КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кризисные точки социализации
Процесс социализации не представляет собой плавной прямой, точки которой последовательно переходят друг в друга. Напротив, он сопровождается глубокой перестройкой как психологического, так и социального состояния человека. Точки перелома именуют возрастными кризисами. Рассмотрим их. Возрастные кризисы - понятие, отражающее психологические процессы внутренней перестройки человека, совпадающие или сопровождающие важнейшие жизненные события. Наиболее распространенная теория психосоциальных кризисов принадлежит американским ученым Э. Эриксону и Р. Пеку. Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он возникает в том случае, если ближайшие к ребенку люди систематически не удовлетворяют основные физиологические потребности ребенка. Особенно остро он протекает у детей, покинутых родителями. В результате у ребенка формируется глубокое недоверие к окружающему миру, которое влияет на поведение всю последующую жизнь. Второй кризис связан с первым с неудачным приучением ребенка к чистоплотности. Слишком строгий, авторитарный контроль, родителей за естественными отправлениями ребенка приводит к развитию у него комплекса неполноценности, вины или стыда за себя. Третий кризис соответствует второму детству (период с 3 до 6 лет). В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. У него формируется потребность в проявлении инициативы и самостоятельности: он готов подметать, строгать, пилить, красить и т. д., хотя делает все весьма неумело. Если родители не поддерживают его начинаний, наказывают за допущенные ошибки, естественные в таком возрасте, ограничивают его деятельность, у ребенка формируется безответственность, чувство покорности и неуверенности в себе. Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В этом возрасте ребенок учится основам трудовой деятельности, требующей длительной сосредоточенности, освоения профессиональных навыков, развития познавательных способностей. Неподходящая атмосфера в школе, неправильные методы воспитания могут отбить у ребенка вкус к работе, развить чувство неполноценности. Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых других). Неспособность подростка к идентификации может привести к путанице ролей, которые он играет в жизни. Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа - рождение детей - отдых». Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе. Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот период отличается творческой активностью и желанием самореализоваться в профессиональной и повседневной сферах жизни. Восьмой кризис переживается во время старения. Укрепление своего «Я» основывается на подведении итогов прошлой жизни. Социология иначе подходит к пониманию возрастных кризисов, выделяя такие значительные вехи в жизни человека, как поступление в школу, оставление школы, вступление в брак, рождение детей, их женитьба, выход на пенсию, смерть супруга, собственная смерть. Среди них особое место занимают три ответственных периода (фазы), связанные с переломными событиями в социализации индивида: от 1 года до 17 лет - завершение школьного обучения и подготовка к активному трудовому периоду; от 18 до 60 лет - активный трудовой период, становление профессиональных ролей; от 60 лет и старше - выход из активного трудового периода. Кризисными, или проблемными, ситуациями выступают в течение жизни уход в армию, окончание средней школы и вступление во взрослую жизнь, окончание вуза и поиск места работы, женитьба и др. В такие моменты люди ощущают растерянность. Растерянность - это психологический индикатор социальной проблемы. Молодой человек знает, что армия требует нового образа жизни, изменения прежних привычек, уклада и ритма жизни. Но каким будет новый образ жизни, как сложится его дальнейшая судьба, он не знает. Неизвестность выступает как социальная озабоченность. Она свидетельствует о сильной негативной мотивации, связанной с негативным отношением большинства российского населения к армейской реальности, с пристрастным общественным мнением. Окончание средней школы также связано с негативной мотивацией, но последняя возникает потому, что юноши и девушки не желают покидать школу: за долгие годы у них выработался свод привычек, сложился круг друзей и знакомых, режим и ритм труда, образ жизни. В школе у них было определенное экономическое положение: родители обеспечивали их средствами к жизни, и детям оставалось тратить время на учебу и досуг, а не на поиск работы или каждодневный труд. Молодые люди утомляются от 11-летнего пребывания в школе психологически, но социально они чаще всего рады задержать