Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XI. Современная коммуникация и правила речевого общения 3 страница




23. Найдите в сборниках афоризмов понравившееся вам высказывание. Подготовьте пятиминутное выступление, раскрывающее или опровергающее его смысл.

24. Какие тропы и риторические фигуры удачно/неудачно используются в тексте современной рекламы? Приведите собственные примеры.

25. Подберите примеры неудачного воздействия с помощью рекламы. Вскройте причины коммуникативной неудачи.

26. Проанализируйте следующий рекламный текст. Можно ли считать его удачным? Какие приемы и средства речевого воздействия в нем использованы?

ОТВЕДУ ТВОЮ БЕДУ

 

В этой старой квартире на Петроградской Марья Семеновна прожила более полувека. Уйдя на пенсию, Марья Семеновна занялась репетиторством, чтобы, как она сама говорила, «не потерять форму». И была вполне довольна своей жизнью, пока ее давние соседи по квартире не обменяли свои две комнаты. В них поселились новые жильцы, и жизнь старой учительницы в одночасье превратилась в настоящий кошмар. Шустрые молодые люди – семейная пара из глубинки, Бог весть как попавшая в Питер, – вознамерилась утвердиться в коммуналке в качестве единоличных хозяев. В ход шли любые аргументы – от стирального порошка в чайнике с заваркой, прибитых к полу гвоздями туфель до рукоприкладства и откровенного запугивания. За полгода такой жизни из жизнерадостной приветливой женщины Марья Семеновна превратилась в нервную, измученную постоянным страхом и отчаявшуюся. Кто знает, чем бы закончилась эта история, если бы не встреча с бывшей ученицей. «Хотите верьте, хотите нет, а помочь вашему горю может только один человек, – сказала она. – Зовут эту женщину Дарья. Благодаря ее чудесному дару, я сегодня счастлива и любима, у меня есть семья – двое замечательных близняшек и любящий муж. У меня есть здоровье, оптимизм и вера. Возьмите эту фотографию – она даст вам силы и вернет покой».

Марья Семеновна дома поставила фотографию Дарьи за стекло книжного шкафа. Каждый вечер, ложась спать, она мысленно просила Дарью: «Помоги мне!» И чувствовала, что ей становится легче. Через две недели к ней вернулся здоровый сон, сердце пришло в норму, она перестала болезненно реагировать на выходки соседей. Да и они стали меняться. Ссоры прекратились, и в квартире наступило перемирие. Марья Семеновна, окрыленная успехом, отправилась на встречу с Дарьей и принесла оттуда еще одну фотографию, амулет и удивительную траву, которой в отсутствие соседей окурила квартиру.

...Через неделю соседка пригласила Марью Семеновну на пироги. «У меня будто пелена с глаз спала, – сказала она. – Нечего нам с вами делить. Спасибо вам за терпение и доброту». Старая учительница улыбнулась и подумала: «Спасибо Дарье».

27. Сформулируйте правила ведения деловой речи. Какие риторические приемы уместны и целесообразны в этой сфере? Аргументируйте свой ответ. Отметьте случаи нарушения правил ведения деловой речи (по материалам средств массовой информации).

28. Подберите примеры поздравительных речей. Определите достоинства и недостатки в их организации. Какие рекомендации для их создания вы можете предложить?

29. Сформулируйте правила поведения участников диалога-спора. Приведите примеры некорректных приемов и уловок, используемых Королем – персонажем пьесы Е. Шварца «Обыкновенное чудо»:

 

Хозяин. Стыдно, стыдно, ваше величество!

Король. Не я виноват!

Хозяин. А кто?

Король. Дядя! Он так же вот разговорится, бывало, с кем придется, наплетет о себе с три короба, а потом ему делается стыдно. А у него душа была тонкая, деликатная, легко уязвимая. И чтобы потом не мучиться, он, бывало, возьмет да и отравит собеседника.

Хозяин. Подлец!

Король. Скотина форменная! Оставил наследство, негодяй!

Хозяин. Значит, дядя виноват?

Король. Дядя, дядя, дядя! Нечего улыбаться! Я человек начитанный, совестливый. Другой свалил бы вину за свои подлости на товарищей, на начальство, на соседей, на жену. А я валю на предков, как на покойников. Им все равно, а мне легче.

30. Определите тип спора, который ведут персонажи романа И. С. Тургенева «Рудин» – Пигасов и Рудин:

 

– Образованность! Говорите вы, – вот еще чем удивить вздумали! Очень нужна она, эта хваленая образованность! Гроша медного не дам я за вашу образованность!

– Образованность я защищать не стану, она не нуждается в моей защите, вы ее не любите... у каждого свой вкус. Притом это завело бы нас слишком далеко. Позвольте вам только напомнить старинную поговорку: «Юпитер, ты сердишься: стало быть, ты виноват». Я хотел сказать, что все эти нападения на системы, на общие рассуждения и так далее потому особенно огорчительны, что вместе с системами люди отрицают вообще знания, науку и веру в нее, стало быть, и веру в самих себя, в свои силы. А людям нужна эта вера: им нельзя жить одними впечатлениями, им грешно бояться мысли и не доверять ей. Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием...

– Это все слова.

– Может быть. Но позвольте вам заметить, что, говоря: «Это все слова!» – мы часто сами желаем отделаться от необходимости сказать что-нибудь подельнее одних слов.

– Чего-с?

– Вы поняли, что я хотел сказать вам. Повторяю, если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он... знать, что он должен сам делать, если...

– Честь и место! – отрывисто проговорил Пигасов, поклонился и отошел в сторону, ни на кого не глядя.

 

31. Сопоставьте рекомендации по ведению спора, предложенные Д. Карнеги («Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей») и С. И. Поварниным («Спор. О теории и практике спора»).

32. Чем должен быть мотивирован выбор оппонента в споре? С какими оппонентами «честный спор невозможен»?

33. Проанализируйте речевое поведение ученого-педагога Семена Петровича и Ивана, приятеля его дочери Кати, в диалоге из кинофильма «Курьер». Почему Семен Петрович потерпел коммуникативную неудачу?

 

С. П.: Молодой человек! Не уделите ли вы мне несколько минут вашего драгоценного времени? Итак, молодой человек, должен вам признаться: у меня сложилось убеждение, что ваше общество глубоко противопоказано моей дочери. Япозволю себе не перечислять многочисленные примеры вашего поведения, из которого складывается подобное убеждение. Однако как мужчина мужчину я прошу вас немедленно прекратить отношения с Катей.

И.: Это невозможно, сударь...

С. П.: Почему же вам это невозможно... сударь?..

И.: Я и ваша дочь любим друг друга. Признаюсь, с моей стороны было непорядочно столь долгое время скрывать от вас истину. Но, поверьте, это получилось ненарочно. А вот теперь, когда все так счастливо открылось, я вверяю в ваши руки судьбу и прошу родительского благословения.

С. П.: Подожди-подожди-подожди... Что ты говоришь? Что ты говоришь? Вы что, решили пожениться?

И.: Видите ли, наши отношения зашли слишком далеко... И я, как человек благородный, не могу поступить иначе и прошу руки вашей дочери.

С. П.: Ч-то?..

И.: Екатерина Семеновна в положении.

С. П.: Как?

И.: Да-с.

С. П.: Так. Когда же вы успели? А-а-а... Как же вы жить собираетесь?

И.: Трудности нас не пугают.

С. П.: Ну конечно, конечно... Но вы же так молоды... Катя на первом курсе, и ты вот... Ты поступать-то в институт-то думаешь?

И.: Высшее образование для меня не самоцель.

С. П.: Конечно-конечно. Высшее образование – не самое главное в жизни. Но, надеюсь, ты не собираешься всю жизнь работать... курьером?

И.: Я сочиняю стихи. Семен Петрович.

С. П.: И что же? Печатаешься?

И.: Пока нет.

С. П.: А-а-ага... Понятно. А стихи-то получаются?

И.: Могу почитать. Вот, к примеру, из последних: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа, вознесся выше он главою непокорной Александрийского...»

С. П.: «... столпа...». Ну что же, недурно-недурно, правда, напоминает что-то. Иль стиль такой старомодный?..

И.: Угу.

С. П.: Но... в общем очень-очень недурно.

И.: Может, еще почитать?

С. П. Нет, нет. Не надо.

И.: Ну, я тогда пойду?

С. П.: Конечно! Ты заходи, заходи. Может, родителей к нам своих пригласишь.

И.: Непременно. А можно я вас буду «папой» называть?

34. Проанализируйте текст листовки кандидата в депутаты (в нем сохранены особенности орфографии и пунктуации):

Обращение В. А. Марычева.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.