Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Часть II Раннее средневековье и Романский мир




Часть II Раннее средневековье и Романский мир

Народы хлынули, свирепы, дики;

Мрак разостлался, - тягостен, уныл;

Казалось: луч наук навек почил;

И тщетно трон свой высил Карл Великий.

(В. Брюсов Цикл «Венок сонетов»)

Первые века новой эпохи называют временем раннего средневековья и Романского мира. Хронологически это период с V в. по XI- XII вв. В это время произошел первоначальный синтез главных слагаемых культуры раннего средневековья: античного наследия, христианства и духовной жизни варварских народов. Античная культура имела большое значение не только для Средиземноморья, но и для всей Европы. Отношение к античному наследию всегда беспокоило христианскую церковь. Церковь или боролась против идей античности, или поощряла их усвоение, но вычеркнуть из памяти людей античную культуру она не могла, поэтому преобразованная, в чем-то приспособленная к новым условиям античная культура сохранилась и проявилась в творчестве средневековых мастеров. Второй составляющей частью новой культуры было варварское наследие, которое составило основу народной культуры, подпитывало живыми соками героический эпос, литературу, архитектуру, музыку, театр. Однако консолидирующим началом средневековой культуры является мировоззрение, которое в Европе той эпохи было христианским. Был создан определенный тип организации духовной жизни европейского общества, и главная роль в нем стала принадлежать христианской религии и церкви. Религия для средневекового человека была той базой, на основе которой можно было составить определенное знание о мире, человеке. В моральной сфере религия создавала ориентиры человеческих отношений, была регулятором поведения людей.

Традиции христианства служили важным фактором складывания единства культуры западноевропейского средневековья, ее важной типологической особенностью.

Пройдя этот сложный путь, культура периода средневековья сформировала свои отличительные черты это, прежде всего, тяготение к универсальности. Под этим понимается стремление, сказывающееся во всем – в науке, в художественной литературе, в изобразительном искусстве, - охватить мир в целом, понять его как некоторое законченное всеединство, а затем - в поэтических образах, в линиях, красках, в научных понятиях - выразить это понимание. Энциклопедичность – закон средневекового творчества. Только универсальное знание почиталось истинным знанием, потому что в мире все связано одно с другим и все держится вместе.

Система универсальных знаний породила и два других элемента средневекового мировоззрения - символизм и корпоративизм. По сути дела, это формула всей средневековой культуры. Средневековье создало символическое изобразительное искусство и символическую поэзию, создало богатый, сложно и тонко разработанный символический религиозный культ; философию, сводящуюся к постижению и раскрытию символического значения окружающей действительности.

Для развития культурного процесса средневековья определяющее значение имела также сословно-корпоративная структура общества. Эстетические идеалы и художественные образы по-разному развивались в пределах определенных корпораций, сословных объединений. Совершенство творчества виделось не в его самобытности, а в наиболее точном воспроизведении принципов корпорации. Отсюда вытекала и анонимность авторов. Произведение автора выражало не его индивидуальность, а типичные взгляды всей корпорации; предназначено оно было не для индивидуального восприятия, а для корпоративно-публичного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.