КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Судебная бухгалтерия. Общая часть 13 страница
период возрастает отвлечение средств предприятия в дебиторскую задолженность и какое именно юридическое или физическое лицо имеет наибольший по размеру и периоду времени долг перед данной коммерческой организацией. Установив эти сведения, необходимо изучить договоры гражданско-правового характера с данным юридическим или физическим лицом с точки зрения их хозяйственной целесообразности. Серьезную информацию для организации оперативно-следственных мероприятий даст и знание наименования и координат дебитора. Это позволит выявить конкретные организации, дебиторская задолженность которых просрочена. В дальнейшем будут необходимы оперативно-следствен ные действия для выяснения признаков наличия умысла в создании просроченной дебиторской задолженности выявленных путем анализа организаций. В том случае, если для сокрытия следов преступления будут уничтожены бухгалтерские балансы, то их копии можно обнаружить в районной налоговой инспекции по месту регистрации данного предприятия. При сокрытии или уничтожении регистров бухгалтерского учета и бухгалтерских балансов (в том случае, если последние в налоговую инспекцию не представлялись) признаки следов преступления можно обнаружить в документах данного предприятия, остающихся в банке. Для этого необходимо проанализировать по первым экземплярам платежных документов остающихся в обслуживающем данное предприятие банке – от кого за последний период данное предприятие получало деньги и за что; а также кому перечисляло деньги и за что. Такой анализ, возможно, даст информацию для последующего поиска доказательств преступления. Признаки следов преступления могут быть обнаружены и при анализе договоров гражданско-правового характера, например, об участии в качестве учредителя в каком-либо предприятии, совместной деятельности, аренде и других. Согласно части второй ст. 195 УК РФ преступлением считается «Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов руководителем или собственником организации-должника или индивидуальным предпринимателем, знающим о своей фактической несостоятельности (банкротстве), заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб». В этом случае признаки следов преступления также найдут отражение в данных бухгалтерского учета. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса РФ при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований определена следующая очередность платежей: – в первую очередь списываются суммы по исполнительным документам о возмещении вреда жизни и здоровью и о взыскании али ментов; – во вторую очередь списываются суммы по исполнительным документам о выплате выходных пособий и оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору, вознаграждений по авторскому договору; – в третью очередь списываются суммы на оплату труда лиц, Ра ботающих по трудовому договору (контракту), и в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд медицинского страхования РФ; – в четвертую очередь списываются платежи в бюджет и внебюджетные фонды (кроме предусмотренных в третьей очереди); – в пятую очередь списываются суммы по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других требований; – в шестую очередь списываются другие суммы в порядке календарной очередности. Для выявления признаков преступления необходимо: – проанализировать финансовое состояние предприятия с целью определения уровня платежеспособности, т.е. действительно ли данное предприятие является банкротом; – проанализировать динамику дебиторской и кредиторской задолженности; – исходя из результатов анализа, сделать хронологический анализ движения средств по счетам в банках. При хронологическом анализе движения средств по счетам в банках необходимо смотреть, соблюдалась ли очередность, определенная ст. 855 Гражданского кодекса РФ. § 3. Анализ ликвидности баланса Под ликвидностью баланса понимается способность покрытия активами предприятия его обязательств, отраженных в пассиве баланса. Понятие ликвидности обычно используется для оценки кредито способности предприятия. Считается, что чем меньше времени необходимо для того, чтобы определенный актив можно было перевести в денежную форму, тем выше ликвидность данного актива. Таким образом, анализ ликвидности баланса сводится к сопоставлению средств в активе баланса, как правило, сгруппированных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами предприятия, отраженными в пассиве баланса и сгруппированными, как правило, в порядке возрастания сроков их оплаты. На основании изложенного можно сделать вывод, что наиболее ликвидными активами являются денежные средства и ценные бумаги. Последние можно за сравнительно короткий срок продать и превратить в деньги. Следующими по степени ликвидности идут так называемые быстрореализуемые активы. К ним относится всевозможная дебиторская задолженность, показанная в разделе 2 актива баланса. Далее следуют медленно реализуемые активы. Это запасы и затраты, из раздела 2 актива баланса. И, наконец, следуют труднореализуемые активы, к которым относятся активы, показанные в разделе 1 баланса. Обязательства предприятия, как было отмечено выше, показаны в пассиве предприятия. Для оценки ликвидности баланса, обязательства также группируют. В основу группировки положена срочность погашения обязательств. По этому признаку различают: – наиболее срочные обязательства – ссуды, не погашенная в срок кредиторская задолженность; – краткосрочные пассивы – это краткосрочные кредиты банков и краткосрочные займы; – долгосрочные пассивы – к ним относятся долгосрочные кредиты банков и долгосрочные займы; – постоянные пассивы – это статьи раздела 4 пассива баланса. Платежный баланс предприятия № п/п Актив На начало периода На конец периода № п/п Пассив На начало периода На конец периода 1 Наиболее ликвидные активы 400 200 1 Наиболее срочные обязательства 300 1000 2 Быстрореализуемые активы 200 100 2 Краткосрочные пассивы 200 400 3 Медленно- реализуемые активы 800 300 3 Долгосрочные пассивы 900 100 4 Трудно- реализуемые активы 6000 7000 4 Постоянные пассивы 6000 6100 Баланс 7400 7600 Баланс 7400 7600 Анализ платежного баланса показывает, что сумма наиболее ликвидных активов на конец отчетного периода снизилась на 200 тыс. руб., сумма быстрореализуемых активов снизилась на 100 тыс. руб.; сумма медленно реализуемых активов снизилась на 500 тыс. руб. Вместе с тем сумма труднореализуемых активов возросла на 1000 руб. При снижении суммы активов, ликвидность которых относительно высока, происходит рост наиболее срочных обязательств на 700 тыс. руб. и краткосрочных пассивов на 200 тыс. руб. Сумма долгосрочных пассивов снизилась на 800 тыс. руб., а сумма постоянных пассивов возросла на 100 тыс. руб. В целом эти данные могут свидетельствовать о снижении ликвидности баланса исследуемой организации. Так, при совершении преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 176 УК РФ «Незаконное получение кредита», могут проявляться различные признаки следов преступления. Если преступлением считается получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита, либо льготных условий кредитования путем предоставления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб, могут возникнуть следующие признаки следов преступления: несоответствие данных финансовой отчетности предоставленной банку данным финансовой отчетности за этот же отчетный период, имеющейся на предприятии, а также представленной в государственную налоговую инспекцию. Это может быть сделано в целях приукрашивания показателей, характеризующих финансовое состояние организации и позволяющих судить о степени ее платежеспособности. В этих целях могут умышленно искажаться в сторону завышения какие-либо из статей баланса, характеризующие размеры производственных запасов, готовой продукции, товаров, средств в дебиторской задолженности, денежных средств и другие, относящиеся к запасам и затратам, денежным средствам, расчетам и прочим активам, которые при необходимости могут быть направлены на погашение задолжен ности по кредиту. Вместе с тем могут быть занижены данные по каким-либо из таких статей баланса, как краткосрочные кредиты банков, краткосрочные займы и некоторые другие, связанные с выплатой кредиторской задолженности каким-либо юридическим и физическим лицам. При совершении преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 182 УК РФ «Заведомо ложная реклама», то есть использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, признаки следов преступления также могут отразиться в экономической информации. Состав информации, в которой отражаются признаки следов преступления, зависит от того, какая деятельность предприятия освещалась в заведомо ложной рекламе. Так, если в рекламе обещались высокие дивиденды на вложенные средства, то признаки ложности такой рекламы можно обнаружить при анализе финансового состояния предприятия. Исходные данные для такого анализа имеются в финансовой отчетности предприятия и бухгалтерских записях по счетам учета объектов, влияющих на финансовое состояние предприятия. Например, из бухгалтерских балансов можно получить сведения о прибыльности предприятия в динамике, о росте или снижении обязательств к выплате и к получению, наличии денежных средств и других высоколиквидных активов (ценные бумаги, краткосрочная дебиторская задолженность), наличии другого имущества, которым предприятие может отвечать по своим обязательствам в случае банкротства. Если в результате финансового анализа будет установлено неудовлетворительное финансовое состояние предприятия, то это может быть признаком ложности рекламы по поводу обещания высоких дивидендов на вложенный капитал. Следует отметить, что отчетность предприятий, привлекающих средства юридических и физических лиц, обычно подвергается аудиторской проверке. Поэтому отсутствие заключения аудитора в том случае, когда отчетность подлежит обязательному аудиту, может свидетельствовать об умысле скрыть истинное финансовое состояние предприятия от потенциальных инвесторов. Если же аудитором подтверждена недостоверная отчетность, то возникает вопрос об ответственности аудитора с учетом последствий пользования такой отчетностью при принятии решений об инвестировании средств. При совершении преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 185 УК РФ «Злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии)», то есть внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, а равно утверждение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, или утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, признаки преступления, отражаемые в экономической информации, схожи с признаками, проявляемыми при совершении преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 176 ч. 1 УК РФ «Незаконное получение кредита». Это не случайно, поскольку в обоих случаях ставится цель – привлечение денежных средств, но в одном случае за счет кредита банка, а в другом – за счет привлечения средств населения или юридических лиц. Таким образом, развитие рыночной экономики в нашей стране, несовершенное законодательство могут повлиять на возникновение большого разнообразия способов экономических преступлений и соответственно выработка методов выявления и борьбы с экономическими преступлениями. Контрольные вопросы 1. Как необходимо проводить анализ балансовой прибыли и себестоимости? 2. Что такое финансовая устойчивость организации? 3. Как влияет анализ ликвидности баланса предприятия на выявление преступлений на финансовом рынке? Глава 11 Документальная ревизия и особенности ее проведения по инициативе правоохранительных органов § 1. Документальная ревизия: понятие и виды Наиболее эффективной и распространенной с позиций правоохранительной практики является такая форма документального и последующего контроля, как документальная ревизия. Значительное число преступлений, связанных с хищениями государственного, общественного и другого имущества, а также должностных и хозяйственных преступлений выявляется ведомственными документальными ревизиями. По данным Э.Д. Курановой, по материалам ведомственных ревизий возбуждается примерно 50% уголовных дел о хищениях имущества в крупных и особо крупных размерах. Каждое третье уголовное дело подвергается ревизии по требованию правоохранительных органов. Материалы документальной ревизии не предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством как особый вид источников доказательств, но они являются документами и потому – одним из источников доказательств, о которых сказано в ст. 74 УПК РФ. Документальная ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление. При проведении ревизии приемы документальной проверки име ют преобладающее значение, а во многих случаях они дополняются методами экономико-правового анализа и методами фактического контроля. Документальная ревизия может быть классифицирована по многим критериям. Например, по основаниям назначения они могут быть двух видов: плановые и внеплановые ревизии. Плановыми являются ревизии, проводимые согласно заранее разработанному плану (графику) ревизионной работы, который составляется в ноябре-декабре предыдущего года и служит основанием для их проведения. В планах и графиках указываются время, сроки проведения ревизий по предприятиям и лица, их осуществляющие. План (график) утверждается руководителем ревизующей организации и оглашению не подлежит. Плановая документальная ревизия проводится во всех предприятиях и организациях не менее одного раза в год. Внеплановые документальные ревизии назначаются также руководителем ревизующей организации, но при получении им информации о каких-либо нарушениях финансово-хозяйственной деятельности или по требованию правоохранительных органов. Такие ревизии могут также проводиться при смене материально ответственных лиц. По полноте охвата ревизуемого материала ревизии могут быть полными и неполными (частичными). Полными являются такие ревизии, которые охватывают всю финансово-хозяйственную деятельность ревизуемого подразделения за определенный период времени. Частичными (неполными) считаются ревизии, охватывающие одну или несколько сторон финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого подразделения за конкретный учетный период, например, ревизия производства, сбыта, МТС или ревизия сохранности и правильности использования сырья, материалов, подотчетных сумм и т.д. По методу проведения документальные ревизии подразделяются на сплошные, выборочные и комбинированные. Сплошной документальной ревизией проверяются все учетно-бухгалтерские документы, в которых прямо или косвенно отражены все проверяемые процессы финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Выборочной документальной ревизией проверяются не все учетно-бухгалтерские документы, а только наиболее важные из них, в которых отражены те или иные факты финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой хозяйственной единицы (на выборку). При комбинированных документальных ревизиях часть документов проверяется сплошным методом, а часть – выборочным. Так, при полной ревизии отдельные направления деятельности предприятия проверяются ревизорами выборочно, а некоторые (например, кассовые операции) сплошным методом. В зависимости от того, какие контролирующие органы проводят документальную ревизию, она может быть ведомственной или вне ведомственной. Ведомственной является ревизия, проводимая в подведомственных предприятиях и организациях ревизионным аппаратом вышестоящей организации (ревизорами своего ведомства). Вневедомственная ревизия проводится контрольно-ревизионным аппаратом органов территориального государственного контроля, например, контрольно-ревизионным управлением (КРУ) Министерства финансов РФ. По повторяемости контрольных действий различают ревизии: первичные, повторные и дополнительные. Первичная ревизия – это ревизия, осуществляемая по первоначальному постановлению (запросу) компетентного органа и при этом учетно-бухгалтерская документация проверяется ревизором впервые. Повторная ревизия назначается при обоснованной необходимости проверки выводов первичной ревизии. Дополнительная ревизия проводится в тех случаях, когда необходимо расширить или дополнить выводы предшедствующей ревизии (первичной или повторной) либо исследовать дополнительные обстоятельства, которые ранее не проверялись. По составу ревизионной группы ревизии подразделяются на бухгалтерские и комплексные. Бухгалтерские ревизии – это ревизии, проводимые лишь специалистами в области бухгалтерского учета и контроля (бухгалтерами-ревизорами). Комплексные ревизии – это ревизии, проводимые группой ревизоров, в которую входят специалисты разных областей знаний, например, бухгалтеры-ревизоры, технологи, товароведы, экономисты, строители, финансисты и т.д. § 2. Основные цели и задачи документальной ревизии. Требования, предъявляемые к ее проведению Основным документом, определяющим и регламентирующим организацию и проведение документальной ревизии, является Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизион ными органами Министерства финансов Российской Федерации. В ней отражены задачи, порядок организации и проведения документальной ревизии; требования, предъявляемые к ней; права, обязанности и ответственность ревизоров и др. Цель ревизии или проверки состоит в осуществлении контроля за соблюдением законодательства РФ при проведении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основными задачами документальной ревизии являются: – соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам; – обоснованность расчетов сметных назначений; – исполнение смет расходов; – исполнение бюджетных средств по целевому назначению; – обеспечение сохранности денежных и материальных ценностей; – обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств; – соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; – обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций; – полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; – операции с основными средствами и нематериальными активами; – операции, связанные с инвестициями; – расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами; – обоснованность производственных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера; – формирование финансовых результатов и их распределение. Документальная ревизия позволяет выявлять неиспользованные резервы и непроизводительные затраты и потери, а также устанавливать положительный опыт по осуществлению хозяйственного и коммерческого расчета и режима экономии. В этом смысле она может рассматриваться одновременно и как средство управления экономикой, и как экономический метод общей профилактики преступлений. К документальной ревизии предъявляются следующие основные требования: – требование внезапности. Основная цель внезапности документальной ревизии – получить истинную информацию; – требование гласности, которое заключается в гласном ее проведении (объявление о проведении ревизии, время приема лиц ревизором, сообщение результатов ревизии и т.п.); – требование объективности, то есть проверка без всякого предвзятого мнения, отражение действительности и т.д.; – требование непрерывности, которое выражается в том, что каждая последующая ревизия должна начинаться с документов предыдущей ревизии и вестись непрерывно до проверки всех операций, указанных в задании; – требование документальной обоснованности, то есть результаты ревизии должны оформляться соответствующими документами (актом документальной ревизии, протоколом ревизионной комиссии и др.). § 3. Этапы проведения документальной ревизии, приемы фактического контроля, используемые при ревизии Эффективность и качество ревизии в значительной мере зависит от подготовки к ревизии; организации проверочных действий; рационального сочетания приемов, методов и техники контрольно-ревизионных мероприятий; оформления результатов ревизии; реализации материалов ревизии; контроля за выполнением принятых решений. Весь процесс документальной ревизии может быть разделен на четыре основные этапа. Первый этап – подготовка к проведению ревизии, совпадает с изданием приказа о назначении ревизии, в котором определяется состав ревизионной группы (комиссии) и сроки проведения ревизии. На этом этапе ревизоры знакомятся с предыдущими актами документальных ревизий, материалами отчетности и на их основе составляют программу (план) предстоящей ревизии, которую утверждает руководитель ревизующей организации. План ревизии включает: тему, период, перечень основных объектов. На этом этапе ревизоры обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации. Ревизоры могут снимать копии отчетных документов, которые берут с собой для использования их в процессе ревизии. Второй этап – это неотложные ревизионные действия, при которых ревизоры (ревизор) представляют свои документы руководителю ревизуемой организации – удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, решать организационно-технические вопросы проведения ревизии. Из тактических соображений (соблюдения требования внезапности), когда ревизия проводится по инициативе правоохранительных органов, целесообразно опечатывать кассы, сейфы, а также места хранения материальных ценностей, документов и ценных бумаг. К неотложным действиям следует отнести и снятие денежных остатков в кассе предприятия с последующим оформлением промежуточного акта или акта проверки денежной наличности кассы. Кассиры при этом составляют кассовые отчеты за учетный период, предшествующий ревизии. Руководитель ревизуемой организации обязан создать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы ревизии – предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п. В случае отказа работниками ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению ревизии, руководитель ревизионной группы, а в необходимых случаях руководитель КРО сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия. Третий этап – проведение документальной ревизии. Данный этап можно подразделить на две стадии: общего и детального исследования. В стадии общего исследования ревизор знакомится со сводной документацией, журналами-ордерами, производственными отчетами и другими учетными регистрами с целью выявления сомнительных операций и документов, требующих детального исследования. Именно на этой стадии ревизоры должны использовать возможности экономического и экономико-правового анализа. На стадии детального исследования проверка хозяйственных операций осуществляется по первичным учетно-бухгалтерским документам. Ревизор исходя из плана ревизии определяет необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора сведений и доказательств. Четвертый этап – составление акта документальной ревизии, в котором излагаются результаты ревизии, а также приложений к нему. Методика документальной ревизии в основном определяется возможностями бухгалтерского и документального анализа, рассмотренными в предыдущих главах. Вместе с тем в практике ревизий встречаются ситуации, когда нарушение установленных правил документооборота, запущенность и неправильная постановка учета, отсутствие надлежащего контроля за материально ответственными лицами и тому подобные обстоятельства приводят к недостаточно четкому отражению совершенных операций. Это затрудняет выявление хищений по данным бухгалтерского учета. Наряду с приемами исследования данных учета (формальная проверка документа, нормативная проверка документа, логическая проверка документа, арифметическая проверка документа, встречная проверка документов, взаимный контроль документов, метод восстановления учетных записей по документам, хронологический анализ операций по документам, сравнительный анализ документов, метод контрольного сличения остатков, метод обратной калькуляции и др.) используется комплекс приемов фактического контроля хозяйственных операций. В данный комплекс входят следующие важнейшие приемы: – проверка наличия материальных ценностей, поступивших на предприятие по сомнительным документам. Например, действительность возврата партии определенного вида товара из магазина (цеха) на склад может быть проверена ревизором путем выборочной инвентаризации на складе. Выбор объекта инвентаризации в таких случаях определяется содержанием проверяемого документа; – проверка состояния средств хозяйства, упомянутых в содержании документа. Например, фиктивность хозяйственных операций может быть установлена путем осмотра конкретных объектов. Так, подложность наряда на выполнение работ по оштукатуриванию фасада с привлечением в необходимых случаях для консультаций специалиста-строителя. В торговых предприятиях для проверки многих хозяйственных операций требуется проводить тщательный осмотр маркировки, товарных знаков и других отличительных признаков конкретных товаров. Полученные при осмотре данные сопоставляются затем с содержанием бухгалтерских документов. Осмотр рекомендуется проводить и в процессе инвентаризации в целях выявления неучтенных товаров. Осмотр материальных объектов применяют и при осуществлении текущего контроля хозяйственных операций. Например, ревизоры могут сверить фактически поступившую партию груза с содержанием накладной в момент транспортировки или поступления товара на предприятие. Осмотр применяется, и для выявления фактов обмана покупателей (получателей), завышения цен на реализованные товары; – сопоставление документальных данных с результатами специально организованных контрольных операций (выпуск контрольной партии продукции, контрольный запуск сырья в производство, контрольный замер, контрольная закупка и т.д.). Например, в результате контрольного выпуска партии продукции одного предприятия выяс нилось, что нормы выхода продукции из основного сырья занижены на 0,8%, в результате этого было похищено продукции на 10 млн. рублей; – получение письменных объяснений от лиц, подписавших проверяемый документ, например, получателей денег, сдатчиков заготовленного сырья и т.п., либо принимавших непосредственное участие в совершении хозяйственных операций (рабочих, грузчиков, поваров, экспедиторов и других). Так, специфическими формами данного метода являются опросы сдатчиков сельскохозяйственного сырья, применяемые для проверки сомнительных закупочных документов – актов, ведомостей (подворный обход), а также опросы заказчиков, проводимые при выявлении подложных квитанций в предприятиях бытового обслуживания населения. Важнейшим приемом фактического контроля является инвентаризация (см. главу «Инвентаризация»); – лабораторный анализ (экспертная оценка) качества сырья, материалов или товаров. Экспертная оценка требуется также для проверки правильности указанных в учетных записях наименований и сортов товарно-материальных ценностей, объемов выполненных капитальных работ и т.п. Лабораторные анализы проводятся в специальных государственных лабораториях компетентными экспертами (специалистами); – проверка в натуре ревизуемых операций, например, отгрузки продукции, а также осмотр ревизором мест хранения денежных, товарно-материальных и основных средств. Например, взятие ревизором пробы пищи в предприятии общественного питания. При этом в число посторонних лиц могут привлекаться ревизором товаровед-пищевик, официант, заведующий предприятием и другие. В необходимых случаях пища, взятая для пробы, направляется в лабораторию для исследования (кулинарная экспертиза). При обмане покупателей в торговом предприятии ревизор может произвести контрольную закупку товара в присутствии двух посторонних лиц. Контрольной закупкой определяется обвес и обсчет, о чем составляется акт, который подписывается всеми ее участниками (в т.ч. продавцом и заведующим торговым предприятием).
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |