Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опросный лист 2




Критерии степени влияния факторов на отношение

студентов к учению

 

Группы Факторов   Ф а к т о р ы Критерии
Проф. становления Познавательные Личностные
Сильно положительно действующие факторы Произв. практ. Семин. и практич. занятия Экзам. сессия Индивидуальная и самост. работа Стипендия 4,75 4,70   4,00   4,75 2,75 3,75 4,35   4,50   3,00 1,50 4,50 3,75   3,75   4,50 4,75
Слабо положительно или отрицательно действующие факторы Коллектив уч. группы Актив уч. группы Куратор Поощрения Взыскания   2,25   2,00 2,00 1,00 1,25   1,25   1,75 2,50 1,25 1,00   3,00   2,25 1,75 2,75 2,25

 

 

Инструкция. Внимательно прочитай список мотивов учебной деятельности, допиши недостающие и проранжируй полученный перечень мотивов в порядке их действенности, поставив на первое место самый сильный из мотивов, на второе - самый сильный из оставшихся и т.д. Ранжируя мотивы, полагайся не на отвлеченные соображения, а на собственные побуждения.

Итак, почему ты учишься?

 

 

Мотивы учебной деятельности Ранговое место мотива
Это мой долг Хочу получить полные и глубокие знания Лучше учиться, чем идти в армию или работать Нравится получать хорошие отметки Хочу стать хорошим специалистом Чтобы избежать нареканий Не хочу быть хуже других Этого хотят родители Нравится быть студентом Нужен диплом о высшем образовании Все учатся и я тоже Просто интересно  

 

Далее, как обычно, составлялись сводные таблицы. Полученные данные суммировались и находился модальный ряд. Приводим его в готовом виде:

1. Хочу стать хорошим специалистом.

2. Хочу получить полные и глубокие знания.

3. Это мой долг.

4. Просто интересно.

5. Нравится быть студентом.

6. Не хочу быть хуже других.

7. Лучше учиться, чем идти в армию или работать.

8. Нужен диплом о высшем образовании.

9. Нравится получать хорошие отметки.

10. Этого хотели родители.

11. Все учатся и я тоже.

12. Чтобы избежать нареканий.

 

Как показали исследования, со временем факторная структура мотивов учебной деятельности студентов мало меняется, несмотря на глубокие социальные изменения в обществе и выбираемые студентами професии. В подтверждение приведем данные исследования мотивов учебной деятельности студентов-психологов, полученные нами совсем недавно.

 

Под мотивацией мы понимали совокупность факторов (мотивов), побуждающих, направляющих и поддерживающих активность.

В свое время К.Д.Ушинский говорил, что учитель, который не задумывается над мотивами поведения школьников, сам не ведает, что творит. Думается, преподаватель вуза, не знающий мотивов учебной деятельности студентов, поступает не лучше, потому мы стараемся делать это регулярно.

При изучении мотивации, как правило, встают два вопроса:

1) феноменологический - что относить к мотивам, побуждающим данную деятельность;

2) гносеологический - как изучать эти мотивы.

В поиске ответов на первый вопрос мы ежегодно в течение ряда лет задавали студентам первого курса один и тот же вопрос: «Что привело тебя сюда, почему ты учишься?». В результате получен перечень, состоящий из 25 утверждений, которые, на наш взгляд, достаточно представляют учебную мотивацию студентов-психологов. Основанием для такого заключения послужил тот факт, что последние два года студенты не смогли добавить в предложенный им список мотивов (см. ниже) ничего нового.

Мотивы учебной деятельности студентов-психологов

1. Лучше учиться, чем идти в армию или работать.

2. Этого хотели родители.

3. Нужен диплом о высшем образовании.

4. Хочу стать хорошим специалистом.

5. Университет – это престижно.

6. Учиться интересно.

7. Нравится быть студентом.

8. Хочу получить полные и глубокие знания.

9. Не хочу быть хуже других.

10. Все учатся, и я тоже.

11. Нравится психология как наука.

12. Чтобы лучше понимать себя и других.

13. Чтобы помогать людям решать их психологические проблемы.

14. Это поможет мне решить некоторые свои личные проблемы.

15. Я чувствую себя наиболее пригодным именно для этой профессии.

16. Учусь потому, что психология востребована в обществе.

17. Знание психологии поможет мне лучше адаптироваться в социуме.

18. Больше всего меня привлекают тайны человеческой психики.

19. Эта профессия позволит мне зарабатывать на хлеб насущный.

20. Чтобы понравиться своему парню (девушке).

21. Это поднимает самооценку и позволяет быть довольным собой.

22. Иметь высшее образование - у нас это семейная традиция.

23. Учусь, чтобы потом не было стыдно перед своими детьми.

24. Хочу стать грамотным, культурным человеком.

25. Психология позволит мне быстрее состояться в другой профессии.

Для изучения степени выраженности данных мотивов применялись процедуры ранжирования и шкалирования. В первом случае каждый испытуемый, ориентируясь только на собственный опыт, должен был расположить мотивы по мере убывания их действенности, во втором - оценить их участие в формировании собственной учебной мотивации по десятибалльной шкале. По результатам индивидуального ранжирования построен модальный ряд, отражающий состояние учебной мотивации всех студентов-психологов, принявших участие в исследовании. Ниже рядом с порядковым местом, которое занял тот или иной мотив, в скобках указан его номер из приведенного ранее перечня:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.