![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смена моделей социализации и социальные барьеры
Ученые говорят о смене моделей социализации в современном российском обществе. Вместо коллективистской модели, которая характеризовала процесс социализации всех предшествующих поколений, у нынешнего преобладает индивидуалистическая. По мнению большинства педагогов, за последние годы старшеклассники изменились: их поведение стало более независимым, усилились практицизм и индивидуализм. По сравнению с прошлыми поколениями возросли ценность хорошего образования и стремление продолжать учебу после школы. Экономическая действительность заставляет нынешних подростков взрослеть быстрее. Еще недавно необходимостью работать пугали тех, кто плохо учился. Сегодня подростки взрослеют раньше. Вузы уже свыклись с работающим студентом дневного отделения. В 1997 г. Правительством РФ принято решение о снижении возраста паспортизации с 16 лет до 14. Это ответ на стихийное развитие подросткового рынка труда. Теперь на работу можно устраиваться раньше. «Стать Ротшильдом», обеспечить себе абсолютную независимость от общества - всепоглощающая мечта некоторых «русских мальчиков» в переломные периоды жизни нашей страны, когда на неокрепший организм ложится груз сложных психологических и нравственных проблем. Давно замечено, что кризис общества часто ведет к кризису духа, стрессу, дезориентации личности, проявлениям агрессии и жестокости. Молодежь от 14 до 17 лет - часть населения, сознание которой особо уязвимо в эпохи кризисов. Жизненный опыт молодых людей недостаточен, и представления о морально-этических ценностях неустойчивы. Проблема усугубляется переходным возрастом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии достаточных материальных возможностей. Распространение среди юношества девиантного поведения, особенно его тяжелых форм, служит симптомом неблагополучия в обществе. Россия - не исключение. В правоохранительных органах отмечают следующие тенденции: выход на первое место в качестве мотива преступления корысти, жажды легкой наживы, увеличение «случайных» преступлений, совершенных подростками в состоянии аффекта, под действием алкоголя или наркотиков. Все чаще источником подростковой преступности становится не маргинальная среда, а нормальные семьи, в которых накопились взаимные претензии, раздражение и неприязнь. Лавинообразный характер приобрел «исход» детей из семей. Физическую акселерацию (ускоренное развитие) подростков дополняет сегодня акселерация социальная, юридическая и экономическая. Однако никакой политической и нравственной акселерации у них не происходит. Возникает противоречие вначале в общественной позиции подростка, а затем в формах поведения. Он тянется к предпринимательству и бизнесу, но как разумно распорядиться деньгами не знает. Он старается казаться взрослее, но психологически не способен это сделать. Многие подростки стремятся заработать быстрые деньги, не брезгуя незаконными путями. Они стремятся к полнокровным проявлениям жизни и разнообразному досугу, единственным способом достичь которых нередко становится наркотик. Социологические исследования подтверждают вывод о качественном скачке материальных притязаний молодежи. С одной стороны, выросли стандарты потребления по образцу западных стран, с другой - материальное положение многих семей значительно ухудшилось по сравнению с предшествующим, советским, периодом. Заботы по содержанию школьника государство переложило со своих плеч на плечи родителей. Подростки из малообеспеченных семей зачастую вынуждены оставлять учебу после девяти классов. С одной стороны, молодежь приучается к инициативности, изживает иждивенчество, обретает жизненный опыт, но с другой -нельзя закрывать глаза на слабую совместимость регулярных приработок с интенсивной учебой в выпускных классах. Очень немногие родители и родственники, тем более сами подростки, в состоянии накопить деньги для улучшения жизненных шансов и обеспечения карьеры своим детям. Отсюда существенный рост тех, кто берет инициативу в поиске дополнительных денег на себя. Переход на индивидуалистическую модель социализации грозит обернуться десоциализацией. Молодежи приходится вырабатывать взгляды на жизнь в обстановке моральной вседозволенности так называемого «периода первоначального накопления капитала». Хотя всем понятно, что приобщение к высоким нравственным ценностям - один из показателей успешной социализации. Таким образом, изучая во всех подробностях процесс социализации, мы, по существу, выясняем анатомию человеческой жизни. Точнее сказать, типичную траекторию жизни среднетипичного гражданина: родился, пошел в школу, поступил в колледж или университет, устроился работать, обзавелся семьей, вырастил детей, сделал карьеру, добился почестей, ушел на пенсию. За внешними событиями скрывается социальная судьба каждого из нас. На собственном и примере своих близких мы постоянно убеждаемся, что жизнь в обществе напоминает скорее скачки с препятствиями, нежели плавное движение в комфортабельном экспрессе. Социальные барьеры, которые приходится преодолевать на этом пути, многообразны и многочисленны. Это может быть неблагоприятное стечение обстоятельств, которое мы называем то невезением, то роком судьбы, внутриличностные особенности слабой адаптации к окружающему миру, например всевозможные комплексы неполноценности, чаще всего формирующиеся именно в подростковом возрасте. Но нас будут интересовать иные барьеры, те, что создаются самим обществом, даже самым гуманным и рационально устроенным. Эти барьеры представляют собой особые социальные фильтры. Совершая служебную карьеру, повышая свой статус и роль в обществе, мы неизбежно поднимаемся вверх по социальной иерархии, в которой встроены «очистительные сооружения». Их функция - пропускать одних и не пропускать других. Социальный фильтр - это односторонне направленный механизм отсева кандидатов, не способных или не достойных занимать освободившиеся вакансии. На каждом шагу человека ждут испытательные экзамены и препятствия. Сдавая экзамены, поступая на работу, даже выбирая невесту, он проходит «фильтрационные станции». Он опережает или уступает соперникам, т. е. соискателям на то же самое место, в знаниях и таланте, удачливости или храбрости, красоте и обаянии. Фильтров так много, что, привыкнув к ним, мы перестаем их замечать. Мы встали в очередь, но товар закончился перед нами, познакомились с девушкой, а она вышла замуж за другого, вступили в схватку с противником, но были биты, хотели вскочить в отходящий автобус, но кто-то успел это сделать раньше и места не оказалось, и т. д. Два самых крупных института общества, образование и производство, с которыми нам чаще всего приходиться иметь дело в процессе социализации, устроены по принципу жестких фильтров. На первом этапе жизни люди сталкиваются с барьерами образования, на втором - с барьерами производства. Система производства в современном обществе - это сложная система фильтров, которая сортирует людей по их способностям, наклонностям, ориентациям, квалификации и т.п. Шаг за шагом мы проходим эти фильтры. Таким образом, система производства, отбросив ненужный материал, оставляет у себя только дисциплинированных, квалифицированных, лояльных. То же самое происходит и в природе. Согласно Ч.Дарвину, в ней идет постоянная борьба за существование, выживают самые сильные, т. е. подходящие, приспособленные. Жизнь в обществе напоминает дарвиновскую борьбу за существование. В этом каждый из нас убеждается на собственном опыте. В борьбе мы не только терпим поражение, уступаем лучшие позиции другим, сжигаем нервные клетки, не получаем желаемые деньги, власть, почести. В борьбе мы также учимся на собственных ошибках, наращиваем опыт и квалификацию, открываем новые возможности, в том числе в себе самом, закаляем характер, учимся преодолевать трудности и побеждать.
Так что закон социальной борьбы ни плох и ни хорош. У него, как и у любого социального явления, обязательно две стороны.
Образование и производство служат прекрасными каналами вертикальной мобильности. Закончив школу и университет, мы можем надеяться на приличный заработок и удачное служебное продвижение. Но это продвижение вверх, а не в бок. Социальная иерархия устроена таким образом, что с каждым следующим уровнем число свободных вакансий уменьшается, а объем получаемого вознаграждения увеличивается. В результате у большинства людей формируется устойчивая мотивация достижения. Они стремятся взобраться наверх, но свободных мест на каждой следующей ступеньке социальной лестницы становится все меньше. Неудивительно, что конкуренция за обладание дефицитными благами растет, но и пропускная способность канала сокращается. Иерархия представляет собой систему социальных фильтров, жесткость которых по мере продвижения наверх возрастает, а пропускная способность - убывает. В результате на высших управленческих должностях, если общество устроено разумно, должны оказаться самые знающие, честные и талантливые. Именно так - по принципу нарастающей жесткости фильтров - функционировала система образования в средневековом китайском обществе. Во всех провинциях были построены общедоступные школы, куда могли поступать все независимо от умственных способностей и материальных возможностей. Это была самая низкая ступень. На следующей ступени школ было меньше, туда поступали только самые способные ученики независимо от их социального происхождения. Далее школ было еще меньше и туда поступали также наиболее одаренные. И, наконец, последнюю ступень составляли один или два университета, из выпускников которых пополнялся чиновничий аппарат. Это были самые образованные, самые способные и самые талантливые чиновники, которых когда-либо знало человечество. Никакие поблажки на их отбор не действовали и никакие иные критерии отбора не включались. Америка и Англия практически идут тем же путем: выпускники немногих привилегированных и самых компетентных вузов пополняют управленческую элиту общества. Система найма и подготовки научных кадров в США имеет иерархический характер. На рынке научного труда все академические учреждения классифицируются по 5 уровням: верхние 10 университетов нанимают новых докторов наук из своего круга и не привлекают никого из университетов, занимающих позицию в иерархии с 3 по 5. Следующие по рангу 20 университетов нанимают 52% новых докторов тоже из своей же группы, 20% из первой группы и лишь 16% из третьей. Сходная картина наблюдается на социологических факультетах: 86% обучавшихся в 20 наиболее престижных университетах на работу устраивались сюда же. Более того, всего лишь пять элитарных университетов готовят 1/3 всех докторов философии. Конкуренция университетов за престижных преподавателей, талантливых ученых и высокие ставки формирует в США структуру неравенства, своего рода пирамиду престижа с немногими счастливчиками наверху. РАЗДЕЛ 5. МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 5.1 Социокультурные различия: «свои» и «чужие» Я, Мы, Они - это понятия, при помощи которых социология описывает ближайший к человеку мир, его непосредственное окружение. Я - это каждый из нас, мыслящий о себе в первом лице. Такое отношение в английском языке передается понятием «самость», или My self. «Я сам» выражает действие, совершенное от первого лица, как бы авторскую позицию. Согласно мнению известного немецкого философа Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814), свободно постулирует свое «Я», а «других» - в качестве «не-Я», как условия своего возможного возвращения к себе. Они - это множественное выражение для «другого». Мы - это совокупное выражение для тех, кого «Я» считает «своими», такими же «самостями», как он сам. Тогда «Они» олицетворяют все множество чужих лиц, посторонних людей, с кем «Я» не хочет себя отождествлять, с кем не желает объединяться и сплачиваться. В крайних случаях «Они» превращаются во врагов или недругов, в распространенных ситуациях «Они» - всего лишь прохожие, посторонние. Толпа на улице, в магазине, на вокзале - это массовое проявление «Они». Согласно гипотезе философа Б. Ф. Поршнева, категории «Они», «Мы», «Я» имеют различный филогенетический возраст. Категория «Они» - самая древняя, архаичная, она лежит у истоков антропогенеза, т. е. в первобытно-общинном строе. Значительно позднее возникает категория «Мы». По историческим меркам прошло очень много времени, прежде чем возникло «Я». Это эволюционно самый поздний феномен. «Они» представляет собой собирательное имя для множества категорий людей, которые распадаются на следующие виды. Первый вид представляют «Другие» - это просто посторонние, к которым «Я» относится нейтрально или равнодушно. Второй вид - «Иные». К ним относятся те, кто отличается от «Я» своими мировоззренческими установками, культурными стереотипами, моделями поведения. Представители другого племени, народа, страны, города или села относятся к «иным». Хотя слово «иные» в русском языке часто играет роль синонима слову «другие», у него есть еще один смысл - обозначать тех, кто нам по каким-то причинам не нравится. Слово «иностранец» значит «другой». Но в слове «иногородние» чувствуется даже некоторый уничижительный смысл. Иногородние - чужие для коренных жителей данного города. Еще больший негативный смысл несет слово «инородцы», широко употреблявшееся до революции и обозначавшее нерусских, нехристиан. В словаре В. Даля инородец трактуется как уроженец другого, чужого племени или народа.
В Сибири русские называли инородцами коренных жителей: самоедов, якутов, остяков и пр. То же самое можно сказать об «иноверцах», борьбу с которыми ислам называет священной войной (джихадом). Бытовавший в XIX в. термин «инославный» обозначал нечто, противоположное православному. В советское время слово «инакомыслящий» означало то же самое, что диссидент, т. е. идеологический противник советской власти. Инопланетяне представляются нам загадочными, одновременно притягательными и опасными жителями других планет. Еще один вид - Чужие. К «чужим» относят племена, народы и отдельных лиц, которых следует остерегаться, сторониться, от которых лучше защищаться. Чаще всего они - враги. Иноземный прежде означало то же самое, что чужеземный. Символическая категория «другое» или «другие» (ценность, норма, установка или социальная группа) не равнозначна понятию «чужой», «ненаш», и поэтому отвергаемый, а может предполагать лишь атрибутирование «инаковости», не исключающее культурного параллелизма и социального взаимодействия. Напротив, отнесение индивида или группы к разряду «чужих» неизбежно провоцирует усиление скрытой или открытой формы конфликта, враждебности. «Иные» и «чужие» могут быть представителями не только другого, но и своего народа. Они существуют среди нас, но отличаются от нас. По разным причинам - физиологическим (шизофреники), психологическим (перенесшие сильный шок или стресс), культурным (представители сексуальных меньшинств), социальным (противопоставляющие себя общепринятым нормам) и в разной степени они отклоняются от того, что называется нормальным образом жизни или поведением. А что такое нормальное и ненормальное, или аномальное поведение? Схематически соотношение понятий «Я», «Мы», «Они», «Другие». «Иные» и «Чужие» можно выразить следующим образом.
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Он зависит от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра может показаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Часто раздражающее нас или вызывающее недоумение поведение мы называем ненормальным. Например, если человек громко поет идя по улице, разговаривает сам с собой, здоровается с каждым встречным и т. д. Но при этом сам человек может не считать свое поведение ненормальным. Для него, возможно, существует иная система норм и правил поведения, которая для нас кажется неприемлемой. Однако причиной такого поведения может служить болезнь человека, отклонения в психике. Понимая это, мы жалеем таких людей и тем не менее считаем их «чужими». Мы не хотели бы жить с ними под одной крышей, вместе работать или даже встречаться на улице. Мы, «нормальные», сторонимся «ненормальных». Чаще всего ненормальным считают человека, «вышедшего из всех нормальных рамок», поведение которого идет вразрез с ценностями, привычками или установками других людей. Поведение будет считаться тем ненормальнее, чем большую опасность оно представляет для окружающих. Примером могут служить пьяные, наркоманы, хулиганы, создающие угрозу для общественного порядка. Иногда люди не являются алкоголиками или умалишенными, тем не менее их поведение кажется весьма странным. Всякое отклонение от нормальной линии поведения в принципе можно трактовать как случай неправильной или неудачной адаптации. Такой человек в силу физических (отсутствие слуха или зрения, умственная неполноценность) или социальных нарушений (воспитание в семье алкоголиков, раннее сиротство и т. д.) неправильно понимает правила и нормы общежития, неверно реагирует на них либо не признает их и потому осознанно нарушает. Причиной могут выступать эмоциональные нарушения, например преувеличенные проявления грусти или гнева, безосновательные страхи или депрессия, вызванная травмирующим событием, нарушения слуха или обоняния, а также склонность воспринимать взгляды и жесты других людей как враждебные или, наоборот, как самые благожелательные. В любом случае такие индивиды выглядят не как все. Особенно ярким примером ненормального поведения выступает безумие, которое на протяжении всего средневековья считалось следствием одержимости бесом. Аномальное поведение человека объясняли присутствием «злого духа», которого во что бы то ни стало нужно было изгнать с помощью заклинаний или специальных процедур. Католическая церковь, уверенная в том, что психические расстройства связаны с одержимостью бесом, уничтожила на кострах сотни ведьм и колдунов. На протяжении последующих столетий безумцев продолжали подвергать изоляции, избегая общения с ними или даже изгоняя их. В некоторых странах их бросали в тюрьмы, где содержали вместе с преступниками. В других помещали на особые корабли сумасшедших, которые спускались по рекам. Некоторые медики проповедовали насильственные методы борьбы с безумием, например избиение кнутом, а другие пытались успокаивать безумных, помещая их в специальные клетки. В XVI и XVII вв. в Европе открылись приюты для умалишенных, где их заковывали в цепи или сажали в клетки, чтобы утихомирить. Только в конце XVIII в. безумием занялась медицинская наука. В 1792 г. Ф. Пинель первым среди врачей потребовал освободить умалишенных, содержавшихся в парижских приютах, от сковывавших их цепей и начал относиться к ним как к психически больным людям. Этот гуманный акт открыл эру психиатрии. На умственное расстройство стали смотреть как на род тяжелой болезни - психическое заболевание, а не на одержимость дьяволом. Для психологов внешняя среда выступает источником подкрепления одних форм поведения и неподкрепления других. Например, при воспитании ребенка в преступной среде весьма вероятно, что у него выработается антисоциальное поведение. Точно так же воспитание, сопровождающееся сильным подавлением сексуальности, может привести к появлению в зрелом возрасте психосексуальных расстройств. Воспитание в добропорядочной семье предполагает, что у ребенка не подкрепляются аномальные формы поведения и поощряются законопослушные.
Однако дело не только в условиях социализации, но и в том, как мы воспринимаем их. Условия могут быть самыми обычными, но оцениваем и воспринимаем мы их как ненормальные и соответствующим образом реагируем. Отец чуть повысил голос, а ребенку кажется, что тот готов его чуть ли не убить. Разумеется, отец давал повод воспринимать свои поступки именно таким образом, например, воспитывая сына в суровом спартанском духе. Происходит это от неправильного восприятия роли отца как воспитателя. Если мужское воспитание, преподаваемое отцом, расценивается им как исключающее любые проявления ласки и нежности, то большинство жестов, движений и слов, вполне вероятно, будут восприниматься ребенком как угрожающие. Жестким воспитанием отец не удовлетворяет базовую потребность ребенка в безопасности и эмоциональной поддержке, необходимую для душевного равновесия. Понятно, что стать психологически чужими друг другу могут самые близкие люди, например муж и жена. В таком случае между ними формируется отчуждение. У этого слова тот же корень - чужие. Это социально-психологическое состояние, но никак не культурное, т. е. не предписанное нормами и обычаями данного народа. Однако у некоторых народов сегодня, а у многих на стадии первобытно-родового общества, когда существовал групповой брак и союз мужчины рассматривался как временный союз двух родов или групп и где на супруга смотрели не как на личность, а в первую очередь как на представителя другой фракции, между мужчиной и женщиной складывались совсем иные отношения. Они определялись традициями и обычаями народа. В общинно-родовую эпоху неукоснительно соблюдалось правило - до брака муж и жена должны быть чужими друг для друга, членам одного рода не разрешалось вступать в брак (за исключением тех случаев, когда они жили на большом расстоянии друг от друга). Даже членам разных родов запрещалось вступать в брак, если они жили близко друг от друга. В племени манус муж и жена - совершенно чужие друг другу люди. С годами отчужденность между ними ослабевает, но не исчезает совсем. А начинается эта отчужденность еще до брака, сразу после помолвки, т. е. нередко с семи-восьмилетнего возраста. Дети, живущие в разных деревнях (из своей деревни брать жену нельзя), могли до помолвки ни разу не видеть друг друга. Девочка тщательно избегает встреч со своим суженым. Она не произносит его имя и даже слова, похожие на его имя. Ей запрещено даже думать о нем. Девочка знает, что в деревне мужа, когда она туда переселится после свадебного обряда, ее будут в лучшем случае терпеть, а сестры мужа - ненавидеть. После свадьбы муж и жена сторонятся друг друга. Содержание экзогамии, однако, этим не ограничивается. Женщина, придя в другую деревню, сохраняет на всю жизнь свою прежнюю родовую принадлежность. Часто муж зовет ее не по имени, а по родовой принадлежности («женщина такого-то рода»), подчеркивая этим, что она здесь чужая. Во время обрядов инициации сына отстраняют от матери (символика обрядов - изгнание из подростка всего, что пришло к нему от матери, и является, как и она сама, чуждым для родового ядра общины мужа). Так укрепляется еще один социальный барьер внутри семьи - между матерью и подростком мужского пола. Цель обрядов инициации в том, чтобы отнять (социально) юношу у семьи.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |