КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и функции налогов
Тема 7. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ СВЯЗИ
С момента возникновения государства налоги являются важнейшим и необходимым звеном финансово-экономических отношений между субъектами хозяйствования и государством. Исторически первыми формами налогов были жертвоприношения и дань с побежденных. Первоначально налоги носили временный характер и лишь в эпоху Нового времени стали постоянным источником государственных доходов. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. И, наконец, третий, современный этап – государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, потому что правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности. В Законе Республики Беларусь от 20 декабря 1991 года №1322-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» дается следующее определение налогов: «Под налогами и сборами, взимаемыми в доход Республики Беларусь, понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законом размерах». Из понятия и сути данной экономической категории вытекают и основные характеристики налога: - принудительность – налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства; - обязательность – уплата налога является обязанностью, а не желанием плательщиков; - безвозмездность – в обмен на уплату налога его плательщики непосредственно не получают товары или услуги; - обезличенность – налог не закреплен за конкретным видом расходов; - законодательная определенность – налог уплачивается в порядке и на условиях, заранее определенных законодательными актами.
В экономической системе налоги выполняют следующие основные функции: - фискальная; - регулирующая. Фискальная функция состоит в аккумуляции средств в государственном бюджете для последующего финансирования государственных расходов. Фискальная функция (от лат. «fiscus» - государственная казна) вытекает из самой сущности налога, который, как было отмечено выше, представляет собой обязательный и безвозвратный платеж, производимый в доход государства. Во всех странах налоги выполняют, прежде всего, фискальную функцию. Эта функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сущности и назначения налогов и задавала нейтральный характер налоговой системы, отвечающий принципу невмешательства государства в экономическую жизнь общества. С развитием экономической системы возникла необходимость определенного корректирующего воздействия государства на процессы воспроизводства, платежный спрос населения, размещение капиталов, что породило регулирующую функцию налогов. Регулирующая функция налогов осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и потребление, на расширение или сокращение платежеспособного спроса населения.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |