Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философское исследование природы, сущности и назначения человека




Без преувеличения можно сказать, что проблема человека занимает центральное место в философии. Конечно, человека изучает биология, анатомия, языковедение, антропология и другие науки. Однако всесторонне, как биосоциальную целостность, человека не рассматривает ни одна другая, кроме философии, система знаний. На протяжении многих веков философы анализируют природу и возможности человеческого разума, особенности ощущений, соотношение биологического и социального в человеке, а также разнообразные проявления духовного мира человека: язык, искусство и т.п.

Подчеркнем, что проблема человека, как и проблема мира вообще, решается сквозь призму практического овладения. Осознавая себя в этом мире как живое существо, рождая себе подобных, человек ощущает себя частью природы и исходит из признания своей материальности. Но, с другой стороны, принимая во внимание то, что всякому действию предшествует его идеальное выражение в сознании, человек приходит к выводу, что и он возникает, как и весь мир, благодаря сознанию, идеально. Значит, проблему человека можно тоже решать как с позиции материализма, так и с позиции идеализма.

Исследуя природу и сущность человека, философия обращает внимание и на другой важный вопрос: способно ли мышление человека познавать реальный мир? Значительная часть философов положительно отвечает на этот вопрос, т.е. считает мир познаваемым. Прежде всего к ним принадлежит большинство философов-материалистов, поскольку их тезис о производном от материи характере сознания логически приводит к идее отражения материи сознанием. Если сознание порождается материей, то оно не может быть принципиально «чуждым» материи и должно в своих основных содержательных характеристиках совпадать с тем, что ее порождает. Не отрицает познаваемость мира и большинство идеалистов (главным образом – объективных), считая логичным «совпадение» мысли с «действительностью», поскольку сама действительность, будучи идеальной, «родственна» с разумом. Однако познаваемость мира рассматривается объективными идеалистами уже не как отображение реальности разумом, а как их тождественность (слияние). В то же время есть философы которые стоят на позиции непознаваемости фундаментальных основ реальности (прежде всего материи, сознания, причинности), называя свою позицию агностицизмом (греч. а – не, gnosis – знание). Принципиально агностическую позицию занимает большинство субъективных идеалистов, которые считают единственно доступными познанию лишь ощущения, переживания, опыт, составляющие начальную, первую степень человеческого познания.

Итак, проблема возможностей человека как мыслящего существа исследуется в рамках философии.

3) Философское исследование системы «человек – мир» и состояний, в которых эта система находится.

В самом деле, философское мировоззренческое знание – это не только мир или сам человек, а соотношение «человек – мир». Для философии принципиально важно рассматривать эти противоположности не в отдельности, а соотносить их: как «человек» относится к «миру» и влияет на него; как «человек» воспринимает влияние «мира»; как «мир» воспринимает влияние «человека». Дело в том, что субъект, рассматриваемый вне отношения к объекту, теряет свои свойства, перестает быть субъектом, превращаясь просто в биологическое, психологическое или иное существо.

В центре исследования системы «человек – мир» всегда стоит вопрос: изменяется, движется ли мир или находится в состоянии покоя, в неизменном состоянии? А если мир изменяется, развивается, то тогда как и по какой причине, в каком направлении происходят движение и изменения в мире? Эти вопросы, как и вопрос о соотношении сознания и материи, также являются мировоззренческими и имеют методологическое значение. В зависимости от ответа на них в философии сложилось два основных взгляда на состояние и развитие мира: диалектический и метафизический.

Диалектики считают, что все предметы и явления взаимосвязаны, движутся развиваются; развитие они понимают как качественное преобразование одних вещей и явлений в другие, как уничтожение старого и утверждение, развитие нового. Источником развития считается внутренняя противоречивость, присущая всему миру, т.е. признается самодвижение, саморазвитие природы и общества. С точки зрения метафизического метода и в природе, и в обществе, и в духовной сфере объекты, процессы, явления существуют обособленно, без взаимной органической связи. Хотя в них и происходят определенные изменения, они не приводят к возникновению качественно нового. Источником изменений метафизики считают внешний толчок или столкновение различных предметов.

Диалектика как учение об изменчивости и развитии объективного и субъективного мира приобрела статус философского метода познания. Как рациональная методология диалектика включает в позитивное понимание всего сущего понимание его отрицания, неминуемой гибели. Такая черта диалектической философии реализуется в ее критическом (а не апологетическом) отношении ко всему, что развивается, к результатам познания и человеческой деятельности.

Что касается метафизики как метода познания, то и она является отражением определенных особенностей процесса познания: его начала, эмпиризма, поверхности, абсолютизации относительной истинности знаний, их неполноты, т.е. отражением таких характеристик бытия и его познания, которые охватываются диалектикой или составляют ее некоторые элементы. Метафизика – это исторически неизбежная философская теория развития, метод познания, занимающий определенное место в развитии философии. Пи этом следует подчеркнуть, сто вместо «доказательства» их абсолютной противоположности и полного отрицания метафизики, что было характерным для марксистской философии советского образца, следует говорить об их дополняемости, об учете возможностей обоих философских методов познания.

В процессе исторического развития философии предметом исследования стал человек в его отношении к естественному и общественному миру. Таким образом, философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, выяснение разнообразных форм отношения человека к миру. (Под общим понимают закономерную связь вещей и процессов в составе целого, в данном случае – мира).

За долгие годы своего развития философия стала весьма разветвленным знанием. Однако в этой разветвленности есть свой порядок. Для структуры философского знания характерно выделение тех сфер реальности, опираясь на которые человек может эти ориентиры выделить, обозначить и исследовать. Соответственно с этими сферами формируются и основные философские дисциплины, или основные разделы философии.

На основе осмысления природы, Вселенной возникают и формируются: онтология (греч. ontos – сущее; logos – учение) – это отдельная область философского знания, которая исследует сущность бытия мира, основы всего сущего; философия природы, или натурфилософия – разновидность онтологии, поскольку сосредоточивает внимание преимущественно на том, что такое естественное бытие и природа в целом; теория развития – философское учение об универсальных законах движения и развития природы, общества и мышления.

Философское осмысление общества и его истории приводит к формированию следующих философских дисциплин: социологии – учению о фактах социальной жизни (разных по сложности социальных систем, форм общностей, институтов, процессов); социальной философии, исследующей закономерности развития общества, связи общества и природы, общества и человеческой индивидуальности; философии истории – области философского знания, предметом которой является выявление закономерностей исторического процесса, выяснение смысла и направленности истории человечества; философии культуры, исследующей специфику становления культуры, ее сущность и значение, а также особенности и закономерности культурно-исторического прогресса, человеческого бытия, аксиологии (теории ценностей) – философскому учению о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира, т.е. о связи разных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Философское осмысление человека приводит к формированию: философской антропологии, анализирующей человека как целостную личность и стратегию ее жизнедеятельности; антропософии, претендующей на то, чтобы не просто изучить человека, но и постичь смысл его появления в мире.

И, наконец, на основе изучения и осмысления духовной жизни человека возникает целый комплекс философских наук о духовных явлениях и процессах. Сюда входят: гносеология (сегодня более широко используется термин «эпистемология»), которая исследует познавательное отношение субъекта к объекту, природу и возможности познания человеком мира и самого себя, общие предпосылки, средства и закономерности познания, критерии его истинности; логика – учение о формах мышления; этика, объектом изучения которой является мораль; эстетика, которая обосновывает закономерности художественного отображения действительности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, исследует природу искусства и его роль в развитии общества; философия религии, которая осмысливает определенную религиозную картину мира, исследует причины исторического происхождения религии, ее конфессионального разнообразия и др.; философия права, исследующая основания правовых норм, человеческую потребность в правотворчестве; история философии, которая изучает возникновение и развитие философской мысли, осмысливает перспективы ее развития.

К этому комплекту философских дисциплин иногда добавляют также философские проблемы информатики, т.е. исследование современных способов и средств познания мира.

Итак, философия – сложное, неоднородное, гетерогенное образование, в котором существует совокупность относительно самостоятельных дисциплин, коим присуща своя специфика; она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека, поэтому ее нельзя сводить к науке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.