Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткое изложение теоретических вопросов. 1. Понятие культуры. Формы культур




1. Понятие культуры. Формы культур.

Культура (от лат. - «обрабатывать землю») – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях.

Культура играет большую роль в жизни общества. Она выступает средством сосредоточения, хранения и передачи человеческого опыта.

Выделяют два основных вида культуры: материальную и духовную. Культура общества – многоплановое явление, состоящее из её разновидностей (форм). Различают народную, элитарную и массовую культуры.

Народная культура создаётся анонимными (неизвестными) авторами. Образцами народной культуры служат сказки, песни, былины, обряды, орудия труда и т. д. Элитарная культура (от франц. - «лучшее, отборное») рассчитана на восприятие ограниченного круга подготовленных людей. Массовая культура – наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. Массовая культура характеризуется общедоступностью и лёгкостью освоения создаваемых ею ценностей, рассчитана на проведение досуга. Она воздействует, прежде всего, через средства массовой информации (СМИ). Весьма противоречива массовая культура по своему содержанию.

Культура – историческое явление, раскрывающееся в процессе общественного развития.

2. Особенности молодёжной субкультуры.

Все достижения общества в материальной и духовной сферах характеризуют как общую культуру. В то же время общество состоит из множества социальных групп, у каждой существует своя система ценностей. Часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе, называется субкультурой. Примеры субкультур: городская, деревенская, женская, профессиональная, молодежная, национальная и др.

Черты молодежной субкультуры в России:

§ социальная апатия (позиция стороннего наблюдателя);

§ межпоколенное отчуждение;

§ основная форма жизнедеятельности - досуг;

§ отход образования на второй план.

Молодёжная субкультура – искажённое зеркало мира взрослых. Особая разновидность субкультуры – контркультура ( от лат. - «против»). Она не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующей культурой. Понятие «контркультура» отождествляется с молодёжным культурным движением 60-х гг. XX в. Молодёжь противостояла против стержневых принципов западной культуры. Термин «контркультура» введён в научный оборот американским социологом Т. Розаком.

Все формы и виды культуры не сосуществуют изолированно, а взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга.

3. Учреждения культуры.

Сохранению и распространению духовных богатств способствуют разные учреждения: музеи, библиотеки, архивы, театры, кинотеатры и т. д. Музеи (хранилища реликвий) разнообразны по профилю: исторические, художественные, технические и т. д. В мире насчитывается более 12 тыс. музеев. Они не только собирают экспонаты, но и демонстрируют их. В России много самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев.

Библиотеки (хранилище книг): первая появилась при дворе ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.). Это была библиотека глиняных книг. Сеть библиотек громадна: от личных библиотек - до государственных. Российская Государственная Библиотека насчитывает около 50 млн. ед. хранения на 247 языках.

Архивы (от лат. - «письмохранилища») – место хранения документов - как древних, так и современных. Архивы бывают небольшими и огромными. Архивные справки помогают гражданам подтвердить некоторые их права.

Наибольший (по охвату людей и по значимости) вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа. Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, - это зрители, читатели газет, журналов, пользователи Интернет.

Массовыми учреждениями культуры являются театры, кинотеатры.

Практические занятия: не предусмотрено.

 

Задания для самостоятельного выполнения

(в зависимости от профиля обучения )

1. Составить глоссарий терминов: «культура», «материальная культура», «духовная культура», «народная культура», «элитарная культура», «массовая культура», «субкультура», «контркультура», «идеология», используя различные (печатные, электронные и др.) источники информации.

2. Составить тезисы по теме «Сохранение и распространение духовных ценностей».

Формы контроля самостоятельной работы:

 

устный опрос; проверка рабочей тетради; проверка глоссария.

Вопросы для самоконтроля по теме

1. Культура, создаваемая анонимными авторами, называется:

а) элитарной;

б) народной;

в) массовой;

г) духовной.

2. Наиболее общее значение понятия «культура»:

а) воспитанность, цивилизованность человека;

б) все виды преобразовательной деятельности человека;

в) исторически обусловленный уровень развития общества;

г) деятельность в сфере искусства и науки.

3. Формула «искусство для искусства» характерна для:

а) народной культуры;

б) массовой культуры;

в) элитарной культуры;

г) культуры как таковой.

4. Исключительно массовую культуру характеризует:

а) связь с творчеством;

б) сложность и противоречивость;

в) общедоступность;

г) высокий уровень коммерциализации.

5. Термин «поп-культура» является синонимом:

а) национальной культуры;

б) массовой культуры;

в) элитарной культуры;

г) народной культуры.

6. Относительно самостоятельное образование внутри доминирующей культуры со своими ценностями, нормами называется:

а) контркультура;

б) субкультура;

в) элитарная культура;

г) массовая культура.

7. Изучению прекрасного посвящена наука:

а) этика;

б) психология;

в) философия;

г) эстетика.

8. Преобразовательная деятельность человека, в результате которой создаются нематериальные ценности, называется:

а) материальной культурой;

б) культурой потребления;

в) духовной культурой;

г) культурой производства.

9. Термин «контркультура» в оборот ввёл:

а) М. Вебер;

б) К. Маркс;

в) Т. Розак;

г) П. Сорокин.

10. Верны ли следующие суждения?

А. Большинство произведений народной культуры создаётся анонимными авторами и передаётся из поколения в поколение.

Б. Народные традиции и фольклор не способны изменяться с течением времени.

а) Верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

 

Тема 2.2 «Наука и образование в современном мире»

 

Основные понятия и термины по теме: наука, образование, система образования, самообразование.

 

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Наука, её функции.

2. Образование, система образования в РФ.

3. Профессиональное образование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.