Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По историческому типу.вательно- ориентационную ( которая обеспечивается миров




По степени исторического развития.

По критерию всеобщности.

а) Индивидуальное.

б) Групповое.

К этому типу мировоззрения относятся профессиональное, классовое, национальное и т.д.

в) Общечеловеческое.

Выделяют такие типы мировоззрения, как

а) Античное.

б) Средневековое.

в) Современное.

3. По степени теоретической «зрелости»:

а) Жизненно-практическое мировоззрение представляет собой совокупность разнообразных, иногда взаимоисключающих мировоззренческих понятий, идей, взглядов, целей социального субъекта. Такое мировоззрение порождается непосредственными условиями жизни и опытом людей, передающимся из поколения в поколение. Оно носит стихийный, несистематизированный характер, составляя набор сентенций житейской мудрости, выраженных в пословицах, поговорках, притчах и других фольклорных формах. Этот уровень мировоззрения существует в форме здравого смысла.

б) Теоретическое мировоззрение является более сложным: здесь осознаются мировоззренческие проблемы, дается их развернутое обоснование и решение. Это могут быть различные концепции пространства, времени, общественного развития, человека и т.д. Теоретическое мировоззрение существует в форме логически упорядоченных систем, в основе которых лежат определённый категориальный аппарат и логические процедуры обоснования.

Мировоззрение носит исторический характер. То есть индивидуальное мировоззрение меняется в течение жизни отдельного человека, а общественное мировоззрение эволюционирует вместе с развитием социальной общности, человечества. На протяжении истории человечества сформировались несколько типов исторического мировоззрения, которые не отделяются друг от друга какой-либо чёткой границей, либо исторической датой. В реальности, особенно в современном мировоззрении можно отыскать элементы всех его исторических форм. Тем не менее, такая классификация дает возможность обнаружить определенную закономерность социального функционирования и развития мировоззрений как определенной реальности.

а) Мифологическое мировоззрение.

Мифология (от греч. mifos – сказание и logos – слово, понятие, учение) является универсальным типом мировоззрения первобытных обществ; у всех этносов первоначальным мировоззрением была мифология, содержащая в своей основе миф – выдуманный рассказ, плод народной фантазии, в котором явления природы или культуры представлены в наивно-антропоморфной форме. Сравнительное изучение мифов разных народов показало, что во-первых у всех народов мифы очень похожи и, во-вторых, миф был единой универсальной формой сознания. Он отображал мироощущение, мировосприятие и миропонимание той эпохи, в которую создавался.

Восприятие мира первобытным человеком приобретало такую странную форму – мифологическую, поскольку для этого существовали определенные предпосылки:

– первобытный человек ещё не выделял себя из окружающей среды – природной и социальной;

– первобытное мышление ещё четко не отделилось от эмоциональной сферы.

Следствием этих предпосылок стало очеловечивание окружающей среды. Человек перенёс на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. В мифе невозможно отделить реальное от фантастического, существующее от желаемого, духовное от материального, зло от добра и т.д. Поэтому миф приобрел такую форму целостности, которая для других форм сознания является невозможной. Кроме того, миф для носителей мифологического сознания был не вымышленным рассказом, а самой реальностью. В мифах также отсутствует представление о природных закономерностях, поскольку человек не осознавал отличия собственного образа действия от действия естественных сил. В них доминирует идея целесообразного взаимодействия разных формообразований в природе и обществе, выявление отношений естественной и культурно-исторической реальностей через противоположные определения явлений: тождественность – отличие, общее – частное, постоянное – переменное, хаос – космос.

Таким образом, неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, слабое развитие абстрактных понятий, а также чувственно-конкретный, метафорический, эмоциональный характер первичного сознания – эти и прочие особенности превращают мифологию в своеобразную символическую, знаковую систему, в понятиях которой воспринимался и описывался весь мир. С развитием и усложнением форм жизни мифологическая мудрость перестаёт удовлетворять человека. Миф как специфическая степень общественного сознания постепенно изживает себя, разлагается, и из него выделяется целый ряд направлений духовной деятельности, которые характерны уже для цивилизационно развитых обществ

б) Религиозное мировоззрение.

Это второй исторический тип мировоззрения. Условиями для его формирования явились переход от первобытного строя к рабовладельческому обществу и определённые достижения в организации общественного производства, в первую очередь в разделении труда. В частности выделении умственного труда. Как социально-историческое явление религия изменялась вместе с изменением форм общественной жизни, которые она отображала. Этапами ее эволюции были первобытные верования (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм), национальные (иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство) и мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие постигается не мифическим, а другими средствами:

– в религиозном сознании уже чётко разделяются субъект и объект, следовательно, преодолевается характерная для мифа неразделимость человека и природы.

– мир раздваивается на духовное и телесное, земное и небесное, естественный и сверхъестественные миры, и вдобавок земной мир начинает рассматриваться как следствие сверхъестественного. Мифологические же персонажи живут в феноменальном мире (например, на горе Олимп).

– в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому в объекты этого мира следует верить. Вера и выступает главным средством постижения бытия.

– особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва. В связи с этим вера в Бога и сверхъестественный мир вообще вызывает своеобразный энтузиазм, т.е. жизненную энергию, которая придает пониманию этого мира жизненный характер.

– если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии главное – достижение единения человека с Богом как воплощение святости и, соответственно, абсолютной ценностью.

Религия – явление многоплановое и многозначное. До сих пор, несмотря на научные достижения, которые, казалось бы, на каком-то этапе отрицают её мировоззренческие положения, религия продолжает быть большой социально организованной и организующей силой в мире. Это в значительной мере связано с тем, что она по-своему отображает большой жизненный опыт человечества, сохраняет систему эмоционально-образных представлений и переживаний, ценностей, норм жизни, моральных идеалов, которые так нужны современному человечеству. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, добра, терпимости, сочувствия, милосердия, долга, справедливости. Но в религиозном мировоззрении могут отражаться и противоположные настроения и идеи: фанатизм, враждебное отношение к людям других конфессий и т.д.

в) Философское мировоззрение.

Этот тип мировоззрения в современных условиях рассматривается как один из влиятельных и действенных типов. Он, как и религия, развился из первичной мифологии, унаследовав ее мировоззренческие функции.

Философию объединяет с ранее рассмотренными типами мировоззрения, прежде всего их общая направленность – дать картину мира, включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия. Однако современное философское мировоззрение имеет свои особенности:

– философскому мировоззрению присуща не чувственно-образная, как в предшествующих типах мировоззрения, форма постижения действительности, а абстрактно-понятийная. У него предельно широкий уровень обобщения (категории, принципы), которые выходят на границу бытия и небытия.

– философское мировоззрение – это теоретическая форма мировоззрения, исторически возникшая и первая форма систематизированного теоретического мышления вообще. Оно направленно на критическое исследование и решение мировоззренческих проблем с целью повышения степени достоверности и надежности таких решений.

– отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного состоит в том, что религия и мифология совпадают с соответствующим мировоззрением, тогда как философия составляет ядро научного мировосприятия и обеспечивает ему целостность, взаимосвязь и определённость.

– в отличие от религии и мифологии, философия в осмыслении мира систематически опирается на научные знания. Но если в начале своего существования философское мировоззрение базировалось на частичных, не систематизированных знаниях, то современное мировоззрение имеет возможность полного использования, что называется, Большой науки. Вместе с тем философия оказывает огромное влияние на развитие науки и выступает общей методологией научного познания.

– философия стремиться ставить и решать предельные, абсолютные проблемы человеческого бытия.

– философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, моральное и эстетическое отношение человека к миру; вырабатывает определенные критерии и принципы общественной и индивидуальной деятельности, опираясь не на авторитет, а на знание господствующей в мире необходимости.

Таким образом, философское мировоззрение – закономерный этап в духовном развитии человечества, которое было обусловлено как изменениями в общественном бытии людей, так и развитием различных областей общественного сознания.

Перечисленные исторические типы мировоззрения есть не что иное, как типизированные и абстрагированные формы деятельности человека в определенные исторические промежутки времени в соответствии с развитием культуры и познания. Эти формы деятельности выступают проявлением и выражением сознания и самосознания человека, практически ориентированных на преобразование мира и самого себя в соответствие с нормами культуры и цивилизации.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нём человека, на отношение человека к той действительности, которая его окружает, и к себе самому, т.е. наиболее обобщённые взгляды на смысл жизни, на цель человеческой деятельности.

2. В истории человечества ранее всех возникло мифологическое мировоззрение, в котором человек предстаёт слитым воедино с окружающей средой и не отделяется ни от природы, ни от своего рода. Религиозному мировоззрению присуще разделение мира на земной, естественный и сверхъестественный, небесный. Основа религии – вера в высшие творящие силы.

3. Философия от мифологических и религиозных форм мировоззрения отличается тем, что реализует свою мировоззренческую функцию на основе критического отношения к действительности, обращаясь к фактам логических построений, вырабатывая гносеологические и логические категории и критерии для сознательного поиска и отбора истинных взглядов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.