КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VII. 2. Пунктуация как показатель речевой культуры 2 страница
(2) Как подчеркивал Н. Бор, именно «завет Галилея, согласно которому отчет о явлении следует основывать на измеримых величинах, позволил избавиться от тех анимистических взглядов, которые так долго мешали разумно формулировать механику» [Бор, 1961: 116]; (3) Как подчеркивал Н. Бор [1, 116], именно «завет Галилея, согласно которому отчет о явлении следует основывать на измеримых величинах, позволил избавиться от тех анимистических взглядов, которые так долго мешали разумно формулировать механику»; (4) Как подчеркивал Н. Бор, именно «завет Галилея, согласно которому отчет о явлении следует основывать на измеримых величинах, позволил избавиться от тех анимистических взглядов, которые так долго мешали разумно формулировать механику» [1].
В списке использованной литературы данный источник отражается следующим образом:
Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. – М.: Иностранная литература, 1961.
Для примера (4):
1. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. – М.: Иностранная литература, 1961. – С. 116.
Цитата из художественного произведения оформляется в печатных текстах по-разному. Ее можно выделить в самостоятельный абзац, использовать другой шрифт, не заключая в кавычки. При этом в конце цитаты указывается автор цитаты с указанием (или без указания) произведения, которое можно не заключать в кавычки. Принято указывать инициалы автора (до или после фамилии).
(1) Распространимся более о Петербурге: есть – Петербург, или Санкт-Петербург, или Питер (что –- то же). На основании тех же суждений Невский Проспект есть петербургский Проспект (А. Белый. Петербург).
Если цитата заканчивается точкой, то она ставится только после всего текста, т. е. после указания источника. Если цитата заканчивается другими знаками (вопросительный или восклицательный знаки, многоточие и др.), то этот знак сохраняется в самой цитате.
(2) «Распространимся более о Петербурге: есть – Петербург, или Санкт-Петербург, или Питер (что – то же). На основании тех же суждений Невский Проспект есть петербургский Проспект» (Белый А. Петербург); (3) Невский проспект прямолинеен (говоря между нами), потому что он – европейский проспект; всякий же европейский проспект есть не просто проспект, а (как я уже сказал) проспект европейский, потому что... да... (А. Белый. Петербург); (4) «Невский проспект прямолинеен (говоря между нами), потому что он – европейский проспект; всякий же европейский проспект есть не просто проспект, а (как я уже сказал) проспект европейский, потому что... да...» (А. Белый. Петербург).
Указание на автора или цитируемый источник может быть помещено ниже цитаты (как, например, при оформлении эпиграфа). При этом в конце цитаты всегда сохраняется знак, соответствующий данному высказыванию.
Шутить с мечтой опасно: разбитая мечта может составить несчастье жизни; гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь или из безумного воодушевления принести ее в жертву. А. И. Герцен
Следует обратить особое внимание на употребление кавычек. Среди наиболее выразительных и наиболее распространенных функций кавычек принято отмечать выделение прямой речи (безабзацный способ), цитацию, а также выделение условных наименований. Использование кавычек данного типа характерно прежде всего для научных текстов.
Конец XX века стал для русского языка периодом «шоковой терапии». Уже само это новое выражение, часто употребляемое в современных средствах массовой информации, показывает внутреннюю противоречивость процесса, им обозначаемого. С одной стороны, – это неизбежность лечения запущенной экономической, политической и т. п. болезни. С другой – острое болевое ощущение, граничащее с разрушением жившего до этого в покойном, «застойном» полуравновесии организма (В. М. Мокиенко. Доминанты языковой смуты постсоветского периода).
В текстах (особенно научной ориентации) при помощи кавычек отмечаются элементы «чужого стиля». Например, используются понятия или термины из другой области предметных знаний:
(1) «Нет ничего удивительного в том, что исследователь, пытающийся заглянуть в новые для себя области, оказывается как бы лишен "карты местности", в силу чего он должен начинать с общей ориентации» (Р. М. Фрумкина. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология?); (2) Однообразие форм в эстетическом смысле утомительнее, беднее и значительно менее привлекательно для взора, чем любой «художественный беспорядок» (Крейцер А. В., Спиваковский А. М. Синергетические аспекты анализа нечеткой информации).
Не менее распространено употребление кавычек при оформлении в тексте терминов или понятий.
Величина «золотого вурфа» Р связана с величиной «золотого сечения» Ф простым соотношением: Ф = 2Р - 1. Существует ряд учебников и монографий, посвященных результатам теоретических исследований волновых движений. Однако в большинстве из них отсутствует определение понятия «волна».
Вместе с тем понятия или термины могут и не заключаться в кавычки, но при этом они оформляются курсивом или специальным выделением (подчеркиванием). Например:
Очевидно, что понятие отрицательного потока энтропии в системе является аналогом понятия отрицательной энтропии, введенного Э. Шредингером. В результате термин антиэнтропия получает конкретное физическое содержание (С. Харитонов. О синергетическом подходе к проблеме классификации психических потребностей).
В текстах разной жанрово-стилистической принадлежности используются кавычки, которые выделяют слова, имеющие характерное оценочное значение.
Это возможно при овладении "прикладниками" фундаментальными знаниями и умении "теоретиков" видеть конкретные практические приложения своих разработок (С. Волков. Влияние динамических нагрузок на прочность и реологическое поведение твердых тел).
Текст, взятый в кавычки, связан с подтекстом или с оценкой пишущим определенного факта действительности.
Выше грубыми мазками была нарисована картина, в которой биология представлена "служанкой" математики; Использование "чужих" понятий для решения вычислительных задач стимулирует поиск более общих подходов и их техническую реализацию (А. Лапин. О методе эволюции в математике).
С помощью кавычек выделяются слова, которые отличаются в стилистическом отношении от используемых в тексте слов. Такое включение в текст создает образность и экспрессивность.
(1) Автоматизация издательского процесса (АИП) не только позволяет переложить "на плечи" электронных вычислительных (ЭВМ) и фотонаборных (ФНМ) машин воспроизведение текста авторского оригинала в полиграфическом виде, но и разрешает автоматизировать целый ряд процессов его лингвистической обработки (З. Партыко. Лингвистическое обеспечение автоматизированного издательского процесса); (2) Все больше рутинных интеллектуальных операций в современных компьютерах реализованы аппаратно, т. е. все эти операции "запаяны в железо" (Р. Фрумкина. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология?).
Иногда авторы стремятся при помощи дополнительных слов уточнить использование кавычек, что следует расценивать как проявление своеобразной системы защиты текста от непонимания.
Предварительно нужно лишь сказать, что многие термины, использованные автором, изобретены для удобства объяснений и в литературе о музыке не встречаются. Такие термины взяты в кавычки (М. Капустин. Нейросети: новые возможности моделирования музыки).
С помощью кавычек принято также выделять наиболее значимые (с точки зрения автора) слова. Вместе с тем в научной литературе значимые (ключевые) слова выделяются и при помощи других графических средств, а именно разрядки или шрифтового оформления.
Важно подчеркнуть, что самим опытом своих исследований он во многом «примирил» два варианта понимания цельного знания – радикальный, развиваемый в первый период творчества, и умеренно-редукционистский, принимаемый во втором периоде <...> (В. Постовалова. Наука о языке в свете идеала цельного знания).
Кавычки могут использоваться также для подчеркивания грамматической необычности употребления слов.
Последние кроме признака "быть символами" имеют еще и другие свойства (С. Пржибельский. Редкие события синергетической природы).
Весьма распространенным является употребление курсива как специального средства для выделения информации. Еще В. А. Жуковский стал активно использовать курсив как интонационное средство. В настоящее время курсив употребляется в текстах разной жанрово-стилистической принадлежности. Как правило, курсив выполняет следующие функции: маркировка (выделение) важного текстового фрагмента; маркировка сопоставляемых понятий; маркировка технических, сленговых, диалектных выражений; маркировка цитат; маркировка эмоциональных и выразительных элементов текста; маркировка иноязычных выражений; написание названий книг и журналов. Особенно характерна актуализация при помощи курсива одного элемента в ряду однородных:
(1) От того, как ему сразу стало все ясно, а все остальные были напуганы и напряжены, заинтересованы, ощущал он приятную свободу, словно передвигался в нарзане, а остальные в клею (А. Битов. Лес); (2) Вообще они не улыбались, и видно было, что не сдерживались, а им не хотелось, их не манило улыбнуться. [В. Розанов. Балет рук (сиамцы в Петербурге)]; (3) Она была человек... большой, широкий, страстный, очень живой, щедрый и очень заслуженный (ЗДН – заслуженный деятель науки; у нее было это звание). В общем, теперь я думаю, что все сорок лет своего замужества она работала у нас тетей со всеми своими замечательными качествами и стала как родная (А. Битов. Похороны доктора).
Выделение при помощи курсива «чужого текста» весьма характерно для оформления книг научного стиля (курсивом отмечаются иллюстративный материал, цитаты, эпиграфы и т. п.). Курсив (или буквальное подчеркивание) как выделительный маркер используется при смысловом подчеркивании отдельных слов в цитате.
Старец Зосима, заключая обсуждение статьи Ивана Карамазова о церковно-общественных судах, говорит: «...ведь, если бы теперь не было Христовой церкви, ведь не было бы преступнику никакого удержу в злодействе и даже кары за него потом, то есть кары настоящей, не механической,... а настоящей кары, единственной действительной, единственной устрашающей и умиротворяющей, заключающейся в сознании собственной совести» [10, т. 14, 59; курсив наш. – Н. А.] (Н. Д. Арутюнова. Понятия стыда и совести в текстах Достоевского).
Использование курсива в научных текстах становится важным и обязательным средством для распределения информации в тексте по значимости.
Попробуем показать, что эта тринитарная структура действительно обладает свойствами открытой методологии. Принцип неопределенности можно продемонстрировать на примере асимптотической математики <...> Второе свойство, условность, в частности зависимость от субъекта, проявляется в мягкости тринитарной структуры, включающей «интуицию» и «эмоцио» <...>. Наконец, третье свойство – отказ от полноты в пользу целостности (Р. Баранцев. Открытым системам – открытые методы).
Те же функции курсива может выполнять такое графическое средство, как разрядка, используемая для смыслового подчеркивания значимых элементов текста.
Интерпретировать сложившуюся ситуацию можно тем не менее двояко или даже трояко. Можно полагать, что к концу 80-х гг. благодаря установлению рассмотренных выше общетеоретических положений в исследовании языка преобладают интеграционные тенденции и что на наших глазах формируется новая конструктивная парадигма научного знания, синтезирующая подходы, развивающиеся до настоящего времени как самостоятельные подходы с разной ориентацией. Можно вместе с тем полагать и другое: несмотря на фактически наблюдаемые процессы интеграции и сближения позиций разных школ каждая из них продолжает свой собственный путь развития, демонстрируя разные предметные области исследования и по существу являя собой отдельную (малую) парадигму научного знания. В таком случае статус современной лингвистики следовало бы охарактеризовать как полипарадигмальный [Е. С. Кубрякова. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа)].
Слова, выделенные разрядкой, могут иметь дополнительную смысловую нагрузку.
(1) С ним что-то должно случиться. Что – не знаю. Но с ним что–то случится... (И. Шмелев. Солнце мертвых); (2) Нет! Вы дерзните пойти без имени, пойти в недра... И не глядите через кулак. Увидите! Но осторожны будьте: можете упасть в яму (И. Шмелев. Солнце мертвых); (3) Почему танец – красив? Ответ: потому что это несвободное движение, потому что весь глубокий смысл танца именно в абсолютной, эстетической подчиненности, идеальной несвободе (Е. Замятин. Мы).
Творческое использование пунктуации связано прежде всего с тем, что пишущий подчиняет своим коммуникативным задачам разнообразные языковые средства, меняя их функции и назначение. Но при этом следует помнить, что любой текст создается с учетом интересов не только автора, но и читателя. Скобки являются наиболее сильным выделительным знаком, поскольку в определенной степени изолируют заключенный в них текст от предложения, в которое включены скобки. В скобки принято заключать слова, предложения или фрагмент текста (они получили название вставные конструкции). Вставные конструкции (вставки) содержат в себе дополнительную или оценивающую информацию, уточняющую основную. Вставку можно расценивать как своеобразное вмешательство автора в текст повествования. В традиционном понимании в скобки заключается прежде всего дополнительная информация:
(1)Так, великий Ньютон был глубоко религиозен, создание теории движения планет и Луны (и вообще успех своей научной деятельности) он рассматривал как триумфальное доказательство мудрости Творца (Е. Фейнберг. Интуитивное суждение и вера); (2) В 30-е гг. Трубецкой и Якобсон (в Праге), Блумфильд и Сэпир (в США) – первые трое разрабатывали свой подход на основе идей де Соссюра – выделили минимальные смыслоразличительные единицы («фонемы») (П. Серио. Лингвистика и биология. У истоков структурализма: биологическая дискуссия в России).
Распределяя информацию в соответствии с задачами текста, автор тем самым защищает текст от непонимания его читателем. Тот, кто пишет текст, зная, что он обязательно будет кем-то прочитан, может предусмотреть возможные результаты восприятия. Можно прокомментировать введенную информацию, повторить с графическим выделением наиболее значимых слов или высказываний. Тем самым автор «уравнивает» свои знания со знаниями адресата. Это особенно важно при написании научной работы. Включенная в скобки информация помогает читателю в понимании текста.
(1) Нужно будет под маской великого «чарлатано» (слово не обидное, принявшее у нас искаженный смысл) обнаружить лицо все же настоящего и большого поэта, прожившего необычную жизнь и до сих пор отрицающего старость (М. Осоргин. Итальянцы); (2) Развившуюся у него болезнь (зоб) он пытался сам лечить по учебнику (В. Набоков. Дар); (3) Ночь Костя проспал хорошо (первая ночь за трое суток), а утро принесло Косте ужас, мрак и отчаяние (А. Аверченко. Геракл); (4) И платье на плече разодрано колючками. Но «его», к счастью, здесь нет. Значит, обойдется без брюзжанья. («Он» – это муж.) (Тэффи. Лесной ребенок); (5) Говорить умеет всякий. (На Четырнадцатой улице есть попугай в зоомагазине, говорит по-английски втрое лучше меня.) (С. Довлатов. Еще в Ленинграде...); (6) Реакционеры желали видеть в нем грозного самодержца, а к ним выходил из-за ширмы «какой-то веселый, разбитной малый в малиновой рубашке и широких шароварах, подпоясанный шнурочком» (это форма стрелков Императорского батальона) (В. Пикуль. Нечистая сила).
Во вставочных конструкциях заключена дополнительная (сопутствующая) информация. Некоторые полагают, что это удобная для восприятия читателя своеобразная форма сносок. Включение информации в скобки позволяет автору сохранить ее для читателя, поскольку вынесение авторской оценки или уточнений в конец работы или даже в конец страницы сопровождается и изменением, как правило, размера шрифта, что затрудняет процесс восприятия. Этим, вероятно, можно объяснить и широкое распространение скобочного заключения информации в текстах научно-технического характера. В большинстве текстов именно «включенная информация» позволяет сократить текстовое пространство, увеличивая при этом информационное поле.
В отличие от механических законов, где основным параметром является ускорение (что приводит как минимум к двум уравнениям первого порядка или к системе порядка 2п в общем случае), в транспортных системах самую существенную роль играют геометрия пространства и вектор скорости, определяемый геометрической конфигурацией, которую образуют неподвижные объекты (транспортные узлы) и подвижные объекты (средства транспорта) (М. Басин, С. Орлов. Теоретическое исследование свободной транспортной динамической системы).
Вставки можно рассматривать как своеобразный авторский комментарий, не нарушающий общего повествования.
(1) Я к вам зашел, просто чтобы спросить вас, нет ли у вас каких-либо законных желаний... например (тут у него лицо оживилось), вы, может, желали бы иметь в печатном виде речи, произнесенные на суде? (В. Набоков. Приглашение на казнь); (2) Как бы то ни было, дело подходило к концу. Последовало определение сената: с большим благородством он признавал противозаконное сношение с Герценом недоказанным (как определил сенат Герцен, смотри ниже в кавычках) (В. Набоков. Дар).
Внедрение и широкое использование технических средств фиксации и обработки текста в значительной степени изменило пунктуационно-графическое представление печатного текста. Известно, что рукописные тексты стали по-другому восприниматься получателями (читателями). Несомненно, эффективное использование визуального канала информации во многом зависит от его «пропускной способности». «Чтение глазами» предполагает увеличение скорости восприятия информации гораздо большего объема. С этой точки зрения печатаный текст обладает большей пропускной способностью, нежели рукописный. В результате рукописный текст воспринимается как текст «для личного пользования». Замена листа бумаги экраном дисплея привела к изменениям как в организации текста, так и в его восприятии. У людей, сфера деятельности которых связана с применением компьютера при создании текстов, происходит смена «текстового режима». Появилась возможность особым образом отформатировать текст. Компьютер предлагает большой выбор средств для графического оформления текста. Удачно выбранное оформление создает оптимальные условия для восприятия текста и его понимания. При этом большое значение приобретает качество бумаги, шрифтовое варьирование, использование разного рода символов, введение цветовой гаммы и т. п. Для каждой сферы деятельности человека характерны свои стандарты в оформлении текста. Примером может служить передача текстовой и графической информации по телефонному кабелю (использование факсов). Графические средства в данном случае используются в строгом соответствии со стандартом, что позволяет получателю даже не замечать их. В строгом соответствии с общепринятыми правилами создаются и типовые деловые бумаги (приказы, указания, служебные записки, справки, договоры, соглашения, коммерческие письма и т. п.), которые характеризуются фикси-рованностью таких параметров организации текста документа, как набор всех содержательных элементов (реквизитов), их последовательность и их пространственное расположение. Рациональное использование пунктуационно-графических средств делает письменный текст более мотивированным и выразительным. Это важно для научных текстов, поскольку именно такие тексты создаются с целью обязательной интерпретации и адекватного понимания. На вариативность понимания влияет графическое оформление текста (ср. особенность восприятия и понимания текста, который напечатан мелким шрифтом). В приведенном ниже тексте используются разные способы, «информирующие» о том, как нужно читать текст. Стремление языка (и автора) к экономным средствам передачи информации обусловливает формирование разных способов передачи смысла. Введение в текст таблиц, символов, рисунков, графиков, диаграмм, схем и других графических средств организации информации существенно изменяет текст по информационной насыщенности и его познавательной ценности. Эти средства представляют собой специфический информационный канал. Все элементы, используемые в тексте, структурно равноправны: чем сложнее такая структура, тем выше информативность текста. Выбор оформления текста во многом определяется именно жанровыми характеристиками текста. Приведем характерные примеры распределения информации в современных текстах, в которых используется своеобразная «упаковка» информации разными средствами. Выбор способа и средств распределения информации осуществляется с учетом предполагаемых знаний адресата. ОТШУМЕЛ праздник 8 Марта, начался отсчет нового, весеннего времени. Женщины повсеместно начали «чистку перышек», и скоро настанет время высоких каблучков, легких одежд и очаровательных веснушек.
ВЕСЕННЯЯ «ГНЕТУЧКА»
КАК ИЗВЕСТНО, веснушки – результат неуправляемых действий коварного ультрафиолета, который в это время года, к счастью, не слишком активен, но дает красивый легкий загар и ценный витамин D. Зимний образ жизни у нас редко обходится без двух скверных подружек – гипоксии и гиподинамии (на воздухе бываем редко, двигаемся мало), и, конечно, не отстает авитаминоз. Отсюда известное всем вялое весеннее состояние, которое в старину называли кумохой, или гнетучкой. Историки писали, что даже на царских приемах в те далекие времена иностранные послы сетовали на нестерпимый запах лука и чеснока. У наших предков, ничего не знавших о витаминах и фитонцидах, которые убивают микробов, эти продукты были в большом почете. В погребах и на рынках квашеная капуста в бочках, соленые огурчики, моченые яблоки, арбузы, морковь, клюква, брусника... Каждая весна не похожа на предыдущую, но одна особенность заметна всегда – на улице морозец, а солнце светит так, что с крыш капает. Не зря говорят: «Солнце – на лето, зима – на мороз». И еще об этом времени: «Март неверен: то плачет, то смеется». <...> Март на дворе. И какие бы сюрпризы ни преподнесла нам погода, это будут уже не злые проделки надоевшей зимы, а проказы первого весеннего месяца. Метеорологи не спешат отменять в целом теплый прогноз на март. Во второй половине месяца природа может наверстать упущенное, потепление придет с юго-запада (Аргументы и факты. 1999. № 11).
ТЕЗАУРУС. 1. Словарь, отражающий весь словарный состав языка с исчерпывающим перечнем примеров их употребления в текстах. В этом значении Т. осуществим лишь для мертвых языков, ср. Thesaurus linguae latinae (издается с 1900 г.). 2. То же, что Идеографический словарь. 3. (информационно-поисковый тезаурус, ИПТ). Словарь-справочник, в котором перечислены все лексические единицы информационно-поискового языка (дескрипторы), все синонимичные им слова и словосочетания, а также представлены регулярные семантические отношения между дескрипторами. Тезаурус как способ представления понятийной структуры терминологии. ТЕЗАУРУСНЫЙ. Тезаурусный подход. Тезаурусные связи (функции) (Васильева Н. В. и др. Краткий словарь лингвистических терминов, 1995).
Значимым является выделение структурных компонентов текста при помощи заголовков, подзаголовков. Сформированы определенные метаграфические нормы их оформления: точка в выделенном заголовке не ставится; если подзаголовок употребляется в самом тексте, то знак препинания обязателен. Рассмотрим характерные примеры (1–3) структурного оформления научного текста.
(1)
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |