Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная политика государства




Исходя из содержания и принципов социальной политики можно выделить ее основные направления:

1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потреби­тельская корзина, семейные сбережения, общее благосостояние).

2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость граж­дан и др.).

3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, соци­альное обслуживание, социальные гарантии и др.).

4. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физи­ческая культура и спорт),

5. Политика в области современной инфраструктуры (жи­лищные условия, коммуникации, обеспеченность транспорт­ными средствами и услугами связи, торговое и бытовое обслуживание).

6. Миграционная политика (вынужденная миграция, за­щита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).

7. Политика в отношении отдельных категорий граждан (семейная, молодежная политика, политика в отношении по­жилых и инвалидов и др.).

Всю совокупность механизмов реализации социальной по­литики можно объединить в следующие группы: законодатель­ные, административные, организационные, экономические, со­циальные нормативы и стандарты.

В области пенсионного обеспечения предусматривалось ре­шение следующих задач: последовательное повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста, создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы; развитие государ­ственного пенсионного страхования как главной ее составля­ющей; рационализация условий и норм предоставления пенсии путем установления более тесной зависимости ее размера от страхового стажа и заработка; введение системы обязательного пенсионного страхования для лиц, работающих в неблагопри­ятных условиях труда или занятых определенными видами профессиональной деятельности.

Социальные нормативы уровня жизни населения. Интегральной характеристикой благосостояния населения страны являются уровень и качество его жизни — историческая кате­гория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.

Если под уровнем жизни традиционно понимается комп­лекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью до­стижения как в личностном, так и в социальном аспекте выс­ших ценностей человеческого бытия, в числе которых мораль­но-психологические качества, уровень образованности, культу­ры и здоровья, условия труда, проживания и отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам под­вергаются и количественно измеряемые материальные компо­ненты (по критериям соответствия мировым стандартам).

ООН, обобщая характерные черты национальных концеп­ций уровня жизни в разных странах мира, указывает на общие существенные компоненты этих концепций: здоровье, потребле­ние продуктов питания, образование, занятость и организация труда, жизненные удобства, социальное обеспечение, одежда, от­дых и свободное время, права человека. Понятие качества жиз­ни населения в самом широком смысле включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.

Важную роль для оценки уровня жизни населения играют социальные нормативы как научнообоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Таковыми являются, прежде всего, потребительские бюджеты, представляющие собой балансы доходов и расходов домашних хозяйств (семей), составленные для различных групп населения и отражающие особенности потребительских предпочтений и условий жизнедеятельности последних. В качестве главных системообразующих базовых потребительских бюджетов в Беларуси раз­рабатываются и используются: минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.

Минимальный потребительский бюджет (МПВ) — это минимальные расходы, необходимые для приобретения набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей чело­века. Натурально-вещественная структура МПБ формируется нормативным методом на основе потребительской корзины, а стоимостная величина определяется исходя из средних цен покупки во всех видах торговли соответствующих видов товаров и услуг и пересматривается но мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал.

Минимальный потребительский бюджет разрабатывается по восьми социально-демографическим группам в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава. Сред­недушевой МПБ в расчете на одного члена семьи из четырех че­ловек в месяц в 2005 г. составлял 229,3 тыс. руб., в 2010г. — 446,2 тыс., с 1 мая 2013 – 974 тыс. При этом в его структуре доля расходов на питание составляет около 60 %. Следует подчеркнуть, что именно МПБ является бюджетом, позволяющим человеку (семье) обеспечивать простое воспроизводство в течение всего жизненного цикла. Данный социальный норматив положен в основу определения величины устанавливаемых государством минимальных социальных стандартов.

Прожиточный минимум — минимальный набор материаль­ных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятель­ности человека и сохранения его здоровья, включая обязатель­ные платежи и взносы. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) — стоимостная величина прожиточного минимума. В соответствии с Законом «О прожиточном минимуме в Респуб­лике Беларусь» он как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, оказания государственной социальной помощи малообеспеченным граж­данам: (семьям), обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий (минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, пособий). С 1993 г. основным критерием признания граждан малообеспе­ченными является величина среднедушевого дохода ниже БПМ.

К социальным нормативам уровня жизни населения от­носятся государственные минимальные социальные стандар­ты — минимальные уровни государственных гарантий соци­альной защиты, обеспечивающие удовлетворение основных по­требностей человека. Они выражаются в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступ­ных социальных услуг, социальных пособий и выплат. В эту систему включены минимальная заработная плата, тарифная ставка первого разряда, минимальные размеры пенсий по воз­расту, инвалидности, минимальные социальные стандарты в области образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки (посо­бия в связи с рождением ребенка и воспитанием детей, едино­временные выплаты и социальные пособия малообеспеченным гражданам) и социального обслуживания.

Размер минимальной, заработной платы (MЗП) устанав­ливается Советом Министров Республики Беларусь и выступает в качестве социального стандарта низшей границы оплаты труда работников. В стране выработан механизм определения МЗП, предписывающий необходимость учета экономических возможностей государственного и местных бюджетов, а также соотношения размеров МЗП и социальных нормативов (Б11М и МПБ). В соответствии с Законом «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» ее раз­мер в течение года подлежит индексации в порядке, предусмот­ренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.

Важным критерием благополучия населения выступает со­отношение минимальной зарплаты и МПБ, которое последо­вательно улучшается — с 62,3 % в 2005 г. до 66,7 % на начало 2010 г. и 87,9 % — в сентябре 2011 г. Предусмотрено ежегодное установление с 1 января размера месячной МЗП на уровне не ниже размера МПБ семьи из четырех человек в целях обеспече­ния этого размера на уровне не менее трети от начисленной среднемесячной заработной платы, что позволит усилить соци­альную защищенность низкооплачиваемых категорий работни­ков, прежде всего бюджетной сферы.

44.Денежные доходы и расходы населения: динамика и структура. Важнейшим социальным индикатором уровня жиз­ни выступают доходы населения — находящиеся в его распо­ряжении ресурсы в натуральной и денежной формах, получае­мые им от своей трудовой деятельности (оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности), использования соб­ственности (доходы от собственности), в виде трансфертов (пен­сии, пособия, стипендии и др.) и т.д.

Реальные денежные доходы — относительный показатель, рассчитываемый путем деления номинальных темпов роста де­нежных доходов населения на индекс потребительских цен на товары и услуги. Располагаемые денежные доходы — денеж­ные доходы населения за вычетом налогов, сборов и взносов.

Государственная адресная социальная помощь включает:

– единовременное социальное пособие малообеспеченным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, сред­недушевой доход которых ниже 150 % БПМ в среднем на душу населения. Размер данного пособия составляет до 500 % крите­рия нуждаемости (282 тыс. руб. в I полугодии 2011 г., число его получателей — 10,2 тыс. чел.);

– ежемесячное социальное пособие, предоставляемое граж­данам, имеющим среднедушевой доход ниже БПМ;

– социальное пособие на оплату технических средств со­циальной реабилитации для детей в возрасте до 18 лет, не при­знанных инвалидами, но нуждающихся в них по медицинским показаниям, а также инвалидам третьей группы;

безналичные жилищные субсидии.

В 2012 г. ГАСП получили более 165 тыс. чел. Основная до­ля социальных выплат пришлась на многодетные и неполные семьи, воспитывающие детей.

Структура бюджетных ассигнований показывает, что гаран­тирование доходов населения и социальное обеспечение — одно из приоритетных направлений социальной политики. Объемы средств, направляемые на социальные выплаты, ежегодно воз­растают. Расходы бюджета государственного социального страхования и консолидированного бюджета Республики Беларусь на социальную защиту составляют свыше 12 % ВВП. Следует также учитывать, что значительная часть социальной поддержки идет через государственное субсидирование транспортных расходов, жилищно-коммунальных услуг и др.

В структуре денежных расходов населения более 80 % приходится на покупку товаров и оплату услуг. Удельный вес этой статьи расходов, как и накопления сбережений, постоянно снижается. Растут же налоги и сборы.

В потребительских расходах домашних хозяйств наибольший удельный вес занимают затраты на продукты питания – свыше 50 % в 2012 г., более 37 % при­ходится па покупку непродовольственных товаров. Более чем в 2 раза за этот период увеличилась доля расходов на оплату услуг ЖКХ, транспорта и связи (до 7 %).

Для решения проблемы формирования рациональной струк­туры потребления продуктов питания и наиболее полного обес­печения непродовольственными товарами необходимо:

– достижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного и высококачественного уровня питания;

– обеспечение рациональной структуры потребления непро­довольственных товаров;

– существенное расширение использования предметов куль­турно-бытового и хозяйственного назначения.

Выполнение данных задач предусматривается на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения, опти­мизации производства товаров и развития сферы услуг, совер­шенствования системы распределительных отношений.

43.Цели и задачи социальной политики па 2011—2015 гг. Разработка и реализация направлений социальной политики осуществляются государственными органами, научными ин­ститутами и общественными структурами исходя из ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития че­ловеческого потенциала, принципов общеэкономической поли­тики государства, которые закреплены в стратегических и так­тических документах по социально-экономическому развитию страны. На современном этапе приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области соци­альной политики и социальной сферы определены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы и Национальной стратегии устойчивого раз­вития Республики Беларусь до 2020 года.

Главная цель социальной политики — обеспечение ста­бильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. В соответ­ствии с поставленной целью приоритетными направлениями социальной политики являются:

– укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидае­мой продолжительности жизни населения;

– обеспечение эффективной занятости населения, в том чис­ле путем модернизации существующих и ввода новых высоко­производительных рабочих мест;

– повышение реальной заработной, платы как основного ис­точника денежных доходов граждан, обеспечение ее более тес­ной увязки с конечными результатами производства и ростом производительности труда;

– формирование стабильной, финансово устойчивой пенси­онной системы, способной противостоять будущим демографи­ческим изменениям;

– совершенствование социальной защиты населения за счет усиления адресности оказания социальной помощи, развития системы поддержки семей с детьми, повышения эффективно­сти и доступности социального обслуживания;

– дальнейшее развитие интеллектуального и культурного потенциала нации.

Основными задачами политики занятости и рынка тру­да определены:

– формирование кадрового потенциала в соответствии с по­требностями экономики и требованиями нанимателей к каче­ству рабочей силы;

– повышение гибкости рынка труда за счет совершенствова­ния системы переподготовки кадров;

– стимулирование занятости путем организации новых ра­бочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производ­ствах, а также в сфере услуг;

– создание условий мотивации к высокоэффективному тру­ду и повышение социальной ответственности за результаты свое­го труда, укрепление трудовой и исполнительской дисциплины.

Оптимизация численности кадрового персонала будет со­провождаться разработкой планов социально ответственной ре­структуризации организаций, направленных на проведение уп­реждающих мер по профессиональной переподготовке высво­бождающихся работников, их дальнейшему трудоустройству.

Главными целями политики доходов являются рост реаль­ного уровня всех видов денежных доходов населения и обеспе­чение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан. Политика государства в этой области будет направ­лена на:

– повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула ак­тивизации трудовой деятельности;

– дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.

Поступательный рост заработной платы предусматрива­ется обеспечить путем:

– предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;

– установления прямой зависимости повышения заработ­ной платы от показателей эффективности производства, каче­ства и производительности труда;

– создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;

– роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.

В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандар­тов. Для этого предусматривается:

– поддержание реального уровня пенсионных выплат, увя­занного с ростом реальной заработной платы, изменением стои­мости жизни и возможностями экономики в целом;

– определение минимальных государственных пенсионных гарантий по снижению уровня малообеспеченности среди по­жилых и инвалидов;

– повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, с ориентацией на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы;

– содействие развитию программ дополнительного добро­вольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечение к активному участию в них работо­дателей и работников.

Рост реальной средней пенсии по возрасту в 2011—2015 гг. будет сопоставим с темпами роста реальной заработной платы. Размер реальной пенсии по возрасту намечается увеличить не менее чем в 1,8–1,9 раза, ее минимальный размер превысит прожиточный минимум пенсионера.

Главными задачами социальной защиты населения опре­делены усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспече­ние доступности социальной помощи, базирующейся на госу­дарственных социальных гарантиях и стандартах. Предусмат­ривается достижение эффективности социальной поддержки населения путем:

– выработки действенных мер социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе увеличе­ния размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

– усиления адресности оказания социальной помощи;

– внедрения новых социальных технологий, расширения перечня и повышения доступности социальных услуг;

– создания условий для трудовой и социальной реабилита­ции инвалидов и лиц с особенностями психофизического раз­вития;

– улучшения условий проживания граждан в стационар­ных учреждениях социального обслуживания (создание до­мов-интернатов малой вместимости, домов-интернатов повы­шенной комфортности для оказания социальных услуг на плат­ной основе).

Совершенствование механизма государственной адресной социальной помощи будет нацелено на обеспечение четкости и прозрачности функционирования, дебюрократизации админи­стративных процедур, рационального расходования бюджет­ных средств. Формирование единой системы поддержки мало­обеспеченных категорий граждан, включение в систему ГАСИ пособий на детей старше трех лет и бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, назначае­мых с учетом доходов семьи, упростит процедуру получения со­циальной помощи, повысит ее доступность и значимость.

Дальнейшее развитие получит система социального обслу­живания населения, предоставляющая широкий спектр соци­альных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, прежде всего тем, кто в повседневной жизни не мо­жет обходиться без посторонней помощи. В целях повышения качества жизни, трудовой и социальной реабилитации инвали­дов предусматривается создание безбарьерной среды их жизне­деятельности.

46. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны

Глобализация мировых процессов обо­стрила проблему национальной безопасности отдельных госу­дарств и обусловила необходимость разработки ими собствен­ных стратегий национальной безопасности.

Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, которая, сохраняя преем­ственность по отношению к ранее принятым документам в дан­ной сфере, исходит из стратегических направлений развития страны, ее места и роли в современном мире. В Концепции рас­смотрены основные тенденции современного мира и националь­ные интересы Беларуси, состояние и угрозы ее безопасности, цели, задачи и система обеспечении последней. Составными частями национальной безопасности являются политическая, экономическая, научно-технологическая, социальная, демог­рафическая, информационная, военная и экологическая безо­пасность.

В широком смысле экономическая безопасность — это созда­ние условий по устранению возможных негативных воздей­ствий для жизненно важных экономических интересов чело­века, общества и государства. Ее следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного, нацио­нального, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности.

Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой явля­ются производственная, финансовая, продовольственная, энер­гетическая и внешнеэкономическая безопасность.

Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень послед­ней. Производственная безопасность определяется способно­стью реального сектора экономики обеспечить производство не­обходимой продукции для удовлетворения потребностей стра­ны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.

Финансовая безопасность охватывает все секторы эконо­мики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешне­экономическую деятельность. Устойчивость финансовой систе­мы зависит от уровня дефицита бюджета, стабильности цен, банковской системы и национальной валюты, нормализации финансовых потоков и расчетных отношений, золотовалютных запасов, развития финансового рынка и рынка денных бумаг, размеров внешнего и внутреннего долга, дефицита платежного баланса, обеспечения финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

48.Продовольственная безопасность является одновременно самостоятельным направлением и составной частью экономиче­ской безопасности. Этот термин официально принят в мировой практике для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики страны или группы интегрирован­ных стран (ЕС, СНГ), а также мирового рынка продовольствия.

Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной орга­низации ООН (ФАО) оценивают состояние международной про­довольственной безопасности по двум показателям: объемам переходящих до следующего урожая мировых зерновых запа­сов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения. Оценка продовольственной безопасности каждой страны имеет свою специфику, обусловленную объективными природно-климатическими условиями ведения сельскохозяй­ственного производства:, сложившимися традициями структу­ры потребления, уровнем зависимости от импортных поставок продовольствия.

Для обеспечения продовольственной безопасности требует­ся, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной про­дукций, и продовольствии покрывались в основном за счет соб­ственного производства. В нашей республике национальное аг­ропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и обеспечивать не менее 80 % внутреннего рынка продоволь­ствия.

Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конку­рентоспособности национальной экономики и защиту интере­сов белорусских производителей с учетом изменений миро­вых экономических процессов. К числу важнейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести:

– конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рын­ках;

– объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП;

– товарную диверсификацию экспорта и импорта;

– долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;

– внешнюю задолженность.

47.Основными внутренними источниками угроз националь­ной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере являются:

– недостаточная конкурентоспособность национальной эко­номики, обусловленная технологической отсталостью ряда от­раслей промышленности, высокой энерго- и материалоемко­стью выпускаемой продукции;

– изношенность производственных мощностей;

– недостаточно эффективная система внедрения результа­тов исследований и разработок в промышленности;

– малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;

– отсутствие необходимых объемов и низкое качество ино­странных инвестиций;

– структурная деформированность экономики, преоблада­ние материало- и энергоемких производств, слабое развитие сферы услуг, невысокий удельный вес наукоемкой продукции и медленное обновление продукции в целом;

– низкий уровень самообеспечения сырьевыми и энергети­ческими ресурсами;

– наличие административных барьеров для развития бизнеса, предпринимательской активности;

– несбалансированность экономического развития, выра­жающаяся в росте совокупного потребления, превышающем реальные возможности экономики;

– неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитов;

– низкая диверсификация белорусского экспорта и импорта;

– рост неплатежей в экономике вследствие дефицита соб­ственных оборотных средств и высокого удельного веса убыточных субъектов хозяйствования;

– недостаточный объем золотовалютных резервов и значительная доля проблемных банковских кредитов;

– отсутствие должной мотивации работников и эффектовному труду и хозяйственной деятельности, распространенность настроений социального иждивенчества;

– неоправданные диспропорции в сфере оплаты труда и пен­сионного обеспечения;

– профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, низкая внутренняя трудовая мобильность населения;

– отставание качества образования по ряду перспективных направлений от уровня лучших мировых образовательных цент­ров, недостаточное количество современных высококвалифици­рованных специалистов мирового уровня;

– снижение численности трудоспособного населения;

– необеспеченность части, жителей страны доступным и ка­чественным жильем, нерешенность жилищных проблем;

– невысокий организационно-технологический уровень раз­вития социальной сферы.

К числу внешних факторов, создающих угрозу националь­ной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, относятся:

– ухудшение условий внешней торговли, привлечения кре­дитных и инвестиционных ресурсов вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков;

– принятие другими государствами мер, ставящих в невы­годные условия белорусских товаропроизводителей, установле­ние жестких барьеров и условий для осуществления экспорт­но-импортных операций;

– возрастание цен на импортируемые топливно-энергети­ческие и минеральные ресурсы, а также продовольственные то­вары, но производимые в республике;

– вытеснение белорусских товаропроизводителей с тради­ционных рынков сбыта машиностроительной, в том числе воен­но-технической, продукции;

– нарушение экономических соглашений странами-партне­рами;

– несбалансированность экспортно-импортных отношений с основными торговыми партнерами;

– применение дискриминационных мер другими государ­ствами и их сообществами во внешнеэкономических отношени­ях с Республикой Беларусь, особенно на мировых рынках про­мышленного экспорта, трансфера технологий и ноу-хау;

– непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рын­ка, негативно влияющие на белорусскую экономику;

– ужесточение технических и экономических стандартов и требований;

– развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в республике, це­ленаправленное ограничение ее транзитных возможностей;

– дискриминация страны в рамках международных союзов и образований.

Обеспечение экономической безопасности представляет со­бой целенаправленную постоянную деятельность институтов государства по защите жизненно важных национальных соци­ально-экономических интересов на основе построения высоко­эффективной социально ориентированной рыночной экономи­ки. Решающее значение при этом имеют достижение сбаланси­рованности интересов граждан и государства, а также поддержка обществом проводимой руководством Республики Беларусь внутренней и внешней экономической политики.

Во внутренней политике экономические интересы заклю­чаются в обеспечении стабильного и эффективного социаль­но-экономического развития, роста национального богатства и повышения благосостояния населения, в совершенствовании производственного и научно-технического потенциалов. Внеш­ние социально-экономические интересы Республики Беларусь как небольшой страны с открытой экономикой состоят в макси­мализации использования выгод от глобализации и междуна­родного разделения труда, в повышении конкурентоспособно­сти национальной экономики.

Важнейшие показатели экономической безопасности были определены в Национальной стратегии устойчивого социаль­но-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. В Программу социально-экономического разви­тия Республики Беларусь на 2011—2015 годы включен раздел «Экономическая безопасность страны», где определены важ­нейшие ее индикаторы (табл. 8.6).

Как видно из таблицы, в настоящее время пороговые значе­ния экономической безопасности Республики Беларусь не соблюдены по таким индикаторам, как сальдо внешней торговли, включая услуги (по методологии платежного баланса), рента­бельность продаж в организациях промышленности, доля соб­ственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива, уровень золотовалютных резервов в месяцах импорта, коэффи­циент обновления основных средств, удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции, внут­ренние затраты на научные исследования и разработки.

Таким образом, главная задача в сфере обеспечения эко­номической безопасности в 2011—2015 гг. состоит в осуще­ствлении мер, направленных на мониторинг состояния и угроз экономической безопасности, выявление причин выхода ее по­казателей за пределы предусмотренного коридора, принятие своевременных упреждающих и противодействующих мер по ограничению эскалации негативных явлений и процессов в со­циально-экономической жизни страны, вызванных внешними и внутренними угрозами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.