КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общество и природа. Краткое изложение теоретических вопросов
Институты общества. Краткое изложение теоретических вопросов В обыденной жизни понятие «институт» употребляется в качестве наименования учебного заведения. В широком смысле институт – совокупность норм, правил поведения в определённой сфере жизнедеятельности человека. В современном обществе существуют десятки социальных институтов. Ключевыми институтами являются: семья, власть, наследование, собственность. Институт семьи - первичный. Он связан с воспроизводством человека как биологического вида, его воспитанием и социализацией. У человека, в отличие от животных, существует устойчивая межпоколенная связь. Отношения взаимопомощи позволяют людям выжить в тех условиях, в которых животные выжить не в силах. Важным является политический институт, включающий правовые нормы, обычаи, традиции. Составляющим политического института являются политические организации, имеющие своей целью участие в осуществлении власти и управлении обществом. Государство имеет монополию на руководство общественной жизнью. Экономический институт связан с производством материальных благ, средств к существованию. Духовный институт общества связан с удовлетворением духовных потребностей человека, появлением и передачей знаний новым поколениям. Социальные институты определяют общество в целом, каждый институт выполняет общественно значимую функцию. Общество представляет собой динамическую систему. Выделяют четыре сферы общества: экономическую, социальную, политическую и духовную. Сфера общества – это определённая область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей. Общество и природа – явления, которые не могут существовать изолированно друг от друга. Под природой понимается весь окружающий нас мир в бесконечном многообразии его форм и проявлений. «Живая» оболочка Земли, весь животный и растительный мир называют биосферой. Человек – часть биосферы. То, что создаёт и преобразовывает человек, называют «второй природой». С развитием научно-технического прогресса воздействие общества на природу всё больше усиливается. XX век стал не только временем апогея воздействия человека на природу. Человечество стало задумываться о том, как предотвратить пагубные последствия научно - технического развития. Защита природы – дело всего человечества в целом и каждого человека в отдельности. Природа может жить без человека, а человек без природы – нет. Общество при всей своей интеллектуальной мощи и относительной независимости не может существовать и развиваться вне природы. Общество - обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. 3. Развитие общества. В окружающем мире происходит множество изменений. Особый тип изменений - развитие. Развитие общества – процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый момент в каждой точке человеческого общежития. Процесс развития нельзя понимать как неукоснительное движение от низшего к высшему. Разные народы развиваются по – разному. Выделяют эволюционное и революционное развитие. Эволюция – постепенные, медленные количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние. Наиболее яркий пример – эволюция жизни на Земле. Революция – радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся в некоторых случаях на насилие. Революция носит скачкообразный характер. Изменения в процессе развития сложны и многообразны. Две противоположные тенденции развития - прогресс и регресс. Прогресс – переход от низших форм к более совершенным формам. Регресс – движение назад, упадок в развитии чего–либо. В реальном развитии линии прогресса и регресса представляют собой единое целое. Объективная логика всемирной истории указывает на поступательное развитие общества. 4. Типология обществ. Общество – явление многогранное. Многообразие обществ обусловило появление различных вариантов их классификации. Одним из них является типология обществ, представляющая собой их распределение на основании социальных, экономических, исторических, культурных и других критериев. Один из подходов делит общества на простые и сложные. Простое общество – общество, в котором его составные части однородны. Таким было первобытное общество. Сложное общество - общество с сильно развитыми структурными элементами, которые взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. В отечественной науке до недавнего времени господствовал формационный подход к типологии обществ. В развитии человечества марксистская теория выделяет первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Наиболее распространённым подходом в современной науке является деление на традиционные, индустриальные, постиндустриальные общества. 5. Глобализация человеческого общества. Единство развития всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мир в экономической, политической и культурной сферах называется глобализацией. Её характерные черты: 1) формирование единого мирового экономического пространства; 2) утверждение в мире ценностей демократии, связанных с правами человека; 3) создание всемирного информационного пространства; 4) принятие английского языка как средства общения; 5) унификация культуры; 6) объединение усилий в борьбе с терроризмом, преступностью, наркоманией; 7) реализация совместных научных программ. Во второй половине XX - начале XXI в. человечество столкнулось вплотную с глобальными проблемами, угрожающими всем людям. Все проблемы связаны друг с другом и взаимно обусловлены. Они могут быть решены только совместными усилиями всего мирового сообщества.
Практические занятия: не предусмотрено.
Задания для самостоятельной работы (в зависимости от профиля обучения ) 1. Заполнить таблицу «Типы обществ». 2. Составить таблицу «Положительные и негативные последствия глобализации». 3. Написать эссе на тему «Мои предложения по решению глобальных проблем», используя различные источники информации, собственный опыт и наблюдения.
Формы контроля самостоятельной работы: проверка глоссария; проверка рабочей тетради; проведение дискуссии на тему «Глобализация: за и против».
Вопросы для самоконтроля по теме
а) институты социализации личности; б) подсистемы общества; в) элементы общественного базиса; г) устойчивые общности людей.
а) отмирания старых форм социальных взаимодействий; б) обособления от природной среды, утрачивание связей с ней; в) наличия определённых социальных институтов и подсистем; г) вхождения природы и общества в единый материальный мир.
а) социальными институтами; б) формами общественных преобразований; в) элементами общества как системы; г) видами социальных связей.
а) является сложной саморазвивающейся системой; б) развивается от низших форм - к высшим; в) создаёт духовные ценности; г) полностью определяет жизнедеятельность человека.
а) неизменность общественной жизни; б) переход от высшего - к низшему; в) возврат к отжившим общественным отношениям; г) переход от низшего - к высшему.
а) общество и природа взаимосвязаны; б) общество не зависит от природы; в) природа полностью зависит от общества; г) общество не влияет на природу.
а) действие в роли творца культуры; б) наличие признаков системы; в) сознательная и волевая деятельность; г) возможность существовать независимо друг от друга.
а) определяющей ролью социальной сферы; б) господством экономической сферы; в) независимостью сфер общественной жизни; г) сложными взаимосвязями и взаимовлиянием всех сфер.
А. Глобализация имеет как позитивные, так и негативные последствия. Б. Страны «третьего мира» испытывают только отрицательное воздействие процессов глобализации. а) Верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны.
а) возросшими техническими и технологическими возможностями людей; б) неспособностью человека конструктивно взаимодействовать с природой; в) отсутствием внимания людей к здоровому образу жизни; г) сохранением этнического и конфессионального многообразия мира.
Раздел 2 «ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА»
Тема 2.1 «Духовная культура личности и общества»
Основные понятия и термины по теме: культура, народная культура, элитарная культура, массовая культура, субкультура, контркультура, учреждения культуры.
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению): 1. Понятие культуры. Формы культур. 2. Особенности молодёжной субкультуры. 3. Учреждения культуры.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |