Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольное регулирование




Экономическая политика и ее виды

Экономическая политика — это проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в об­ласти управления экономикой, придания определенной нап­равленности экономическим процессам в соответствии с целя­ми, задачами, интересами страны. Она предусматривает про­ведение структурной, инвестиционной, финансово-кредитной, ценовой, социальной, внешнеэкономической, научно-технической, налоговой и бюджетной политики.

Денежная политика – влияет на денежную массу, через нее на процентную политику – на инвестиции, потребление населения, антиинфляционную политику

Политика регулирования доходов – инструмент борьбы с инфляцией, регулирование денежного спроса населения и предприятий.

Социальная политика – система индексации доходов, установление прожиточного минимума.

Внешнеэкономическое регулирование – торговая политика, управление валютным курсом, система внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности. Соче­тание между этими началами должно быть оптимальным — максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклоне­ния от оптимума чреваты для общества значительными потеря­ми. Тесная связь рынка и конкуренции объясняется тем, что только при рыночных отношениях возникает свобода поиска и выбора наиболее рациональных действий в экономическом пространстве.

Конкуренция — это соперничество между участниками ры­ночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; это состязательная работа между товаропро­изводителями за наиболее выгодные сферы приложения ка­питала, рынки сбыта и одновременно весьма действенный ме­ханизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Конкуренция порождается объективными усло­виями: хозяйственной обособленностью каждого производите­ля, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами за покупательский спрос.

Экономическая конкуренция — это рыночное соперничество экономически обособленных товаропроизводителей, столкнове­ние их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям, с целью достижения приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или до­хода. Из данного определения можно сделать вывод о том, что борьба за потребителя должна быть непременным условием су­ществования любого предприятия в условиях рынка. Как пока­зывает опыт, конкуренция вынуждает предпринимателей по­стоянно искать и находить новые виды товаров, услуг, которые могли бы пользоваться спросом, выпускать продукцию высоко­го качества по разумным ценам для удержания покупателя.

Таким образом, рынок, конкуренция поворачивают эконо­мику лицом к человеку, делают всех участников конкурентного процесса материально заинтересованными в удовлетворении потребностей, выражаемых через спрос. Они действуют эффек­тивно, формируя (посредством цен) сигналы для инвесторов, стимулируют освоение достижений НТП, снижение затрат, по­вышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

Антимонопольное регулирование представляет собой комп­лекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, что­бы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допу­стить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей его нор­мальному функционированию.

Антимонопольная политика — комплекс мер, направлен­ных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монопо­листических действий и недобросовестной конкуренции, устра­нение административных барьеров и обеспечение равных усло­вий для всех участников рынка, формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Целями антимонопольной политики являются:

– оптимизация структуры рынка;

– воздействие на экономическое поведение субъектов;

– корректировка экономических результатов.

Принципы реализации антимонопольной политики заключается в следующем:

– содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации капитала;

– предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

– разумный подход к нормам антимонопольного законода­тельства, направленный на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции;

– законность, гласность и публичность в действиях антимо­нопольных органов.

Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Ее проведение способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективной защиты прав собственников и обеспечению равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

Беларусьприступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. Закона «О противодействии монопо­листической деятельности и развитии конкуренции», опреде­ляющего организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходи­мых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. Нормы конкурентного права заложены также в Конституции, Кодексе об административных правонарушениях, Граждан- ском и Уголовном кодексах Республики Беларусь, а также в ан­тимонопольном законодательстве, законодательстве в области у предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребите­лей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.

Демонополизация, т.е. политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции, предпо­лагает:

– предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке;

– запрещение соглашений о разделе рынков;

– запрещение переплетающихся директоратов;

– приобретение акций конкурирующей фирмой.

Основными направлениями демонополизации является:

– формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий;

– разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции;

– государственное регулирование деятельности монополий;

– контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хо­зяйствующих субъектов, приобретением акций.

Для координации и проведения работ по демонополизации в 1993 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, преобразованный в 1995 г. в Министерство по анти­монопольной политике, на базе которого в 1996 г. было создано Министерство предпринимательства и инвестиций.

Рассмотрим основ­ные их типы.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах дея­тельности, где достаточно много продавцов и покупателей иден­тичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в со­стоянии влиять на цену товара. Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует толь­ко один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Особое место занимают естественные монополии (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, естествен­ные монополии находятся в собственности государства или дей­ствуют под его контролем. Их регулирование направлено в пер­вую очередь на достижение баланса интересов потребителей и производителей соответствующих товаров и услуг, обеспечение полного покрытия экономически оправданных издержек пред­приятия и создание условий для адекватного инвестирования в развитие производства.

Монополистическая конкуренция (или монополия по диф­ференцированному продукту) предполагает относительно боль­шое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отли­чие от совершенной в условиях монополистической конкурен­ции каждая фирма продает особый вид товара, отличающийся от других качеством, оформлением, практичностью (дифферен­цированный продукт). Данный тип конкуренции характерен для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сеть ресторанов, станций технического обслуживания, банков­ские учреждения), а также ряда производящих отраслей (вы­пуск компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалко­гольных напитков, стирального порошка и др.).

Олигополияпредставляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворя­ется небольшим числом производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), осуществляющих половину и более об­щих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, мо­гут быть стандартными (как при совершенной конкуренции) и дифференцированными (как при монополистической конку­ренции).

По методам осуществления конкуренцию можно классифи­цировать на:

– ценовую, предполагающую продажу товаров или предло­жение услуг по ценам ниже, чем у конкурентов;

– неценовую, основанную па предложении товара лучшего качества с большими надежностью и сроком службы, более вы­сокой производительностью.

В результате процессов реформирования собственности, де­монополизации экономики в Беларуси сформировались товар­ные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем отдельные рынки по своей природе остаются монополизированными, что ведет к необходимости определения статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также применения соответствующих методов государственного анти­монопольного регулирования и контроля за их деятельностью.

Основными направлениями антимонопольной политики в современных условиях являются:

1. Обеспечение контроля за экономической концентрацией. Настоящий этап развития экономики по-новому ставит пробле­му оценки экономической концентрации при создании хозяй­ственных и финансово-промышленных групп, холдингов и дру­гих объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тен­денциям в экономической концентрации, которые будут пози­тивно воздействовать на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал в целях обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке и определенных конкурентных преимуществ товаров отечественного производства на внешнем рынке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.