КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антимонопольное регулирование
Экономическая политика и ее виды Экономическая политика — это проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны. Она предусматривает проведение структурной, инвестиционной, финансово-кредитной, ценовой, социальной, внешнеэкономической, научно-технической, налоговой и бюджетной политики. Денежная политика – влияет на денежную массу, через нее на процентную политику – на инвестиции, потребление населения, антиинфляционную политику Политика регулирования доходов – инструмент борьбы с инфляцией, регулирование денежного спроса населения и предприятий. Социальная политика – система индексации доходов, установление прожиточного минимума. Внешнеэкономическое регулирование – торговая политика, управление валютным курсом, система внешнеторговых тарифов, квот, лицензий. Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности. Сочетание между этими началами должно быть оптимальным — максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклонения от оптимума чреваты для общества значительными потерями. Тесная связь рынка и конкуренции объясняется тем, что только при рыночных отношениях возникает свобода поиска и выбора наиболее рациональных действий в экономическом пространстве. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; это состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Конкуренция порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами за покупательский спрос. Экономическая конкуренция — это рыночное соперничество экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям, с целью достижения приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода. Из данного определения можно сделать вывод о том, что борьба за потребителя должна быть непременным условием существования любого предприятия в условиях рынка. Как показывает опыт, конкуренция вынуждает предпринимателей постоянно искать и находить новые виды товаров, услуг, которые могли бы пользоваться спросом, выпускать продукцию высокого качества по разумным ценам для удержания покупателя. Таким образом, рынок, конкуренция поворачивают экономику лицом к человеку, делают всех участников конкурентного процесса материально заинтересованными в удовлетворении потребностей, выражаемых через спрос. Они действуют эффективно, формируя (посредством цен) сигналы для инвесторов, стимулируют освоение достижений НТП, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей его нормальному функционированию. Антимонопольная политика — комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение равных условий для всех участников рынка, формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил. Целями антимонопольной политики являются: – оптимизация структуры рынка; – воздействие на экономическое поведение субъектов; – корректировка экономических результатов. Принципы реализации антимонопольной политики заключается в следующем: – содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации капитала; – предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; – разумный подход к нормам антимонопольного законодательства, направленный на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции; – законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов. Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Ее проведение способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективной защиты прав собственников и обеспечению равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности. Беларусьприступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющего организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. Нормы конкурентного права заложены также в Конституции, Кодексе об административных правонарушениях, Граждан- ском и Уголовном кодексах Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области у предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности. Демонополизация, т.е. политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции, предполагает: – предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке; – запрещение соглашений о разделе рынков; – запрещение переплетающихся директоратов; – приобретение акций конкурирующей фирмой. Основными направлениями демонополизации является: – формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий; – разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции; – государственное регулирование деятельности монополий; – контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций. Для координации и проведения работ по демонополизации в 1993 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, преобразованный в 1995 г. в Министерство по антимонопольной политике, на базе которого в 1996 г. было создано Министерство предпринимательства и инвестиций. Рассмотрим основные их типы. Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в состоянии влиять на цену товара. Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. Особое место занимают естественные монополии (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Их регулирование направлено в первую очередь на достижение баланса интересов потребителей и производителей соответствующих товаров и услуг, обеспечение полного покрытия экономически оправданных издержек предприятия и создание условий для адекватного инвестирования в развитие производства. Монополистическая конкуренция (или монополия по дифференцированному продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной в условиях монополистической конкуренции каждая фирма продает особый вид товара, отличающийся от других качеством, оформлением, практичностью (дифференцированный продукт). Данный тип конкуренции характерен для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сеть ресторанов, станций технического обслуживания, банковские учреждения), а также ряда производящих отраслей (выпуск компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка и др.). Олигополияпредставляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), осуществляющих половину и более общих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть стандартными (как при совершенной конкуренции) и дифференцированными (как при монополистической конкуренции). По методам осуществления конкуренцию можно классифицировать на: – ценовую, предполагающую продажу товаров или предложение услуг по ценам ниже, чем у конкурентов; – неценовую, основанную па предложении товара лучшего качества с большими надежностью и сроком службы, более высокой производительностью. В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в Беларуси сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем отдельные рынки по своей природе остаются монополизированными, что ведет к необходимости определения статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также применения соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью. Основными направлениями антимонопольной политики в современных условиях являются: 1. Обеспечение контроля за экономической концентрацией. Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут позитивно воздействовать на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал в целях обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке и определенных конкурентных преимуществ товаров отечественного производства на внешнем рынке.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |