КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть III Готическая эпоха
Таким образом, искусство романского стиля прошло в своем развитии длинный путь и сформировал общие черты: ясность плана и композиции, внушительная монолитность, ощущение подлинного величия и силы. В очертаниях форм преобладают простые вертикальные и горизонтальные линии, а также полуциркульные арки, особенно характерные для романского стиля. Прикладное искусство От романского времени остались прекрасные образцы прикладного искусства: XI в. - 70-метровый настенный ковер из Байе (при ширине 50 см), который связывают с именем жены Вильгельма Завоевателя, английской королевы Матильды. На нем вышиты цветной шерстью основные эпизоды завоевания Англии норманнами. Повествование медлительное, подробнейшее, занимательное, причудливое и правдивое. Тут и приготовления к походу, и сцены боев, корабли, воины. Этот ковер по стилю и назначению близок к монументальной живописи и служил для украшения церкви (2/2 XI в., Байе, Епископский дворец). Малочисленность романских произведений светской тематики придает этому ковру особую ценность. Сцены изобилуют остро схваченным движением и множеством исторически верно переданных деталей (одеяния, вооружение, форма кораблей и т.п.). Столь же неподвижна и фигура-светильник из бронзы, т.н. «Вольфрам» (1160 г.). Голова и поднятые руки фигуры образуют как бы тройной канделябр. Фигура символична – она поставлена на подножие в виде тел драконов, на спинах которых сидят символы пороков – и т.о. знаменует торжество света христианской истины над силами зла. Введение Художественным выражением духа средневековья, вершиной его культуры стала готика. Термины «готический», «готика» - очень условны. Возник этот термин в эпоху Возрождения, когда наивно полагали, что стрельчатая форма арки средневековой архитектуры произошел от формы шатров древних готов, которые, якобы, для создания жилища просто связывали кроны растущих поблизости деревьев. В большинстве европейских стран расцвет готики приходится на XIII-XV вв. период классического и позднего средневековья. Так как по времени этот стиль приходится на упадок, закат средневековья, то в готике мы находим все проявления разочарования и неудовлетворенности. Характерным для этого времени является быстрый рост и процветание городов. Поэтому в искусстве готики сильны черты слагающейся культуры бюргерства, усиление рационализма и реализма. Готика появилась на свет, когда в борьбе с феодалами городские коммуны стали ощущать свою силу и самостоятельность. И прекратила свое существование, когда города утратили свои привилегии и независимость. Именно потому, что готические храмы возводили городские, а не монастырские мастера, на деньги горожан и для их нужд, новый стиль просуществовал почти три столетия. А так как города – эти большие торговые и ремесленные центры – существовали в каждом государстве, то и готический стиль очень быстро стал повсеместным. Соборы были гордостью городов, и помимо своего прямого религиозного назначения, использовались в светских целях – они служили средоточием общественной жизни. В городском соборе совершались не только богослужения, в нем читались университетские лекции, разыгрывались театральные представления (мистерии) и подчас даже заседал парламент. Переход строительной инициативы от монастырей к городам имел еще одно существенное последствие. В романскую пору церковное строительство осуществлялось преимущественно монашескими артелями, работавшими при монастыре и только на него. В готическую пору строительным делом завладели ремесленники-миряне, объединенные в профессиональные артели, часто не связанные с определенным городом и выезжавшие туда, где намечалась большая стройка. Это содействовало распространению новой, готической архитектуры. Первоначально этот стиль использовался только в архитектурных ансамблях, но позже, он получил широкую популярность и проник во все направления культуры. Сейчас известны и готическое письмо, и готическая одежда, готические прически, и т. д. Говоря о периодизации готики, следует отметить, что во Франции, где она зародилась, она продержалась более трех столетий: 2/2 XII и ¼ XIII вв. – ранняя готика, особая строгость форм с 20-х гг. до к. XIII в. – зрелая, или высокая готика XIV-XV вв. – поздняя готика, сначала радостно сияющая своей декоративностью, и потому иногда называемая «лучистой», а затем «пламенеющая» готика. Длительность таких же периодов была далеко не одинакова в разных странах.
Очерк I. Университеты и наука На доводы от авторитета не знаю как отвечать, иначе как отрицая авторитеты. (Буридан) Система образования Во второй половине XI века начинается подъем в духовной жизни западноевропейского общества, происходивший неравномерно в разных странах. Вплоть до конца XIII в. лидером культурной жизни Западной Европы становится Франция. Этот подъем был бы невозможен без улучшения системы образования, накопления знаний. Получают развитие зародившиеся в каролингскую эпоху приходские (элементарные) школы, в городских центрах возникают кафедральные школы при центральных соборах, в епископских резиденциях. Они стали постепенно ориентироваться на подготовку не только ученых клириков, но и кадров для светской администрации, что предполагало расширение преподавания мирских наук. С начала XIII в. возникают и нецерковные школы, возглавляемые магистрами (учителями). На рубеже XI-XII вв. ряд школ становится особенно авторитетными. Учащиеся направляются в Мец, если хотят научиться музыке, в Камбре – чтобы овладеть основами математики, в Тур или Салерно – чтобы познать тонкости медицины. Пользуются известностью школы в Реймсе, Лане, Орлеане, Пуатье (Франция), в Утрехте (Германия), Кентербери (Англия) и др. Учащиеся теперь часто стремятся не просто в школу, но к определенному учителю, как например, к Фульберту Шартрскому, с уст которого падали «как капли меда, золотые слова». Совершенствование производства в XIV-XV вв. обусловило рост потребности в образованных людях в Европе, и привело к дальнейшему распространению и совершенствованию системы образования. В городах увеличивалось число школ, где преподавание велось на родном языке. В них принимали детей с семи-восьми летнего возраста. Были созданы специальные школы для девочек. В XIII в. развивалась система образования: кафедральные школы в крупнейших интеллектуальных центрах превратились во всеобщие школы, а затем - университеты (от лат. совокупность, общность). Университеты были объединениями преподавателей, или преподавателей и учеников. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов. Официальным моментом возникновения того или иного университета можно считать утверждение его папой или императором. Первая хартия Парижского университета относится к 1200 году. Университет обладал юридической, административной, материальной автономией, которые даровались ему специальными документами государя или папы. Внешне университет был независим, но вся внутренняя жизнь была строго регламентирована и подчинена жесткой дисциплине. Университет подразделялся на специальные подразделения - факультеты (способность). Младшим факультетом, обязательным для всех студентов, был артистический, на котором в полном объеме изучались семь свободных искусств. Затем шли юридический, медицинский, богословский (последний существовал не во всех университетах). Крупнейшим университетом был Парижский, названный по имени его основателя Сорбонной. Студенты университета объединялись в землячества - провинции и нации. Каждая нация избирала прокуратора, а вместе с преподавателями университета - главу университета - ректора. Преподаватели университета избирали деканов. Университеты получали право присуждения ученых степеней и выдачи разрешений на преподавание, что было раньше привилегией архиепископа, епископа или церковных чиновников. Обучение в университетах носило отвлеченный абстрактно-логический характер. Преподавание велось на латыни, что содействовало развитию интернационализма в университетах. Основные формы учебного процесса - лекция и диспут. Именно от средневековья ведет свое начало лекционная система, установившаяся в связи с недостаточным количеством книг. Студенты должны были записывать лекции, потом эти лекции прорабатывались на диспутах. На диспутах велись споры, начинавшиеся с так называемого тезиса – постановки проблемы, который предлагался преподавателем, а затем обсуждался студентами, причем между спорящими сторонами ставилась иногда перегородка, т.к. дискуссия на подобном практическом занятии часто переходила в потасовку. Очень часто преподавание в университетах велось не в аудиториях, т.к. не студенты приходили к профессорам, а профессора приходили к студентам в их общежития. Университет постепенно обрастал целым рядом студенческих общежитий или коллегий, которые основывались на средства благотворителей или городов. В коллегии беднейшие студенты получали квартиру и стол, а затем туда переносили нередко свои лекции и преподаватели. Так, знаменитая Сорбонна, центр Парижского университета, была, собственно говоря, общежитием для студентов-богословов. Университеты быстро распространились по всей Европе, причем одним из способов их распространения были переселения университетов. Переселения были частыми, т.к. университеты находились в постоянных конфликтах с местными властями. Конфликты эти происходили, главным образом, по вопросам юрисдикции: часто возникал вопрос, имеет ли право университет сам судить своих студентов, или это право должно принадлежать церкви либо городскому суду. Отношения города с университетом и, особенно, со студентами были сложными. С одной стороны студенты для города представляли существенную статью дохода, но, в то же время, студенты были крайне беспокойным элементом. Столкновения между студентами и горожанами вели к частым побоищам, в которые приходилось вмешиваться городским судьям. Иногда дело доходило до настоящих студенческих погромов. Бывали случаи, когда университет в результате конфликта с городом в полном составе переходил в другой, более гостеприимный город, что нередко приводило к возникновению новых университетов. Так, Оксфордский университет в Англии возник в XIII в. благодаря тому, что Парижский университет, забастовал и ряд профессоров и студентов переехали в Англию и обосновались в Оксфорде. Но, не поладив с местными властями, часть переселенцев перебралась из Оксфорда в Кембридж. Таким образом, и в Кембридже, и в Оксфорде были образованы университеты. В борьбе королей с папами университеты приняли сторону королей, государства, за что поплатились своей автономией, подчинившись государству. Постепенно университеты установили монополию на образование, контролируя все школы города, округи и даже области. Но все же значение университетов для культурного развития Европы было очень велико. До их появления в Европе отсутствовала ступенчатая система образования: ее создали университеты, где были собраны магистры различного уровня учености. Университеты ускорили процесс становления светской интеллигенции. Университеты стали местом встреч ученых и студентов разных стран и центрами обмена прогрессивных идей. История университетов XIV-XV вв. отмечена борьбой передовой общественной мысли с официальной церковной идеологией. Там, где побеждали прогрессивные силы и университетам удавалось освободиться от папского влияния, начинали развиваться экспериментальные знания, прокладывая путь зарождавшейся науке. Опытное знание и наука в средние века. В XIII в. зародился интерес к опытному знанию в Западной Европе. Существовавшее до этого времени умозрительное знание перестало удовлетворять общество. Философское понимание мироустройства не отвечало задачам и целям государства, населения. Жизнь требовала не иллюзорных, а практических знаний. Уже начиная с XII в. накапливались технические изобретения, расширялись познания в медицине, химии и других науках. В период крестовых походов европейцы многое позаимствовали на Востоке. Вошли в научный оборот естественнонаучные сочинения античных авторов, арабских ученых (Аверроэса, Авиценны, Аль-Кинди и др.). Наметился прогресс в области механико-математических знаний, которые применялись на практике. Это сказалось на развитии инженерного дела, строительной практики, торговли и финансовой системы. Развивалось «описательное естествознание». Создавались многочисленные бестиарии (книги о животных), лапидарии (книги о камнях), физиологии и пр. Роджера Бэкона Наиболее ярким примером интереса к естественным наукам является деятельность Роджера Бэкона (1214-1294), крупнейшего ученого средних веков. Его жизнь была полна лишений и превратностей: его преследовала церковь, он несколько раз сидел в тюрьме. Начав с ультрасхоластичеких положений, в конечном счете он пришел к исследованию природы, к отрицанию авторитета, отдавая предпочтение опыту. Особое значение он придавал математике. Бэкон достиг существенных результатов в оптике, физике, химии. За ним укрепилась прочная репутация мага и волшебника. О нем рассказывали чудесные истории, утверждали, что он создал говорящую медную голову (первого робота), выдвинул идею воздвижения моста путем сгущения воздуха, обвиняли в создания самодвижущихся судов, колесниц, летательных аппаратов и аппаратов передвигающихся по дну моря. Продолжателями дела Роджера Бекона стали Уильям Оккам, и его ученики Николай Отрекур, Буридан и Николай Орезмский (Орем), которые немало сделали для дальнейшего развития физики, механики, астраномии. Уильям Оккама (1300-1350) высказывал интересные идеи о вечности движения и времени. Так, он считал, что вселенная однородна и бесконечна и изучить ее можно с помощью опыта. Правда, Оккам ограничил средства познания знаками «терминами», поэтому ее учение называют «терминизмом». Николай Отрекур (ок.1300-1350) был близок к атомистической теории. Буридан (ок.1350-ок.1358) разрабатывал идеи движения брошенных тел и возможности беспредельного неподвижного пространства Николай Орезмский (Орем) Наиболее прославленным ученым стал Орем (ок.1320-1382). Он достиг огромных результатов почти во всех науках. В физике он изучал вращение небесных тел, подверг критике теорию Аристотеля о вращении Неба, предполагая, что скорее земля вращается, чем небо, основал идею применения географических координат, приблизился к открытию закона о «притяжении земли». В математике, он впервые стал использовать степени с дробными показателями и фактически вплотную подошел к идее логарифмов. Разделил октаву на 12 равных тонов, создал, таким образом, равномерно темперированную музыкальную шкалу. В трактате «О происхождении, сущности и обращении денег» он рассматривает и объясняет причины инфляции. Медицина Значительных успехов достигла медицина. Хотя по-прежнему главными авторитетами оставались работы античных и арабских врачей, средневековыми врачами был накоплен большой собственный опыт. Борьба с церковью за право анатомирования трупов частично увенчалась успехом: в 1376 г. медицинский факультет в Монпелье получил разрешение на анатомирование одного трупа в год. Следом подобные права получили и другие университеты. Это способствовало более углубленному изучению анатомии. Создавались первые анатомические атласы, усложнились хирургические операции, большое внимание стало уделяться санитарному состоянию городов и личной гигиене. Больших успехов в медицине достигли в Сицилийском королевстве, где процветали различные науки и искусства, переводились арабские авторы. В школе в Салерно, Арнольдом да Виллановом был издан учебник «Салернский кодекс», там давались разнообразные наставления по поддержанию здоровья, описание лечебных свойств различных растений и язов и противоядий. Успешно развивалась фармакология, составляются описания ядов и противоядий, трав и пр. Делались различные попытки применить данные алхимии в медицине. Развитие медицины все более освобождалось от церковной опеки, но сдерживалось ее связью с алхимией, астрологией, черной магией, которые распространились в условиях духовного кризиса XIV-XV вв. Химия Алхимики, постоянно занятые поисками «философского камня», способного превратить недрагоценные металлы в золото, попутно сделали несколько открытий. Прежде всего, они изучили свойства разнообразных веществ, многочисленные способы воздействия на них, получали различные сплавы, химические соединения, кислоты, минеральные краски, усовершенствовали аппаратуру для постановки опытов (химические печи, аппараты для фильтрации и др.) Это создало условия для дальнейшего использования достижений и в химии и в других науках, в том числе и в медицине. В частности, уже в XVI в. практикующий врач Парацельс в качестве нового «слова» в медицинской практики стал использовать лекарства, в основе которых лежало использование неорганических соединений. Юриспруденция В XIV-XV вв. активизировалась деятельность ученых-юристов (глоссаторов и постглоссаторов), связанных со знаменитой Болонской школой права. В XIV в. была основана ее специальная испанская коллегия. Определенное влияние на юридическую науку того времени оказало и то, что в Гранаде, Кордове и других мусульманских городах Андалусии давно существовали активно действовавшие школы права. География В XIV-XV вв. новых успехов достигла география. Наряду с изобилующими фантастическими измышлениями - описаниями дальних стран, где живут невиданные человекообразные существа и необычные животные, растут диковинные растения, в т.ч. и древо жизни, дающее плоды бессмертия, в XIV-XV вв. появляются книги, авторы которых очевидцы - стремятся к правдивому рассказу об увиденном. Благодаря усовершенствованию астрономических инструментов и компаса создались благоприятные условия для дальних путешествий, расширивших представления европейцев о мире. Есть сведения, что в XIV в. в Северной Америке, в верховьях Миссисипи побывала экспедиция скандинавов, разыскивающая исчезнувших жителей западного поселения в Гренландии. Еще в XIII в. братья Вивальди из Генуи попытались обогнуть Западноафриканское побережье. Венецианец Марко Поло совершил многолетнее путешествие в Китай и Центральную Азию. Книга, в которой он описал свое путешествие много раз переписывалась и переводилась на различные языки. В XIV - XV совершенствуются карты, составляются географические атласы. Книжное дело С развитием университетов и распространением образования в Европе XIV-XV вв. тесно связан расцвет книжного дела. С этого времени в производстве книг начинает широко применяться бумага. Процесс изготовления книги упрощается и унифицируется. Была разработана система сокращений, позволяющая ускорить переписку книг. Некоторые механические приемы копирования книжных текстов применялись в Европе уже в XIV в. Но подлинным переворотом в изготовлении книг стало изобретение в Германии книгопечатания Иоганном Гутенбергом ок. 1445 г. Оно знаменовало собой «вторжение техники в область духа». Книга значительно удешевилась, что способствовало быстрому распространению новых знаний. В XIV –XV вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан. Таким образом, школы, университеты, книги стали способствовать распространению грамотности, ускоряли культурное развитие Европы в XIV-XV вв.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |