Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ленинизм




Классический марксизм.

Марксистское учение об обществе

Гражданское общество Г.Гегеля.

Взгляды социалистов.

Трудовое общество А.Смита.

Французские просветители.

Философы-просветители, возвышая личность отдельного человека, исходили из неисчерпаемых возможностей разума, знания и основанного на них общественного прогресса.

Ведущим принципом справедливого общественного устройства они считали равенство людей. Вольтер понимал его как равенство политическое (т.е. равенство в правах, перед законом).

А вот Ж.Ж.Руссо выступал за имущественное и социальное равенство.

Ш.Монтескье развил идею разделения властей.

Французские просветители были сторонниками теории общественного договора.

Идеи английского экономиста и философа XVIII в. А.Смита:

— Общественные связи между людьми устанавливаются на основе общественного разделения труда с последующим обменом плодами их труда (каждый, работая на себя, вынужден работать и на других).

— Труд, стремление человека к благополучию выступают главными источниками общественного богатства.

— Условия процветания государства: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику и отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

В конце XVIII – начале XIX в. французские философы А.Сен-Симон, Ш.Фурье и английский социалист-утопист Р.Оуэн мечтали о справедливом обществе – социалистическом. Это общество социальной гармонии и общности интересов всех граждан, свободного творческого труда и равных возможностей для применения своих способностей.

Предполагалось, что производство будет развиваться на основе гос. планирования. Все граждане обязательно будут работать и получать блага по труду. Эксплуатация человека человеком исчезнет.

Основные идеи немецкого философа XVIII – XIX в. Г.Гегеля:

— «Гражданское общество» –сфера, которая непосредственно не регулируется государством (включает семейные, экономические, трудовые, общественные отношения).

— Основой исторического развития является «абсолютная идея» («мировой дух»), которая возвышается над людьми и выражается в нравственности, праве, религии.

— Диалектический метод: источником, «мотором» общественного развития являются внутренние противоречия.

 

В середине XIX в. К.Маркс и Ф.Энгельс создали новую теорию общественного развития. Основные идеи этой теории:

— Основой развития общества является не духовная, а трудовая, производительная деятельность людей, направленная на удовлетворение материальных потребностей. Бытие определяет сознание (материальное первично, духовное вторично).

— Общественное производство имеет две стороны: производительные силы (люди + средства производства: орудия труда, машины, земля и др.) и производственные отношения.

— В процессе трудовой деятельности люди вступают в производственные отношения, в основе которых лежит отношение их по поводу средств производства. Вся система производственных отношений зависит от того, в чьей собственности находятся основные средства производства. Это определяет место человека в системе производства, распределения продуктов труда и присвоения доходов (прибыли).

— Капиталист, владеющий средствами производства, оплачивает в форме зарплаты лишь часть труда работника, а другую часть присваивает себе. В этом и заключается сущность капиталистической эксплуатации.

— Производительные силы и производственные отношения во взаимосвязи образуют способ производства. Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства был назван «общественно-экономическая формация» (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая).

— Противоречия между динамично развивающимися производительными силами и относительно устойчивыми производственными отношениями приводят к конфликту, смене формации. Эта смена осуществляется в ходе политической борьбы, социалистической революции, которую совершит пролетариат.

На рубеже XIX – ХХ вв. в общественном развитии выявились две тенденции:

— Стабилизация, возможность мирного прогресса: сверхприбыли монополий позволили повышать зарплату рабочих, сокращать рабочий день; развитие акционерного капитала, появление новых форм обогащения средних слоев.

— Усиление революционных настроений, вызванное увеличением разрыва между доходами миллионеров и бедноты. В России это усугублялось сохранением феодальных пережитков. В этих условиях зародился ленинизм – радикальное течение в марксизме.

В.И.Ленин (1870 – 1924) внес в марксизм ряд новых идей:

— Революция может начаться не в самых развитых государствах, а в стране с невысоким уровнем экономического развития и небольшой численностью рабочих. При этом особое значение приобретает политическая власть. Пролетариат, завоевав ее вооруженным путем, может использовать государственные рычаги для решения задач экономического развития.

— Неизбежность диктатуры пролетариата (на первом этапе революционных изменений).

— Ядром диктатуры пролетариата должна стать коммунистическая партия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.