КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как ориентироваться
Отключение внутреннего проговаривания Определение скорости чтения
Кемеровские исследователи В.Ф.Вормсбехер и В.А.Кабин считают, что эффективность чтения сдерживают следующие факторы: внутреннее проговаривание, малое поле восприятия графической информации, неузнавание слов, возвраты к прочитанному (регрессии), неустойчивое внимание и плохая память [45; 22]. Отсюда тренировки должны быть направлены на: 1) отключение внутреннего проговаривания; 2) расширение поля зрения; 3) приобретение навыка мгновенно схватывать графическую информацию; 4) избавление от регрессий; 5) улучшение внимания и развитие памяти. Рассмотрим возможные пути достижения этих целей.
Зачем это нужно? За долгие годы учебы в школе у нас вырабатывается привычка комплексного восприятия графической информации: мы видим слово, произносим его и воспринимаем на слух. При этом импульсы в мозг посылают сразу три рецептора: зрительный, речедвигательный и слуховой. В 1 классе это улучшает восприятие, способствует развитию речи и более грамотному письму, но потом превращается в тормоз. Дело в том, что пропускная способность зрительного канала на несколько порядков выше, чем слухового. Привычка к синхронному чтению вынуждает зрение приспосабливаться к более низкому темпу работы речедвигательного и слухового анализаторов, в результате скорость чтения не превышает 150 слов в минуту. Получается, что мы читаем как бы ушами. Вместе с тем исследования показывают, что для понимания и запоминания графической информации, ее достаточно только видеть. Вот почему для увеличения темпа чтения нужно разрушить выполнивший свои задачи и оказавшийся ненужным стереотип. Сделать это не просто, но все-таки возможно и практика убеждает, что усилия стоят того: отключив внутреннее проговаривание, мы начинаем читать в 2-3 раза быстрее! Хорошие результаты дает сочетание нескольких приемов. Среди них: чтение в заданном повышенном темпе, поиск информации в сжатые сроки, чтение с одновременным подсчетом слов, сдерживание микродвижений языка, губ и голосовых связок. Вот примерные упражнения, которые позволяют отключить внутреннее проговаривание.
Упражнение 1. Прочитайте текст 1 за 25 секунд, распределив это время на две колонки. Будьте очень внимательны, постарайтесь запомнить все детали инструкции. Текст 1 (90 слов).
Осмыслите прочитанное, затем перескажите инструкцию как можно более подробно. Объясните это с часами в руках своему товарищу. Каждый день подбирайте короткие газетные сообщения и прочитывайте их со скоростью 200 слов в минуту, выделяя главные мысли. Затрачивайте на это не более 2-3 минут.
Упражнение 2. Прочитайте за 45 секунд текст 2. Постарайтесь запомнить главную информацию.
Текст 2 (144 слова).
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |