Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура




Очерк V. Искусство

Архитектура – это музыка в пространстве,

как бы застывшая музыка

Фридрих Шеллинг

В эпоху средневековья, основной сферой применения искусства стала религия. Именно в церкви сосредоточились лучшие произведения искусства. В искусстве в этот период можно выделить несколько направлений: архитектура, живопись, скульптура, книжная миниатюра, прикладное искусство.

Храмы

Церковная архитектура была подчинена потребностям верующих и несла на себе отпечаток религиозных представлений населения. В основе романской церкви лежал план древнехристианской базилики. Внутри храм с запада на восток колоннами делился на три части – нефы. Традиционно храмы были каменные, со сводчатыми перекрытиями, простые и строгие. У них мощные стены, это по существу храмы-крепости. От римских базилик романские храмы были отделены несколькими веками, и поэтому претерпели некоторые изменения. Новаторства было связаны как с изменениями в самом богослужении, так и с изменениями в обществе.

Во-первых, церковные службы приобретали всё большую пышность и театральность, увеличивалось число служителей и певчих, принимавших в них участие. Обычно они находились на площадке перед алтаремхоре, итеперь возникла необходимость увеличить пространство в этой части храма - появился на свет поперечный нефтрансепт. Храм в плане стал напоминать крест. Со временем, увеличение хоры и алтаря немного поднимало эту часть церкви над уровнем корабля, так что под ним в виде нижнего этажа остается место для подземной церкви - крипты. Там среди леса колонн хоронили епископов и знатных лиц, достаточно часто хранили священные реликвии.

Для того, чтобы подчеркнуть центр базилики и придать новой форме храма композиционную красоту, на перекрестии центрального нефа и трансепта стали сооружать башню с высокой пирамидальной крышей. Потом оказалось, что необходимо вторая башня, так как в средневековье отсутствовали часы, течение времени в городе определяла церковь. Колокольный звон оповещал когда начинать, а когда заканчивать молитвы. А колокола требовали отдельного строения – башни. Вслед за второй родилась на свет и третья башня, с которой можно было заметить приближение врага. Потом уже появились и другие башни. Их могло быть и шесть, и семь, и девять. Но их сооружали для внешней красоты и величия всего строения.

Против восточной хоры пристраиваются на западной стороне вторые хоры. Это связано с тем, что одновременно в храме присутствовали сотни и тысячи людей, и слова молитвы могли быть не слышны в задних рядах. Поэтому и строили западную апсиду с алтарем – это особенность немецких романских соборов.

Другим отличаем романского храма от древнехристианской церкви стал притвор - нартекс - место у входа, в ранних храмах там обычно находились желающие послушать молитву, но не принявшие крещение. Со временем, когда крещение стало обязательным сразу после рождения ребенка и нартекс стал пустовать, поэтому за ненадобностью он уменьшился в своих размерах и слился с постройкой. Однако, с появлением второй апсиды роль нартекса опять изменилась, он раздался вширь и превратился в трансепт, где свободно стали размещаться монахи и певчие во время службы у второго алтаря.

В романском храме были и заимствования, в частности от римлян европейцы взяли арка. Этот элемент стал любимым украшением. Арками украшали, как фасад, так и интерьер в нее даже играли, например одна арка охватывала другую или даже несколько маленьких.

Конечно, в каждой стране имелись свои особенности. Так во Франции сложилось несколько школ, но в основном распространение получили трех-нефные базилики, также т.н. паломнические церкви с хорой, окружённой обходной галереей, являющийся как бы продолжением боковых нефов – т.н. деамбулаторий, по которому можно обойти вокруг главного алтаря. Такое устройство было вызвано увеличением числа паломников. Яркими примерами являются: церковь Сен-Серен в Тулузе, монастырский комплекс Клюни и др.

Для Германии характерны некоторые иные особенности. Во внешнем облике германских базилик большую роль играют башни фасадов и средокрестья, составляющие неотделимую часть архитектурного массива.

Шедеврами германкой романской архитектуры считаются собор в Майнце, Шпаере и Вормсе. Собор в Майнце, имеет интересную историю создания. Строительство началось в 978 г. по инициативе епископа Виллигиса (учителя Оттона II, а затем – канцлера при малолетнем Оттоне III). Он строился тридцать один год, и накануне дня освящения ночью собор сгорел. Однако архиепископ не пал духом, и через несколько дней мастера, не успев разъехаться, начали строительство заново. Виллигис не дожил до завершения работ, умер в 1011 г., а собор закончили в 1037. В 1081 г. очередной пожар уничтожил величественное здание. И вновь началось строительство. В 1136 г. собор вновь отстроен, а в 1137 г. – вновь пожар. Потом еще один, в 1186 г. От постройки Виллигиса остались только камни в фундаменте, но первоначального плана придерживались все строители. Поэтому собор в Майнце принадлежит к числу самых величественных и монументальных храмов романского стиля. Он огромный (на пятнадцать тысяч человек), имеет шесть башен, сложен из темно-красного песчаника, является духовным, общественным и географическим центром земель.

В архитектуре Испании, особенно в Каталонии, долго сохраняется восходящий к раннехристианской традиции тип базилики с деревянным перекрытием и отдельно стоящей башней. Самым величественным храмом романского периода на Пиренеях является храм святого апостола Иакова, по-испански – Сант-Яго, в городке Сант-Яго-де-Компостела, считающегося покровителем Испании (подобно Андрею Первозванному, считающемуся покровителем Руси). Этот храм повторяет тип французских церквей на путях паломничества.

Замечательны памятники итальянского романского искусства. Итальянские храмы приземисты. Башни не играют в массиве здания никакой роли. Часто встречающиеся колокольни расположены, как правило, несколько отступя от церкви. Верностью старинным традициям обусловлено и распространение баптистериев. Они воздвигались рядом с большими соборами в виде отдельных построек центрического типа.

Среди прославленных романских храмов Северной Италии (Ломбардия) следует выделить церковь Сант-Амброджо в Милане, возведенную на месте раннехристианской базилики VI в. Перед его фасадом сохранился обнесенный галереями двор – атрий, прорезанный мощной аркадой.

Особенно знаменит архитектурный ансамбль – собор, баптистерий и знаменитая падающая башня в Пизе. Весь комплекс эффектно расположен на зеленом ковре травы неподалеку от Тирренского моря. Постройки достаточно величественны, даже грандиозны, но в тоже время легки и изящны. Это достигается рядами декоративных аркад (расположенные в рад арки), с тонкими беломраморными колонками. Поверхность стен облицована внутри белым и черным мрамором. Шесть ярусов таких же аркад обвивают стоящую в непосредственной близости от собора падающую башню, получившую свое название из-за сильно выраженного наклона (отклонение от вертикали на 4,5 м).

Светская архитектура

В светской архитектуре романского стиля сохраняется та же монументальность и основательность. В основном она проявлялась в строительстве замков, в этот период Западная Европа почти сплошь покрывается замками, с XI века они почти всегда каменные. Из архитектурных памятников к этому периоду относятся во Франции римская цитадель Каркасонна (Лангедок, XI-XII вв.), в Германии императорские дворцы. В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений в Авиле, (1088—91).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.