желудка, которому доставляется обильное количество мяс­ной пищи и пикантных соусов". Дальнейший вред, прино­симый мясной пищей, состоит в том, что обыкновенно она вызывает потребность в других раздражающих веществах. И действительно, после хорошего бифштекса едва ли ты сможешь удовольствоваться стаканом воды, и стакан вина или пива покажется тебе особенно заманчивым. Сидя же за вином или пивом, тебе захочется выкурить хорошую сигару или трубку. Так одно раздражение влечет за собой другое... Если же ты вместо всего этого поел бы хорошего и пита­тельного молочного супа с прибавкою хлеба, а потом пло­дов, то ты не почувствовал бы потребности ни в вине, ни в пиве, ни в табаке, и ты сберег бы и часть денег, и здоровье.

Ученые доказали, что мясная пища приводит в воспа­лительное состояние стенки желудка... Возбужденное со­стояние, испытываемое после приема в пищу мяса, бульо­на или после потребления спиртных напитков, считают ошибочным образом за проявление силы и, несмотря на то, что возбуждающее действие скоро исчезает и возвра­щается прежняя слабость, все-таки все продолжают счи­тать эти раздражающие продукты первоклассными укреп­ляющими и питательными веществами.

-15-

О бедное, ослепленное, обманутое, больное человечест­во! Вечно увлекает его привычка подкреплять себя возбуж­дающими и раздражающими веществами, между тем, пс неизменным законам природы, за всяким возбуждением нервов обязательно должно следовать их расслабление...

Я далек от того, дорогой читатель, чтобы убеждать тебя сразу сделаться вегетарианцем, но ты должен согласиться, что преимущественное питание мясом скорее вредит, чем приносит пользу. Мясная пища горячит. Это ты можешь видеть уже из того, что всякий доктор, найдя у тебя лихо­радку, прежде всего запрещает тебе мясную пищу и спирт­ные напитки, чтобы не усиливать лихорадочного повыше­ния температуры. Но, с другой стороны, ты должен ведь понимать, что те продукты, которые вредны больному, не могут быть полезны и здоровому. Даже в то время, когда тебе кажется, что ты здоров, у тебя, благодаря питанию мя­сом, скрытое лихорадочное состояние, и если ты не замеча­ешь этого, то только потому, что обманчивое возбуждение организма принимаешь за выражение действительной си­лы и здоровья. Однако же, в один прекрасный день у тебя обнаружится либо более, либо менее сильная болезнь, что, впрочем, может случиться и довольно поздно, если твой организм обладает достаточной силой сопротивления. Известно, что люди, едящие много мяса и пьющие много спиртных напитков, легко заболевают болезнями, сопро­вождаемыми лихорадкой, как-то: тифом, воспалением легких и т. п. Известно также, что такие люди труднее вы­здоравливают и что их приходится лечить дольше, чем па­циентов, живших до болезни проще и воздержаннее.

Я мог бы сообщить еще многое о вреде мясной пищи, указав, например, на то, что причина появления кариозных (гнилых. — Еп. Варнава) зубов зависит главным образом от порчи соков, вызванной употреблением мяса, что дурной запах изо рта бывает преимущественно у питающихся мя­сом и пьющих спиртные напитки (а не у постников, по­движников и святых. — Еп. Варнава), что столь распрост­раненное малокровие именно и вызывается излюбленным теперь "укрепляющим" лечением, что, наконец, ряды нервнобольных, истериков, ипохондриков, меланхоликов и душевнобольных пополняются почти исключительно из приверженцев мясной пищи и спиртных напитков, а также табака, чая, кофе и так далее...

-16-

Как доказали физиологи, в человеческом желудке пере­варивается только чисто растительная пища, тогда как при употреблении мяса только продолжается процесс разложе­ния трупа животного... Потому-то гастрономы предпочита­ют мясо диких животных с haut gout*,(с душком (франц.))

то есть в таком состо­янии, когда процесс разложения подвинулся уже довольно далеко, так как при этих условиях мясо становится легче переваримым и желудку сберегается часть работы15.

...Поэтому не думай, что ты, будучи слабым и больным, увеличишь свои силы усиленным мясным питанием. На­против, от такого питания ты станешь чувствовать себя только гораздо хуже, чем прежде.

Подумай только о большом числе детей богатых родите­лей, о бесконечной массе женщин и девушек, страдающих малокровием и бледной немочью, а их ли не откармливают всевозможными укрепляющими кушаньями и напитками (мясо, яйца, бульон, вино, баварское пиво и т. д.). И что же? Исчезают ли от этого их болезни? Не кажутся ли дети бо­гатых людей, несмотря на укрепляющую пищу, зачастую болезненнее и слабее детей небогатых родителей?!

...Питание преимущественно растительной пищей де­лает нас выносливыми и дает возможность работать рав­номерно и без преждевременного утомления. Весь секрет заключается лишь в целесообразном выборе и смешении пищевых продуктов и во внимательном и правильном их приготовлении.

Бобовые растения — горох, чечевица и бобы — всего более превосходят мясо своею питательностью, не содержа в то же время вредных и возбуждающих составных частей этого последнего. Они содержат очень много альбуминатов (бел­ковых веществ) и в общей сложности на 10-15 % более пи­тательных веществ, чем имеется таковых в мясе, а с другой стороны, они беднее водой. Хорошо, — скажешь ты, — все это, быть может, и правда, но ведь плоды бобовых растений трудно переваримы и вызывают развитие газов. Разумеется, — отвечу я, — они нелегко переваримы, если их неправиль­но приготовляют или если тому служит причиной непра­вильный, неестественный образ жизни, так как не только бобовые растения, но и вообще растительная пища несовме­стима с сидячим образом жизни. Растительная пища, как

-17-

естественная диета, требует много движения и работы на свежем воздухе, но зато она укрепляет тело положительно чудесным образом и в то же время сообщает необыкновен­ную энергию мозговой и вообще духовной деятельности.

Тем, кому плоды бобовых растений до сих пор казались слишком тяжелыми для желудка, я советую приготовлять их следующим образом, причем прилагаемый мною рецепт равно пригоден для приготовления бобов, гороха и чечеви­цы. Плоды бобовых растений обмывают водой и оставляют в воде же на целую ночь. Утром их варят в той же воде, то есть не сливают воды, в которой они размачивались, как это часто ошибочно делается; это важно потому именно, что часть питательных веществ переходит в воду при раз­мачивании бобов и пр. Когда бобы и т. п. разварятся и сде­лаются мягкими, их протирают через решето для удаления шелухи, и тогда они готовы для еды. Для вкуса можно, еще во время варки, прибавить немного соли и масла.

Если плоды бобовых растений, считающиеся вообще тяжело перевариваемыми, приготовлять указанным обра­зом, то даже человек, ведущий сидячий образ жизни, может есть их без вредных последствий для своего здоровья (кур­сив мой. — Еп. Варнава). Для рабочего, который должен до крайности напрягать свои силы, гораздо полезнее питание чрезвычайно питательными бобовыми растениями, чем из­любленная "водочно-картофельно-кофейная16 диета".

Непосредственно за питательными бобовыми растени­ями по содержанию питательных веществ идут хлебные растения: рожь, пшеница, рис, овес, ячмень, маис и т. д. Зерна злаков содержат также все составные части, кото­рые необходимы для питания, а именно: альбуминаты, или белковые вещества, большое количество крахмала, растительную слизь и следы жиров.

Важнейшую роль играют зерна злаков в деле приготов­ления хлеба. Разумеется, хлеб в том виде, как его пекут и едят, то есть подкисленный и соленый, не соответствует требованиям, которые предъявляет естественный образ жизни к столь важному пищевому продукту. Прежде всего, для приготовления теста не следует брать ни дрожжей, или кислого теста, ни соли. Затем отруби должны обязательно входить в состав хлеба, и в этих видах зерна перемалывают­ся на особых мельницах в грубую муку. Последняя содер­жит в себе и отруби, важное значение которых для питания

-18-

и пищеварения, к сожалению, еще мало известно большин­ству людей. В так называемой клейковине, находящейся в отрубях, содержатся наилучшие и питательнейшие части муки и главным образом фосфаты17, так что надо считать прямой расточительностью удаление отрубей из муки, как это теперь, к сожалению, сплошь и рядом делают, откарм­ливая отрубями скот.

Питание хлебом Грэгема18 или хлебом с отрубями (бывает ржаной и пшеничный отрубяной хлеб) имеет еще следующие преимущества: оно усиливает отделение слюны, возбуждает деятельность желудка, усиливает отделение желудочного сока и, механически раздражая кишки, устраняет недоста­точно энергичную их деятельность, что, в свою очередь, способствует более легкому удалению каловых масс.

...Послушаем еще, что говорит о хлебе Грэгема один из­вестный врач. Это уже упомянутый выше доктор Док, мно­го лет питающийся исключительно растительной пищей и своим здоровьем, энергиею в работе и свежею и цветущею внешностью блестящим образом опровергающий преду­беждение против питания растительною пищею.

Доктор Док говорит: "Хлебу Грэгема подобает занимать видное, почетное место не только на обеденном столе, но и среди так называемых лечебных средств, так как он самым естественным образом излечивает всегда почти неприят­ные, а иногда и весьма тягостные явления запоров. Всем известно, что это весьма распространенное страдание весьма часто влечет за собой очень тяжелые болезненные расстройства, как-то: вялость кишок, брюшное полнокро­вие, геморрой, застой печени и даже тяжелые душевные страдания, до ипохондрии включительно. Как раз в этом отношении хлеб Грэгема часто нам давал поразительные результаты. Сотни людей обязаны ему тем, что без содей­ствия аптеки излечились от вышеупомянутых страданий. Ввиду этого мы рекомендуем всем страдающим вялостью отправлений органов пищеварения обратить особое вни­мание на этот хлеб. Хлеб с отрубями имеет неоценимые преимущества; он служит одновременно и питательным, и целебным средством: он не имеет вредного свойства боль­шинства лекарственных средств, которые приносят наше­му организму известный вред и потому непригодны для постоянного и непрерывного приема внутрь. Этот хлеб до такой степени полезен для нашего организма, что мы мо-

-19-

жем питаться им всю жизнь, и в то же время имеем в нем неизменно готовое к нашим услугам средство борьбы с не­деятельностью кишок. Таким образом, он совершенно уст­раняет злоупотребление слабительными средствами, а ведь всем известно, какой вред они приносят; правда, они помо­гают на мгновение, неестественно раздражая кишки, но, вследствие этого излишнего раздражения, появляется еще большая слабость, то есть недеятельность кишок. В этом отношении мы не находим достаточно слов, чтобы реко­мендовать Грэгемов или отрубяной хлеб как врачам, так и неврачам. В большинстве случаев этот хлеб блестящим об­разом оправдывал возлагавшиеся на него надежды; я знаю лишь очень редкие случаи, когда он не приносил желанных результатов, и это обыкновенно случалось тогда, когда ап­тека успевала уже окончательно испортить дело"19.

...Когда мы едим хлеб с отрубями, мы должны обращать особое внимание на основательное пережевывание и про­питывание хлеба слюной. Вводимое этим путем значитель­ное количество слюны оказывает двоякое благоприятное действие на отправления желудка. С одной стороны, щело­чи слюны связывают часть находящихся в желудке кислот, вызванных брожением; с другой стороны, бродильные ферменты слюны, превращающие крахмал зерна в сахар и камедистые вещества, попадают в желудок в таком коли­честве, что могут оказать значительное содействие процес­су пищеварения.

Каких только вкусных, питательных, легко усвояемых и дешевых блюд мы ни можем сделать из риса, манной кру­пы, ячменя, овса и маиса, отчасти с молоком, отчасти и без него! Особенно овес является таким пищевым продуктом, для восхваления питательности которого не хватает вы­ражений. Так, чистую овсяную кашу дают родильницам, потерявшим слишком много крови и нуждающимся в восстановлении сил, а также и в тех случаях, когда требу­ется усилить отделение молока.

А какую громадную роль играет овес при кормлении грудных младенцев и вообще детей! При некоторых поно­сах (диаррея) овсяный отвар или жидкий кисель являются положительно ничем не заменимым целебным средством.

Рис содержит более углеводов и менее альбуминатов; ввиду этого, он требует прибавки молока или яиц, или же лучше всего варить его вместе с плодами бобовых расте-

-20-

ний, которые богаче альбуминатами или белковыми веще­ствами.

Молочные каши, ячменный отвар и т. д. — также пре­красные пищевые продукты для здоровых и лекарства для больных. Далее, пшено, манная крупа, гречневая крупа, са-леп и саго весьма питательны и пользуются всеобщим рас­пространением.

Что касается овощей, то они являются прекрасным осве­жающим и охлаждающим пищевым продуктом. Они содер­жат, главным образом, сахар, крахмал и декстрин (камедь крахмала), но меньше белковых веществ. Ввиду этого, они составляют действительно хорошую пищу только в смеси с другими пищевыми продуктами; надлежаще приготовлен­ные овощи можно с успехом рекомендовать хроническим больным. Шпинат способствует образованию крови, так как содержит много железа. С другой стороны, лицам, страдающим расстройством пищеварения, не следует есть некоторых сортов капусты.

Картофель состоит, главным образом, из крахмала и яв­ляется необходимым дополнением к плодам бобовых рас­тений, хлебным растениям и овощам. Крупный мучнистый картофель, жареный или вареный, является даже весьма тонким кушаньем. Подобно хлебу и овощам, мы можем есть его ежедневно, не опасаясь каких-либо неприятных последствий. Однако картофель, подобно рису, нуждается в приправе; лучше всего есть его с небольшим количеством растопленного масла, с молоком или пахтаньем.

Плоды (и ягоды), в сыром и вареном виде (компот), яв­ляются прекрасной и здоровой пищей и в вопросе о пита­нии заслуживают гораздо большего внимания, чем то, какое им вообще уделяют. Плоды содержат, главным образом, сахар и декстрин и лишь немного альбуминатов. При упо­треблении их вместе с другими пищевыми продуктами их главнейшее преимущество состоит в том, что они несколь­ко уменьшают питательность кушаний, богатых белками, например хлеба с отрубями, бобовых растений и т. п., и сле­довательно, препятствуют тому, чтобы в наше тело вводи­лось слишком много белков; нельзя упускать из виду, что белковые вещества, принятые в чрезмерном количестве, приносят безусловный вред. Дети очень лакомы до освежа­ющих плодов, да и взрослые едят их часто и весьма охотно. Плодам приписывают способность улучшать состав крови,

-21-

и это действительно имеет место, так как, скажем пример­но, очевидно небезразлично, дается ли материал для крови из пива и колбас или же из хлеба с отрубями и плодов. В первом случае мы получаем густую кровь, а во втором — жидкую. Плоды дают несомненно очень чистую и хорошую кровь, так как они содействуют пищеварению и усиливают обмен веществ. Питание плодами устраняет застой крови в органах нижней части живота20 и побуждает к усиленной деятельности органы мочеотделения. При болезнях груди и органов брюшной полости виноградное лечение приносит прекрасные результаты. При хронических запорах, воспа­лительных состояниях органов пищеварения, ревматизме, подагре, болезнях печени, почек и мочевого пузыря плодо­вая диета заслуживает исключительного внимания. Нет достаточно выражений, чтобы рекомендовать питание пло­дами при всех этих болезнях21. Вследствие того, что плоды содержат много воды и кислот, они прекрасно освежают во время лихорадочного состояния, при котором и врачи по большей части назначают различное кисловатое питье...

В нашем климате одни плоды не могут прокормить че­ловека, который для поддержания своего существования должен слишком много работать физически и умственно, но в тропических и вообще жарких странах есть немало лю­дей, питающихся исключительно плодами. Плоды хлебно­го дерева, финики и винные ягоды могут уже одни вполне хорошо питать человека. Араб, странствующий со своим верблюдом по знойной пустыне, питается исключительно финиками и винными ягодами, запивая их небольшим ко­личеством воды.

Автор этой книги (то есть Платен. — Еп. Варнава) жил несколько лет в Парагвае, в Южной Америке, и во время продолжительных и утомительных поездок верхом, длив­шихся ежедневно по 10-12 часов, питался исключительно жареной кукурузой, вареными корнями маниока22 и апель­синами. И как раз эта простая и невозбуждающая пища, со­стоявшая главным образом из плодов, делала его сильным и способным выносить все тягости пути под палящими лу­чами тропического солнца. Крайне сомнительно, был ли бы он в состоянии все это вынести при так называемом укреп­ляющем питании (мясо, яйца, вино).

Дорогой читатель, мой хвалебный гимн плодам затянул­ся, и я от всего сердца желал бы, чтобы ты постепенно все

-22-

более и более привык к их потреблению. Если у тебя есть основание быть недовольным своим пищеварением, если ты, быть может, страдаешь запорами, поставь себе за прави­ло при всяком приеме пищи есть также и плоды. Попробуй, например, вечером, перед отходом ко сну, съесть две-три су­шеные винные ягоды (в таком виде они обыкновенно про­даются у нас на севере), и ты на следующее уже утро не пре­минешь заметить изменение в состоянии своего желудка. Полагаю, что тебе придется часа за два до времени обычно­го своего пробуждения встать, чтобы выполнить тот долг, от уплаты которого не избавлен в известные моменты ни один из смертных. На этом примере ты можешь видеть наилуч­шее доказательство "наглядного" действия плодов23.

Среди пищевых продуктов важное место занимают яйца, молоко, масло, сыр и сахар. Молоко и яйца содер­жат, например, все питательные вещества, необходимые для молодого организма, для которого, собственно, и пред­назначены эти пищевые продукты. Молоко хорошо перено­сится людьми, ведущими воздержный образ жизни, делаю­щими много движений, употребляющими мало мяса и не пренебрегающими питьем воды. Для детей это — наилуч­шая пища. Многие больные желудком отлично чувствуют себя при употреблении молока, для других оно не особенно пригодно. Страдающие болезнью печени или переполнени­ем желудка слизью совершенно не переносят его.

Рекомендуется не кипятить24 молоко, а только подо­гревать его перед употреблением. Процесс пищеварения, совершающийся в человеческом организме, есть процесс брожения, а потому, если отнять у молока заранее возмож­ность подвергнуться брожению в желудке, то оно становится непереваримым...

Кислое молоко (простокваша) и пахтанье 25также счита­ются хорошими пищевыми продуктами. Пахтанье особен­но пригодно для больных желудком и не переносящих мо­лока. Пусть больной пьет пахтанье, когда он голоден, и пьет его, когда чувствует жажду (Виль).

Сыр также очень питателен, хотя он и трудно перева­рим. Пословица говорит: сыр утром — золото, днем — се­ребро, вечером — свинец. Я признал бы трудную перева­римость уделом более жирных сортов; хотя уже молодой сыр и даже творог считаются трудно переваримыми. Впрочем, эти последние заслуживают этого упрека лишь в

-23-

незначительной степени и достойны рекомендации более всех других сортов. По мнению проф. Реклама, творог с солью и с маленькою прибавкою толченого тмина, растер­тый с небольшим количеством молока, должен быть при­знан по питательности продуктом, стоящим не ниже варе­ного мяса, а по переваримости даже превосходящим его. Творог является прекрасным добавлением к картофелю или каше.

Профессор Реклам, выдающийся гигиенист, говорит дальше: "Молодой, еще белый и лишь снаружи пожелтев­ший сыр может вполне заменять мясо и в этом отношении заслуживает особого внимания. Старый, сплошь пожелтев­ший сыр служит лишь вкусовым средством (раздражаю­щим средством! — Платен) и добавлением к пище, якобы способствующим пищеварению для взрослых; для детей он прямо вреден".

Коровье масло, то есть жир, добытый из молока, здорово, если только оно свежее и не посолено. Рекомендуется есть его лишь в умеренном количестве. Впрочем, теперешние высокие цены на масло даже не дают возможности есть его слишком много. "Масло, а равно растительные жиры, коко­совое, оливковое, льняное (подсолнечное, конопляное26. — Еп. Варнава), маковое и другие масла особенно полезны для поддержания здоровья у лиц, занятых тяжелой работой, долго остающихся на открытом воздухе, едящих грубую пищу и вообще тех, чье тело подвержено охлаждающему влиянию окружающей среды" (Реклам).

Сахар есть безусловно необходимый пищевой продукт, добываемый из сока сахарного тростника, а еще чаще из са­харной свекловицы. Он вводится в наш организм и с други­ми пищевыми средствами, в которых он также находится в известном количестве; таковы: овощи, корнеплоды, плоды, молоко, зерна злаков, мясо и т. д. Сахар является не только сладкой приправой для наших кушаний, но также очень легко переваримым, прекрасным, питательным веществом. Употребление его только ради лакомства, не в качестве до­бавления к другой пище, приносит вред как зубам, так и желудку. Уже ввиду этого ни в коем случае не следует еже­дневно есть сладкие пирожки и печенье.

Мед в такой же мере здоров, как и сахар, если только его употреблять в умеренном количестве; лучше всего есть его, намазывая на хлеб.

-24-

Яйца, сырые или вареные, следует считать одним из лучших и полезнейших пищевых продуктов. Крутые яйца считаются обыкновенно тяжело переваримыми, но если хо­рошо их пережевывать и не глотать большими кусками, то они так же легко перевариваются, как и сваренные всмят­ку. Этот факт, к сожалению, еще слишком мало известен...

Теперь я перечислил тебе, любезный читатель, употре-бительнейшие пищевые продукты... для того, чтобы ты мог разумно относиться к господствующей ложной теории пи­тания и не верил в то, что мясо есть единственное средство, могущее укрепить твое тело. Мясо было и будет раздража­ющим продуктом.

...Доктор Нихольс в своей книге «Die Diдtkur» гово­рит следующее: "...Коршуны и вороны едят падаль, а гас­трономы, столь падкие до дичи "с душком", следуют их примеру, но трупы животных нельзя признать самой чи­стой, естественной, а следовательно, и самой здоровой пищей для человека. Последний чувствует себя лучше всего, когда ест пищу, наиболее соответствующую его природе. В той же мере, в какой уклоняется от такой пи­щи, он удаляется и от целей здоровья; всякое же отклоне­ние влечет за собой различные расстройства и нарушения в жизни человека. Противоестественная пища трудно пе­реварима и вызывает слабость пищеварения, за которою следуют воспалительные процессы и приливы крови. В кишках обнаруживаются всевозможные расстройства вследствие запоров и чрезмерного раздражения, а уси­лия организма освободиться от избытка пищи или со­держащихся в ней раздражающих веществ вызывают ли­хорадочное состояние. Грубая и жирная животная пища обусловливает болезненное состояние почек и печени. Кожа также не в состоянии удалять излишние вещества. Лица, злоупотребляющие мясной пищей, заболевают по­дагрой и получают предрасположение к удару. Нечистая кровь, образованная противоестественной, часто нездо­ровой пищей, вызывает скорбут, золотуху, заболевание легких, чахотку, кожные сыпи и рак27. Одним словом, нет ни одной болезни, разрушающей человеческий орга­низм, которая не могла бы быть вызвана неразумной ди­етой. Все, что мы вводим в наше тело, вдыхаемый нами дурной воздух, плохая пища, грязная вода, возбуждаю­щие и опьяняющие напитки, все это делает нас больны-

-25-

ми, заволакивает рассудок, разжигает наши страсти и укорачивает нашу жизнь. Мы обезображиваем сей лучший из миров; мы наполняем его болью и болезнями, грехами и преступлениями, несчастием и преждевременной смертно­стью. Мы убиваем себя нашими собственными пороками и, как если бы этого было еще мало, убиваем друг друга на вой­не, зверства и ужасы которой мы привыкли считать нашим обычным, мирным положением"28.

Что мы должны пить?

Дорогой читатель, если ты спросишь меня, что ты дол­жен пить для утоления жажды, то, раз ты только прочел внимательно предыдущую главу и обратил внимание на мои указания, касающиеся естественной диеты, ты не мо­жешь ожидать иного ответа, кроме следующего: воду, здо­ровую, чистую воду, так как все спиртные напитки — ви­но, пиво и водка, равно как и все наркотические напитки — кофе, чай и шоколад, являются лишь возбуждающими, раздражающими и одуряющими средствами.

...Всего целесообразнее пить утром, восстав от сна, ста­кан хорошей ключевой или источниковой воды, повторив залпом то же самое через час или полтора после обеда и на ночь... Вода, попавшая в желудок, содействует удалению из него находящихся в нем загрязнений, способствует раство­рению еще не переварившейся пищи, охлаждает слизистую оболочку желудка и усиливает деятельность желез, выде­ляющих желудочный сок. Затем вода поступает в кровь и удаляет из нее болезнетворные начала через легкие, кожу и почки. Разумеется, только хорошая питьевая вода обладает такими растворяющими качествами29.

...Итак, дорогой читатель, когда ты чувствуешь жажду, пей только чистую, прозрачную ключевую воду, раз ты мо­жешь иметь таковую. Это — самый естественный напиток из всех существующих в мире30. Конечно, есть много лю­дей, настолько удалившихся от естественного образа жизни, что их желудок не может переносить свежей во­ды. Такие люди должны начинать пить воду маленькими глотками, постепенно увеличивая количество выпиваемой воды до тех пор, пока они не будут в состоянии выпивать ежедневно по 3-4 стакана без всяких неприятных послед­ствий и не отягощая своего желудка31.

-26-

Когда, сколько и как мы должны есть и пить?

...Для людей здоровых, не производящих особенно большой физической работы, а более занятых умственным трудом, вполне достаточно есть три раза в сутки. В первый раз — утром в 7-8 часов, причем завтрак этот должен состо­ять из легких кушаний... Во второй раз следует есть между двенадцатью и часом дня... В третий раз надо есть лучше всего в 7-8 часов вечера; по количеству и качеству съедае­мого, ужин должен быть подобен завтраку, состоя из легко­перевариваемых кушаний.

...При известного рода расстройствах пищеварения ино­гда бывает слишком много и трех приемов пищи в сутки. В таких случаях полезнее всего бывает есть два раза в день: приблизительно в 11 часов утра и в 5 часов вечера. Доктор Нихольс, в особенности лицам, страдающим расстройст­вом пищеварения, советует есть в 8 часов утра и в 4 часа пополудни. Такое распределение времени еды, пожалуй, полезно и для здоровых... Обедом, собственно, должна за­вершаться дневная работа. Ужин оказался бы тогда из­лишним. Какое необычайно важное гигиеническое и эко­номическое преимущество! Таким путем человеку был бы обеспечен покойный, хороший сон, желудок в часы сна мог бы вновь набраться сил, всегда имелся бы прекрасный аппетит.

Доктор Нихольс говорит (на стр. 19 своего "Diдtkur"): "Бесчисленное множество несчастных, страдающих рас­стройством пищеварения (а все хронические болезни — диспепсического характера), могли бы выздороветь, если бы они решились есть один или много два раза в сутки. На деле же, по совету малосведущих, беспринципных врачей, они едят чуть не через каждые два часа, притом всевоз­можные смеси — мясной экстракт Либиха, крепкие буль­оны, заливное, рыбу, мясо, дичь и т. д., в промежутках употребляя крепкий "питательный" портвейн, а может быть, и водку, наряду с обычными успокаивающими и ук­репляющими средствами. Приходится удивляться, что люди вообще еще не умирают от такой диеты. Человече­ство еще поразительно живуче". "Аллопатия, — говорит далее доктор Нихольс, — в тысячах случаях прямо убива­ет пациентов и всегда в большей или меньшей степени за-

медляет выздоровление"32.

-27-

...Начинать обед жидким супом, да еще в большом коли­честве, вредно33, так как желудочный сок, приготовленный для пищеварения, теряет тогда должную концентрацию...

Пей мало во время еды и то лишь тогда, когда почувст­вуешь жажду! Ты можешь влить в желудок известное ко­личество жидкости только после того, как пищеварение по­двинется уже настолько вперед, что содержимое желудка будет представлять густую кашицу. Это даже полезно, так как пищеварение требует некоторого разжижения "пище­вой кашицы" (доктор Виль). Питательные вещества имеют значение лишь в растворенном состоянии, а лучшим рас­творителем является вода. Испытываемая тобою жажда определит сама, сколько воды ты должен выпить. Если ты во время еды или вскоре после нее будешь пить, не имея жажды, то твой желудок будет неестественно растянут, а желудочный сок разжижится настолько, что не будет в со­стоянии проявить достаточно пищеварительной силы...

Далеко не безразлично, сколько ты съешь во время приема пищи... Если ты съешь или выпьешь слишком много, то ты повредишь своему желудку и всему организму. Переутом­ляя свой организм пищеварительной работой, ты уменьша­ешь как умственную, так и физическую свою производитель­ность. Итак, никогда не ешь больше, чем необходимо для утоления голода и для поддержания твоего организма до следующего приема пищи. Прекращай еду в тот момент, когда пища начнет тебе казаться особенно вкусной 34 Боль­ные желудком должны себе поставить за правило — никогда не есть до полного насыщения. Большие количества пищи отягощают желудок и кишки... Поэтому никогда не сожалей о том, что раз-другой тебе пришлось поесть лишь в очень умеренном количестве. Если ты съешь "слишком мало", то такую ошибку легко поправить, но за "слишком много" тебе придется расплачиваться всякого рода неприятными по­следствиями. Если же, дорогой читатель, ты уже привык есть слишком много, то начинай медленно и постепенно уменьшать количество принимаемой пищи...

Приемом пищи ты должен утолить голод, но ни в коем случае не уничтожать аппетита 35

— Как так? спросишь ты. — Разве голод и аппетит не одно и то же?

— Нет! Голод и аппетит — два совершенно различных понятия.

-28-

Аппетит есть раздражение нёба и возникает благодаря желанию попробовать кушанье или напиток ради вкусово­го ощущения. Здоровый36 человек всегда имеет аппетит, даже и тогда, когда не ощущает голода, но, само собою ра­зумеется, пока он не почувствует голода, он, в согласии с законами природы, не должен есть только ради того, что у него есть аппетит.

Голод, наоборот, есть состояние раздражения желудка, возникающее вследствие сокращения стенок последнего. У некоторых людей сокращение это (судорожное движение) представляется слабым, и у них голод обыкновенно бывает не силен; у других же сокращение бывает сильнее, и такие лица испытывают уже сильнейшее чувство голода ("сосет под ложечкой").

Итак, заметь себе, дорогой читатель, надо утолять го­лод, но не уничтожать аппетита. Аппетит будет всегда на­лицо, если ты только будешь соблюдать важное правило — переставать есть в тот момент, когда пища будет казаться особенно вкусной. Если ты не будешь поступать так, то и аппетит будет исчезать с окончанием еды, а это будет лучшим доказательством того, что ты съел больше, чем нужно»37.

Так наука вплотную подходит к воздержанию и постам монахов. Но приведу и еще более разительный пример, в котором все названо своими именами.

«Мы все едим слишком много! — восклицает один французский врач в популярной гигиенической брошюрке и продолжает далее: — Возьмите пример с траппистов. С 14 сентября до шестой субботы поста они едят только один раз в сутки. Эта единственная трапеза назначена в 2 с по­ловиной часа пополудни, то есть через 12 часов после пробуждения от сна (они встают в 2 с половиной часа по­полуночи). Эти 12 часов заняты молитвой и рукоделием. При таком образе жизни трапписты чувствуют себя пре­восходно: расстройства пищеварения и другие болезнен­ные явления наблюдаются у них крайне редко. Пища траппистов состоит из хлеба, картофеля, нежирного супа, блюда зелени или кореньев, отваренных в воде. Мясо, рыба и яйца здоровым запрещены, оливковое или иное масло разрешается только для салата. Обычный напиток составляет яблочное вино (1/2 литра). Трапеза заканчи­вается сырыми или вареными плодами. И такой пищевой

-29-

режим очень далек от того, чтобы сокращать жизнь, наобо­рот, он приносит здоровье и долголетие, в особенности в соединении с подвижным образом жизни монахов этого ордена и чистым воздухом, которым они пользуются. По­дагра неизвестна в монастыре траппистов; в течение 28 лет монастырский врач не мог констатировать ни единого слу­чая удара, водянки, судорог, каменной болезни или рака. Даже ужаснейшие эпидемии, опустошавшие всю страну, не переступали порога монастыря. С этим описанием поста и состояния здоровья французских траппистов вполне схо­дятся сообщения о здоровье траппистов в Эльзасе, Бельгии, Боснии и Южной Африке, так как ни один путешественник или посетитель не мог не заинтересоваться их образом жиз­ни и его последствиями. Трапписты рассказывают, что сплошь и рядом слабые и болезненные лица, поступившие в их монастырь, становились впоследствии сильными и здоровыми братьями ордена.

С другой стороны, всякий опытный врач может удосто­верить, что значительное число болезней происходит от чревоугодия. Знаменитый проповедник Bourdaloue поль­зовался великолепным здоровьем до глубочайшей старо­сти. Врач спросил его, какой образ жизни он ведет.

— Я ем лишь раз в сутки, — был ответ.

— Не говорите только этого никому, — сказал шутя врач, — а то мы лишимся совсем заработка».

«Не снабжай кушанья никакими острыми приправами, а для улучшения вкуса и увеличения питательности при­бавляй сахара и соли (последней бери немного!)38.

...Разжевывай пищу медленно и хорошо. 39 Многие расст­ройства пищеварения зависят от неправильного способа еды: недостаточное разжевывание пищи, малое смачивание ее слюной, слишком поспешное глотание — все это, к сожа­лению, случается на каждом шагу. "Хорошо разжевано — наполовину сварено", — говорит известная пословица. Не­достаточное разжевывание не только возлагает на желудок двойную работу, но еще необычайно затрудняет растворе­ние пищи желудочным соком. Грубые куски сильно раз­дражают стенки желудка. Многие люди, потерявшие зубы и лишенные возможности жевать остатками зубов, стали хорошо жевать лишь после того, как вставили себе искусст­венные зубы, и этим путем избавились от желудочных страданий, на которые они раньше жаловались. Слюна

-30-

обильно выделяется при разжевывании пищи и смешива­ется с нею, что и является первым шагом к превращению пищи в материал, годный для усвоения организмом. Так, например, крахмал хлеба превращается слюной в сахар и декстрин. Без примеси слюны пища попадает в желудок не подготовленной для переваривания и является излишней тяжестью для желудка. Вследствие этого супы, каши и во­обще мягкие кушанья часто бывают трудно переваримы, так как их обыкновенно сразу проглатывают, не перемеши­вая со слюной. Ввиду этого, употребляя жидкую или кашицеобразную пищу, надо одновременно жевать и хлеб; еще лучше придерживаться таких пищевых средств, которые по своей консистенции требуют разжевывания и смешения со слюной, чтобы попасть в желудок, не вызывая в нем расст­ройства.

Никогда не пей и не ешь ничего слишком холодного и слишком горячего! Это очень важный диетический закон... Горячие супы, кофе, чай и проч. приносят желудку такой же вред, как и ледяная вода, холодное пиво и т. п., в осо­бенности при глотании большими глотками; при этом безразлично, разгорячено ли тело или нет. В результате получаются катары желудка; желудочные спазмы и даже обмороки после потребления таких "противоестествен­ных" вкусовых средств представляют явление обыден­ное... Но и внезапный переход от горячего к холодному равным образом вредит как зубам, так и слизистым обо­лочкам рта, пищевода и желудка. Поэтому после горячего супа никогда не пей ни единого глотка холодной воды или пива. Избегай также мороженого, которым в жаркие дни так охотно лакомятся для "прохлаждения".

...После еды воздерживайся также от всяких напрягаю­щих телесных движений и от всякой умственной работы. Лучше всего лечь немного вздремнуть после обеда. "У здо­рового человека глаза сами слипаются после обеда, — пи­шет доктор Виль, — и если ты взглянешь на домашних жи­вотных, то ты увидишь то же самое". Однако спать после обеда больше часа не следует, иначе, вместо свежести и бо­дрости, ты будешь чувствовать усталость и будешь дурно настроен. Напротив, страдающим желудком не всегда мож­но рекомендовать спать после обеда, так как после такого сна, если вообще он наступает, они всегда чувствуют себя по пробуждении расстроенными и в сквернейшем располо-

-31-

жении духа. Такие больные должны следовать старинной поговорке, гласящей: "После еды надо стоять или пройти тысячу шагов". С другой стороны, весьма важно не ложить­ся спать тотчас после ужина. Надо подождать 2-3 часа и только тогда идти спать...

Как мы должны одеваться?

...Первое и главнейшее требование гигиены по отноше­нию к одежде состоит в том, что верхняя и нижняя одежда должна быть пористой, то есть легко проницаемой.

...Мы дышим при посредстве кожи, как и при посредст­ве легких, хотя, правда, это кожное дыхание ускользает от нашего субъективного ощущения... Достаточно известно, что через кожу выделяются ядовитые продукты разложе­ния (стоит лишь вспомнить о зловонных потовых отделе­ниях некоторых людей, о сильном и тяжелом запахе под мышками, о зловонной потливости ног и т. п.); с другой стороны, вполне доказано на опыте, что продукты выделе­ния человеческого тела вообще действуют, как яд, если они будут задержаны в организме и начнут в нем скопляться и отлагаться. Таким образом, задержание деятельности кожи весьма опасно для человека и может повести к самым тяже­лым последствиям.

Итак, одежда должна быть легко проницаемой, чтобы не затруднять кожного дыхания, чтобы не преграждать досту­па воздуха к поверхности кожи и давать свободный выход выделяющимся и собирающимся выделиться через кожу уже использованным веществам.

...Одежда должна быть не слишком узка, но и не слиш­ком широка... Узкое платье стесняет движение, вызывает неправильности кровообращения и иные болезненные явления, задерживает обмен веществ и испарение с по­верхности кожи40.

...Весьма важно поговорить еще о головном уборе и об обуви....То обстоятельство, что женщины лысеют гораздо реже, несомненно зависит от их более гигиеничного голо­вного убора; он не только легче, воздушнее и проницаемее мужского, но, кроме того, покоится только на прическе, так что между кожей головы и шляпой всегда происходит бес­препятственное передвижение воздуха... Конечно, лучше всего было бы вовсе не покрывать головы, но против этого.

-32-

восстают люди, обычай, а во многих случаях и погода. По­этому, прежде всего, надо рекомендовать мужчинам носить легкопроницаемые шляпы... Их следует делать без под­кладки и снабжать несколькими дырочками по бокам и сверху. Кожаной подшивки у основания шляпы безус­ловно не следует делать41: она препятствует правильному испарению... Нельзя также рекомендовать войлочных, суконных и меховых шапок даже в сильные морозы. Они слишком греют голову и нередко вызывают на ней испа­рину. При таких условиях легко простудить голову при снимании шляпы, так как внезапно может произойти ох­лаждение кожи... Следует, насколько возможно, больше ходить с открытой головой или постепенно приучаться к этому. Воздух и свет окажут лишь благотворное влияние на кожу головы и на рост волос.

Говоря об одежде для ног, следует иметь в виду как сапоги, так и чулки. И те, и другие для удовлетворения требованиям гигиены должны быть легко проницаемы­ми... Это необходимо, во-первых, чтобы избежать "хо­лодных ног", что происходит от оттока крови из них, а во-вторых, потому, что ноги вообще играют чрезвычай­но важную роль в деле распределения крови по всему организму...

Самая лучшая обувь, однако, это — отсутствие обуви. Иначе говоря, нужно ходить босиком... Даже и в зимнее время оно не только не вредит, но, наоборот, приносит пользу...

Как мы должны спать?

...Гигиена требует от постели того же, чего и от одежды: постель должна быть проницаемой.

...Как известно, перья сильно греют, и потому в такой постели перегревается все тело. Человек самой природой предназначен для жизни в чистом воздухе, богатом кис­лородом, теперь же, благодаря нерациональной одежде и постели, он является существом, наиболее удаленным от своего жизненного элемента, и днем и ночью тело его пребывает в миазматической атмосфере собственных ис­парений...

Родители и воспитатели должны помнить, что столь ча­сто наблюдаемые "тайные пороки" у детей обоего пола в

-33-

значительной степени зависят от спанья на перинах или под перинами, от разгорячающего действия пуховиков, ко­торые во время сна создают своего рода тропический кли­мат и по физиологическим законам42 вызывают конгестии, то есть приливы крови к половым частям, а вместе с тем и преждевременное появление половой зрелости.

Половые излишества лиц, состоящих в браке; равным образом в большинстве случаев зависят от горячащего влияния пуховиков

"Подушки, набитые перьями, безусловно следует : изгнать из употребления, — говорит Фалькенгорст в своей книге "Gesunde und praktische Wohnung".—Не парадок­сально ли (противно разуму), что человек в течение дня не задумывается подвергать свою голову, которая всегда должна быть прохладной, действию воздуха, солнца и непогоды, а ночью зарывает ее в пуховые подушки, ока­зывающие на нее горячащее действие. С другой стороны, спящему приносит большой вред еще то, что обильно выделяемая им углекислота не в состоянии улетучиваться вполне из глубоко вдавленной подушки, а уже 1 % уг­лекислоты делает воздух негодным для дыхания. Проф. доктор Леманн в Вюрцбурге, производивший исследования у постели спящего, находил в углублениях пуховых подушек до 7% углекислоты!" Итак, последний из упомянутых фактов нам прекрасно объясняет, как возникают легочные болезни, малокровие, анемия, нервная слабость и прочие страдания. Человек не умирает теперь естественной смертью — он отравляет себя! "Зарывание головы в пуховые подушки, покрывание их кисеею, устройство пологов, все это средства для само-

отравления и источники разнообразнейших болезней и не­домоганий, и, к сожалению, на них вовсе не обращают внимания, а если и обращают, то слишком поздно" (доктор Гартман-Гиггер

...Как же должна быть устроена нормальная постель, от­вечающая всем требованиям гигиены? Во первых, если ты для блага здоровья хочешь преобра-зовать постель, расстанься со своими перинами и пухови­ками! Если твое матерйальное положение вынуждает тебя быть очень расчетливым в расходах, то воз




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.174 сек.