свое беззаботное детство. Переломный момент, неизвестность перед изменением жизненной траектории, ностальгия по школе и друзьям вызывают всплеск негативной мотивации. Такая мотивация возникает на любом жизненном или общественном переломе. Она характеризует отдельных индивидов так же, как и целые общества. Когда в середине 90-х годов в России провалились демократические реформы и жить стало много труднее, большинство россиян начало испытывать ностальгию по советскому времени. К тому моменту первоначальная эйфория, связанная с первыми годами установления нового строя, прошла, на смену позитивной мотивации пришла негативная. Позитивная мотивация, связанная с недовольством старым строем и ожиданием крупных перемен, может сопровождать человека и общество в целом в последние годы перед кризисом. Десятиклассники могут с трепетным восторгом ждать последнего звонка, радуясь и горюя по поводу наступающего окончания школы. Советские люди в середине и конце 80-х годов ожидали крушения коммунистического строя, наступления демократии, хотя в глубине перемен еще и боялись потерять нечто привычное и стабильное, что сформировалось при старом строе. На рисунке обозначены три критические точки в жизни человека: А - окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы, В - кризис середины жизни, С - выход на пенсию и переход к пассивной части социализации. Период между этими тремя точками, обозначенный фигурой ABC, представляет собой время максимальной творческой и трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной деятельности - обучение в школе. Возраст от 16 до 18 лет приходится на окончание школы и профессиональное самоопределение юноши. Первая кризисная точка 16-18 лет обозначает такой перелом в жизни молодого человека, когда старая модель социально и экономически несамостоятельной жизни (под опекой родителей) разрушилась, а новая модель самостоятельного поведения и образа жизни еще не сложилась. Формально в этот период человек становится трудоактивным. B традиционном обществе подростки начинали трудиться на заводе, в поле, на шахте в 14-16 лет, зарабатывая на жизнь самостоятельно. Часто они уже уезжали от родителей, устраивались в рабочее общежитие, высылая часть денег в помощь родителям. В постиндустриальном обществе, требующем более продолжительного обучения, социальная и экономическая зависимость повзрослевших детей продолжается до 22-24 лет. Они обучаются в вузе, и только часть из них одновременно с учебой работает в фирме или на предприятии. Но в том и другом случае студенческая молодежь продолжает жить в одном доме с родителями. Исключение представляют иногородние, которым вуз предоставляет общежитие. Но и они существуют за счет денежной помощи родителей. Подработки чаще всего идут на удовлетворение вторичных потребностей (духовных, культурных, развлекательных), а на удовлетворение первичных жизненных потребностей они получают деньги от родителей. Возраст 16 лет - самый критический. Человек должен выбрать только одну профессию из 40000 занятий, существующих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школьная жизнь никогда не сталкивали его с реальным производством и реальными профессиями. Он знает о них понаслышке. Другое дело человек, находящийся в точке С. Он уже пожил и много видел, знает мир производства и множество профессий не понаслышке, а на собственном опыте, ведь ему не 16, а 61 год. Вот когда бы выбирать будущую профессию. Здесь риск выбрать неправильное занятие сведен к минимуму. Но жизнь распорядилась иначе. Человеку приходится выбирать будущее поприще в том возрасте, когда он к этому совершенно не готов. У него катастрофически не хватает знания жизни. Компенсировать их спешат пожилые люди - дедушки, отцы, учителя, родные и друзья, повидавшие жизнь. Выбор профессии после окончания средней школы всегда или чаще всего происходит при покровительстве старших членов семьи, старших по возрасту родственников или знакомых. Именно они, полагаясь на собственный жизненный опыт, советуют выбрать одну специальность и отговаривают от других. Соединяясь, юноши и старики компенсируют недостатки друг друга. Юные получают совет от пожилых и стараются сделать правильный выбор. Пожилые, наставляя на путь истинный, выполняют функцию агентов социализации. Возможно, сами они в свое время выбрали не ту специальность и стараются в лице молодого поколения как бы исправить свои ошибки. Старшие социализаторы объясняют недостатки своей профессии, ориентируя молодежь на более оплачиваемую и престижную работу, либо, напротив, передают удачный опыт своей социализации, рекомендуя молодому человеку идти по своим стопам, агитируя его за выбор той же самой