Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфуцианство. Древнекитайская философия




Древнекитайская философия.

Древнеиндийская философия.

Первым источником философской мудрости в Древней Индии стала ведическая литература («веда» – знание), составлявшаяся в течение девяти веков (1500 – 600 гг. до н.э.).

В мире действует универсальный космический закон: всё имеет живую бессмертную душу: горы, деревья, облака, животные, люди и т.д., и всё сущее взаимосвязано: Человек, Земля и Космос.

В начале было «нечто одно», нерасчлененное, аморфное. Начало творению положило жертвоприношение: космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ.

Жертвоприношение стало главным законом жизни: Солнце дарит свое тепло и свет, мать жертвует силы и здоровье своему ребенку и т.д.

Место людей в мире сущего:

— Мир богов – Рай.

— Мир людей (состоит из каст):

- Брахманы – мудрецы, толкователи Вед (белый цвет благости и святости).

- Кшатрии – воины, правители (красный цвет власти и страстей).

- Вайшьи – земледельцы и скотоводы (желтый цвет умеренности и трудолюбия).

- Шудры – слуги (черный цвет невежества).

— Мир демонов, духов – Ад.

Таким образом, человек занимает среднее положение в мироздании. Он может подняться до божественных высот и спуститься до адской жизни.

Неотъемлемой частью древнеиндийской философии было учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния – Карме. После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Тот, кто совершал благие дела, родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Тот, кто жил неправедно, может в будущей жизни родиться шудрой или даже животным, камнем и др.

В буддистском учении, возникшем в Индии в IV в. до н.э., раскрывается путь преодоления страданий. Правильная жизнь заключается в соблюдении пяти буддийских заповедей:

— Не вредить живым существам.

— Не брать чужого.

— Воздерживаться от распущенности в половой жизни.

— Не вести лживых и праздных речей.

— Не употреблять опьяняющие напитки.

По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, занимает некое срединное положение в мире и призван преодолевать его расколотость на два начала: Инь (темное начало, пассивное ожидание) и Янь (активное начало, освещающее путь познания).

Важнейшим направлением древнекитайской философии является Даосизм (учение о пути; «дао» - путь). Всё в мире находится в пути, в движении и изменении. Главное – следовать установленному миропорядку, не нарушать естественный ход вещей, знать во всём меру, жить в гармонии с природой и сообществом людей.

Огромное влияние на развитие философской мысли и духовной культуры Древнего Китая оказало Конфуцианство. Его основы были заложены в VI в. до н.э. Конфуцием. В основе его учения лежали следующие основные идеи:

— гуманность, милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми;

— людям следует руководствоваться в своей жизни правилами: помогать другим, почитать старших по возрасту и положению, не делать другим того, чего не желаешь себе и др.

Конфуций отождествлял общество и государство. Он считал, что идеальное государство то, где высшее положение (кроме обожествляемого императора) занимают люди, соединяющие в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. Само государство – это одна большая семья, где государь – отец народа.

Постепенно конфуцианство утвердилось в Китае как государственная идеология.

В целом, в древневосточной философии еще не было представления о человеке как личности. Высшей ценностью считался не индивид, а некий безличный абсолют. Человек должен подчиняться установленному порядку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.