КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В юношеском возрасте
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ДУХОВНЫХ ИДЕАЛОВ ЛИЧНОСТИ
Аннотация This article is devoted to problems of formation of the intellectual and spiritual ideals of identity in adolescence. It focuses on the characteristic features of personality in adolescence, spiritual needs. Identified and justified the need to help young people make a clear view and correct moral relations, solid opinions on their own behavior and the behavior of other people, to help to understand the meaning and significance of these moral values, the essence of the moral ideal, fairness, integrity, honor, dignity, conscience, to convince students to guide them every step of his future life. Духовные потребности в юношеском возрасте являются ведущей и направляющей силой развития духовности личности. В них раскрывается сущность духовности как движения души на пути к полной самореализации, как нравственно-ориентированное поведение, как проявление разума, как мыслящую и созидательную активность личности, как утверждение значимых ценностей, как поиск высшей истины. Юношеский возраст – период индивидуальной жизни, в котором становится (развивается) способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.). В духовных потребностях юношеского возраста представлены как минимум три начала человеческого бытия, а именно, духа, разума и чувств. Если дух характеризуется такими атрибутивами, как устойчивость, крепость, нравственность, то разум отличается интеллектуальностью, мудростью, в то время как духовное начало чувств делает их умеренными, контролируемыми и гуманными. Устойчивость, крепость и нравственность человеческого духа, как психологические основания духовных потребностей еще не достигают акмеологической вершины своего развития в юношеском возрасте. Более того, весь предшествующий опыт подросткового возраста обусловливает недостаточную устойчивость взглядов, зависимость от мнения окружающих сверстников, транзиторный характер возникающих и исчезающих ценностей, неполную предсказуемость поступков, которые не исключают случайное или регулярное нарушение нравственных норм. Психологические наблюдения в юношеском возрасте показывают, что «потребности духа» в устойчивости, крепости и нравственности не являются врожденными и не даются от природы. Они существуют как потенциальная возможность, которая может быть приобретена еще до наступления юношеского возраста, утрачена в ходе личностного развития или не актуализирована вообще. Все три названные альтернативы характерны для юношеского возраста, в котором духовные потребности можно условно отнести к «флюидному» типу психологических образований, включая овладение духом как одним из начал человеческого бытия. Интеллектуальность, мудрость и креативность разума как психологическое основание духовных потребностей в юношеском возрасте все более отчетливо начинает проявляться как «потребность в потребности». Это означает осознание личной необходимости и индивидуальной значимости быть все более осведомленным, знающим, творчески мыслящим и способным к глубокому осмыслению жизни и постижению ее смысла, включая также и собственную роль в происходящих событиях. Благодаря силе разума достигается более глубокое понимание не только того, что имеет индивид в своей жизни, окружении и возможностях, но и то, что индивид хочет иметь. Рост интеллекта становится ключевым в самовоспитании, самообразовании, профессиональном самоопределении, построении собственных жизненных перспектив и др. Вопрос типа: «Что я хочу?» становится ведущим и требует своего ответа для того, чтобы ответить на вопрос типа: «Кем быть?», «С кем дружить?», «Кого любить?», «Что иметь?», «Как действовать?» и т.п. Потребность в «движении духа» неотделима от потребности в «движении разума» на пути к самореализации личности в юношеском возрасте. Не менее важным психологическим основанием духовных потребностей в юношеском возрасте является умеренность, контролируемость и гуманность чувств. Для юношеского возраста характерно отрицание подросткового максимализма, вседозволенности и показной суровости. Вместе с этим, осуществляется поиск «что не так». Накапливается опыт самоограничений, возрастает успешность контролируемости своих поступков, формируется характерная для юношества установка на позитивное отношение к жизни, положительным перспективам и доброму началу в межличностных отношениях. Интеллектуальная сфера личности становится особым предметом заботы в юношеском возрасте, что во многом обусловлено социальными ожиданиями и социокультурными установками в обществе, а также поиском своей «ниши» в жизненном пространстве. Эта сфера обнаруживает себя в особом психическом бытии, то есть, в полноте, глубине, гибкости, реальности, обобщенности и конкретности отражения окружающего мира. Особенно заметной становится потребность в интеллектуальном росте, направленная на решение все более сложных, актуальных и противоречивых задач не только для достижения профессионально ориентированных целей, но также и для познания собственных возможностей. Потребность в утверждении себя становится важнейшим содержанием духовных потребностей личности в юношеском возрасте. Другим аспектом духовных потребностей интеллектуального типа является потребности в создании нового, то есть, в креативной деятельности. Психологические исследования показывают, что в юношеском возрасте особый интерес вызывают задачи не столько воспроизведения, сколько отрицания прежнего опыта и открытости новому и не опробованному. При всем индивидуальном разнообразии, потребности в собственной креативности можно считать типичной возрастной характеристикой духовных потребности юношеского возраста. Наконец, именно в юношеском возрасте впервые начинает отчетливо проявляться потребность в приобщении к общечеловеческой мудрости. Она проявляется в интересе к «вечным знаниям», в желании открыть для себя «законы бытия», в стремлении отличить преходящее от постоянного. Данная потребность получает свое удовлетворение на более поздних этапах личностного развития и, фактически, остается актуальной на протяжении всего жизненного пути человека в виде потребности в поиске смысла жизни. Подчеркнем, что наиболее отчетливо эта потребность появляется в юношеском возрасте. Особый интерес представляет трансформация потребности в свободе в потребность в волеизъявлении, которая закладывается на более разных возрастных этапах развития личности и становится все более зрелой в юношеском возрасте. Свободная воля и произвольные решения начинают все более тесно интегрироваться с проявлением ответственности за последствия свободного волеизъявления. Именно поэтому, потребность в свободе в юношеском возрасте приобретает все более прочное и устойчивое нравственное основание. Во всяком случае, социальные условия развития личности в этот период предъявляют все более последовательные и категоричные требования отвечать за свободу действий. Во многом это обусловлено вступлением в период юридическом ответственности за совершаемые действия. В этом период начинает доминировать стремление «быть услышанным». Вероятно, можно говорить об интегративной потребности юношеского возраста в самореализации собственной индивидуальности. Таким образом, психологическая структура базовых духовных потребностей молодежи включает потребность в поиске себя, в креативном преобразовании жизни, в поиске смысла жизни, в ценностном самовыражении, в волеизъявлении, в самореализации собственной индивидуальности. При этом, самореализация собственной индивидуальности функционирует как интегративная духовная потребность, специфически характерная для юношеского периода развития личности. Жизненные перспективы молодежи характеризуются романтизмом, оптимизмом, масштабностью, завышенными ожиданиями и преувеличением собственных возможностей. Отчасти, такая характеристика обусловлена предшествующим возрастным (подростковым) периодом развития личности, включая завышенные ожидания успеха и преувеличение собственных возможностей. Вместе с тем, романтические представления о будущем и его идеализация, оптимистический взгляд на жизнь и масштабность планов можно рассматривать как специфические личностные образования юношеского возраста. Жизненные перспективы молодежи неотделимы от личностных ценностей, разделяемых в молодежной среде. Кризис современного общества в политической, экономической, социальной сферах на личностном уровне трансформируется в проблему адаптации к меняющимся реалиям сегодняшнего дня. Ценность нашего времени в том, что мы стали твердыми, более продуманно смотрим на жизнь, пытаемся проанализировать сущность кризиса, причиной которого является снижение нравственного уровня общества, потеря нравственного идеала, снижение нравственной культуры человечества. На решение проблемы воспитания нравственного идеала, направили свой научный потенциал такие отечественные ученые: Л. Кузнецова, Г. Софинская, Н. Шевченко, Н. Мищенко и другие. Усиленный интерес исследователей к решению существующей проблемы обусловливает не только ее актуальность, но и связь с важными научными и практическими задачами современной педагогической науки.
ЛИТЕРАТУРА 1. Бердяев Н.А. Дух и реальность. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2006. 2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2004. 3. Духновский С.В. Переживания дисгармонии межличностных отношений. – Курган, 2005. 4. Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. – СПб.: Русь, 2005. 5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб. пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2000. 6. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
Шевченко Олеся, студентка 2 курса СПФ ИПБ (г. Кременчуг, Украина) Научный руководитель: ст. преподаватель кафедры социологии ИПБ В.Е. Подаляка
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |