Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Очерк I.Образование и наука




Итак, в результате сложнейшего синтеза средневековой культуре удалось сформировать черты, которые пронизывают творчество той эпохи и отличают ее от всех других: это универсализм, символизм и корпоративизм.

 

Меж камней, бывших кесарских палат,

Под робкий свет монашеских лампад

Дух знанья жил, скрыт в тайном элексире.

(В. Брюсов Цикл «Венок сонетов»)

Система образования.

Средневековая культура формировалась в условиях заката старой античной культуры, и, прежде всего, античная цивилизация оставила в наследство средневековью - систему образования.

Боэций

Одним из мыслителей, стоящих на рубеже эпох и оказавших определяющее влияние на развитие интеллектуальных процессов в течении многих веков, был Северин Боэций (480-524) – «последний римлянин», включенный в число наиболее почитаемых учителей средневековья.

Данте писал о Боэции:

Узрев все благо, радуется там

Безгрешный дух, который лживость мира

Являет внявшему его словам.

Плоть, из которой он был изгнан, сиро

Лежит в Чельродо; сам же но из мук

И заточенья принят в царство мира.

Божественная комедия. Рай X 127-129

Пер. М.Лозинского

Его произведения в течение многих веков стали фундаментом для средневековой философии, литературы, системы образования. Боэций, популяризируя античные знания, разработал новые задачи обучения. Он закрепил формальное разделение системы «семи свободных искусств» на две ступени: низшую -«тривиум», в который входили грамматика, риторика, и диалектика и высшую - «квадривиум», где изучались геометрия, арифметика, астрономия, музыка. Содержательная сторона обучения отступает у него перед систематичностью, поскольку Боэций полагал, что важнее научить человека мыслить в определенном направлении дисциплинированно, чем снабдить его быстро устаревающей информацией. Он написал учебники по арифметике, музыке, геометрии, астрономии.

Боэция также называют «отцом схоластики», ибо он выработал основы схоластического метода и логическую терминологию. Он, понимая, что современное ему общество теряет навыки знания греческого языка, решил перевести работы Платона и Аристотеля на латинский язык. Однако, работа осталась не законченной, он успелсмог перевести только Аристотеля, но так что в XII в. труды Аристотеля Западная Европа знала по переводам и комментариям Боэция.

Сам он был человеком трагической судьбы: по ложному доносу он потерял все имущество, был приговорен к мучительной казни, но не сломленный, он мужественно встретил свой конец. Перед смертью он написал небольшое сочинение «Об утешении философией», которое стало одним из наиболее читаемых произведений в средние века. Это своеобразный трактат-поэма, в котором наиболее полно изложена философская система автора. В нем он не просил пощады ни у Бога, ни у владыки земного. Он воспел в стихах и прозе Философию – как единственную целительницу человеческих страданий. Вместе с Философией узник рассуждает о сущности земных благ (в основном разделяя концепцию стоиков), о постижении идеи высшего блага. Он рассматривает вопросы о наградах и наказаниях за человеческие деяния, толкует соотношение проведения, божественного знания, и свободы воли. Таким образом, он формулирует тот круг основных проблем, которые впоследствии находились в центре внимания средневековых философов.

Кассиодор

Крупнейшим просветителем раннего средневековья был Кассиодор (490-585), квестор и магистр остготских королей. Прожив почти сто лет, Кассиодор написал много сочинений, одно из которых – «Варии» – уникальное собрание документов, деловой и дипломатической переписки, ставшее стилистическим образцом для последующего времени.

Одна из новаторских идей Кассиодора была воплощена в его собственном имении. Это был первый культурный центр, объединявший школу, скрипторий и библиотеку - «Виварий». В этом учебном заведении (прообразе университета), преподавались мирские знание, прежде всего медицина, аграрные сведения. «Виварию» был чужд дух аскетизма. Основным произведением Кассиодора стала не дошедшая до нас «История готов» из 12 книг. Впоследствии Иордан опираясь на работу Кассиодора написал уже свою, дошедшую до нас, «Историю готов».

Исидор Севильский

В концу VI – началу VII вв. центр культурной жизни Западной Европы переместился в Вестготскую Испанию. Там приход «варваров» не носил столь разрушительного характера, как в остальных районах Европы и еще сохранились традиции римского образования, функционировали школы, имелись богатые библиотеки (в Севилье). Вестготские короли, стремившиеся к укреплению единства страны, выступали за преодоление в духовной сфере различия между готами и испано-римлянами. Идейным вдохновителем и главой культурного подъема, именуемого иногда «вестготским возрождением», стал Исидор Севильский (570-636) – первый энциклопедист средневековья. Главное его произведение – «Этимологии, или Начала» в 20-ти книгах. Это по сути дела свод сохранившегося античного знания: семи свободных искусств, философии, медицины, минералогии, агрономии, химии и пр. долгое время оставался единственным научным комплексом для средневековой науки.

Школы, монастыри

Продолжением идей античности стали новые школы открывающиеся в раннефеодальных империях. Одна из школ, стала центром «каролингского ренессанса».

«Академия Карла Великого»

«Академия» — учёный кружок при дворе Карла Великого, созданный в 794 г. был подобен античной школе. Ученики изучали классическую латынь, читали античных авторов, знакомились с искусством, грамматикой и риторикой, но, конечно же, не забывали тексты и «отцов церкви». В целом в ней неразрывно переплелись латинская ученость и христианская набожность В создание школы активно использовалась помощь духовенства – особенно ирландского и английского – европейские монахи не отличались особой ученостью. Однако, несмотря на участие духовенства в организации школы, образование в центре Карла Великого носило светский характер, так как появление такого центра было вызвано необходимостью подготовки новых государственных деятелей для империи, а не клириков.

Вопросом школьной реформы занимался сам император, который приглашал в свой кружок лучшие умы того времени. Там был англосакс Алкуин, италик-лангобард Павел Диакон, франк Эйнхард, вестгот Теодульф и многие другие. Император широко покровительствовал своим ученым сотрудникам, видя в них необходимый потенциал для процветания империи. Интересно, что на своих заседаниях и в своих писаниях участники кружка именовали друг друга псевдонимами — Алкуин был «Флакком» (т.е. Горацием), Ангильберт не постеснялся псевдонима «Гомер», сам же император ввиду божественного происхождения его власти именовался царем Давидом. Такое сочетании античных и библейских имен очень ярко показывает, что участники Академии были людьми образованными, не чуждавшимися античной учености и вместе с тем — христианами.

Алкуин

Самым выдающимся писателем и поэтом Академии был Алкуин (ок. 735—804). Он был монахом Йоркской обители, когда встретив Карла в Италии, получил предложение о создании образовательного центра. Он восхищался размахом деятельности императора, и стал активным помощником Карла и душой всей Академии. Алкуин разработал новую методику преподавания, написал несколько учебников, прежде всего для детей Карла, наставником которых являлся долгие годы. Конечно главную роль играли морально-философские сочинения — рассуждения о душе человека, но были и элегии и поэмы о жизни монастырей, и жития святых.

Среди учеников Алкуина были и выдающиеся политические деятели, например, Гримальд, ставший со временем канцлером императора Людовика Немецкого. Так же выдающийся педагог и латинист Храбан Мавр (784—856), автор большого количества трудов по самым различным вопросам истории церкви и проблемам теологии.

Значение Академии переоценить невозможно. Ученым, трудившимся в этом кружке, удалось вырастить поколение образованных, энергичных, способных людей, нашедших применение своим знаниям в самых различных сферах общественной деятельности. И даже после распада Академии традиция ученой поэзии, созданная ее участниками, продолжалась.

«Кружок Альфреда Великого»

Нечто близкое к Академии Карла создал при своем дворе англосаксонский король Альфред, прозванный Великим (849—900), — неутомимый воин, прославившийся в Англии и за ее пределами как борец с датскими пиратами. Альфред стремился к созданию централизованного государства, и ему, так же как и Карлу, требовались образованные государственные деятели. Король сам принимал участие в создании придворного кружка, сконцентрировавшего в себе лучшие культурные силы Англии. Хотя кружку Альфреда было далеко до Академии Карла, но и он поощрял английских книжников в их литературных трудах.

Особенностью английского кружка стало собирание рукописей и запись поэтических произведений на родном, древнеанглийском языке, который был в большем употреблении в Альфредовом кружке, чем живые романские или германские языки при дворе Карла. Кстати, Альфреду приписывают некоторые произведения на древнеанглийском языке, в том числе перевод книги Беды Достопочтенного «Церковная история англов».

Конечно, влияние кружка Альфреда на просвещение Англии был меньшем, чем значение Академии Карла, но само наличие кружка при дворе Альфреда было примечательным явлением для Раннего Средневековья.

При дворе императора Оттона I (962—973) тоже сложилась Академия, как кружок избранных средневековых гуманистов. Но их деятельность была менее значимой, чем деятельность Академии Карла, и носила заметно выраженный официальный характер, который сравнительно редко проявлялся в кружке при дворе Карла.

Скриптории и развитие книжного дела

Постепенно центром образования становятся монастыри. Они собирают библиотеки и берут на себя труд по переписке рукописей. Такие мастерские при монастырях получили название Скрипто́рии. Первые скриптории возникли в VI—VII веках на юге Италии, во Франции, в Ирландии и Испании. Наибольшей славой в эпоху Карла Великого пользовался скрипторий Турского монастыря Святого Мартина, аббатом которого был Алкуин.

В скрипториях сложились определенные правила создания книг. Обычно монахи трудились в ручную, без четкого разделения обязанностей. Каждый монах переписывал рукопись от начала до конца и самостоятельно вписывал цветные инициалы. Первая специализация связана с выделкой пергамена. Из числа малограмотных монахов назначался пергаменщик, занимавшийся выделкой кож, сортировкой и нарезкой по трафарету листов определенного размера.

Монахи расценивали создание книг как богоугодное занятие, поэтому не допускали роскоши и изысков. Считалось, что создание богатых книг, несет на себе печать мирского тщеславия. Исключение могли составлять только переплеты, появившиеся в книге-кодексе. В ранний период Средневековья, когда книги были преимущественно церковного характера и ценились как священные реликвии, делались добротные переплеты из дерева. Крышки украшались резьбой, драгоценными камнями, чеканкой из благородных металлов. Долгое время монахи оставались единственными изготовителями переплетов. Затем к работе над переплетами стали привлекаться ремесленники таких специальностей, как резчики штемпелей и печатей, золотых дел мастера, граверы, чеканщики, литейщики. Украшения переплетов зависело от общественных потребностей и вкусов заказчиков.

Основным украшением самой книги являлись тщательно выписанные «красные строки», в VI в. появляются инициалы, под которые отводились специально размеченные на книжных страницах места. Первоначально инициалы выделялись наряду с заголовками и рубриками только цветом, а затем они стали оформляться орнаментом.

Переписывание книги обычно длилось несколько месяцев, и переписчик за всю жизнь мог переписать всего несколько десятков книг. Со временем, в результате совершенствования почерков, на книжной странице стало умещаться больше текста, появилась возможность уменьшить формат книги, все это дало возможность экономить дорогостоящий пергамент и снизить цены на книги. Стали появляться маленькие часословы, для индивидуального пользования, их заказывали в сотнях экземпляров. Распространение книг среди населения потребовало ускорения переписки, материалы книги стали раздаваться одновременно нескольким переписчикам, появились целые артели по производству кодексов. Начиная с ХII в. средневековая культура постепенно утрачивает сугубо церковный характер, и монашеские мастерские ориентируются на более широкие слои покупателей.

В период всеобщего упадка культуры многие сочинения античных авторов были безвозвратно утрачены, греческий язык забыт (оставался только в монастырях Ирландии), латинский – варваризировался. И только учителя античности смогли сохранить и передать будущим поколениям свои знания и опыт. Идея сохранения античного наследия присутствует во всех школах и даже монастырях в раннее средневековье. Именно эти крошечные центры учености смогли сохранить и развить систему образования, которая стала фундаментом для познания мира




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.