профессии. Проблемная ситуация в точке А обостряется при следующих обстоятельствах: а) юноша долгое время не может выбрать подходящую профессию; б) в его окружении отсутствуют нужные ему агенты социализации, способные дать оптимальный совет; в) у него отсутствует мотивация на достижение, например на поступление в вуз, и он «плывет по течению»; г) перед ним остро стоит проблема выбора между учебой, к которой он стремится, и работой, которую ему приходится предпочесть ради помощи семье; д) у семьи отсутствуют деньги на обучение ребенка в вузе. Поступление в вуз происходит по-разному в семьях из разных социальных слоев. У рабочих и крестьян ниже мотивация на достижение, они реже ориентируют детей на поступление в вуз, внушая им, что хорошие знания не всегда дают высокую зарплату. В российском обществе так и происходило: после окончания вуза интеллигенция получала меньше, чем рабочие, не окончившие средней школы. Тенденция неэквивалентной оплаты труда сохраняется в целом и сегодня, хотя во второй половине 90-х годов обозначилась противоположная тенденция: добиться хорошей карьеры и престижной, высокооплачиваемой работы без высшего образования невозможно. Резкое увеличение конкурсов в вузы, расширение количества последних, в том числе частных, свидетельствует о преодолении наметившегося в начале 90-х годов кризиса образования. Быть студентом снова стало модно. Интеллигенция, заполняющая три слоя среднего класса - нижний, средний и верхний, - независимо от своих доходов ориентирует детей только на высшее образование. Родители, даже сильно ограниченные в своих материальных возможностях, вкладывают последние деньги в образование детей. Формула «лучшее капиталовложение - это образование наших детей» выступает лейтмотивом всей жизни среднего класса, который сам сформирован из представителей образованной части общества. Дети вырастают в постоянной ориентированности на вузовское образование. У них всегда находятся нужные социализаторы, способные дать правильный совет, для них мобилизуются все семейные доходы, им создается благоприятная духовная среда во время обучения. Ничего подобного нет в семьях рабочих и крестьян, основная часть которых относится к низшему классу независимо от размеров дохода. Дети здесь мало ориентированы на вузовское обучение. Живого примера высокообразованного специалиста, занятого престижным и творческим трудом, в своем ближайшем окружении они не видят: их родители, родные и знакомые, как правило, представители того же класса. Правда, в советском обществе, где путь наверх был открыт представителям всех слоев и классов, сформировалась так называемая надклассовая модель социализации. К высшему образованию у нас стремились все - дети рабочих, крестьян и интеллигенции. Более того, первым при поступлении даже отдавали предпочтение. Вуз являлся мечтой для всей советской молодежи. Данная традиция или модель поведения сохранилась и в 90-е годы, хотя реализовать ее стало крайне непросто. Само высшее образование раздробилось на бесплатное государственное, куда конкурс вырос, и платное коммерческое и полукоммерческое, куда конкурса практически не было, но зато была непомерно высокая плата. В результате перед низшим классом возникло сразу два фильтра: высокий конкурс на бесплатное обучение, высокая плата в негосударственные вузы. Оба социальных барьера сделали почти недоступным высшее образование для низшего класса. Для преодоления высокого конкурса нужны обширные знания и основательная подготовка, которые не способна дать рядовая российская средняя школа, где и обучается подавляющая часть детей из низшего класса. Платные вузы недоступны не потому, что дети не подготовлены к обучению, а потому, что их родители оказались неподготовленными к рыночной жизни. Они не стали «новыми русскими», не имеют собственного бизнеса, не трудятся в коммерческом секторе. Платные вузы чаще всего недоступны и рядовой российской интеллигенции из среднего класса. Но она в отличие от представителей низшего класса способна компенсировать отсутствие денег дополнительными знаниями, которые дают детям образованные родители. Если они знают, что не в состоянии дотянуть детей до нужного вузу уровня подготовки, то прибегают к посредникам -репетиторам, курсам подготовки в вуз, подготовительным факультетам, гимназиям и лицеям. Их можно назвать институтами посредничества в сфере образования. Они выполняют в обществе почти те же функции, что и биржи труда и рекрутинговые фирмы на рынке труда, которые именуют институтами трудового посредничества. Что делают репетиторы и подготовительные курсы? Они компенсируют недостатки средней школы, ликвидируя тот разрыв в знаниях, который