Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противоестественные пороки (рукоблудие, женолюбство, мужеложство, скотоложство)




Пишущий об этих вещах попадает, как го­ворит св. Иоанн Златоуст1, в положение очень затруднительное, даже невозможное: «Выразившись благопристойно, нельзя тронуть слушателя; а чтобы сильнее пора­зить его, надлежит представить дело яснее во всей его наготе».

Я буду здесь говорить лишь о тех видах и формах противоестественного разврата, о которых говорит само Священное Писание2, обо всем же ос­тальном умолчу по заповеди (Еф. 5, 3, 12). Но совсем мол­чать тоже нельзя, когда не молчат Сам Бог и Его уста — про­роки и апостолы. Наступило такое время, подобно самым мрачным и беспросветным эпохам древнего языческого ми­ра, когда стало больше порочных, чем целомудренных, когда вот и цвет общества — молодежь гибнет повально, как мухи осенью, от этих страстей, так что разглагольствовать о ка­ком-то ложном стыде, неприличии, щепетильности или опасности научить пороку незнающих не приходится. Те­перь не только «всё» каждому мальчишке и девчонке извест­но, но они сами являются часто учителями других, и даже взрослых (стоит вспомнить только детскую проституцию и предлагающих услуги семи-восьмилетних девочек).

На Писание, святых отцов и постановления Церкви я буду опираться по следующим основаниям:

1. Все мы обязаны знать и исполнять их слова как запове­ди, и если так не поступаем, то на Страшном Суде получим вечное наказание вместе с демонами в аду.

2. В них, в этих словах божественных пророков и апос­толов и Самого Христа, сказывается наш приговор за нару­шение заповедей. Как же относиться к нему безучастно?

3. Но мало только знать, что это мерзостнейший грех. Ведь если за него положено наказание, то кто будет настоль­ко безумен, чтобы не справиться, пока еще не пришла казнь, какова же его мера? Если в миру этим интересуются прежде всего и в случае ее чрезмерной суровости подают, как гово­рят, на кассацию, то тем более так следует поступать в духов­ной области. Правда, здесь нельзя заявить Богу протест, но зато можно и нужно смириться, плакать, просить и умолять Его о помиловании ради любви Его к людям. А соответствен­но с величиною греха и наказания за него мы должны сораз-

-176-

мерить и меру своего раскаяния, своих слез, своей епитимий.

4. Только у Церкви мы должны просить лекарств для уврачевания наших страстей и только этими средствами пользоваться как безвредными и совершенно исцеляющи­ми. Обращаться же, минуя Церковь, к знахарям, какие бы высокие клички они ни носили — профессоров ли, ученых, докторов медицины и так далее, христианину, особенно в настоящее время, становится прямо-таки вредным3 и во всяком случае недостаточным. Ведь дело не в том только, чтобы не совершать греха на деле, но в том, чтобы уничто­жить саму страсть и изгладить будущее за нес наказание. Сделать, конечно, это врачи не могут. Итак, нужно знать церковные средства врачевания пороков.

5. Так как больший вред терпит во всем этом все-таки душа, а не тело, то обыкновенно бывает, что по своем об­ращении от тьмы к свету покаяния она, ужасаясь сделан­ного, приходит в уныние и отчаяние. Необходимо, следо­вательно, показать примеры того, как люди, подобным же образом впадшие чрез козни диавольские в ров беззакон­ных страстей, не только выходили из него, но и получали совершенное прощение и водворялись в прежнем своем чине духовном, иногда очень высоком.

6. Наконец, знать надо и самые козни бесов, посредст­вом которых они искушают нас противоестественными страстями, и ведать, можно ли когда-либо, хотя бы мы и святости достигли, не бояться их.

Малакия, рукоблудие (онанизм, мастурбация *, хиромания, ипсация ** и прочее)

Не льстите себе... — говорит апостол, — ни сквернителе, ни малакии — μαλακοι — ..Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 9).

* Сокращенное от мануступрация: manus (лат.) — рука и stuprare (лат.) — осквернять, делать блуд.

** Этот термин в недавнее время (1921 г.) был предложен поль­ским врачом из Кракова, доктором Куркевичем. Он понравил­ся и другим врачам (Гиршфельду, Присману), так как более точно определяет существо порока, не всегда совершаемого по­средством рук. Ипсация — от латинского ipse — «сам»: автор термина хотел отметить, что такой акт совершается человеком над самим собой. (Присман М. Ипсация (онанизм) в освещении современной науки. Берлин: Врач, 1922. С. VIII.)

-177-

Вот приговор рукоблудникам. Отца же их — ветхозавет­ного Онана — Бог наказал смертью за совершение этого греха (Быт. 38,9-10). Зло было перед очами Господа то, что он делал, — говорит Библия про Онана, — и Он (Бог) умертвил его4. И в настоящее время Церковь, по правилу Иоанна Постника, назначает совершившему грех (мужчи­не и женщине одинаково) сухоядение и до 100 поклонов на день в продолжение 40 дней.

«Аще же не может сухо ясти, да удержится от причастия (имело значение, когда люди причащались если не еже­дневно, то очень часто. См.: "Основы". Отдел III. Гл. 7. § 5. Таин­ство св. причащения. — Еп. Варнава) одно лето (то есть год. — Еп. В.) и поклонов 50 на всяк день»5.

Взаимное рукоблудие наказывается вдвое, то есть восе­мьюдесятью днями сухоядения (или двумя годами отлуче­ния от Св. Тайн) и пятьюдесятью поклонами на день6. С духовных лиц взыскивается еще, конечно, строже7.

Бегайте блудодеяния, — повторяет апостол Павел (1 Кор. 6,18), — всяк бо грех, егоже аще сотворит человек, кро­ме тела есть; а блудяй во свое тело согрешает — εις το ιδιον — собственный организм расшатывает.

«Уже с давних пор половым излишествам приписывали очень серьезное значение, в смысле влияния на централь­ную нервную систему, — говорит известный психиатр про­фессор П. Ковалевский8. — Дурное влияние этого деяния тем сильнее, чем в более молодом возрасте началось зло­употребление и упорнее продолжалось упражнение. Это влияние злоупотребления отражается как на физической, так и на нравственной и умственной жизни человека. С фи­зической стороны является слабость, разбитость, истоще­ние. В характере — раздражительность, вспыльчивость, скрытность, наклонность к отчуждению и уединению, по­дозрительность и т. п. В умственном отношении — притуп­ление памяти, ограничение сообразительности и вообще умственная отсталость...

Некоторые авторы описывают случаи сумасшествия, обязанные своим происхождением онанизму и мастурба­ции. Sbitzka говорит, что мастурбаторное сумасшествие является преимущественно у мужчин между 13-20 года­ми жизни. Пациенты эти слабы, анемичны, с холодными конечностями... Очень часто у таких больных являются затылочные боли... Из психических признаков, крайне из-

-178-

менчивых, можно указать на отсутствие внимания, рассе­янность, отсутствие выдержки при какой-либо работе, ум­ственную лень и слабость, боязнь, чтобы по лицу не узнали о пороке, — вообще всякие страхи. В дальнейшем течении является: ребячество, собирание ненужных вещей, писанье глупых дневников и т. п. Иногда проявляется наклонность к самоубийству. В менее выраженных случаях является упадок и ослабление нравственности...

Draper говорит, что при онанизме появляется напряже­ние деятельности фантазии, отвращение от противополож­ного пола» и так далее.

Дрэпер совершенно верно подметил дело — диавол мо­жет довести человека до падения не иначе, как через гро­мадный наплыв блудных помыслов до полного опьянения и отуманивания ими9. Причину избегания рукоблудниками женского пола вскрывает ниже преп. Иоанн Лествичник.

«Бесы... ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело»10. И понятно — почему: «Чистота нас усвояет Богу и, сколько возможно, делает Ему подоб­ными»11.

Но ввергнуть только вообще в блуд им мало. И чем че­ловек чище хочет быть и святее, тем, наоборот, более гнус­ными страстями бывает искушаем. Таким образом «диавол все усилие, старание, ухищрение, коварство и все свои коз­ни устремляет к тому, — говорит св. Иоанн Лествичник12, — чтобы проходящие монашеское житие и подвизающиеся на сем поприще, исполненном искушений, были боримы противоестественными страстями. Посему часто, находясь в одном месте с женским полом и не будучи боримы плот­ской похотью, или помыслами, некоторые ублажают себя; а того не разумеют несчастные, что где большая пагуба, там в меньшей нет нужды».

«Думаю, что всеокаянные убийцы, — продолжает свя­той отец, — по двум причинам обыкновенно низвергают нас, бедных, в противоестественные падения: потому что мы везде имеем удобность для таких согрешений и потому что они подвергают нас большей муке. Узнал сказанное тот, кто прежде повелевал дикими ослами, а потом сам был по­руган и порабощен адскими ослами. И питавшийся неког­да хлебом небесным после лишился сего блага. Всего же удивительнее то, что и после его покаяния наставник наш

-179-

Антоний с горькой скорбью сказал: "Великий столп пал!" Но образ падения скрыл премудрый муж, ибо знал, что бы­вает телесный блуд и без участия иного тела»13.

Случай, на который ссылается св. Иоанн Лествичник, следующий.

Авва Антоний Великий услышал о некоем молодом монахе, что тот сотворил на пути такое чудо: увидев неко­торых старцев, которые путешествовали и от пути утоми­лись, он велел диким ослам подойти и на себе нести стар­цев, пока дойдут до Антония. Старцы рассказали об этом авве Антонию. А он отвечал им:

— Монах этот, как мне кажется, есть корабль, полный груза. Но не знаю, взойдет ли он в пристань.

Спустя несколько времени, авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. Ученики спросили его:

— О чем плачешь, авва?

— Сейчас пал великий столп Церкви! — отвечал им ста­рец. Это он говорил о молодом монахе. — Но пойдите сами к нему, — продолжал он, — и посмотрите, что случилось!

Ученики идут и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим сделанный грех. Увидев учеников Анто­ния, монах говорит им:

— Скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне толь­ко десять дней жизни, и я надеюсь очистить грех свой.

Но не прошло и пяти дней, как он скончался14.

Видя такую злобу и коварство врагов и зная, что никто не застрахован от падения, мы должны быть крайне осто­рожны.

«Возлегши на постель, — предупреждает преп. Иоанн в своей «Лествице»15, — мы наиболее должны бодрствовать и трезвиться, потому что тогда ум наш один без тела борет­ся с бесами; и если он бывает сластолюбив или исполнен сладострастных мечтаний, то охотно делается предателем».

Поэтому —

«Память смерти да засыпает и да восстает с тобою, и вместе с нею Иисусова молитва единопомышляемая; ибо ничто не может тебе доставить столь сильное заступление во время сна, как сии делания»16.

Вообще же в то время, когда восстают на нас бесы, окру­жив тучею скверных помыслов и влекуще на грех, «вели­кою помощью служат нам: худая одежда, пепел17, стояние

-180-

всенощное, голод, жажда, палящая язык и немногими кап­лями прохлаждаемая, пребывание при гробах18, а прежде всего смирение сердца и, если есть возможность, отец ду­ховный или усердный брат, скорый на помощь и старый разумом. Ибо я почитаю за чудо, чтобы кто-нибудь мог один сам собою спасти корабль свой от сей пучины»19.

Итак, пусть каждый хорошо помнит, что главное — в смирении и молитве. «Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутитель­ным образом получишь дарование целомудрия»20.

В заключение упомяну еще вкратце об одном молодом монахе древних времен, впавшем в грех с самим собою и чрез покаяние вчиненном со святыми отцами.

«Назад тому десять лет, — передавал преп. Иоанн, игумен Раифской пустыни, св. Иоанну, списателю «Лествицы», — я имел здесь брата весьма ревностного и такого подвиж­ника, что видя его горящего духом, трепетал и боялся за него диавольской зависти, чтобы он в быстром течении как-нибудь не преткнул о камень ногу свою, что часто бы­вает с поспешно ходящими. Так и случилось. В глубокий вечер он приходит ко мне, показывает обнаженную язву, требует пластыря, просит прижигания и изъявляет вели­кое смущение духа. Но видя, что врач хочет употребить не весьма жестокое резание (потому что он достоин был ми­лосердия), повергает себя на землю, хватается за ноги вра­ча, орошает их обильными слезами, просит заключения в Темницу21, которую ты видел. "Невозможно мне, — взывал он, — не пойти туда". Наконец он убеждает врача изменить милосердие на жестокость, что в недугующих редко и удивительно. Немедленно поспешает он к тем кающимся и делается сообщником и сострадальцем их. От любви Божией уязвленный в сердце печалью, как мечом, он в восьмой день отошел ко Господу и просил, чтобы ему не делали погребения; но я вынес его сюда и положил с от­цами, как достойного, потому что он, после семи дней рабства, в восьмой разрешился и получил свободу. Некто же [из святых] достоверно узнал, что он не прежде встал от худых и скверных ног моих, как умилостивив Бога. И не удивительно: потому что, восприяв в сердце веру еван­гельской блудницы, с таким же упованием, как и она, омочил слезами он смиренные мои ноги, а Господь сказал, что верующему все возможно (Мф. 9, 23)»22.

-181-

Женолюбство (трибадия,* (*От τριβεον — тереть (греч.))

лесбийская или сапфическая любовь,23 филогиния) 24

Разобранной выше страстью открылся ряд противоес­тественных пороков. Онанизм, такой «невинный», «скромный» порок, как думают многие, по сравнению с от­крытым блудом с женщинами, является, с евангельской точки зрения, совсем не невинным, а напротив, противоестественным, чудовищным. Что же говорить о прочих из­вращениях? — Вся хитрость и намерение бесов состоит в том, чтобы так или иначе отвратить человека от другого пола и обратить его вожделение и похоть или на самого се­бя, или на свой собственный пол (таких лиц в специальных книжках называют гомосексуалистами, уркиндами), или, наконец, на животных и на что угодно другое, лишь бы была нарушена заповедь, данная Самим Богом (Быт. 2, 24; Мф. 19, 5-6).

«Смотри, какое большое замешательство произошло с обеих сторон (в мужчинах и женщинах), — говорит св. Ио­анн Златоуст. — Люди сделались врагами себе самим и друг другу. Открыта жестокая брань в разных видах и с разных сторон — брань, которая беззаконнее всякого междоусобия; она разделена на четыре рода, которые все суетны и пре­ступны. Так, не двух и трех, но четырех родов происходила у них брань. Рассуди сам. Двоим, разумею жену и мужа, надлежало составлять одно, как сказано: будете два в плоть едину (Быт. 2, 24). А это производилось склонностью жить не поодиночке (не особо друг от друга), но взаимно сопрягались оба пола. Диавол, истребив сию склонность и дав ей иное направление, разделил между собою полы и во­преки закону Божию из одного целого сделал две части. Хотя Бог сказал: будете два в плоть едину, но диавол еди­ную разделяет на две. Вот первая брань! Опять каждая из этих двух частей начала брань, как одна с другою, так и са­ма с собою. Ибо женщины наносили [речь идет здесь о классическом, языческом, мире — Рим. 1, 26-27] поругание не только мужчинам, но и женщинам, а мужчины восстава­ли друг на друга и на женский пол, как бывает в военной суматохе ночью. Видишь ли вторую и третью брань, чет­вертую и пятую? Но вот и еще брань! Они сверх сказанно

-182-

го восстали на самую природу. Диавол видел, что самое вожделение всего более соединяет полы; посему старался разорвать сей узел, дабы не только противозаконным рас­точением семени пресечь род человеческий, но истребить, вооружив людей друг против друга»25.

Итак, вопиют к небу и привлекают на себя мщение свы­ше эти пороки потому, что идут упорно против заповеди Божией. И женолюбство направлено в сторону от природы, повелевающей женщине стремиться к мужчине, а не к жен­щине.

...Предаде их Бог в страсти безчестия, — говорит апос­тол Павел, — и жены бо их измениша естественную подобу — χρησιν (пользование, употребление) — в презестественную — παρα φυσιν (против природы, вопреки естеству) — в противоестественное употребление (Рим. 1, 26).

Гомосексуальные наклонности проявились у женщин очень рано (разумею историческую постановку и датировку вопроса); гораздо раньше, конечно, выступления на исто­рическую сцену пресловутой Сапфо. По крайней мере, из­вестное место у пророка Иезекииля (16, 17-18) свиде­тельствует об этом. צלמיזכר" цалмей захар, — «мужские изображения» из золота или серебра, о которых идет здесь речь, очень ясно намекают на извращенные склонности женщин того времени. Арабский перевод, назвавший евр. לצ прямо собственным именем «membrum virile»*, (*мужской член (лат.)) не остав­ляет в этом никакого сомнения. Что же касается до «обер­тывания» и «одевания» этих «цалмей захар» «узорчатыми платьями» (ст. 18), то это может относиться к ритуальным церемониям фаллического культа26, когда женщины дошли до такой степени безумия, что стали обоготворять своих идольчиков и совершать целое богослужение перед ними.

Но если у евреев встречались половые извращения, то тем более они встречались у финикиян, их учителей в то время. У последних они, конечно, распускались махровым цветом, ибо к этому неминуемо приводил их культ, весь пропитанный нездоровой эротикой. А финикияне были первыми «культурными» учителями греков. И вот мы ви­дим, что греческий Милет, в свою очередь, получает в древности пальму первенства за свои изобретения в этой области27. Выражаясь современным языком, Милет взял

-183-

 

патент на производство искусственных механических при­способлений для удовлетворения извращенных потребнос­тей женщин28.

Таким образом, зараза эта, уже по тем данным, которые дала нам в руки история, древнего происхождения. Воз­можно, она берет начало еще со времен Содома и Гомор-ры29. В настоящее время гнусность эта свирепствует между женщинами с неменьшей силой30.

Церковь строго взыскивает за этот порок. И если приве­сти здесь соответствующие церковные правила, то женщи­ны (имею в виду, конечно, тех, кто считает себя христианка­ми), может быть, хоть несколько устрашатся той муки в аду, которая их ожидает, если они не покаются. Вполне законно и естественно порок этот приравнять к мужеложеству; по правилу св. Василия Великого, Церковь отлучает таковых на 15 лет от таинства св. причащения, что для настоящего христианина есть предание сатане и та же геенна31.

Мужеложество (педерастия)

...Такожде и мужие, — глаголет божественный апостол, — оставлыие естественную подобу женска пола, разжего-шася похотию своею друг на друга, мужие на мужех студ содевающе, и возмездие, еже подобаше прелести их, в себе восприемлюще (Рим. 1, 27).

Посему —

..мужеложницы — αρσενοκοιται — Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 9-10; ср.: 1 Тим. 1, 10).

Таких лиц Священное Писание, или, вернее, Бог, назы­вает псами, κυνες (ср.: Мф. 7, 6; Откр. 22, 15).

Со всею определенностью было высказано это поло­жение Богом в Ветхом Завете (Втор. 23, 17-18). Из тер­минологии еврейского подлинника ясно, что речь идет не о собаках в буквальном смысле, а об извративших свое естество мужчинах. Чудовищность их греха усугубляется тем, что они свой разврат возвели в богослужение32 (как наши хлысты).

Хотя последнее исчезло, потому что ни в какого Бога люди теперь не верят, но и в настоящее время мы видим очень странные вещи. Цивилизованные ученые XX века, наряду с осуждением «легких» грехов (в силу минималь­ной нравственности, присущей каждому человеку), тут же

-184-

стараются всеми силами обелить и узаконить самый отвра­тительный разврат. Понятно, конечно, почему — чтобы им не сказали: врачу, изцелися сам (Лк. 4, 23).

На одной странице мы читаем у них, что, например, му­зыкой Вагнера «следует пользоваться с осторожностью» (потому что может возбудить чувственность), а на следую­щей: «Государство не имеет никакого права обрушиваться своими карами на извращенных в половом отношении субъектов»33.

Еще пример. Идеализация известных платоновских взглядов на любовь, которую некоторые философы хотят во что бы то ни стало найти даже там, где ее и быть не может, — яснее я не хочу говорить, — всем уже оскомину наби­ла, до того похвальными песнями ей переполнены разные научные книжки. А на самом деле, «король» древнегречес­кой философии — «голый», говоря словами известной сказки Андерсена. И нам, христианам, нечего бояться* (*Как не боялся и св. Григорий Богослов, когда клеймил всяких Платонов, Сократов, Диогенов и других прямо с церковной ка­федры. Восхваляя истинное подвижничество и божественную любовь иноков к добродетели, он говорит, что она, конечно, «уважительнее, чем Сократова любовь к красоте (стыжусь ска­зать — к отрокам, хотя она прикрывается честным наименова­нием)» (Творения. Ч. 1. М., 1889. С. 103. Слово первое обличительное на царя Юлиана)) оценивать известные поступки, как они того стоят, хотя бы в них повинны были такие корифеи общечеловеческой мысли, как Сократ и Платон, Софокл и Эсхил. Грязь все­гда будет грязь, и никакие хитроумные старания зафилософствовавшегося разума здесь не помогут. И Бэтэ был прав, не побоявшись сказать в лицо ученым, что столпы античной философии и литературы, действительно, голы от всякой добродетели или хотя бы самой общедоступной нравственности и что в основе всех этих «высоких» рас­суждений лежит самая гнусная страсть34. Страсть владела даже стариками, и «величайший» Пиндар, будучи уже на склоне лет, сознается, что «при виде юношески прекрасных тел мальчиков он тает, как воск от огня»35.

...Церковь правилом 62 св. Василия Великого в Третьем каноническом послании.(к Амфилохию) о мужеложниках постановляет: «Кто показал бесстудство на мужчинах, то­му пусть будет распределено время наказания, как и впад-

-185-

шему в грех прелюбодеяния», то есть должен быть отлучен от таинства св. причащения на пятнадцать лет36.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.