Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как ориентироваться




Отключение внутреннего проговаривания

Определение скорости чтения

 

Время (мин., сек.) Скорость (слов в мин.)
2.00 1.45 1.30 1.15 1.00 0.55 0.50 0.45 0.40 0.35 0.30 0.25 0.20  

 

Кемеровские исследователи В.Ф.Вормсбехер и В.А.Кабин считают, что эффективность чтения сдерживают следующие факторы: внутреннее проговаривание, малое поле восприятия графической информации, неузнавание слов, возвраты к прочитанному (регрессии), неустойчивое внимание и плохая память [45; 22]. Отсюда тренировки должны быть направлены на:

1) отключение внутреннего проговаривания;

2) расширение поля зрения;

3) приобретение навыка мгновенно схватывать графическую информацию;

4) избавление от регрессий;

5) улучшение внимания и развитие памяти.

Рассмотрим возможные пути достижения этих целей.

 

Зачем это нужно?

За долгие годы учебы в школе у нас вырабатывается привычка комплексного восприятия графической информации: мы видим слово, произносим его и воспринимаем на слух. При этом импульсы в мозг посылают сразу три рецептора: зрительный, речедвигательный и слуховой. В 1 классе это улучшает восприятие, способствует развитию речи и более грамотному письму, но потом превращается в тормоз. Дело в том, что пропускная способность зрительного канала на несколько порядков выше, чем слухового. Привычка к синхронному чтению вынуждает зрение приспосабливаться к более низкому темпу работы речедвигательного и слухового анализаторов, в результате скорость чтения не превышает 150 слов в минуту. Получается, что мы читаем как бы ушами.

Вместе с тем исследования показывают, что для понимания и запоминания графической информации, ее достаточно только видеть. Вот почему для увеличения темпа чтения нужно разрушить выполнивший свои задачи и оказавшийся ненужным стереотип. Сделать это не просто, но все-таки возможно и практика убеждает, что усилия стоят того: отключив внутреннее проговаривание, мы начинаем читать в 2-3 раза быстрее!

Хорошие результаты дает сочетание нескольких приемов. Среди них: чтение в заданном повышенном темпе, поиск информации в сжатые сроки, чтение с одновременным подсчетом слов, сдерживание микродвижений языка, губ и голосовых связок. Вот примерные упражнения, которые позволяют отключить внутреннее проговаривание.

 

Упражнение 1. Прочитайте текст 1 за 25 секунд, распределив это время на две колонки. Будьте очень внимательны, постарайтесь запомнить все детали инструкции.

Текст 1 (90 слов).

 

Вы в незнакомом лесу заблудились, и нет ни карты, ни компаса. Как в таком случае поступить? Стороны горизонта можно определить по положению солнца, звезд и луны. А если небо покрыто тучами, облаками? Могут вам помочь и часы. Для этого держите часы в горизонтальном положении, направляйте часовой стрелкой на солнце (оно наверняка   где-то проглядывает). Линия, проходящая из центра часов через середину угла, образованного часовой стрелкой, и направлением на цифру 12 циферблата, укажет, где находится север-юг. При этом до 12 часов юг будет направо от солнца, а после 12 часов - влево.    

 

Осмыслите прочитанное, затем перескажите инструкцию как можно более подробно. Объясните это с часами в руках своему товарищу.

Каждый день подбирайте короткие газетные сообщения и прочитывайте их со скоростью 200 слов в минуту, выделяя главные мысли. Затрачивайте на это не более 2-3 минут.

 

Упражнение 2. Прочитайте за 45 секунд текст 2. Постарайтесь запомнить главную информацию.

 

Текст 2 (144 слова).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.