КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткое изложение теоретических вопросов1. Наука, её функции. Наука – составная часть духовной культуры общества, а её развитие – важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека. Наука – часть культуры, духовное производство и особый вид деятельности человека, направленный на получение новых знаний; это систематизированное знание о природе и обществе. Наука исторически возникла позже других видов человеческой деятельности. Её появление было обусловлено расслоением общества и выделением умственного труда в особую сферу деятельности человека. Первые научные знания появились ещё в ранних обществах. Так, например, в Древнем Египте на основе знаний об анатомическом строении тела, накопленных в результате практики мумификации, получила развитие медицина. Строительство пирамид способствовало получению знаний по механике. Развитие мореплавания привело к расширению знаний по астрономии. Наука как феномен культуры появилась в XVII в., это было связано с возможностью опытным путём проверять достоверность и истинность получаемых знаний. Расширению научных знаний в XIX – XX вв. способствовало распространение общедоступного образования. Наука отличается от обыденного познания тем, что она имеет особый язык, методы, орудия, цели. Цели науки – описание, объяснение, предсказание явлений и процессов, т. е. выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Наука – мышление в понятиях, а искусство – в художественных образах. Наука может или служить человеку, или уничтожить его. В настоящее время выделяют гуманитарные, естественные и технические науки. Гуманитарные науки изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп. К ним относятся социология, политология, история, философия и т. д. Естественные науки исследуют явления материального мира. К ним относят физику, химию, географию, биологию, математику, астрономию и т. д. Технические науки обслуживают практическую деятельность. Это материаловедение, электроника, информатика, теоретическая механика и т. д. Наука выполняет ряд функций: 1) теоретико – познавательную; 2) культурно – мировоззренческую; 3) производительную; 4) гуманистическую; 5) творческую. 2. Образование, система образования в РФ. Важнейшим социальным институтом общества выступает образование. Всю жизнь человек усваивает опыт прошлых и современных поколений, т. е. он учится. Образование – продукт общественного развития, без общества образование немыслимо. Образование – процесс целенаправленной познавательной деятельности людей по получению знаний, умений и навыков либо их совершенствованию. Жизнь во многом зависит от господствующего мировоззрения, от идеалов и убеждений. Одной из ценностей современного общества является самообразование, оно открывает горизонты развития и саморазвития личности. Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно, без помощи других лиц для развития и самореализации себя как личности. Задачи и функции образования:1) воспитание достойных граждан – социализирующая и воспитательная функции; 2) подготовка квалифицированных специалистов – кадровая функция; 3) формирование мировоззрения - мировоззренческая и идеологическая функции; 4) культуротранслирующая функция. Образование немыслимо без воспитания. В процессе обучения ученик приобретает не только новые знания, но и принятые образцы поведения, образ мыслей, основы мировоззрения. В процессе образования происходит развитие человека, закладываются основы формирования его личности. Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование. В статье 43 Конституции РФ провозглашено право каждого на получение образования, гарантируется бесплатное дошкольное и среднее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В РФ в соответствии с законом устанавливались следующие образовательные уровни (ступени): 1. Общее образование (основное) – начальные школы.
3. Профессиональное образование. Каждый гражданин РФ имеет право после получения среднего общего и среднего профессионального образовании поступить в ВУЗ. Реорганизация системы профессионального образования в Европе, прежде всего, высшего, осуществляется в рамках «Болонского процесса». В 1998 г. в Париже министры образования Франции, Германии, Италии, Великобритании подписали совместную декларацию «Гармонизация архитектуры систем высшего образования стран Европы», в ней впервые шла речь о «едином европейском пространстве высшего образования». Следующий шаг – Болонская декларация, её подписали 29 стран в 1999 г. Она определила направления развития образования в Европе. Основные принципы и требования Болонской декларации: § ясно определённые и сопоставимые научные степени; § введение двухуровневой структуры обучения (бакалавр – магистр); § единый механизм учета освоенного студентом содержания образования в виде системы переводов кредитов; § создание условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей; § повышение качества образования и установление совместных (общеевропейских) критериев его оценки. Россия подписала в сентябре 2003 г. в Берлине Болонскую декларацию. Это сделало нашу высшую школу участником процесса интеграции национальных систем образования в Европе. Сейчас во многих вузах вводится западная система обучения.
Практическое занятие: не предусмотрено. Задания для самостоятельного выполнения (в зависимости от профиля обучения ) 1. Подготовить сообщение и электронную презентацию на тему «Российское и западное образование». 2. Заполнить таблицу «Права и обязанности учащихся колледжа». 3. Подготовить материал для дискуссии на тему «Современное профессиональное образование: достоинства и недостатки». Формы контроля самостоятельной работы: - защита сообщений и презентаций; - проверка таблицы в рабочих тетрадях; - проведение дискуссии на тему «Современное профессиональное образование: достоинства и недостатки».
Вопросы для самоконтроля по теме 1. Наука как система знаний включает: а) теории; б) суждения; в) факты; г) мнения. 2. Наука, в отличие от искусства: а) выступает в качестве способа познания мира; б) предполагает построение стройной, логически непротиворечивой системы доказательств; в) удовлетворяет духовные потребности человека; г) является одной из универсальных форм культуры. 3. Для науки как вида духовного производства характерно: а) создание материальных ценностей; б) связь с умственным трудом; в) наличие цели; г) создание духовных ценностей. 4. К особенностям развития науки на рубеже XX – XXI вв. можно отнести: а) стремление познавать законы развития мира; б) применение микропроцессорных технологий в исследованиях; в) проведение научных опытов в лабораторных условиях; г) расширение знаний об окружающих нас мире. 5. Изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп: а) естественные науки; б) гуманитарные науки; в) технические науки; г) точные науки. 6. Верны ли следующие суждения? А. Научная картина мира – специфическая форма систематизации научного знания, соответствующая определённому этапу развития науки. Б. Научная картина мира является его эмоционально-образной моделью. а) Верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны. 7. Верны ли следующие суждения? А. Наука – результат деятельности учёных, нацеленной на создание ценностей и удовлетворение духовных потребностей человека. Б. В результате развития науки повышается культура людей. а) Верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны. 8. Современное образование в нашей стране предполагает: а) обязательность обучения в государственной школе; б) обязательность высшего образования; в) обязательность единых программ обучения; г) вариативность (наличие разных типов и видов школ). 9. Наиболее полное значение понятия «гуманизация образования» - это: а) демократическое самоуправление в школе; б) обязательное среднее образование; в) учёт потребностей и интересов учащихся; г) бесплатное обучение в любых образовательных учреждениях. 10. Образование в современном мире отличает: а) исключительно светский характер; б) общедоступность; в) многообразие путей получения; г) исключительно государственный характер.
Тема 2.3 «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры»
Основные понятия и термины по теме: мораль, «золотое правило» морали, религия, мировые религии, искусство.
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению): 1. Понятие морали. Нравственные основы личности. 2. Религия как феномен культуры. Мировые религии. 3. Искусство. Виды искусств.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |