Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности многовекторной международной экономической политики




Республики Беларусь

В эпоху глобализации мировая экономика преобразовалась в единую мировую хозяйственную систему, а национальные экономики, в свою очередь, становятся ее подсистемами, каждая из которых берет на себя выполнение определенных функций. При этом всемирные отношения доминируют над внутристрановыми, выполняя роль основной составляющей экономического успеха каждой страны. Глобализация объективно ведет к размыванию и ослаблению регулирующих функций отдельных государств и снижает эффективность традиционных инструментов макроэкономического регулирования. На смену традиционным системам межгосударственного взаимодействия приходят надгосударственные и транснациональные регуляторы мировых экономических отношений. Растет осознание значимости институтов и механизмов партнерства на всех уровнях международной жизни.

Республика Беларусь - это малая открытая экономика, которая в силу ограниченности ресурсной базы и емкости внутреннего рынка не может оказывать существенного влияния на мировую экономику и зависит от развития внешнеэкономических связей. По уровню воспроизводственной открытости экономики Беларусь лидирует среди стран СНГ и опережает большинство государств — членов Евросоюза. В 2012 г. экспорт товаров и услуг составил 81,9 % к годовому ВВП, импорт товаров и услуг —78,1%, уровень воспроизводственной открытости экономики достиг 63,9 %. Высокий показатель воспроизводственной открытости наряду с созданием возможностей для экономического роста за счет включения местных хозяйственных субъектов в процессы международной кооперации несет в себе риски зависимости экономической ситуации в республике от действий зарубежных экономических субъектов и ситуации на международных рынках.

Мировая экономика на современном этапе характеризуется ростом неустойчивости, переходом к новому технологическому укладу, становление и развитие которого будут определять экономическую динамику в ближайшие десятилетия. В глобальном масштабе происходят передел рынков, перераспределение финансовых потоков и производительных сил, обострение конкуренции, обозначаются контуры новых центров экономического лидерства, развиваются региональные интеграционные образования. В этих условиях усиливаются угрозы устойчивости социально-экономического развития страны, в числе которых:

- риски потери внешних рынков, в том числе в результате дискриминации белорусских производителей;

- возможность перебоев в обеспечении сырьевыми и энергетическими ресурсами в объемах, обеспечивающих намеченный рост ВВП;

- риски отставания от других государств в темпах перехода экономики к передовым технологическим укладам, деградации технологической структуры реального сектора экономики;

- дестабилизация национальной финансовой и денежно-кредитной систем, потеря стабильности национальной денежной единицы.

Осуществление отдельных из отмеченных выше угроз уже привело в 2010 году к дисбалансу объемов экспорта и импорта товаров и услуг, в результате которого отрицательное сальдо счета текущих операций сложилось в размере -15,6 %, а валовой внешний долг составил 52,2 % к годовому ВВП. Внешнеторговые дисбалансы и рост внешней задолженности стали причиной дестабилизации финансовой системы страны, проявившейся в виде девальвации белорусского рубля и роста инфляции в 2011 г. В 2012 г. ситуация несколько изменилась, сальдо счета текущих операций стало положительным и составило 3,8% к годовому ВВП. Внешняя задолженность в 2012 г. составила 54,3% к ВВП.

В 2010—2012 гг. товарная структура экспорта не претерпела значительных позитивных изменений и по-прежнему не соответствует структуре экспорта развитых государств мира. Негативным моментом является сохранение высокой товарной концентрации белорусского экспорта: на долю девяти ключевых товаров в общем объеме экспорта приходится 60,5 %. Остается завышенной доля энергетических и низкая доля промышленных высокотехнологичных товаров. Объем экспорта продолжает зависеть, прежде всего, от экспорта нефтепродуктов, доля которых в общем объеме в 2012 г. составила 27,9 %, а рост стоимостного объема экспорта товаров без учета нефти и нефтепродуктов, растворителей и масел смазочных составил лишь 2,8 %.

Географическая структура экспорта товаров Республики Беларусь в 2012 году несколько расширилась - с 123 до 180 стран. Основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация, на ее долю приходится 40% белорусского экспорта и более половины объема импорта.

Второе место в товарообороте Беларуси занимает Европейский союз, на долю которого приходится более 29 % белорусского экспорта и пятая часть импорта.

Многовекторная внешнеэкономическая политика Беларуси, как важнейшая составляющая международной многовекторной политики, нацелена на активизацию экономического взаимодействия с различными странами и регионами мира в сфере международной торговли, инвестиционной деятельности, доступа к международным рынкам факторов производства. Охарактеризуем основные направления ее реализации:

1.Диверсификация поставок производственных ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, которая ставит целью обеспечение надежности поставок и снижение рисков повышения цен на ресурсы зарубежными поставщиками-монополистами. Ведется работа по укреплению экономических отношений со странами Ближнего Востока, Средней Азии и Латинской Америки — экспортерами ТЭР, которые, как правило, демонстрируют высокие темпы развития экономики и являются перспективными рынками сбыта для производимой в Беларуси продукции.

2. Диверсификация рынков сбыта готовой продукции, позволяющая увеличить объем экспорта продукции отечественных производителей и снизить риски неблагоприятного изменения торгового режима на традиционных рынках сбыта. Данное направление тесно связано с предыдущим: экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью и услуг в обмен на природные ресурсы служит источником интенсивного экономического роста, обеспечивающим экономическую безопасность государства.

3. Привлечение в экономику иностранного капитала в виде прямых иностранных инвестиций, нацеленное на структурную трансформацию экономики на базе создания новых отраслей и импортозамещающих производств, включение действующих предприятий в глобальные технологические цепочки. Привлечение ПИИ не вызывает роста валового внешнего долга, позволяя избежать проблем, связанных с его накоплением и обслуживанием. Наряду с капиталом, новыми производствами и рабочими местами инвестиции приносят в страну передовые технологии, поэтому наиболее плодотворное сотрудничество с обладающими такими технологиями промышленно развитыми и новыми индустриальными государствами. Важнейшим условием привлекательности страны для инвестирования является благоприятный бизнес-климат, на улучшение которого направлены проводимые в республике институциональные реформы.

4. Достижение взаимных эффектов в научно-технической и инновационной деятельности, необходимых для структурной трансформации экономики на основе перехода к новым технологическим укладам; расширение масштабов внедрения результатов научно-технической деятельности за счет выхода на новые рынки. Традиционным партнером Беларуси в этой сфере является Российская Федерация, развивается совместная деятельность с мировыми лидерами науки и инноваций — США, Германией, Китаем.

5. Активизация новых форм и направлений международной кооперации через участие в новых проектах и формирование новых отраслей и видов деятельности. Примерами реализации данного направления могут служить новые перспективные отрасли, зарождающиеся в республике, — логистический сервис, въездной туризм, финансовое посредничество. Их дальнейший успех определяется международным имиджем страны и наличием необходимой инфраструктуры.

Конкретные меры по реализации основных направлений многовекторной внешнеэкономической политики обозначены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы и детализированы в Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы. Важнейшей задачей, поставленной в этих документах, является выход к концу пятилетки на положительное сальдо внешней торговли посредством увеличения экспорта товаров более чем в 2 раза и услуг более чем в 3 раза, снижения импортоемкости (энерго- и материалоемкости) и развития импортозамещения в результате структурной перестройки экономики, сохранения и наращивания в экспорте доли промышленной продукции и услуг (транспортных, туристических, финансовых), наукоемких и инновационных товаров, произведенных по технологиям V и VI укладов.

Для обеспечения выхода на положительное внешнеторговое сальдо предусматривается изменение основных структурных составляющих импорта, увеличение объемов инвестиционных товаров к 2015 г. более чем в 1,9 раза, при этом инвестиционный импорт по сравнению с промежуточным и потребительским будет расти опережающими темпами, что обусловлено задачей ускоренной модернизации экономики и увеличением доли машин и оборудования в общей структуре инвестиций в основной капитал.

 

В результате сформирована система таможенного законодательства, которая включает:

• таможенный кодекс ТС, разработанный с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур;

• международные договоры государств — членов ТС;

• решения Комиссии ТС;

• Единый таможенный тариф (ЕТТ) Таможенного союза;

• Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ТС;

• Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз в торговле с третьими странами.

Вместе с тем создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, вхождение Российской Федерации в ВТО привели к возникновению ряда проблем. В связи с этим в ВТО приняты следующие решения:

• каждая страна ТС будет вступать в ВТО отдельно;

• подписанные Беларусью со странами — членами ВТО протоколы о завершении двусторонних переговоров сохраняют свою силу;

• республике необходимо представить информацию о корректировках в национальном законодательстве в соответствии с документами ТС;

• обязательства России перед странами — членами ВТО по либерализации будут соблюдаться всеми членами Таможенного союза, но в той части, где его законодательство соответствует нормам ВТО.

Таким образом, формирование внешнеэкономической политики в условиях глобализации требует от национальных органов управления координирования и согласования разрабатываемых мер по регулированию разнообразных форм международных экономических отношений с документами (конвенции, резолюции, соглашения, процедуры, рекомендации и др.) и мероприятиями других стран, наднациональных органов, функционирующих в рамках интеграционных группировок, а также международных экономических организаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.