Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кто такой идеальный вожатый?




Аннотация

This article deals with the problem of young leaders. The basic qualities that are required for a counselor. The author makes recommendations for future leaders.

Человек, побывавший хоть раз в жизни в летнем оздоровительном лагере, понимает, как важно для ребенка, чтобы в отряде был хороший вожатый. Не бывает идеальных людей, то же самое мы можем сказать о педагогах, у всех бывают погрешности и ошибки. Однако в данной статье мы попробуем нарисовать образ идеального вожатого, глядя на которого, понимаешь, что этому человеку не страшно доверить собственного ребенка.

Прежде чем перейти к проблеме, которая нас интересует, мы должны дать определение термину вожатый. Вожатый – педагог, работающий с детским объединением. Впервые термин «вожатый», применительно к детской Пионерской организации СССР, появился в 1922.

Так кто же такой идеальный вожатый?

§ Идеального вожатого можно вычислить сразу – это человек, у которого в запасе есть игры для любого времени года и для любой погоды. У такого вожатого есть ответ на любой вопрос, он любит танцевать и петь и может с ребятами поговорить на интересующие их темы.

§ Хороший вожатый никогда не повышает голос, не «руководит» детьми, они у него все делают сами: сами придумывают мероприятия, сами организуют его, сами проводят, анализируют положительные и отрицательные моменты, планируют следующее мероприятие.

§ У хорошего вожатого всегда хорошие дети и дружеский климат в коллективе. Он ждет каждую встречу со своими воспитанниками.

§ Хороший вожатый всегда готов помочь ребятам, а так же должен чувствовать настроение ребят и ситуацию в отряде.

§ Хорошего вожатого отличает жажда нового. Он постоянно выискивает интересные книги, статьи, методички, которые пригодятся ему в работе.

§ Идеальный вожатый должен любить детей, и отдавать им все самое лучшее. Без этого стремления даже не стоит идти работать в лагерь вожатым.

Желательно, чтобы это был молодой, энергичный и жизнерадостный человек, стремящий к новым познаниям, к самосовершенствованию, он должен быть сторонником инновационного подхода в образовании и воспитании будущего поколения. Молодой вожатый с радостью станет инициатором в подготовке праздников, мероприятий, соревнований. Дети с ним будут все время заняты, участвуя в общелагерных мероприятиях не потому что «Нужно», а потому что им это действительно интересно.

§ Идеальный вожатый просто обязан разбираться в современных музыкальных течениях, в фильмах, компьютере и быть в курсе всех мировых новостей, чтобы не только ответить ребенку на каверзный вопрос, но и рассказать что-то новое.

§ Умение помочь решить конфликт, помочь советом, поддержать в критической для ребенка ситуации – это не должностные обязанности вожатого, обязательные черты его характера.

§ Требовательность крайне важна в работе с детьми. Это должен быть идеальный баланс строгости и справедливости. Что касается голоса, то он должен звучать твердо и уверенно, но ни в коем случае не приветствуются разговоры на повышенных тонах.

§ И, конечно же, у вожатого просто не может быть вредных привычек, потому как он является образцом для подражания. Он – это идеал ребенка, который просто не может подавать своим воспитанникам дурной пример.

Вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Будьте открыты и не бойтесь, и тогда именно вы станете лучшим вожатым.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. «Ах, лето…» / Под ред. Г.А. Крыловой, И.Б. Соколовой. – Армавир, 2002.

2. Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. – М., 1991.

3. Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого. – М., 2002.

4. Действие воспитателя-вожатого в экстремальных ситуациях / Под ред. Л.А. Терешковой. – АГПУ, 2008.

5. Закутько В.И. Родители – ваши союзники в воспитании. – Армавир, 2000.

6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1998.

7. Ковалев С.В. Основы нейролингвистического программирования. – М., 1999. – С. 158.

8. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. – М., 1995.

9. Кузин В.В. 500 игр и эстафет. – М., 2000.

10. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: пед. практикум. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 240 с.

11. Маленкова Л.И. и др. Большая книга вожатого. – М., 2004.

12. Шумилова Н.С., Терешкова Л.А., Тропина О.Н. Правовые аспекты деятельности воспитателя-вожатого, обеспечение безопасности и охраны труда: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИЦ АГПУ, 2008. – 28 с.

 

Вартанян Магдалина,

студентка 2 курса исторического факультета АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Аннотация

Muzykoterapiya influences an emotional condition of the person. All techniques provide complete and isolated use of music as a leading factor of influence.

Всем известно, что музыка – олицетворение культуры. Ее потрясающее воздействие на человека известно еще с древнейших времен. Ни одна мировая религия не обходилась без музыкального сопровождения. Но, как показала наука, музыка это не просто часть культуры, но и «врач», лечащий душу человека, и даже тело.

В науке данное объяснение получило название музыкотерапия – лечение музыкой. Еще 10-20 лет назад, ученые пытались выявить научное обоснование данного метода.

Существуют две основные формы музыкотерапии: активнаяи пассивная (рецептивная). Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически-психотерапевтически направленную, активную музыкальную деятельность, заключающуюся в воспроизведении музыкального материала с помощью собственного голоса или каких-либо музыкальных инструментов. Пассивная – предполагает процесс восприятия (слушания) музыки с психотерапевтической целью.[1]

Известно, что первыми пациентами были новорожденные отделения недоношенных. У детей, пострадавших от недостатка кислорода в развитии, активность очень маленькая. После того, как младенцам давали слушать классическую музыку, активность ферментов, пульс повышались.

Но также нельзя забывать, что маленьким детям запрещается слушать музыку в наушниках. Так как это может привести к слуховой травме.

Музыкотерапией можно вылечить от бессонницы, переутомления, неврозов, а также болезней сердца, гипертонии, язвенной болезни и др.

Лечение музыкотерапией проходит во многих странах. Во Франции, например, музыкотерапевт А. Томатис лечит людей музыкой Моцарта. Его прозвали «Доктор Моцарт». Его пациентом был известный французский актер Ж. Депардье. В молодости актер очень сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его карьере. А. Томатис посоветовал ему не менее двух часов в день уделять прослушиванию Моцарта. Уже скоро, через два месяца, Ж. Депардье избавился от заикания.

Как происходит лечение с помощью музыки? Средняя продолжительность сеанса колеблется от 30 до 45 минут. Общее количество сеансов зависит от диагноза, индивидуального состояния больного и других факторов. Обычно требуется от 10 до 20 посещений музыкотерапевтического кабинета. Данное помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, удобную мебель, чтобы пациент мог чувствовать себя комфортно во время сеанса. Предпочтительнее проводить сеансы без наушников. В процессе лечения могут применяться микронаушники, которые прикрепляются на точки акупунктуры и оказывают колебательные воздействия.

Опытно-экспериментальным путем была выявлена схема влияния классической музыки на конкретные заболевания.

Так, например:

- снимает неврозы и раздражительность, разочарование, поднимает нас над уровнем повседневности в высшие сферы – «Лунная соната» Бетховена, «Итальянский концерт» Баха, музыка Генделя;

- успокаивает, уменьшает чувство тревоги и неуверенности прослушивание «Аве Мария» Шуберта, мелодии Рубинштейна и Шопена;

- алкоголизм и курение (наркотическая зависимость) уменьшаются от прослушивания «Аве Мария» Шуберта, «Лунная Соната» Бетховена;

- бессонницу устраняют «Грустный вальс» Сибелиуса, пьесы Чайковского;

- гастрит «не любит» «Сонаты № 7» Бетховена;

- эпилепсия «не любит» «Сонату К 448» Моцарта;

- музыка Моцарта улучшает зрение и уменьшает суставные боли.

Исследователями доказано, что во время военных маршей, ритм марша влияет на работу сердца. Если во время длительных походов ритм был медленным, то работа человеческого сердца тоже была медленной и спокойной, снимала усталость и повышала выносливость солдат. Если же это были парадные марши, то музыка имела быстрый ритм, а значит, и влияние было бодрящим.

Существует много психотерапевтических методик применения музыки. Среди российских методик можно назвать наиболее известные модели В.И. Петрушина, Р. Блаво, В.Э. Элькина и др.

Методика «музыкально-рациональной психотерапии» В.И. Петрушина заключается в применении в психотерапевтических целях средств музыкальной выразительности. По его мнению, музыка выражает настроение человека в зависимости от темпа звучания, что и предопределяет психотерапевтическое использование.

Р. Блаво назвал свою методику «энергоинформационной», связанную с энергетическими центрами человека. Он опирается на древнеиндийское учение о семи чакрах человека, отвечающих за здоровье органов, которые находятся в «их зоне влияния». Согласно Р. Блаво, специально подобранные цвет, музыка, аромат и воздействует на эти чакры. Так и происходит музыкотерапевтическая работа.

Методика В.М. Элькина основана на соответствии эмоционального состояния человека и восьми цветов. Черный цвет – цвет трагической погруженности в себя, коричневый – цвет печали, серый – отрешенности, фиолетовый – мечтательности, синий – покоя, зеленый – задумчивости, желтый – радости, красный – энергетического подъема.

Таким образом, музыкотерапия влияет на эмоциональное состояние человека. Все методики предусматривают целостное и изолированное использование музыки в качестве ведущего фактора воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Матвеев Н.В. Экспериментальное исследование специального способа музыкотерапии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1992. – № 2. – С. 65-67.

2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 1999.

3. Психотерапевтическая энциклопедия. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2006. – С. 364.

4. [Электронный ресурс]. URL: http://centerconsalt.ru/netraditionnaya_medicina/muzikoterapiya_
zvukoterapiya.htm.

 

Гуртовая Елена, Солохина Альбина,

студентки 1 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

The spiritual sphere of life of society covers various forms and levels of public consciousness: moral, scientific, esthetic, religious, political, legal consciousness. Respectively its elements are morals, science, art, religion and the right.

Духовная жизнь человека сложна и многообразна. Она оказывает большое влияние на психическое состояние, поведение и деятельность человека. Но, несмотря на это духовный мир человека был мало изучен психологией. Она в основном занималась исследованием психических процессов, состояний и свойств, обращая, прежде всего внимание на структуру, формы и механизмы их проявления. Внутренний же субъективный мир человека оставался часто вне поля зрения психологии.

Духовный мир – это субъективный мир человека. Субъективность – это внутреннее начало, которое лежит в основе телесного и духовного бытия человека. Духовность – это содержательная сторона психических явлений, их сущность. Психика человека, не связанная с духовностью, лишена всякого смысла, она не может обеспечить существование человека в сложных социальных условиях. Поэтому человек, наделенный духовным миром – это субъект, способный познавать и преобразовывать мир и самого себя, способный оценивать, регулировать и контролировать как внешнюю практическую, так и внутреннюю психическую деятельность.

Формы существования и проявления духовного мира человека являются самыми разнообразными. Это – потребности, интересы, взгляды, убеждения, мировоззрение, верования, мечты и идеалы. Причем, все они пронизаны эмоциями и чувствами, делающими духовную жизнь человека богатой и эмоционально насыщенной.

Исходными формами духовной жизни личности являются культурные и духовные потребности. По ним, прежде всего, судят о духовном уровне развития личности. Духовно развитый человек – это культурный и образованный человек. Культурные потребности не даны человеку от природы, они есть продукт воспитания личности.

Культурные и духовные потребности взаимно связаны между собой. Различение культурных и духовных потребностей является условным, так как и те, и другие удовлетворяются посредством употребления предметов культуры. Различие между ними может заключаться только в том, что культурные потребности удовлетворяются посредством применения самих предметов, а духовные – в результате присвоения идейного содержания, присущего всем предметам культуры, в том числе и самому человеку.

Существенное влияние на духовную жизнь человека оказывают интересы. Интересы представляют собой субъективные состояния, побуждающие личность проявлять избирательное отношение к предметам и явлениям как материального, так и духовного мира.

Особое значение в духовном мире имеют взгляды человека. Взгляды – это знания, приобретенные личностью на основе собственного опыта, а также в процессе обучения и воспитания, об окружающем мире и о самом себе.

Исключительно важную роль в духовной жизни человека имеют мировоззрение и убеждения. Мировоззрение – это система взглядов личности на природу, общество, социальную и духовную жизнь человека. В мировоззрении может проявляться как общее понимание мира, так и отдельных его сторон. Мировоззрение определяет отношение человека к окружающему миру, от него зависит понимание человеком смысла жизни и его предназначения на земле.

В убеждениях проявляется вера человека в правильности тех принципов, которыми руководствуется он в своей жизни. Особенно большое значение в духовной жизни имеют нравственные убеждения, которые определяют моральный облик человека.

Верования – это взгляды догматического характера, безоговорочно принятые человеком под влиянием авторитетных людей или взятые из письменных источников, которые не вызывают никаких сомнений. В большинстве случаев такие верования возникают у верующих людей, когда они слушают проповеди или читают библию.

Очень большое влияние на духовную жизнь человека оказывают мечты. Мечта – то созданный воображением образ желаемого будущего, к которому стремится человек. Мечта делает духовную жизнь человека целенаправленной и осмысленной. Она побуждает человека мобилизовать все свои силы на ее достижение, она создает перспективу в жизни.

Очень важное место в духовном мире человека имеют идеалы. Идеал – это образ человека, который становится для личности образцом для подражания. В идеале заключены такие качества личности, которые являются для человека самыми совершенными, а потому и наиболее ценными.

Все эти формы проявления духовной жизни человека взаимно связаны между собой и определяют важнейшие характеристики личности. Среди них особое значение имеют: духовный облик личности, ее целеустремленность, цельность и оригинальность.

Духовный облик личности характеризуется степенью проявления основных компонентов духовного мира человека, а также их содержанием и моральной направленностью. Отсюда личность оценивается как высоконравственная или безнравственная.

Духовный облик личности определяется также разносторонностью ее потребностей и интересов, широтой мировоззрения, глубиной и устойчивостью убеждений и верований. Преобладание материальных потребностей над духовными является причиной бездуховности личности и порождает такие отрицательные качества как алчность, эгоизм и индивидуализм.

Целеустремленность зависит от ценностной ориентации личности, связанной с ее потребностями, интересами, убеждениями, мечтами и идеалами, которые побуждают личность к активному познанию и преобразованию внешнего мира и самого себя. Целеустремленность дает возможность личности добиваться осуществления возвышенных целей, преодолевать препятствия, возникающие на пути к их достижению.

Цельность личности предполагает гармоничное сочетание всех компонентов духовного мира, их взаимную связь и единство, совпадение идейного содержания взглядов, убеждений и идеалов с действиями и поступками человека. При отсутствии цельности имеет место раздвоенность личности, проявляющаяся в том, что человек говорит одно, а делает другое. Раздвоенность личности порождает такие качества как лживость, лицемерие, ханжество, беспринципность, цинизм.

Оригинальность личности представляет собой проявление индивидуальности человека, своеобразие его потребностей, интересов, взглядов, убеждений и идеалов. Оригинальность личности также проявляется в самобытности, создаваемых ею продуктов, в неординарном поведении, в способности находить новые пути в решении практических и теоретических проблем и задач.

Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного. С точки зрения влияния культуры на духовное развитие человека можно выделить следующее определение культуры. Культура как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., а также знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

В ходе истории понятие «культура» приобретало все более широкий смысл, став, в конечном счете, синонимом «искусственного», «созданного человеком».

Порой представляется, что человек создает мир культуры, своей значимости, и затем черпает из него ценности для самоутверждения. Культура тогда оказывается неким складом общедоступных ценностей, тем более богатым и способным к удовлетворению потребностей в восстановлении значимости человека, чем дольше человечество обретается на земле.

Культура является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все-таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся: идеи, теории, образы и духовные ценности; духовные общественные связи индивидов; сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни – экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большаков В.П., Новицкая Л.Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010.

2. Пономарева Г.М. и др. Введение в культурологию. – М., 2007.

3. Соколов Э.В. Культурология. Очерки истории культур. – М., 2004.

4. Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2005.

Дадян Анжелика,

студентка 1 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

 

ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ

Аннотация

In psychology the Personality acts as object of a number of sciences and, being the difficult, many-sided social phenomenon, demands to itself integrated interdisciplinary approach (philosophical and sociological, social and psychological, etc.). The psychology studies the person from the point of view of his mental, spiritual activity.

From all problems which people faced during mankind history probably the most confused the riddle of the most human nature is. In what only the directions the searches weren't conducted, what set of various concepts was put forward, but the clear and exact answer still escapes us

 

Личность – это человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

Личность чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих социально-значимые поступки человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые психические состояния, за исключением тех, которые проявляются в отношении к людям и к обществу. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности данного человека.

Личности бывают разные – гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личности неповторима. Иногда это свойство – неповторимость – называют индивидуальностью, как проявление единичного. Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект-субъектного отношения наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.

В личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность – вне общества человек не может стать личностью. Поэтому основными признакамиличности можно считать социальность, наличие языка как средства речевого общения людей и сознания как высшей формы психической жизни.

В отечественной психологии личность – это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека (свойств, характеризующих деятельность его эмоциональной и личностной сферы). Особое значение имеют межличностные отношения для становления Я-концепции и самосознания личности; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Но личность – не только объект и продукт общественных отношений, это еще и активный субъект деятельности, общения и самосознания, поскольку человек не только испытывает общественные воздействия, но и преломляет, преобразует, изменяет их.

Свойства индивида и личности интегрированы в структуре субъекта, что и обусловливает его готовность и способность к осуществлению практической и теоретической (интеллектуальной) деятельности. Субъект деятельности – это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

Субъект является носителем когнитивных свойств, характеризующих деятельность познавательных процессов и способностей человека, в том числе и умственных. Другими словами, структура субъекта – это структура потенциалов, способностей человека, особое место среди которых занимает интеллект.

В мире нет двух абсолютно одинаковых людей. Даже однояйцовые близнецы по своим психологическим особенностям не могут быть абсолютно идентичными. Для обозначения отличия одного человека от другого, одной личности от другой пользуются понятием «индивидуальность». Индивидуальность это личность в ее своеобразии, то, чем она отличается от окружающих (особенности интеллекта, чувств, наличие разного опыта, убеждений, различия характера, темперамента и т.п.). Все люди индивидуальны, неповторимы, но у одних индивидуальность проявляется ярко, а у других – малозаметно

Все психологические особенности человека являются, разумеется, видовыми, но не все они носят личностный характер. Все замыкается на центральном вопросе о соотношении и взаимодействии биологического и социального в психике человека. Каждый человек многолик и целостен, ординарен и уникален, переменчив и стабилен. Психология решает аналогичные задачи, для чего необходимо, прежде всего, наличие соответствующей психологической модели, отличающих одну личность от другой.

Психологическая структура личности – это некая целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности.

А.Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:

- темперамент (структуру природных свойств);

- направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);

- способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

В.Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.

К.К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:

- социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

- биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

- опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

- индивидуальные особенности различных психических процессов.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

- определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

- динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

- статус и социальные функции-роли;

- мотивация поведения и ценностные ориентации;

- структура и динамика отношений.

Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

3) жизненный путь человека (история личности).

Б.Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно:

1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;

2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них.

С позиций А.Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов.

Представления о личности и ее структуре в бихевиоризме, гештальт-психологии, психоанализе, в гуманистической, когнитивной психологии и т.д. даются в курсе «Теории личности».

Изучение личности как условия деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не «отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность».Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н. Леонтьевым.Личность, по его мнению, это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.Понятие индивид, по А.Н. Леонтьеву, выражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащённый предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия её формирования. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашёл своё развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского.А.В. Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».

В каждом из подходов можно выделить бесчисленное множество конкретных вариантов понимания личности, часто противостоящих друг другу в ключевых моментах. В психологии столько определений личности, сколько психологов занимается ее изучением. Поэтому необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии. В зависимости от решаемых исследовательских или прикладных задач и используемых при этом средств, на первый план неизбежно будут выступать разные аспекты понятия «личность».

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М: Изд-во МГУ, 2010.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2008.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Черо, 2008.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2000.

Дегтярев Виктор,

магистрант 1 курса СПФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 4249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.