Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Аристотеля




 

Величайшим из непосредственных учеников Платона был Аристотель. В отличие от Платона, коренного афинянина, Аристотель пришел в Афины с севера. Он родился неподалеку от столицы Македонии в г. Пеллы. Как чужеземец, он никогда не был гражданином Афин. Отец Аристотеля Никомах был врачом македонского царя. Таким образом Аристотель жил в семье, где рано проявил интерес к изучению физической природы человека, а также имел возможность обрести связи в придворных кругах. В семнадцать лет от уехал в Афины для завершения образования и поступил в Академию Платона. В ней он пробыл в течении двадцати лет – сначала как слушатель, а затем как преподаватель. После смерти Платона Аристотель покинул Афины и некоторое время спустя был приглашен воспитателем к тринадцатилетнему сыну македонского царя Филиппа Александру. Через три года, после смерти Филиппа и вступления Александра на престол, Аристотель возвращается в Афины известным человеком.

К этому времени Аристотель проделал огромную научную работу – были собраны естественнонаучные материалы, исторические источники, хотя его главные научные труды были закончены лишь в последние годы жизни.

Аристотель по примеру Платона решил открыть в Афинах собственную школу. Она расположилась недалеко от храма Аполлона Ликейского и получила название Ликей. Обучение в Ликее велось по двум программам: преподавание риторики для всех желающих и преподавание метафизики, физики, диалектики для более подготовленных.

После смерти Александра Македонского в Афинах поднимается сильное движение против македонского владычества над Грецией. Положение Аристотеля становится опасным. Он вынужден покинуть Афины. Аристотель поселился в Халкиде на острове Эвбея, но уже в следующем, 322 г. до н.э. там же умер.

В сочинениях Аристотеля охвачены по существу все отрасли современного ему философского и научного знания.

Естественное введение в свод философских и научных работ Аристотеля составляет сборник его логических трактатов. Логика, по мнению философа, есть орудие всякого научного исследования, т.к. логические связи есть отражение связей бытия. Закономерно, что после логики должно следовать учение о бытии – метафизика. Название знаменитого сочинения «Метафизика» (буквально «то, что после физики») более позднего происхождения. Это несколько трактатов, помещенных в одном из известнейших изданий после сочинения, названного «Физика». В «Метафизике» излагалось учение о началах бытия, постигаемых посредством умозрения. Впоследствии, на целых два тысячелетия, среди философов установился обычай называть «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительное исследование бытия. Начиная с Гегеля, в этой характеристике стали подчеркивать и метод – антидиалектический способ мышления.

Видное место в литературном наследии Аристотеля занимают работы по этике и политике: «Этика Никомаха», «Политика». В сочинениях «Риторика» и «Поэтика» рассматриваются вопросы ораторского искусства, эстетики, теории поэзии, театра. Большое значение в истории науки получили такие сочинения, как «Физика», «О небе», «О частях животных», «О душе».

По мнению Аристотеля, философия делится на три части:

1. теоретическую, цель, которой знание ради знания (к ней относится все естественнонаучное знание);

2. практическую, цель, которой знание ради деятельности (этика, политика);

3. Пойетическую – знание ради красоты (поэтика, риторика).

Этика и политика образуют единый комплекс «философии о человеческом». Она занимается сферой практической деятельности и поведения людей. Высшее благо человека определяется как счастье. Счастье состоит в деятельности души по осуществлению своей добродетели, которая понимается как добротность, функциональная пригодность. Чем выше добродетель, тем полнее достигаемая степень счастья. Наивысшая степень счастья достигается в занятиях философией. (Надо учесть, что под философией понимается практически вся научная деятельность).

Для осуществления своей добродетели, считает Аристотель, человеку необходимы некоторые внешние блага – здоровье, богатство, общественное положение и т.п.

Политические взгляды Аристотеля дополняют его этическую концепцию. Он сторонник теории естественного происхождения государства (подобно живым организмам). Поэтому государство не подлежит радикальному переустройству. Так, по его мнению, платоновский проект упразднения семьи и частной собственности противоречит природе человека. Поскольку, по определению Аристотеля, человек – это общественное животное, наделенное разумом, то вне государства его жизнь невозможна. Цель государства – обеспечить всем гражданам счастливую, справедливую жизнь. Этого можно достичь лишь при аристократической форме правления – правлении лучших.

При этом философ отмечает, что люди по своей природе не равны. Тот, кто не способен отвечать за свои поступки, тот раб по природе и должен подчиниться воле другого.

Вообще же состав государства, по Аристотелю, сложен. Как и всякое другое понятие, оно представляет собой нечто целое, состоит из многих составных частей. Одна из них – земледельцы, производящие продукты питания, вторая – ремесленники, третья часть – торговый класс, четвертая часть – наемные рабочие, пятая – военное сословие. Все классы имеют разное значение в жизни государства. В сущности же государство составляют два главных класса: это военное сословие и лица, занятые законодательной и управленческой деятельностью, заботящиеся об общих интересах государства. В руках этих двух классов должно быть сосредоточено и владение собственностью, а гражданами могут быть только лица, принадлежащие к этим классам.

Отвергая учение Платона о существовании двух миров – идеального и материального, Аристотель создает и отличное от платоновского учение о душе. Для Аристотеля душа – начало жизни. Существует три типа души: растительная, животная и разумная. Последняя присуща только человеку и дает ему способность к рассуждению и мышлению. Однако человеку присущ в основном лишь пассивный разум, способный только воспринимать действительность, в отличие от разума деятельного. Деятельный разум – это высший разум, вечный и неизменный. Он один способен к постижению вечного и полностью свободен от материи. Он – активное начало мира, вечный двигатель или Бог.

Если Платон считал, что идеи – идеальные сущности чувственных вещей, отделены от самих вещей, то Аристотель вместо понятия «идея» вводит понятие «форма». Форма придает смысл и порядок материальному миру. Но в противоположность Платону эти вечные формы не выносятся Аристотелем за пределы чувственного мира и не мыслятся отдельными от вещей, за исключением Бога, пребывающего вне мира.

Учение Аристотеля завершает классический период в античной философии. Упадок греческих полисов, македонское завоевание, а затем подчинение греческих городов Риму привели постепенно к новому философскому мировоззрению. Интерес философов все более отходит от социально-политической проблематики и сосредотачивается на вопросах, касающихся индивидуальной, частной жизни человека.

Идеи античной философии продолжали жить далеко за пределами того исторического времени, в которое они возникли. С различной силой в различных исторических условиях те или иные учения античности оказывали влияние на развитие философской мысли феодального и капиталистического общества. В первые века становления феодализма и до конца XII в. в странах Западной Европы связь с античностью в области философии выражалась в основном в переработке идей Платона. С конца XII и начала XIII в. усиливается влияние Аристотеля, сочинений которого в Европе до этого времени практически не знали, хотя в странах арабской культуры Аристотель и в тот период был признан мудрейшим учителем философии и наук. И только в XII в. сочинения Аристотеля появляются на латыни – языке западноевропейской науки того времени. В итоге авторитет Аристотеля как ученого мирового масштаба был восстановлен.

Эпоха Возрождения, а затем XYII век и философия Просвещения с новой силой возродили всю глубину и значимость философии античности, причем не только в лице Платона и Аристотеля, но и в лице материалистов-атомистов. И немецкая классическая философия, и марксизм также корнями уходят в учения античности. Не избежала этого влияния и философия XX века, представленная самыми разнообразными школами и направлениями.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.