образовался из-за отставания качества обучения в школе и требований к подготовке в современном университете. Они занимают промежуточное между школой и вузом место, помогая точно сориентироваться и поступить в намеченный вуз. Большинство репетиторов и подготовительных отделений, а также лицеев и гимназий, практически дают гарантию поступления в конкретный вуз. Репетитор получает большие деньги не только за то, что дает дополнительные знания, но еще чаще за дополнительные гарантии поступления в вуз, преподавателем которого он является. Что делают биржи труда и рекрутинговые фирмы? Они компенсируют незнание рыночной ситуации и помогают сойтись в одной точке интересам работника и работодателя. В этих учреждениях в одно место стекается вся нужная вам информация, вы заполняете соответствующие анкеты и резюме, ваша заявка поступает в банк электронных данных и сразу же актуализируется, когда в тот же банк поступает выгодное для вас предложение труда. Не будь таких учреждений, вам пришлось бы тратить уйму времени на самостоятельный поиск работы, хождения по фирмам и предприятиям, чтение газет и объявлений, разбросанных по разным концам города. В результате ваши затраты времени и средств были бы ничуть не меньше, чем оплата услуг трудовых посредников. Вложению капиталов в образование детей интеллигенции способствует ориентация родителей на высшее образование и сильная мотивация на его достижение, воспитанная в детях их родителями. Даже при одинаковых материальных возможностях у рабочих и интеллигенции их дети имеют неодинаковые шансы на поступление в вуз. Часто семьи рабочих и крестьян не умеют с толком использовать свободные деньги: они не знают хороших репетиторов, у них нет знакомых среди преподавателей вуза, они при первой неудаче бросают начатое дело. Но чаще случается другое: семьи из низшего класса не способны накопить нужные средства в силу неправильного, расточительного образа жизни. Понятие расточительного образа жизни требует дополнительного разъяснения. Когда богачи тратят огромные деньги на предметы роскоши и показное благополучие, то понять их можно: у них есть излишек денег, который образовался после удовлетворения первичных, вторичных и даже третичных потребностей. Но когда на разгульную жизнь и попойки деньги тратят бедняки, такое поведение совершенно непонятно. Оно, впрочем как и первое, не вписывается в рациональную модель поведения. Тратить на выпивку денег больше, чем на еду и одежду, неразумно. Не удовлетворив на приемлемом уровне первичные и вторичные потребности, представители низшего класса переходят к удовлетворению третичных. Аутсайдеры - постоянные обитатели социального дна и «при-донья» - обладают слабо выраженной мотивацией к достижению цели. Они предпринимают скромные попытки выбраться наверх, но по разным причинам терпят поражение. В результате у них вырабатывается субкультура бедности, характеризующаяся смирением со своим нынешним положением и местом в обществе, отчуждение от ценностей господствующей культуры, агрессивная модель поведения, готовность к нарушению законов и делинквентному поведению. Дети, воспитанные в подобных или сходных условиях, вряд ли будут ориентированы на вузовское образование, которое интегрирует их как раз в ту культуру, ценности которой отвергают их родители. Не имея возможности получить приличное школьное образование, не получая необходимой материальной помощи со стороны родителей, дети из социальных низов никогда не смогут сделать жизненную карьеру, ориентированную на престиж, богатство и благополучие. Если бедняки мечтают о благополучии, богатстве и престиже, то добиться их они рассчитывают «одномоментным» способом, а именно надеясь на чудо, неожиданное везение, ограбление банка, женитьбу на богатой невесте, проявление своих сверхординарных способностей (многие великие боксеры и баскетболисты - выходцы из негритянских низов), наконец, на свершение революции в обществе (большинство революционеров и повстанцев - выходцы из социальных низов), но не благодаря упорному труду и постепенному восхождению. Таким образом, расточительный образ жизни - отличительная черта самого верха и самого низа социальной пирамиды общества. У первых расточительность - следствие излишних денег и пресыщенности жизнью, у вторых - их хронической нехватки и полного отчаяния. Кризис и проблемная ситуация - это всегда мучительный (в социально-психологическом и экономическом плане) процесс перехода от одного стабильного периода жизни к другому, например от школьной жизни к студенческой, от доармейской к армейской, от учебы к трудовой деятельности. Чем больше пауза между двумя периодами, тем в целом глубже кризис, поскольку неопределенность переходного периода ведет к накоплению большего потенциала негативной мотивации и связанной с ней фрустрации. В частности, если между окончанием школы и поступлением в вуз вклиниваются годы службы в армии, то кризисный процесс перехода к новому стабильному состоянию может не только затянуться, но углубиться и даже зайти в тупик. За 2-3 года армейской службы бывший школьник успевает забыть все или большинство знаний, полученных в школе. Демобилизованный молодой человек имеет меньше шансов на поступление в вуз, нежели вчерашний школьник. Кроме того, армейская служба может вовсе отбить охоту поступления в вуз и серьезным образом переориентировать ценностный мир индивида. В СССР для демобилизованных из рядов Вооруженных Сил существовали, во-первых, специальные институты посредничества в виде рабфаков, куда их зачисляли вне конкурса, во-вторых, для таких абитуриентов существовала особая квота и привилегии, которые позволяли бывшим военнослужащим поступать либо вне конкурса, либо по особой графе. Сегодня и льготы, и институты посредничества практически ликвидированы, а поскольку в современную российскую армию идут главным образом дети из низших слоев общества, то доступ к высшему образованию для них стал не просто затруднительным, но практически невозможным. В результате вместо всеобщего и общедоступного высшего образования наше общество получает элитарную модель университетского образования. Роль средней школы как института социализации очень важна. Ее задача - заложить фундаментальные знания, которые служат предпосылкой для овладения любой специальностью. Период с 16 до 23 лет отведен природой для поисков и шатаний. Юноша должен перепробовать как можно больше занятий, чтобы найти одно по душе. Этот период нельзя искусственно сокращать или удлинять. Нельзя ускорять события. Они подчиняются своей естественной логике. Поступление в вуз принципиально меняет ситуацию и сужает горизонт поиска. Если школа закладывает фундамент для умственной и физической работы, вообще для любой профессии, то вуз готовит человека только к профессиям умственного труда, притом определенного профиля. Абитуриент поступает не вообще в вуз, а в экономический, физический или педагогический. Круг будущих профессий сужается. Закончив вуз, вы остаетесь только в сфере умственного труда. Хода назад нет. При советской власти существовал даже запрет лицам с высшим образованием трудиться на малоквалифицированных рабочих местах. К квалифицированному физическому труда юношу готовят ПТУ, техникум, колледж. Критическим возраст 16 лет является еще и потому, что в это время человек все воспринимает в штыки. Он хочет быть самостоятельным, формирует свое «Я» и во весь голос заявляет его миру. А взрослые предлагают свои советы и наставления. Он романтик, они - прагматики. Сталкиваются два разных мира и им трудно понять друг друга. Ценности отцов расходятся с ценностями детей. Последние упрямы и несговорчивы, хотят наделать собственных ошибок и не слушают тех, кто стремится оградить их от неверных шагов. Кстати сказать, они совершенно правы. В период с 16 до 23 лет, когда ты не обзавелся собственной семьей, только и надо совершать ошибки. В будущем за них придется платить дороже. Все следует делать в свое время. В семьях среднего класса профессии часто наследуются. Дети видят, как и сколько времени работает отец, из чего состоит его работа, как много он трудится, как творчески растет на ней, как радуется удачам, сколько зарабатывает и т. п. Таким способом ребенок приобщается к совершенно конкретной профессии. Сделать свой выбор ему проще. Менее болезненно у них происходит и кризисный период, поскольку к новому стабильному положению, студенческим годам, они готовятся исподволь. Труднее детям рабочих. Большинство представителей рабочего класса ориентируют своих детей как раз не на физический, а на умственный труд, и хотят, чтобы они во что бы то ни стало поступили в вузы. Но дать наглядный пример интеллектуальной профессии они не могут. Дети видят совсем другой труд, а тот, что им предстоит в будущем, знают понаслышке. А посоветовать некому: все окружение - из среды рабочего класса. Поступив в вузы, они, как правило, учатся хуже детей из среднего класса. Сегодня школа не выполняет функцию социализатора потому, что уровень подготовки в ней постоянно снижается, а уровень требований в нынешнем вузе постоянно растет. По данным исследований, школа лишь в небольшой части готовит учащихся к продолжению образования в высшей школе на мировом уровне, к овладению основами современных коммуникационных технологий (компьютер, английский язык).
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |