Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование ценностного отношения к здоровью




У СТУДЕНТОВ

Аннотация

The modern pace and level of economic and psychological stress significantly exceeds the adaptive capacity of the bulk of the students, which finds its natural reflection of the deterioration of their health status and negatively affects the efficiency of the process of studies and the acquisition of skills.

 

Студенчество определяется как особая социальная группа, характеризующаяся специально организованными, пространственно и временно структурированными бытием, условиями труда, быта и досуга, социальным поведением, системой ценностных ориентаций. К системообразующим признакам студенчества различные исследователи относят маргинальность всех сторон его бытия, субкультуру, относительную независимость поведения, доминантное влияние половозрастного фактора.

Современный темп и уровень экономических и психологических нагрузок значительно превышает адаптационные возможности основной массы студентов, что находит свое естественное отражение в ухудшении состояния их здоровья и негативно отражается на эффективности процесса обучения в вузе и приобретении профессиональных навыков. В период обучения в вузе активно происходит социализация молодых людей, расширяется спектр влияющих на нее факторов. В системе ценностей современной молодежи преобладают ценности сегодняшнего дня, получения удовольствий, чаще материальных, что объясняется отсутствием уверенности в завтрашнем дне. Среди высказываний студентов часто встречались такие слова: «Я хочу это сегодня, т.к. не знаю, что будет завтра» или «Мне сегодня хорошо, и я хочу жить сегодня, а завтра я не знаю, что со мной произойдет».

Студенческий возраст характеризуется сильной ориентацией на переживание настоящего, высокая мотивация достижений вытесняет из сознания студента возможные опасения, связанные с последствиями длительного стресса (экзамены, социальная адаптация, самоопределение в будущей профессии).

Присущая человеку в этом возрасте активность может быть разделена на два потока – экстраактивность и интроактивность. Когда активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижений. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации себя в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Происходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию, в повышенном внимании к своему внутреннему миру. Происходящие в нем события приобретают большее значение. В этой сфере личность более автономна от окружающей социальной среды и поэтому потенциально имеет широкие возможности для проявления активности.

Анализируя систему ценностей современного студента, Л.Р. Яруллина [6] построила его обобщенный портрет: уверенный в себе, стремящийся к работе, отвечающей его интересам, успешный, заботящийся о своем развитии и самосовершенствовании; считающий конкурентоспособность, творчество и познание средствами для достижения более значимых целей; основными средствами для достижения успеха в жизни и уверенности в себе признающий образованность, эффективность и настойчивость; ценящий свободу, самостоятельность и независимость, осознающий необходимость твердой воли, доброго отношения с другими людьми и отрицающий авторитаризм.

Ценностный мир студенческой молодежи в настоящее время имеет неустойчивый характер, при этом можно выделить определенную динамику в изменении структуры ценностей. К примеру, повысилась значимость таких ценностей, как желание иметь интересную работу, стремление к самореализации и личной свободе, к престижу и карьерному росту. В таком случае особую актуальность приобретает задача проектирования пространства для самореализации смысложизненных установок, осознания значимости духовных ценностей и здоровья, обеспечения соответствующих условий для саморазвития.

В своем исследовании Зубец О.П. [2] характеризует студенческий возраст как период активной ценностно-созидающей деятельности, но объективная структура тех отношений, в которые включается молодой человек, структура его деятельности носят ограниченный характер и не может служить основой для формирования системы ценностей именно как системы. В результате в сознании фор­мируются идеальные конструкты, основанные на достаточно произвольном объединении, связывании и соподчинении различных ценностей. Подобная разорванность ценностного сознания определяет его неспособность обеспечивать мотивацию поведения человека, сформировать единую его линию.

Ценностные ориентации современных студентов представляют собой взаимосвязанную систему ценностей, влияющих друг на друга. В их число вошли «признание, уважение», «руководящая работа», «успех» и «широкий круг общения». Это подтверждается исследованиями ряда авторов (Р.Х. Шакуров; О.А. Аникеенок; И.М. Городецкая, М.Г. Рогов).

По мнению Э.М. Козина [3], при рассмотрении будущей профессиональной деятельности человека обязательно необходимо учитывать его состояние здоровья. Хорошее здоровье основное условие для выполнения человеком его биологической и социальных функций, фундамент самореализации личности.

Первые шаги к будущему профессионализму работника начинаются с его обучения профессии. Подчеркивая связь здоровья и будущей профессиональной деятельности, Б.Г. Акчурин отмечает, что физическое здоровье отражает такую степень физического развития студента, его двигательных навыков и умений, которая позволяет наиболее полно реализовывать свои творческие возможности. Физическое здоровье является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры, необходимым условием построения и развития общественных отношений.

Во время обучения в вузе ограничены также способности к релаксации и отдыху в силу тех же убеждений в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов. Период активного вхождения в новую социальную среду сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе студентов-ровесников. При этом используются средства релаксации, вредные для здоровья (никотин, алкоголь, наркотики). Попытки завоевания своего места среди ровесников часто связаны с рискованным поведением, желанием любой ценой добиться этого признания.

Важной особенностью осознания ценностного отношения студентов к своему здоровью и понимание своего состояния как здорового или болезненного обусловлено целым рядом факторов социальной и психологической природы. К числу наиболее значимых относится психическая компетентность личности. Это обусловлено особенностями психологической культуры того социума, к которому принадлежит индивид.

Проведенное Н.Г. Никифоровым [5] исследование студенческой молодежи позволило уточнить, что здоровье входит в число основных ценностей, на которых строится понимание смысла жизни. Здоровье как ценность включено в общую структуру ценностных ориентаций, но доступность освоения «жизненных ценностей» в сознании личности весьма слабо связана с собственным здоровьем. И как ценность сама по себе, и как достижимая цель, здоровье оказалось теснее связанным с духовными ценностями.

В процессе обучения в вузе, студенты знают, что необходимо сохранять и укреплять здоровье, но не предпринимают никаких действий к этому, так как не осознают этого, что проявляется в распространенности первичных факторов риска для здоровья. Здоровье студентов ослаблено еще до поступления в вуз и в процессе обучения имеет тенденцию к ухудшению, нарастает доля хронической патологии на старших курсах.

В.И. Новиков [4], изучая систему ценностей студенческой молодежи, выявил ранговые места 18 терминальных ценностей, в числе которых было и здоровье, среди студентов с различной физкультурно-спортивной активностью. Он сопоставил группы трех уровней данной активности: 1) группу спортивного совершенствования; 2) группу подготовительного отделения; 3) группу студентов с ослабленным здоровьем. Было обнаружено, что «здоровье» как ценностная категория более значима для лиц, избирающих спорт как средство самосовершенствования. Автор пришел к выводу, что круг вопросов, связанных с заботой о своем физическом здоровье, для многих студентов не актуален. Только 15-20 % студентов используют спорт как средство своего личностного самосовершенствования. При этом для большинства из них спорт является средством гармонического развития физических и духовных способностей и не выступает как самоценность. В начале жизненного пути здоровье не является столь же большой ценностью, как в последующие периоды жизни.

Поэтому знания о здоровье и оптимальных способах его укрепления и восстановления, полученные в студенческом возрасте, понимания основных факторов риска и психологическая готовность применять полученные знания играют огромную роль в обеспечении жизнедеятельности и долголетия человека.

В учебных заведениях также происходит переход на новые модели обучения, существенно изменяются учебные планы, вводятся новые профессии и курсы, формы организации занятий, внедряются новые педагогические технологии, образовательные стандарты. Меняется все, но психологически главное для личности – это адекватное самоизменение самого себя, саморазвитие в соответствии с меняющимися требованиями обучения профессии и жизни в целом. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.

Все это ведет к возникновению стрессогенных ситуаций, а длительное или интенсивное воздействие стрессоров может вызывать серьезные нарушения в здоровье человека.

Анализируя все вышесказанное, приходим к выводу, что студенческий возраст характеризуется как период активной ценностно-созидающей деятельности, но объективная структура тех отношений, в которую включается молодой человек, структура его деятельности носят ограниченный характер и не могут служить основой для формирования системы ценностей именно как системы. Студенты подвержены различным эмоциональным переживаниям, ведущими к стрессу. Образование для большинства студентов вузов продолжает оставаться здоровьезатратным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. – СПб., 2000.

2. Зубец О.П. Профессия как явление ценностного сознания. – М., 2008.

3. Козин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пос. для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2007.

4. Новиков В.И. Здоровье и физическое состояние в системе ценностей студенческой молодежи. – М., 2003.

5. Психология здоровья / Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.Н. Гурвич и др.; Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

6. Яруллина Л.Р. Ценностные ориентации студентов негосударственных высших учебных заведений // Прикладная психология. – 2002. – № 5/6. – С. 140-144.

Меркулова Татьяна,

студентка 3 курса СПФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.А. Попова

ДУХОВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация

In this scientific article the spirituality of the person as a problem of modern science. The article describes the advantages of the goods (material, or post-modern). Describes the concept of spirituality that it expresses, which is spirituality. What is the spiritual world.

 

Духовное совершенствование человека всегда было центром творческого интереса философов, социологов и других специалистов. В современном мире возросло беспокойство по вопросу духовно-нравственного воспитания молодёжи, стремящейся реализовать себя, приобретая в большей степени материальные, чем духовные ценности и предпочтения. Исследования образа жизни, системы отношений, деятельности индивидов – злободневная тема многих публикаций. На самом деле, духовный мир человека представляет собой многоплановое явление, его истоки коренятся в различных формах деятельности, в социальных отношениях, во влиянии СМИ. Большое значение имеют также творческие способности личности, ее умение на основе настоящего угадывать предпосылки будущего. Понятие духовности выражает совокупность идей о наиболее значимых процессах и явлениях, воздействующих на бытие. Это сложившееся представление об идеалах человека, месте его в обществе, ближайших и более отдалённых целях. Духовность содержит ценности мировоззренческого характера, приоритеты. Она характеризуется всесторонним пониманием человеком собственной индивидуальности, непохожестью и единством с окружающими, оптимальной адаптацией к социальной среде, группам, находящимися в ней, усваивая их стандарты поведения и отношений. Духовность – это перманентное формирование смыслов, касающихся не повседневной ситуации, релятивных, коротких по времени коммуникаций с другими, это картины мира, опосредующие связи человека с природными и социальными явлениями. Смыслы включают знания, символы, опыт деятельности в решении жизненноважных проблем. Духовность личности – это неудовлетворённость настоящим, а нередко и протест против безнравственных действий власти, распространяющей через СМИ ложь, зло, насилие над людьми. В субъективном плане жизнь и духовность человека – это взаимосвязь телесного и морального. В борьбе этих двух начал бытия развёртывается и усложняется содержание духовности. Этот процесс не затихает всю жизнь. Как считают многие исследователи, важно исключить доминанту «тела», своевременно подчиняя её силе духа. Сильный человек напрягается, мобилизует энергию, опыт, знания ради достижения социально-оправданных целей. Связь «тела» и духа осуществляется непосредственно [2]. В зрелом возрасте человек, не отягощённый болезнями, имеет все возможности для профессиональной карьеры, воспитания детей, творческой деятельности, что в итоге вызывает общую удовлетворённость жизнью. У него смягчены внутренние противоречия, повышена стойкость по отношению к вызовам современности. В связи с этим необходимо сделать особый акцент на природных условиях, в которых живёт человек. Суровый климат, необозримые просторы, большие расстояния, разъединяющие людей, способствуют появлению смысловых структур, идеалов, предпочтений, характеризующих весомость трудовой хозяйственной деятельности, взаимопомощи, раннего привлечения детей к труду и др. Эта серьезная проблема требует дальнейших исследований. Здоровье нации и отдельного индивида в странах развитого мира – острейшая проблема. Дефицит движения, как результат повальной автомобилизации, нервнопсихические перегрузки от прямых и опосредованных контактов с огромным количеством людей, экологически опасная городская среда стимулирует и без того быстрый износ организма. Духовное восприятие мира серьёзно деформируется. Больной воспринимает происходящее с отклонениями от нормы, ощущает постоянный дискомфорт от потери стимула к активным действиям. Понятно, что, находясь в таких условиях, человек изменяет свой духовный мир. Уходят наиболее значимые идеи, картина действительности резко видоизменяется, повседневные дела и мысли становятся решающими. Так, вопреки субъективным желаниям, личностные потрясения модифицируют духовность, что, пожалуй, самое ценное из предшествующего опыта человека. Нет сомнения, наиболее значимым условием развития духовности является общество, общественная жизнь. Это закономерно, так как динамика материального бытия, особенно в переходный период, скоротечна, масштабна, фатально предопределяет метаморфозу духовных, смысловых трендов. Не менее глубоко опосредуют перевороты в сознании миллионов граждан формы духовной жизнедеятельности [1].

Духовность – это субъективный мир человека, её смысловая полнота зависит от физической, психической энергии, демонстрируемой человеком в деятельности и отношениях с природой, обществом, группами людей. Она характеризуется множеством черт, основные из них: ценности, знания, творчество, интенциональность (направленность), внутренне связанных между собой и представляющих комплекс образов, идей, понятий, символов, возникающих в процессе взаимодействия с миром. Понятие ценности выражает значимость культурных артефактов, как для общества, так и для отдельного человека. В процессе трудовой деятельности происходит оценка индивидом результатов различных событий, и эта способность формируется в процессе социализации с детских лет и до глубокой старости. В случае социальной активности, например, профессиональной, политической либо творческой, появляются новые и элиминируют те ценности, которые не соответствуют интеллектуальному, духовному уровню развития личности. Ценности, как существенный элемент духовности, придают действиям и их результатам приоритетный, оценивающий характер. Понятие добра и зла, справедливости и несправедливости, величественного и низменного усваиваются и приобретают соответствующее значение в ходе практической и интеллектуальной деятельности, в познании социальных явлений и процессов. Содержание ценностей подвижно, и то, что в настоящем признаётся вдохновляющим, первоклассным, в дальнейшем может оказаться архаичным. Для более глубокого понимания роли духовных ценностей обратимся к дискуссии о соотношении материальных и постматериальных (духовных) ценностей. Одни авторы утверждают преимущество материальных, другие, наоборот, духовных.

Проведя исследование, российский социолог Ю. Плеснин обнаружил, что достаточно значительно снизилась доля тех людей, которые считают важным смыслом своей жизни духовное развитие. Она и так была невелика, однако сейчас таких людей остались проценты. По его мнению, ценности духовного развития постоянно снижаются, а нарастают эгоизм, индивидуализм, связанные не с развитием личности, а с удовлетворением «желудка» и, грубо говоря, «кожи». В то же время, ценности личной безопасности, материального благополучия признают огромное большинство. Материальные приоритеты способны разрушить личность, которая удовлетворяется только материальными пристрастиями. Когда человек становится заложником дорогостоящей одежды, жилья, роскоши, он подчиняет все свои жизненные устремления приобретению всё более изощрённых изделий. Находясь в повседневной гонке за новыми вещами, человек быстро теряет свою привлекательность для окружающих, ему бывает трудно остановиться и поразмыслить над происходящим. В данном случае его духовность минимальна [1].

Духовность формируется и изменяется в течение жизни и каждый индивид в зависимости от конкретной ситуации расставляет акценты, осуществляя свой выбор. Потребительство, как норма жизни, есть результат убогости, бедности по содержанию и направленности внутреннего духовного мира человека и, соответственно, его образа жизни. Вероятно, постоянное поддержание баланса между духовным и материальным является наиболее приемлемым вариантом жизнедеятельности современного человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Косичев А.Д., Платонов Г.В. Духовность и проблема воспитания // Высшее образование в России. – 2012. – № 1. – С. 124-127.

2. Смирнова Л.Н. Феномен духовности: социально-философский аспект анализа: Автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 2007.

 

Мясищева Татьяна,

студентка 3 курса исторического факультета АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.пед.н., доцент Г.Г. Сечкарева




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.